Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

обитель

 

1. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)

, священник. Троице- Сергиева Обитель в истории Русской Церкви и государства. Курсовое сочинение. Троице-Сергиева Лавра (Загорск), МДА, 1976. 175 с. На правах рукописи. 92. Никонов В. У истоков Обители Преподобного Сергия (1354—1954).— Журнал Московской Патриархии, 1954, № 4, с. 35 — 45. 93. Бурейченко И. И. ...

2. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (1)

Русь становится преемницей Византии, а Сергиева Обитель – Домом Живоначальной Троицы. Преподобный Сергий Радонежский родился в 1314 году в семье ростовского боярина Кирилла и его жены Марии, которые во Святом Крещении назвали сына Варфоломеем. По преданию...

3. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (1)

Большой любовью на Руси пользовались металлические литые иконы, а также резьба по дереву, одним из центров которой была с XV века Троице-Сергиевская обитель. Для православной пластики характерно одухотворенное чувство формы, строгая ритмичность композиций, виртуозное мастерство Почетное место в собрании ЦАК занимает также коллекция старопечатных книг и рукописей XVI—XVIII веков. В экспозиции представлены основные работы русского первопечатника диакона Иоанна Федорова: Московский Апостол 1564 года с раскрашенным от руки гравированным фронтисписом, изображающим святого апостола и евангелиста Луку, Львовский Апостол 157...

4. Загорск, Сергиев Посад. История, современность, события, люди. Историко-культурный и краеведческий городской портал

Здесь, на горе Маковце, в центре Московской Руси, соединились византийская и русская традиции и вызвали к жизни много нового, неповторимого. Тихая в прошлом Обитель стала Великой Лаврой. С ней связывались нити духовного, историко-культурного и хозяйственного развития страны. Без малого шесть столетий духовными подвигами, участием в жизни государства и в событиях международного значения Лавра совершает высокое патриотическое служение. Исключительно значение Лавры в литургичес...

5. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (1)

1370 — По благословению Преподобного Сергия святой Феодор основал в Москве, в Симонове, обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. 1370 — Преподобный Сергий удалился из своей Обители, чтобы избежать разобщения братии, и пришел к Преподобному Стефану Махрищскому. На реке Киржач он вместе с Преподобным Романом основал монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, но вс...

6. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (2)

На колоколе «Переспор» имеется такая надпись: «В славу Святыя Троицы вылит сей колокол 1780 года во обитель Преподобных и Богоносных отец Сергия и Никона игуменов Радонежских Чудотворцев... при Настоятеле оныя Лавры Святейшего Правительствующего Синода члене их Императорских высочеств учителе в законе Преосвященнейшем Платоном Архиепископом Московским и Калужском Л...

7. Монастырь и слободы в XV веке

Отряды хана Тохтамыша, захватившие Москву в 1382 году, не нашли тогда эту затерявшуюся в лесах обитель, хотя вся его братия во главе с игуменом предусмотрительно бежала в Тверь. Но двадцать шесть лет спустя (1408), уже после смерти Сергия, не сумев захватить Москву, жестокие кочевники опустошили и разграбили Переславль-Залесский, Ростов Великий, Дмитров, Клин, Нижний Новгород и многие другие города; был сожжен также и Сергиев монастырь. Преемник Сергия по игуменству Никон с помощью московских князей быстро отстраивает монастырь вновь, во в...

8. Луковая башня

Еще ранее, к 500-летию кончины Сергия (1892), с южной стороны монастыря, напротив Луковой башни, был поставлен каменный, трехэтажный странноприимный дом для паломников, посещающих обитель. ...

9. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (3)

193), «Высоцкий чин», который Преподобный Афанасий прислал в свой монастырь из Константинополя (иллюстрации вверху), а также рукописи, присланные им на Русь — в монастырь «на Высоком», в Саввин Сторожевский монастырь, в его родную Троицкую Обитель и другие обители (Око церковное — Устав. ГБЛ, ф. 256, Рум., № 445). Вид Ростова Великого с озера Неро. Эмаль. XVIII в. Благословение Троицкой обители «Россикону». Икона написана на доске от гробницы Преподобного Сергия Радонежского. Троицкие постриженики. Издавна установились глубокие связи «Дома Живоначальной Троицы» с Русским Пантел С...

10. Монастырь-крепость и посад в XVI веке

Огороды, конный двор и ряд других хозяйственных построек были вынесены за стены крепости, что дало возможность отнести восточную линию келий на 40 саженей (78,8 м) по направлению к ограде («где ныне стоят»), при этом линии келий по южной и западной стороне остались на месте, а всю северную сторону отвели под «государевы кельи» — специальные хоромы для царя, где он мог останавливаться во время своих частых приездов в обитель. В те годы вдоль всей дороги от Москвы до Троице-Сергиева монастыря уже стояли царские путевые дворцы — в селах Копылово (Алексеевское), Тайнинское, Братовщина, Пушкино, Воздвиженское, а в Мытищах и Та...

11. Обелиск (1792 г.)

В тексте, помещенном на восточной стороне, говорится о роли Троицкого монастыря в Смутное время, когда интервенты, прикрываясь именем Лжедмитрия, «довели было Россию до края бедствий», а «обитель сия. . . всех сынов Отечества действия, предприятия, ревнования, совершения духом своим оживляла. . . и долговременную выдержала осаду; и тем северныя страны, а чрез них и самую Столицу и всю Россию пред...

12. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (1)

Во время его Патриаршего правления Троице-Сергиева Обитель принимала особенно широкое и активное участие в общественно-патриотической деятельности всей Русской Православной Церкви. 18 июля 1948 года, в день праздника Обретения мощей Преподобного Сергия, Святейший Патриарх Алексий, обращаясь к многочисленным гостям, прибывшим в Троице-Сергиеву Лавру на празднование 500-летия...

13. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (6)

Приими недостойная наша моления и твоею светлою и крепкою молитвою очисти, соверши и вознеси ко Многомилостивому и Великодаровитому Владыце нашему Господу и Богу Иисусу Христу, да благословит и сохранит страну нашу и святую Обитель сию в мире и тишине. Нам же всем да подаст благодатию своею грехов оставление, жития исправление, недугов исцеление, от бед избавление, от искушений избытие и освобождение, в скорбех утешение, в нуждах благовременну помощь, наипаче же в вере преспеяние, в надежде утверждение, в любви возрастание, душ наших спасение, яко да и во временном сем житии, совершеннее же в вечном его Царствии, вечну приносим ему славу, честь и поклонение, со Безначальны...

14. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (4)

Светилен: Процвел ecu, яко финике Давидски, отче, и обитель явился ecu Духа Всесвятаго, иже славна тя вселённей показа, о нас непрестанно Христа моли, почитающих верою пречестную память твою, Преподобие Сергие. С рассветом братия собирается к честным и многоцелебным моща...

15. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (5)

Совершая уставные службы, они преемственно продолжают освящающее мир служение, служение Пресвятой Троице и служение человека во имя любви Христовой. Обитель несет христианское свидетельство и совершает свое служение современному человечеству непрекращающейся молитвой о мире и о единении христиан, своей Литургической жизнью. Помимо богомольцев и паломников, Лавру посещают ино...

16. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (2)

Преподобный умолил игумена Митрофана перейти к ним в Обитель, чтобы ежедневно в ней совершалась Божественная литургия. Около года старец Митрофан совершал Божественные службы в сообществе пустынножителей. После его кончины братия стала просить Преподобного Сергия принять священство и игуменство. Преподобный сначала отказывался, но, «побе...

17. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (8)

Вклад Бориса (во иноцех Боголепа) Годунова в Троице-Сергиеву Обитель. В иконографическом многообразии пластики заключены идеи, связанные с конкретными историческими событиями и выражающие самобытные черты Троице-Сергиева монастыря и окружающей его действительности в каждую последующую эпоху. Драгоценные вклады, творцами которых чаще всего были не Троицкие мастера, свидетельствуют о месте Троицкого монастыря в истории русского искусства. Хотя каждое выдающееся произведение было индивидуальной работой мастера, выполненно...

18. Основание монастыря. XIV век

После удачного исхода этого великого сражения Дмитрий Донской снова посетил Сергиеву обитель, чтобы совершить здесь поминовение по десяткам тысяч русских воинов, оставшихся лежать на ратном поле. В связи с этим, как отмечают летописи, великий князь «и милостыню многу в монас...

19. Троице-Сергиева Лавра. Молитва ко Пресвятей Троице

Снабдевай, Всемилостивый Творче, святую Обитель сию до кончины веков, яко виноград Свой [ему же мною, рабом Твоим, изволил еси насаждену быти.] Подаждь, Всещедре Господи, властем единомыслие, благосоветие, воем крепость непобедимую, всем же общеправославным христианом здравие, мир и благолепие, вся нужная во изобилии, изряднее же оставление согрешений и вся, яже суть на пользу ...

20. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (4)

10 февраля 1879 года икона была возвращена в Обитель. —12 мая скончался наместник Лавры архимандрит Антоний (Медведев). — Построен Библиотечный корпус. 1879—Иноками Лавры составлено описание рукописей Лаврской библиотеки, содержащей 823 рукописные книги XIV—XIX вв. В настоящее время собрание рукописей Троице - Сергиевой Лавры хранится в Государственной библиотеке им. В. И. Ленина в Москве, фонд № 304. 1879—1882 — Настоятелем Лавры был митрополит ...

21. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (1)

Юже совершив, скоро возвращается в Обитель. И о преданных ему паки прилежит. Честнейши бо есть паче всех работ, еже о человеческих душях попечение имети. Не токмо же сам да не исходит из монастыря, но ни иного кого от братии оставляет в сия святыя четыри посты, никакоже исходити из монастыря. Кроме единых служителей безстрастных, на то устро...

22. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (5)

Литургическая жизнь 1 2 3 4 5 6 7 8 МОЛИТВА Преподомному отцу нашему Сергию Радонежскому и всея России Чудотворцу О, Священная главо, Преподобие и Богоносне отче наш Сергие! Молитвою твоею и верою, и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца еще на земли во Обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый и Ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных, наипаче к Богу приближивыйся и Небесныя си...

23. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (4)

Жизнь и судьба их во многом определялись тесной связью с Обителью, являвшейся своеобразной школой. Со временем иконопись, ювелирное дело и особенно резьба по дереву становятся вторым занятием крестьян. «Здесь не только соха и коса, топор и пила, но и станок токаря, и кисть живописца, и трость книжника-скорописца были в действии»,— писал в прошлом веке...

24. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (7)

В печальную годину смугы и разбоя в стране Троице-Сергиева Обитель показала пример стойкого стояния за честь русского народа. Около двух с половиной тысяч человек сдерживали 16 месяцев пятнадцатитысячное (по другим данным — состоявшее из тридцати тысяч) полчище «тушинского вора» во главе с Яном Сапегой, с 23 сентября 1608 года по 12 января 1610 года. Знаменитый келарь монастыря старец Авраамий Палицын сообщал, что «тогда бе не едина беда и зрю: внеуду — меч, внутрь же юду — смерть... и по тридесяти и потом по пя...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................