Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

образ

 

1. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (3)

7162 году как ходил великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя Росии самодержец на недруга своего на польского короля и взял из дому Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря три иконы образ Живоначальныя Троицы да образ чудотворца Сергия да образ Видение чудотворца Сергия. И по ево государевой теплой вере видя ево государево во всем правду в Троице славимый Бог наш за молитву Преславныя и Пречистыя Богородицы и помощию и заступлением великих чудотворцев Сергия и Никона, польского короля побил и все войско его сокрушил и без вести сотвори, и Вилну и иныя преславущия многия грады польския и л...

2. Троице-Сергиева Лавра. Молитва ко Пресвятей Троице

Молитва ко Пресвятей Троице от Преподобнаго отца нашего Сергия, игумена Радонежскаго и всея России чудотворца Безначальный, Присносущный и Всемогущий Господи — Боже Отче Вседержителю, Боже Сыне Искупителю мира, Боже Душе Святый, Утешителю и Просветителю рода человеча! Единый по Существу, в Троице же Святых Ипостасей пребываяй, Истинный Боже, создавый человека по образу и по подобию Своему причастия ради благости Твоея Боже-ственныя и в население места на Небесех, из негоже изринове-ни быша сопротивлыниися гордостию духове; славою Небесных дарований украсивый и честию обладания мира почтый его и падшаго не отринувый до конца, но по Твоим естественным щедротам благостию и милосердию взыскавый и на первое достоинство возведый. Сам, Владыко Человеколюбче, и ныне яви Твое человеколюбие непреложное...

3. Троице-Сергиева Лавра. Что говорят о Лавре гости

Серла Гревал, Секретарь Правительства Индии по вопросам образования и культуры «Это посещение Загорска является особым апогеем экуменических переживаний. Мне приходилось видеть много церквей во всем мире... Я узнал, сколько миротворческих дел и сколько благословения прошло от этого места...» 3 февраля 1983 Иоганнес Алыхаузен, Берлин, ГДР «...Великолепный музей, который соответствует вершинам ду...

4. Надкладезная часовня (конец XVII в.)

Небольшая по размерам, богато декорированная резьбой и росписью, она устроена по образцу московских ярусных храмов XVII века. Удачно ее местонахождение: изяществом пропорций, изысканностью форм, веселостью и цветистой нарядностью она подчеркивает строгость и монументальность Успенского собора. Надкладезная часовня. Конец XVII века Современный вид часовни отличается от первоначального: в 1806 году на ней была заменена глава и число фронтонов было уменьшено от восьми до четырех. Надкладезная часовня (конец XVII в.) и Успенский собор (1559—1585) Поставленная в о...

5. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (1)

В Лавре трудятся над воспитанием и образованием пастырей Церкви. Здесь не только прошлое и настоящее, но и будущее Русской Церкви. Ежегодно перед началом занятий 1 сентября и в конце каждого учебного года, который завершается в июне месяце, студенты и воспитанники Московских Духовных школ со своими наставниками, преподавателями, профессорами, во главе с ректором, стекаются на молебен Преподобному Сергию — благодатному помощнику в учении и покровителю этого святого места [141, с. 20—2...

6. Сушильная башня

Каменные своды разделяют Сушильную башню на три яруса в одном уровне с галереями крепостных стен; пояса навесных машикулей и стрельниц-зубцов образуют еще один, четвертый, ярус, бревенчатый накат которого, возможно, не был сплошным, а представлял собой настил в виде помоста или галереи по периметру стен изнутри башни. Крытый тесом высокий шатер со смотрильней и прапором-флюгером наверху, восстановленный в 1971 году, дает представление о первоначальных завершениях других башен Троицкого монастыря-крепости. ...

7. Музей-заповедник: Орнаментальное шитье

В них нашли отражение характерные черты эпохи — красочность, узорчатость, богатство и многообразие декоративных элементов. Особенное распространение получило шитье жемчугом. ...

8. Историко-художественный музей-заповедник

Произведения богородских мастеров богаты по тематике и разнообразны по технике исполнения. Наряду с изделиями народных художественных промыслов Российской Федерации в отделе широко представлены произведения из фарфора и фаянса, стекла и хрусталя, которые составляют другой большой раздел экспозиции — художественной промышленност...

9. История Загорска. История Сергиева-Посада

В конце этого же столетия последовало еще одно важное правительственное мероприятие, которое в значительной степени затрагивало интересы монастыря. Это указ 1782 года об образовании из подмонастырских поселений города с названием Сергиев Посад. Всем непахотным жителям было предложено записываться в купеческое или мещанское сословие. Социальный состав вновь образовавшегося города характеризует перепись 1799 года. Здесь насчитывалось 506 купцов, 530 мещан, 42 цеховых и 562 разночинца. В 1792 году был составлен интересный по своему решению проект генеральной планировки города, учитывающий его исторические...

10. Троице-Сергиева Лавра. Обеты монашества

Се Христос невидимо зде предстоит; виждь, яко никтоже тя принуждает прийти к сему образу; виждь, яко ты от своего произволения хощеши обручение великаго Ангельскаго образа. — Ей, честный отче, от своего произволения. Рече Господь: иже любит отца, или матерь паче Мене, несть Мене достоин: и иже любит сына, или дщерь паче Мене, несть Мене достоин. И иже не приимет креста своего, и вслед Мене грядет, несть Мене достоин. Приидите ко Мне, ecu труждающиися и обрем...

11. Часовня Пятницкого колодца

Группа церквей на Подоле вместе с Пятницким колодцем первыми встречают путников со стороны Москвы, как бы подготавливая их к восприятию архитектурных образов и форм многочисленных сооружений, которые ожидали их за стенами крепости. Часовня Пятницкого колодца. Фасад, план. Проект реставрации. Чертеж В. И. Балдина. 1962 Красногорская часовня. 1770. Чертеж XVIII в. На вершине холма у самой дороги против входа в монастырь расположена еще одна часовня — Красногорская. Она отмечает собой то место, куда во время ...

12. Музей-заповедник: Изделия из металла

Даже такой скромный по виду материал, как олово, разнообразно использовался в русском искусстве в XVI—XVII веках. Мягкость олова давала возможность делать из него пластины со всевозможными растительными мотивами и обрамлять ими стенки деревянных ларцев, зеркала, иконные киоты, декорировать выносные церковные фонари и т. д. В отделе экспонируется трехстворчатое зеркало XVII века, украшенное узорчатым ажурным оловом, прорези которого покрывала яркая роспись и...

13. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (2)

1600 — Борисом Федоровичем Годуновым обложен золотом и драгоценными камнями храмовый образ Живоначальной Троицы. 1605 — 1610 — Годы настоятельства священномученика Иоасафа Боровского. 1606 — В монастырь перенесены и погребены близ Успенского собора тела Бориса Годунова, его жены Марии, сына их Федора Борисовича и дочери Ксении Борисовны. 1608 — 23 сентября началась осада монастыря войсками польско-литовских интервентов под руководством Сапе-ги и Лисовского. 1609 — 9 мая, во время осады Лавры, освящен в Успенском соборе северный придел — во и...

14. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (4)

1877 — 24 апреля Святитель Иннокентий благословил образом «Явление Божией Матери Преподобному Сергию» императора Александра II и действующую армию на освобождение Балкан от османского ига. 10 февраля 1879 года икона была возвращена в Обитель. —12 мая скончался наместник Лавры архимандрит ...

15. Музей-заповедник: Живопись троицких мастеров XVI века

Так тревожное, суровое время второй половины XVI века находило свое отражение в произведениях изобразительного искусства, образы которого проникнуты настроением напряженного драматизма. ...

16. Музей-заповедник: Лицевое шитье

Талантливые художники и искусные вышивальщицы строгановских мастерских создали немало образов, проникнутых глубоким внутренним содержанием. ...

17. Музей-заповедник: Золотое и серебряное дело

Значительный интерес вызывают произведения XVI века — признанной поры расцвета русского золотого и серебряного дела. Его лучшие образцы представлены работами мастеров московской Оружейной палаты и Троицкого монастыря. Изделия этого времени радуют изяществом узоров, тонкостью и многообразием техники исполнения, гармонией цветовых .пятен. Замечательны...

18. Город и монастырь после 1917 года

Среди их личного состава было много коммунистов, которые и образовали большевистскую организацию Сергиевского Посаде. Вскоре реакционно настроенный Совет был распущен и всю власть временно взял на себя Революционный комитет, организованный большевиками. В январе 1919 года состоялись выборы ...

19. Музей-заповедник: Графика

Художник тонко чувствовал красоту родной природы и изобразил ее в несколько романтическом и идеализированном виде. Пейзаж словно соткан из ажурной листвы деревьев, нежных, тающих облаков и лунного света. В русском искусстве XVIII — первой половине XIX века замечательная роль принадлежит народным лубочным картинкам. Родоначальниками медного лубка считаются братья Зуб...

20. Музей-заповедник: Живопись XV века

Работа мастера Амвросия Совсем иная трактовка образа отличает икону «Богоматерь Петровская», принадлежавшую старцу Троицкого монастыря Селивестру Ступишину. Образ богоматери глубоко человечен. Чуть склонив голову, она щекой касается головы младенца. Ее печальные глаза, тонкие, слегка с...

21. Музей-заповедник: Декоративные ткани

Они демонстрируют высокое качество декоративного оформления и техническое совершенство изготовления тканей. В многочисленных образцах с печатными узорами на различных тканях — ситце, сатине, шерсти, шелке и русском льне — сказывается богатый опыт набивного дела. В последние годы широкое распространение в декоративных тканях получили крупные узоры ярких, насыщенных, контрастных тонов. ...

22. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (1)

запись: «Кробица серебряная з двема затворы золочена с обе стороны, а в ней образ серебряной тощей, а на образе вверху — апостоли, в исподнем ряду — многи святые, литье, золочены, а надпись: Боже отец наших, творяй присно с нами, а в нем мощи многие». 19,7x12,2x1,8 см. ЗГИХМЗ, № 5836. ...

23. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (2)

Последующие самостоятельные труды учеников Преподобного Сергия показывают, что под его пастырским руководством они не утрачивали своих личных качеств, каждый остался самим собой, приумножив собственные таланты по образу своего наставника. Один из исследователей жизни Преподобного Сергия говорит о нем: «Наблюдательность и любовь его к людям передали умение тихо и кротко настраивать душу человека и извлекать из нее, как из хорошего инструмента, лучшие ее чувства — то уменье, перед которы...

24. Пятницкая башня

Для укрепления обороноспособности монастыря в оврагах, окружавших его с трех сторон, были устроены запруды, а с южной стороны вырыт большой пруд. Таким образом, к середине XVI века монастырь превратился в сильную крепость, выдержавшую в начале XVII века шестнадцатимесячную осаду польско-литовских интервентов. Сильно пострадавшие во время осады стены и башни были капитально отремонтированы, частично перестроены заново. Так, толщина и высота стен увеличились почти вдвое, появился третий ярус. Нижний ярус, бывший до перестройки открытым, теперь состоял из изолированных казематов, где можно было ра...

25. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (3)

Заботами игуменов Преподобных Сергия и Никона, а также Святителя Алексия и иных, подобных им, благодатных мужей, бывших во главе духовно образованного общества тогдашней столицы Руси, трудами мастеров книги Троицкий монастырь приобщался к византийской богословской мысли. Придел в честь Собора Радонежских святых в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, в Троице-Сергиевой Лавре в крипте под Успенским собором. Освящен 11 июня 1981 года. Близость Святителя Алексия к Патриархам Константинопольским Каллисту — ученику Преподобного Григория Синаита, Святителю Филофею — ученику Святителя Григ...

26. Троицкий собор (1422—1423)

Это относительно небольшая четырехстолпная церковь с одной главой и тремя невысокими апсидами; строгую гладь ее стен завершают килевидные закомары, форму которых подхватывают два ряда кокошников, создавая переход к башнеобразному барабану, увенчанному шлемовидным куполом и крестом простого рисунка. Однако, несмотря на небольшие размеры, Троицкий собор производит впечатление величественного и мощного сооружения; весь его облик как бы подчеркивает мемориальное назначение храма, поста...

27. Загорск, Сергиев Посад. История, современность, события, люди. Историко-культурный и краеведческий городской портал

В ризницу монастыря в качестве вкладов поступали первоклассные образцы национального искусства — иконы, шитье, ювелирные изделия и т. д. Известный сирийский путешественник Павел Алеппский, посетивший Троице-Сергиев монастырь в середине XVII века, видел в ризнице «вещи, поражающие ум изумлением и удивляющие умного больше глупца». Осо...

28. Художественно-педагогический музей игрушки

Резное дерево с росписью Искусство народной игрушки, отличаясь особым своеобразием, сохранило до настоящего времени лучшие художественные традиции. Современная игрушка представлена в собрании музея известными традиционными центрами производства. Наибольшей известностью пользуется богородская игрушка народных мастеров деревни Богородское Загорского района. Многообразные по сюжетам, разные по сложности изделия обладают неповторимыми индивидуальными чертами и свидетельствуют о высокой культуре резьбы. Вырезаются...

29. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (5)

За последние четыре года Лавру и Московские Духовные Академию и Семинарию посетили более 1100 официальных делегаций из 60 стран мира общим числом свыше 10 тысяч человек. Своеобразную летопись церковного, гражданского и миротворческого служения представляют собой книги записей посетителей Лавры и Академии. Здесь, в Лавре, в своей резиденции Святейший Патриарх принимает высоких представителей Церквей и государств, участников богословских комиссий, паломников. Братия Троице-Сергиевой Лавры. 1979 год. Здесь же проис...

30. Музей-заповедник: Фарфор и стекло

Представленная в экспозиции фаянсовая миска— один из редких сохранившихся образцов того времени. После открытия Д. И. Виноградовым секрета отечественного производства фарфора в 1744 году в Петербурге был основан императорский фарфоровый завод, а вскоре — еще несколько частных предприятий, среди которых в XVIII—XIX веках особенно славились изделия заводов Гарднера и Попова. В музее хранятся фарфоровая посуда, статуэтки, ч...

31. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (4)

В праздник Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября), Великим Постом в Неделю 3-ю, Крестопоклонную, и 1/14 августа — в день Происхождения (явления) Честных Древ, в который совершилось Крещение Руси в 988 году, святой крест ежегодно износится для поклонения народу в соответствии с особыми указаниями Устава Троице-Сергиевой Лавры, сообразно практике всей Русской Церкви. Приидите вернии, Животворящему Древу поклонимся: на немже Христос Царь Славы волею руце распростер, вознесё нас на первое блаженство, яже прежде враг сластию украд, изгнаны от Бога сотвори. Приидите верный, Древу поклонимся, ымже спо-ддбыхомся невидимых враг сокрушйты главы. Прииди-те вся отечествыя языков, Крест Господень пёснми почтим. Радуйся Кресте, падшаго Адама совершенн...

32. Музей-заповедник: Резьба по камню

В музее представлено большое многообразие яшм красных оттенков — от густых темно-холодных до теплых сургучных и желтоватых тонов. Необычно выглядят предметы из редко встречающегося темно-розового камня орлеца (родонита), имеющего различные оттенки, вплоть до светло-розового с тонкими черными жилками и необычными «игольчатыми» вкраплениями. Но особенной славой пользуются произведения из необычайно красивого малахита, имеющего то прихотливые извивы светло-бирюзового «ленточного» узора, то темные изумрудные разводы....

33. Музей-заповедник: Вышивка

Вышивка В современных вышивках превосходно развиваются глубокие народные традиции орнаментального и изобразительного искусства. В украшении оригинальных нарядных скатертей, полотенец, занавесей и других изделий умело используются известные приемы шитья и своеобразные специфические черты народной вышивки. К одному из древнейших видов русского шитья относятся строчевые вышивки со сквозными швами. Особенно высокими художественными достоинствами отличается тончайший ажур белой сновочной строчки, которо...

34. История Загорска. История Сергиева-Посада

Это замечательные произведения живописи, графики и прикладного искусства, украшавшие главным образом в те времена интерьеры жилых покоев московских митрополитов и высшего духовенства. С древнейших времен вокруг монастыря возникали села и слободы, которые заселялись крестьянами или ремесленниками, обслуживавшими его обширное феодальное хозяйство. В 1782 году из этих поселений был образован город с названием Сергиев Посад. Он широко славился производством игрушек, миниатюрной резьбой по дереву, изделиями золотошвейных мастериц ...

35. Музей-заповедник: Лаковая роспись

Лаковая миниатюра представляет в этих центрах совершенно своеобразный вид темперной росписи. В самом значительном и крупнейшем из них, в Палехе Ивановской области среди ведущих художников особо следует отметить мастера И. И. Голикова, заслуженного деятеля искусств РСФСР, виртуозного рисовальщика и великолепного колориста, определившего пути развития этого искусства, а также его сподвижников по созданию промысла народных художников РСФСР А. В. Котухина и И. П. Вакурова и ...

36. Историко-художественный музей-заповедник

Наряду с произведениями изобразительного и прикладного искусства музей хранит и изучает памятники замечательного архитектурного ансамбля, восстановление первоначального облика которого во многом связано с именами архитекторов Д.П.Сухова, И.В.Трофимова, а также В.И.Балдина, по проектам и под руководством которого оно проходило с 1950-х годов. Ремонтно-рестав-рационные работы на произведениях архитектуры не прекращаются и по сей день. С превращением в 1969 году Загорска в туристический центр и вкл...

37. Музей-заповедник: Обработка металла

Сквозные растительные переплетения, заполняющие собой вазы, шкатулки, подставки, образуют красивые, причудливые силуэты. Авторами многих оригинальных произведений последних лет являются С. П. Манаенков, О. А. Скачков и другие. Каслинское литье получило большое применение и в декоративном оформлени...

38. Духовская церковь (1476-1477 гг.)

Может быть, в этом сказалось недостаточное знакомство с новым материалом приезжих строителей, которые у себя на родине имели дело главным образом с известковой плитой. Духовская церковь. Вид с востока Духовская церковь. 1476. Первоначальный вид. Макет-Реконструкция В. И. Балдина Если при создании плана и четверика Духовской церкви мастера во всем следовали московским традициям, то при сооружении звонницы они использовали многие формы и приемы более близкой им архитектуры Пскова. Приземистые круглые столбы звонницы и арки над ними будто сложены из рыхлой пск...

39. Музей-заповедник: Головные уборы

У народов Поволжья головные уборы отличались разнообразием форм и декора. Многие из них изготовлялись из холста и почти сплошь заполнялись вышивкой шелком, шерстью и золотной нитью. Но главными материалами для украшения были цветной бисер, металлические блестки, монеты, находившие применение и в поволжском костюме. ...

40. Музей-заповедник: Живопись второй половины XIV века

В рамках традиционной иконографии безымянный художник создал образ, поражающий одновременно и человеческой простотой, и величием духа. Это, несомненно, русский Никола, в изображении которого часто воплощались народные представления о нем как об одном из самых добрых заступников и помощников во всех житейских делах. Общему замыслу произведения отвечает и колорит иконы, построенный на сочетании немногих, близких по тону, но очень насыще...

41. Музей-заповедник: Резная кость

Из слоновой, мамонтовой и моржовой кости изготовлялись разнообразные изделия: гребни, ларцы, коробочки, шкатулки и т. д. В XVIII веке применялась рельефная и ажурная (сквозная) резьба, цветная гравировка, окрашенная кость. Узор щедро покрывал стенки и крышки ларцов и шкатулок. Ларец. Архангельская область. XVIII ...

42. Музей-заповедник: Кружевные изделия

Узоры, состоящие из одного повторяющегося рапорта, выплетаются «численной» техникой по памяти из более толстых ниток, только на простой решетке. Они образуют широкие узорные прошвы и края с крупными выступающими зубцами, составляющие нарядное украшение полотенец и скатертей. Эти красные и синие, зеленые и желтые кружева в готовых изделиях сочетаются с традиционной рязанской вышивкой или узорным ткачеством. Особый интерес представляет тонкое кадомское кружево Рязанской области, шитое иглой. На мелкой сквозной сет...

43. Каличья башня

Только в 1754 году монастырские власти обратились к Ухтомскому и его помощнику И, Жукову за советом, каким образом «над Каличьими воротами башню построить надлежит». Жуков разработал два варианта проекта; к строительству был принят проект башни в виде двухъярусной триумфальной арки с каменным шатром, увенчанным своеобразным глобусом. В ее архитектуре заметно сказывалось подражание возводившейся рядом колокольне: такой же ступенч...

44. Монастырь-крепость и посад в XVI веке

В этих условиях возведение Успенского собора шло медленно, поскольку его финансирование осуществлялось главным образом из царской казны. Окончанию строительных работ помог щедрый вклад Грозного, в 5500 рублей, «в вечный поминок» по убитому им сыну (1582). Вкладная книга монастыря хранит запись о том, как царь, отстояв утреннюю службу в Духовской церкви, призвал к себе трех доверенных лиц из числа братии и «учал. . . рыдати и плакати и молити. . . чтоб сыну его. ...

45. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (1)

Темже убо со внешним благолепием и устроением о братие, и о внутреннем попецемся делании, и понудим себе в дело Божие, мъзду труду своему ожидающе. Подвигнемжеся первообразне, паче же в неких служениях упражняющися, купно с клепалным возглашением [со звоном]. Тщательно в церковь тещи и тамо вначале обретатися. И ум весь собирати с чювством сердечным. Наипаче же в Божественных пениих напервословие, сиречь на Непорочнах, яко зане началу неискусну бывшу и все явится отвержено, якоже глаголет Великий Василии. Зри опасно, о настоятелю, да со всяким благообразием по чину вся да бывают. По 1-м убо пении утрения службы да поет еклисиарх, екс...

46. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)

М., 1971, с. 194—212. 1. Образцы письма и украшений из Псалтыри с восследованием по рукописи XV в., хранящейся в библиотеке Троицкой Сергиевой Лавры под № 308 (481). С введением Ф. Буслаева. СПб., 1881. (О-во любителей духовного просвещения. Издания 52 — 74). 1. Введение. 2, 79 с. 2.Образцы. 2с; 60 л. факс. 202. Олсуфьев Ю. А. Опись лицевых изображений и орнамента книг ризницы Троице-Сергиевой Лавры. Сергиев, [Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сер...

47. Историко-художественный музей-заповедник

Можно предположить, что своеобразным прообразом архитектурного облика Троицкого собора было серебряное кадило, сделанное в 1405 году по заказу игумена Никона. Неизвестный мастер придал ему форму кубического храма с позакомарным покрытием, которая, по мнению исследователей, напоминает своими очертаниями возведенный ранее по той же схеме, что и Троицкий, Рождественский собор Саввино-Ст...

48. Монастырь-крепость и посад во второй половине XVII века

Все эти четыре новых сооружения образовали своеобразное ожерелье вокруг центральной группы соборов, усилив значение монастырского ядра еще одним средством — цветом. С завершением строительства Трапезной и Чертогов была подчеркнута и окончательно закреплена в камне идея «четверообразной» планировки монастыря (ил, 21, 22), восходящая еще ко времени деревянной обители Сергия Радонежского. Свободное от застройки пространство вокру...

49. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (1)

1 Церковный Устав (Типик). Его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви. М., 1885. 3. Скабалланович М. [Н. ] Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Вып. 2, Киев, 1913. 4. Диаковский Е. П. Последование Часов и Изобразительных. Историческое исследование. Киев, 1913. 5. Писания святых отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию Прав...

50. Пятницкая и Введенская церкви (1547 г.)

В перспективах улиц и над низкими домами виден постоянно меняющийся силуэт зданий монастырской цитадели; они или раскрываются широкими панорамами, или зрительно замыкают улицы разнообразными видами на отдельные сооружения. Поселения, окружавшие монастырь, и после слияния их в единый посад по-прежнему продолжали сохранять определенную самостоятельность. Этому способствовало и то обстоятельство, что приходские церк...

51. Царские Чертоги (конец XVII в.)

С сооружением Трапезной и Царских Чертогов план монастыря получил свое завершение, закрепив идею «четверообразного», то есть четырехугольного, построения. Царские Чертоги. Фрагмент свода палаты с изображениями баталий Петра I. 1748 Царские Чертоги на северной стороне монастыря строились одновременно или сразу же после Трапезной и, очевидно, теми же мастерами. К сожалению, здание дошло д...

52. Основание монастыря. XIV век

Монастырь получил, таким образом, регулярный план в виде правильного прямоугольника: по его сторонам стояли кельи, обращенные окнами на центральную площадь, где возвышались церковь и трапезная; весь монастырь, включая огороды, житницы и другие хозяйственные постройки, располагавшиеся позади келий, окружи...

53. Музей-заповедник: Живопись

Искусство вышло из-под опеки церкви и приняло светский характер. Активно развивалось изобразительное искусство, и на первых порах — гравюра, имевшая большое не только художественное, но и просветительское, пропагандистское значение. Особенно большие успехи были достигнуты в живописи, в искусстве портрета. Бурное развитие получило декоративно-прикладное искусство, потребности в котором были особенно велики в связи с большим дворцовым строительством, изменением векового уклада жизни и ее новыми запросами. И...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................