2. Троице-Сергиева Лавра. Молитва ко Пресвятей Троице
Молитва ко Пресвятей Троице от Преподобнаго отца нашего Сергия, игумена Радонежскаго и всея России чудотворца Безначальный,
Присносущный и Всемогущий Господи — Боже Отче Вседержителю, Боже Сыне Искупителю мира, Боже Душе Святый, Утешителю и Просветителю
рода человеча! Единый по Существу, в Троице же Святых Ипостасей пребываяй, Истинный Боже, создавый человека по образу и по подобию Своему причастия ради благости Твоея Боже-ственныя
и в население места на Небесех, из негоже изринове-ни быша сопротивлыниися гордостию духове; славою Небесных дарований украсивый
и честию обладания мира почтый его и падшаго не отринувый до конца, но по Твоим естественным щедротам благостию и милосердию
взыскавый и на первое достоинство возведый. Сам, Владыко Человеколюбче, и ныне яви Твое человеколюбие непреложное...
3. Троице-Сергиева Лавра. Что говорят о Лавре гости
Серла Гревал, Секретарь Правительства Индии по вопросам образования
и культуры «Это посещение Загорска является особым апогеем экуменических переживаний. Мне приходилось видеть много церквей
во всем мире... Я узнал, сколько миротворческих дел и сколько благословения прошло от этого места...» 3 февраля 1983 Иоганнес
Алыхаузен, Берлин, ГДР «...Великолепный музей, который соответствует вершинам ду...
5. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (1)
В Лавре трудятся над воспитанием и образованием пастырей
Церкви. Здесь не только прошлое и настоящее, но и будущее Русской Церкви. Ежегодно перед началом занятий 1 сентября и в конце
каждого учебного года, который завершается в июне месяце, студенты и воспитанники Московских Духовных школ со своими наставниками,
преподавателями, профессорами, во главе с ректором, стекаются на молебен Преподобному Сергию — благодатному помощнику в учении
и покровителю этого святого места [141, с. 20—2...
6. Сушильная башня
Каменные своды разделяют Сушильную башню на три яруса в одном уровне с галереями крепостных стен; пояса навесных машикулей
и стрельниц-зубцов образуют еще один, четвертый, ярус, бревенчатый
накат которого, возможно, не был сплошным, а представлял собой настил в виде помоста или галереи по периметру стен изнутри
башни. Крытый тесом высокий шатер со смотрильней и прапором-флюгером наверху, восстановленный в 1971 году, дает представление
о первоначальных завершениях других башен Троицкого монастыря-крепости.
...
10. Троице-Сергиева Лавра. Обеты монашества
Се Христос невидимо зде предстоит; виждь, яко никтоже тя принуждает прийти к сему образу; виждь, яко ты от своего произволения
хощеши обручение великаго Ангельскаго образа. — Ей, честный
отче, от своего произволения. Рече Господь: иже любит отца, или матерь паче Мене, несть Мене достоин: и иже любит сына, или
дщерь паче Мене, несть Мене достоин. И иже не приимет креста своего, и вслед Мене грядет, несть Мене достоин. Приидите ко
Мне, ecu труждающиися и обрем...
12. Музей-заповедник: Изделия из металла
Даже такой скромный по виду материал, как олово, разнообразно
использовался в русском искусстве в XVI—XVII веках. Мягкость олова давала возможность делать из него пластины со всевозможными
растительными мотивами и обрамлять ими стенки деревянных ларцев, зеркала, иконные киоты, декорировать выносные церковные
фонари и т. д. В отделе экспонируется трехстворчатое зеркало XVII века, украшенное узорчатым ажурным оловом, прорези которого
покрывала яркая роспись и...
21. Музей-заповедник: Декоративные ткани
Они демонстрируют высокое качество декоративного оформления и техническое совершенство изготовления тканей. В многочисленных
образцах с печатными узорами на различных тканях — ситце,
сатине, шерсти, шелке и русском льне — сказывается богатый опыт набивного дела. В последние годы широкое распространение
в декоративных тканях получили крупные узоры ярких, насыщенных, контрастных тонов.
...
22. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (1)
запись: «Кробица серебряная з двема затворы золочена с обе стороны, а в ней образ
серебряной тощей, а на образе вверху — апостоли, в исподнем ряду — многи святые, литье, золочены, а надпись: Боже отец наших,
творяй присно с нами, а в нем мощи многие». 19,7x12,2x1,8 см. ЗГИХМЗ, № 5836.
...
23. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (2)
Последующие самостоятельные труды учеников Преподобного Сергия показывают, что под его пастырским руководством они не утрачивали
своих личных качеств, каждый остался самим собой, приумножив собственные таланты по образу своего наставника. Один из исследователей жизни Преподобного Сергия говорит о нем: «Наблюдательность
и любовь его к людям передали умение тихо и кротко настраивать душу человека и извлекать из нее, как из хорошего инструмента,
лучшие ее чувства — то уменье, перед которы...
24. Пятницкая башня
Для укрепления обороноспособности монастыря в оврагах, окружавших его с трех сторон, были устроены запруды, а с южной стороны
вырыт большой пруд. Таким образом, к середине XVI века монастырь
превратился в сильную крепость, выдержавшую в начале XVII века шестнадцатимесячную осаду польско-литовских интервентов. Сильно
пострадавшие во время осады стены и башни были капитально отремонтированы, частично перестроены заново. Так, толщина и высота
стен увеличились почти вдвое, появился третий ярус. Нижний ярус, бывший до перестройки открытым, теперь состоял из изолированных
казематов, где можно было ра...
25. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (3)
Заботами игуменов Преподобных Сергия и Никона, а также Святителя Алексия и иных, подобных им, благодатных мужей, бывших во
главе духовно образованного общества тогдашней столицы Руси,
трудами мастеров книги Троицкий монастырь приобщался к византийской богословской мысли. Придел в честь Собора Радонежских
святых в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, в Троице-Сергиевой Лавре в крипте под Успенским собором. Освящен
11 июня 1981 года. Близость Святителя Алексия к Патриархам Константинопольским Каллисту — ученику Преподобного Григория Синаита,
Святителю Филофею — ученику Святителя Григ...
26. Троицкий собор (1422—1423)
Это относительно небольшая четырехстолпная церковь с одной главой и тремя невысокими апсидами; строгую гладь ее стен завершают
килевидные закомары, форму которых подхватывают два ряда кокошников, создавая переход к башнеобразному барабану, увенчанному шлемовидным куполом и крестом простого рисунка. Однако, несмотря
на небольшие размеры, Троицкий собор производит впечатление величественного и мощного сооружения; весь его облик как бы подчеркивает
мемориальное назначение храма, поста...
27. Загорск, Сергиев Посад. История, современность, события, люди. Историко-культурный и краеведческий городской портал
В ризницу монастыря в качестве вкладов поступали первоклассные образцы
национального искусства — иконы, шитье, ювелирные изделия и т. д. Известный сирийский путешественник Павел Алеппский, посетивший
Троице-Сергиев монастырь в середине XVII века, видел в ризнице «вещи, поражающие ум изумлением и удивляющие умного больше
глупца». Осо...
29. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (5)
За последние четыре года Лавру и Московские Духовные Академию и Семинарию посетили более 1100 официальных делегаций из 60
стран мира общим числом свыше 10 тысяч человек. Своеобразную
летопись церковного, гражданского и миротворческого служения представляют собой книги записей посетителей Лавры и Академии.
Здесь, в Лавре, в своей резиденции Святейший Патриарх принимает высоких представителей Церквей и государств, участников богословских
комиссий, паломников. Братия Троице-Сергиевой Лавры. 1979 год. Здесь же проис...
31. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (4)
В праздник Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября), Великим Постом в Неделю 3-ю, Крестопоклонную, и 1/14 августа — в
день Происхождения (явления) Честных Древ, в который совершилось Крещение Руси в 988 году, святой крест ежегодно износится
для поклонения народу в соответствии с особыми указаниями Устава Троице-Сергиевой Лавры, сообразно практике всей Русской Церкви. Приидите вернии, Животворящему Древу поклонимся: на немже
Христос Царь Славы волею руце распростер, вознесё нас на первое блаженство, яже прежде враг сластию украд, изгнаны от Бога
сотвори. Приидите верный, Древу поклонимся, ымже спо-ддбыхомся невидимых враг сокрушйты главы. Прииди-те вся отечествыя языков,
Крест Господень пёснми почтим. Радуйся Кресте, падшаго Адама совершенн...
34. История Загорска. История Сергиева-Посада
Это замечательные произведения живописи, графики и прикладного искусства, украшавшие главным образом в те времена интерьеры жилых покоев московских митрополитов и высшего духовенства. С древнейших
времен вокруг монастыря возникали села и слободы, которые заселялись крестьянами или ремесленниками, обслуживавшими его обширное
феодальное хозяйство. В 1782 году из этих поселений был образован город с названием Сергиев Посад. Он широко славился производством
игрушек, миниатюрной резьбой по дереву, изделиями золотошвейных мастериц ...
35. Музей-заповедник: Лаковая роспись
Лаковая миниатюра представляет в этих центрах совершенно своеобразный
вид темперной росписи. В самом значительном и крупнейшем из них, в Палехе Ивановской области среди ведущих художников особо
следует отметить мастера И. И. Голикова, заслуженного деятеля искусств РСФСР, виртуозного рисовальщика и великолепного колориста,
определившего пути развития этого искусства, а также его сподвижников по созданию промысла народных художников РСФСР А. В.
Котухина и И. П. Вакурова и ...
37. Музей-заповедник: Обработка металла
Сквозные растительные переплетения, заполняющие собой вазы, шкатулки, подставки, образуют
красивые, причудливые силуэты. Авторами многих оригинальных произведений последних лет являются С. П. Манаенков, О. А. Скачков
и другие. Каслинское литье получило большое применение и в декоративном оформлени...
40. Музей-заповедник: Живопись второй половины XIV века
В рамках традиционной иконографии безымянный художник создал образ,
поражающий одновременно и человеческой простотой, и величием духа. Это, несомненно, русский Никола, в изображении которого
часто воплощались народные представления о нем как об одном из самых добрых заступников и помощников во всех житейских делах.
Общему замыслу произведения отвечает и колорит иконы, построенный на сочетании немногих, близких по тону, но очень насыще...
41. Музей-заповедник: Резная кость
Из слоновой, мамонтовой и моржовой кости изготовлялись разнообразные
изделия: гребни, ларцы, коробочки, шкатулки и т. д. В XVIII веке применялась рельефная и ажурная (сквозная) резьба, цветная
гравировка, окрашенная кость. Узор щедро покрывал стенки и крышки ларцов и шкатулок. Ларец. Архангельская область. XVIII
...
42. Музей-заповедник: Кружевные изделия
Узоры, состоящие из одного повторяющегося рапорта, выплетаются «численной» техникой по памяти из более толстых ниток, только
на простой решетке. Они образуют широкие узорные прошвы и
края с крупными выступающими зубцами, составляющие нарядное украшение полотенец и скатертей. Эти красные и синие, зеленые
и желтые кружева в готовых изделиях сочетаются с традиционной рязанской вышивкой или узорным ткачеством. Особый интерес представляет
тонкое кадомское кружево Рязанской области, шитое иглой. На мелкой сквозной сет...
44. Монастырь-крепость и посад в XVI веке
В этих условиях возведение Успенского собора шло медленно, поскольку его финансирование осуществлялось главным образом из царской казны. Окончанию строительных работ помог щедрый вклад
Грозного, в 5500 рублей, «в вечный поминок» по убитому им сыну (1582). Вкладная книга монастыря хранит запись о том, как
царь, отстояв утреннюю службу в Духовской церкви, призвал к себе трех доверенных лиц из числа братии и «учал. . . рыдати
и плакати и молити. . . чтоб сыну его. ...
45. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (1)
Темже убо со внешним благолепием и устроением о братие, и о внутреннем попецемся делании, и понудим себе в дело Божие, мъзду
труду своему ожидающе. Подвигнемжеся первообразне, паче же
в неких служениях упражняющися, купно с клепалным возглашением [со звоном]. Тщательно в церковь тещи и тамо вначале обретатися.
И ум весь собирати с чювством сердечным. Наипаче же в Божественных пениих напервословие, сиречь на Непорочнах, яко зане началу
неискусну бывшу и все явится отвержено, якоже глаголет Великий Василии. Зри опасно, о настоятелю, да со всяким благообразием
по чину вся да бывают. По 1-м убо пении утрения службы да поет еклисиарх, екс...
46. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)
М., 1971, с. 194—212. 1. Образцы письма и украшений из Псалтыри
с восследованием по рукописи XV в., хранящейся в библиотеке Троицкой Сергиевой Лавры под № 308 (481). С введением Ф. Буслаева.
СПб., 1881. (О-во любителей духовного просвещения. Издания 52 — 74). 1. Введение. 2, 79 с. 2.Образцы. 2с; 60 л. факс. 202.
Олсуфьев Ю. А. Опись лицевых изображений и орнамента книг ризницы Троице-Сергиевой Лавры. Сергиев, [Комиссия по охране памятников
искусства и старины Троице-Сер...
47. Историко-художественный музей-заповедник
Можно предположить, что своеобразным прообразом архитектурного
облика Троицкого собора было серебряное кадило, сделанное в 1405 году по заказу игумена Никона. Неизвестный мастер придал
ему форму кубического храма с позакомарным покрытием, которая, по мнению исследователей, напоминает своими очертаниями возведенный
ранее по той же схеме, что и Троицкий, Рождественский собор Саввино-Ст...
49. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (1)
1 Церковный Устав (Типик). Его образование и судьба в Греческой
и Русской Церкви. М., 1885. 3. Скабалланович М. [Н. ] Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим
введением. Вып. 2, Киев, 1913. 4. Диаковский Е. П. Последование Часов и Изобразительных. Историческое исследование. Киев,
1913. 5. Писания святых отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию Прав...
51. Царские Чертоги (конец XVII в.)
С сооружением Трапезной и Царских Чертогов план монастыря получил свое завершение, закрепив идею «четверообразного», то есть четырехугольного, построения. Царские Чертоги. Фрагмент свода палаты с изображениями
баталий Петра I. 1748 Царские Чертоги на северной стороне монастыря строились одновременно или сразу же после Трапезной и,
очевидно, теми же мастерами. К сожалению, здание дошло д...
52. Основание монастыря. XIV век
Монастырь получил, таким образом, регулярный план в виде
правильного прямоугольника: по его сторонам стояли кельи, обращенные окнами на центральную площадь, где возвышались церковь
и трапезная; весь монастырь, включая огороды, житницы и другие хозяйственные постройки, располагавшиеся позади келий, окружи...
53. Музей-заповедник: Живопись
Искусство вышло из-под опеки церкви и приняло светский характер. Активно развивалось изобразительное искусство, и на первых порах — гравюра, имевшая большое не только художественное,
но и просветительское, пропагандистское значение. Особенно большие успехи были достигнуты в живописи, в искусстве портрета.
Бурное развитие получило декоративно-прикладное искусство, потребности в котором были особенно велики в связи с большим дворцовым
строительством, изменением векового уклада жизни и ее новыми запросами. И...