1. Колокольня (1741-1769 гг.)
Последний дипломатично предложил убрать скульптуры совсем, а вместо них «употребить для украшения приличные орнаменты и вазы», что и было сделано. Если замена портретов из меди белокаменными
картушами не ухудшила, а может быть, даже усилила цельность облика колокольни, то постановка ваз вместо статуй безусловно
обеднила силуэт сооружения, а также значительно ослабила его идейную выразительность и триумфальность. Колокольня. Фасад
(постановка скульптур по замыслу Д. В. Ухтомского). Реконструкция В. И. Балдина. План Настойчиво добиваясь ос...
2. Троицкий собор (1422—1423)
Виртуозно исполненная в мастерской московского чеканщика Давида Прифа, сень на четырех фигурных столбах пышно украшена замысловатыми
орнаментальными рельефами. Надпись, гравированная в картуше,
расположенном на торцевой доске, свидетельствует, что сень является вкладом «самодержавнейшей всероссийской императрицы»
Анны Иоанновны. Глухие ограждения-доски между столбами в...
4. Историко-художественный музей-заповедник
В настоящее время в ней представлены произведения различных видов прикладного искусства Древней Руси XIV-XVII веков, среди
которых шедевры лицевого и орнаментального шитья, золотого
и серебряного дела, малой пластики. Одной из примечательных особенностей этой коллекции Загорского музея является то, что
в большинстве своем экспонированные здесь работы знакомят посетителей с формированием и развитием собственно московского
художественного стиля, что связано в первую очередь с непосредственной геогра...
7. Город и монастырь в XIX - начале XX века
Произвольно и без какой-либо системы изменяется в этот период окраска зданий: фасады белокаменного Троицкого собора оклеиваются
холстом, по которому пишутся орнаменты и сюжетные картины;
стены Духовской церкви красятся в голубой, а выступающие части — в темно-синий цвет; колокольня, Смоленская церковь, большинство
башен сохраняют красный тон, и только три из них (Красная, Пивная, Келарская) белятся известью. Произвольные перестройки
и окраски древних зданий грубо нарушили цельность и единство всего архитектурного ансамбля монастыря.
...
9. Художественно-педагогический музей игрушки
Каргопольская игрушка (деревни Гринево, Коншино Архангельской области) свидетельствует о тонком колористическом мастерстве
художников. Ее орнаментальным росписям как на светлых, так
и на темных фонах свойственна приглушенная цветовая гамма. В некоторых районах до сих пор изготовляются нарядные свистульки.
Среди них наиболее архаична по своим формам тульская игрушка (деревня Филимоново Одоевского района) с традиционными коньками,
оленями, баранами, птицами, человеческими фигурками. Последние особенно отличаются уд...
10. Историко-художественный музей-заповедник
На высоком цоколе покоится небольшой кубический трехап-сидный храм, стены которого членятся на две неравные по величине части
тремя рядами орнамента. Мощные плоские лопатки разделяют
каждый из фасадов, завершенных килевидными закомарами, переход от которых к башнеобразной главе отмечается устройством кокошников
по углам четверика. Установленный на высоком постаменте, мощный барабан собора имеет десять узких оконных проемов. Отмеченный
стройностью пропорций, он как бы придает постройке устремленность ввысь, подчеркнутую также необычным наклоном стен к центру
сооружения....
11. Музей-заповедник: Андрей Рублев
Позднее царь Михаил Федорович добавил к годуновскому окладу иконы «Троица» золотые цаты (1626), сделанные по образцу грозненских,
а в середине XVIII века, уже по заказу монастыря, на эту особо чтимую икону была изготовлена сплошная золотая риза, повторившая
линии рисунка фигур ангелов с дополнением изящного растительного орнамента.
И несмотря на разновременность отдельных частей, весь этот второй оклад рублевской иконы воспринимается как единое высокохудожественное
произведение ювелирного искусства.
...
13. Музей-заповедник: Обработка металла
Боронников изысканные завитки узора в виде черного кружева искусно перемежает с тонкими золотыми нитями орнамента. На бытовых предметах путем многократного травления создаются сложные изображения уральской
природы в сочетании с растительными узорами. Во многих работах московских, ленинградских, свердловских, калининградских ювелиров
художественно обработанный металл искусно сочетается с декоративными свойствами разнообразных цветных камней. Преимущественно
используются разные по цвету и структуре агаты, полупрозрачный, кр...
14. Музей-заповедник: Роспись и резьба по дереву
Изделия украшаются резными пластинками из твердых пород дерева, главным образом самшита, с орнаментальными или сюжетными композициями, исполненными сквозной резьбой. Этот светлый резной ажур
хорошо выделяется на темном ореховом дереве или золотистом капокорешке. В некоторых более сложных произведениях, таких, как
чернильный прибор «Охота» К. Г. Зорилова, миниатюрная ажурная резьба сочетается с рельефной и...
16. Музей-заповедник: Серебряные изделия
В центре блюда дана в духе народного лубка библейская сцена о Китае и Ионе, прекрасно увязанная пластически с формой и орнаментикой всего блюда. Пышные барочные завитки, выполненные в сочном
рельефе, дают богатую светотеневую игру, столь ценимую в эту эпоху. Частичное золочение, дающее возможность почувствовать
т...
17. Музей-заповедник: Резьба по кости
Мелкие прорезные растительные завитки, фигурки животных и охотничьи упряжки среди лапчатых еловых веточек и орнаментальных побегов составляют тонкое ажурное обрамление в шкатулках,
коробках, ножах для бумаги. Чукотские косторезы Магаданской области сочетают объемную резьбу с цветной гравировкой. На моржовых
клыках они обычно размещают сложные многофигурные группы. Большим мастерством отличаются работы старейшего резчика Вуквутагина,
заслуженного художника РСФСР, одного из организаторов этого промысла. В произведении «Охота на песца...
18. Музей-заповедник: Изделия из металла
Старинные формы сундуков и несложные мотивы просечного орнамента
сохранились вплоть до середины XIX века, но уже в XVIII веке появился спрос на более изящные вещи. Сундуки делались гораздо
меньших размеров, легкими, просечные узоры стали мельче, ажурнее. Братина. XVI в. В музее хранятся изделия знаменитых сундучников
не только Великого Устюга, но и Мо...
19. Музей-заповедник: Предметы быта
В Ярославской области ее резали в форме кресла, грани покрывали пышным геометрическим орнаментом, исполненным техникой трехгранно-выемчатой резьбы. На Севере солоницу делали в виде утицы;
иногда спинка была съемной и служила крышкой. Издавна солоница-утица украшала свадебный стол, так как ее считали символом
семейного благополучия. Солоницу ставили посредине стола, делали массивной и устойчивой, чтобы не рассыпать соли. В отделе
имеются и такие бытовые произведения крестьянского...
23. Музей-заповедник: Орнаментальное шитье
Одно из лучших произведений орнаментального шитья конца XVI
века — «Жемчужная пелена», подаренная Троицкому монастырю в 1599 году Борисом Годуновым. Композиция ее строга и проста, рисунок
легко читается, несмотря на большое разнообразие и необыкновенную роскошь материалов: здесь прекрасно сочетаются золотые
дробницы с чернью и гравировкой, поразительной красоты и величины драгоценные камни, крупный кафимский жемчуг. Троица. Сударь.
1598-1604 годы. Вклад Бориса Годунова Мастерская Старицких. Плащан...
30. Музей-заповедник: Золотое и серебряное дело
Превосходные образцы их можно видеть на золотых тарелях, вложенных Борисом Годуновым одновременно с потиром, на многочисленных
дробницах, украшающих произведения лицевого и орнаментального
шитья. Одной из лучших работ московских мастеров золотого и серебряного дела является оклад иконы «Троица», основные части
которого были выполнены по заказу Бориса Годунова. Старый оклад Ивана Грозного был переложен на копию. Борис Годунов, видимо,
повторил композицию оклада ...
32. Предтеченский корпус (XVII в.)
На стенах под штукатуркой были обнаружены следы раскраски в виде панелей высотой 123 см из вертикальных полос шириной в 6—7
см, чередующихся цветов — белого, оранжевого, голубого, желтого, зеленого, коричневого; были найдены также фрагменты красных
опушек вокруг окон и орнаментальная роспись на их откосах.
Предтеченский корпус братских келий. 1640. Реконструкция первоначального вида. Чертеж В. И. Балдина Внутренняя структура
Предтеченского корпуса четко выражена на его фасаде: горизонтальные тяги членят здани...
33. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)
Оглавление: Вступительная статья.— Иконы.—Лицевое и орнаментальное
шитье.— Мелкая пластика и ювелирное искусство. 148. Голубцов А. П. Церковноархеологический музей при Московской Духовной
Академии.— Богословский вестник, 1895, т. 2, № 4, с. 120—140: № 5, с. 297 — 317. 149. Остапов А., профессор протоиерей. Церковноархеологический
кабинет Московской Духовной Академии (К 20- летию со дня основания).— Журнал Московской Патриархии, 1970, № 12, с. 1...