3. Монастырь-крепость и посад в первой половине XVII века
Тот же Павел Алеппский свидетельствует, что царь Алексей Михайлович «всю душу положил» на построение Саввино-Сторожевского
монастыря близ Звенигорода (1 650—-1 655), «дабы сделать его подобным монастырю Троицкому», и называет обе эти обители «женихом»
и «невестой»; он приводит также слова патриарха Никона о
том, что среди почти трех тысяч монастырей России «есть три очень богатых монастыря, великие царские крепости: первый монастырь
Святой Троицы, он больше и богаче остальных, второй Кирилло-Белозерский и третий — Соловецкий». К середине...
7. Музей-заповедник: Живопись XVII века
В 1670-х годах по заказу Богдана Хитрово Симон Ушаков написал две иконы с изображением игумена Троицкого монастыря Никона Радонежского, одна из которых маленькая, погрудная, другая — большая,
в рост. В обоих произведениях чувствуется еще значительная зависимость от старых, канонических образцов: изображения фронтальны,
строго симметричны, трактовка одежд — плоскостная. Наиболее удачны здесь лики. И все же это еще не «светловидные» лица: краски,
что использует мастер в их письме,— это в основном традиционные краски иконописцев. Несколько дальше в стремле...
8. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (1)
: Житие и подвиги Преподобного отца нашего игумена Никона,
ученика блаженного Сергия Чудотворца, с. LXIV — LXXXI. На слав. яз. 53. Зубов В. П. Епифаний Премудрый и Пахомий Серб (к
вопросу о редакциях «Жития Сергия Радонежского»).— Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы, 1953,
т. 9, с. 145—158. 54. Мюллер Л. Особая редакция Жития Сергия Радонежского.— Записки Отдела рукописей [Гос. Б-ка СССР им.
В. И. Ленина], 1973, вып. 34, с. 71 — 100. Прил.: сравнительная таблица содержания Г 1...
9. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (2)
Из Четвероевангелия Преподобного Никона. ГБЛ, ф. 304/Ш, л.
186 об.—187. Благословение на подвиг безмолвия Преподобного Исаакия Молчальника. ГБЛ, ф. 304/Ш, № 21 (М. 8663), л. 211. Запрестольный
крест работы Преподобного Амвросия, Троицкого резчика. Оборотная сторона. ЗГИХМЗ, № 2389. Покров с гробницы Преподобного
Никона. ЗГИХМЗ, № 2418. Колокол Никона Чудотворца. В XVI веке в монастыре были построены здания, которые получили оконча...
13. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (3)
«Подлинно,— говорит он,— где мое и твое, там все виды вражды и источники ссор, а где нет этого, там безопасно обитяет согласие
и мир» Покров с изображением Преподобных Сергия и Никона
Радонежских. 1569—1592 годы. ЗГИХМЗ, № 407. Тропарь Собору Радонежских святых, глас 4: Днесь светло празднуем, верный людие,
преславныя Троицкия обители торжество, се бо велий сонм Радонежских чудотворцев, яко дивныя птицы небесныя, являет нам Церковь
Русская, стезями честнаго их жития шествовати всех призывающи, к иимже, с верою и любовию притекающе, воззовем: молйтеся
о нас ко Пресвя...
18. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (2)
Искусство пения в Троице-Сергиевой Лавре удивительно сочетается с искусством колокольного звона, которое имеет свои уставные
особенности и богатейшие художественные традиции, хранимые звонарями Лавры. Колокол Преподобного Никона, или «Чудотворцев», имеет такую надпись: «IC.XC.HK. И в славу Святыя и Живоначальныя Троица
совершен си колокол в лето благочестиваго Великаго князя Василия Дмитриевича и архиепископа Фотия, митрополита Киевского
и всея Руси, во обитель Преподобного отца нашего Сергия, при настоятельстве отца нашего Никона игумена, в лето 6928 (1420),
индикта 13, месяца Августа 15, на Успения Пречистыя Владычица нашея Богородица Марии». Старейший звонарь Лавры игумен Мих...
19. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (3)
Заботами игуменов Преподобных Сергия и Никона, а также Святителя
Алексия и иных, подобных им, благодатных мужей, бывших во главе духовно образованного общества тогдашней столицы Руси, трудами
мастеров книги Троицкий монастырь приобщался к византийской богословской мысли. Придел в честь Собора Радонежских святых
в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, в Троице-Сергиевой Лавре в крипте под Успенским собором. Освящен 11 июня
1981 года. Близость Святителя Алексия к Патриархам Константино...
20. Музей-заповедник: Лицевое шитье
Яркий пример такого шитья дают два покрова с изображениями на одном Никона
Радонежского, на другом — Саввы Сторожевского, работы царских мастерских. Черты ликов резко оттенены темным шелком, фигуры
статичные. Но произведения привлекают своей декоративностью, искусной техникой шитья, многообразием его приемов. Покров «Савва
Сторожевский» в этом отношении представляет исключительный интерес...
22. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (6)
— Со времени Преподобных Сергия и Никона Радонежских повторяются
здесь Евангельские слова: «Возрадуйтеся в тот день и взыграйте, се бо мзда ваша многа на Небесех»; все так же воспевается
Трисвятая песнь: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», то же слышится Исповедание православной
веры; сохраняется тот же чин совершения Таинств. Но восприятие литургической жизни во многом определяется тем, насколько
каждый участник Богослужения, его личный дух изменяется и душа приготовляется к прин...
23. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (1)
Все получают благословение у его мощей, затем прикладываются к гробнице Преподобного Никона Чудотворца и к другим святыням Обители, хранящимся в Серапионовой палате, на месте которой,
по монастырскому преданию, стояла келлия Преподобного Сергия. Здесь было явление ему Божией Матери с Апостолами Петром и
Иоанном Богословом. В Серапионовой палате хранятс...
24. Музей-заповедник: Графика
Доски с изображениями Сергия и Никона резаны известным гравером
Иваном Зубовым, очевидно по заказу духовенства лавры. В вифанских кельях митрополита Платона наряду с гравированными иконами
были и гравированные репродукции с картин и фресок Андрея Рублева, Рафаэля, гравюры работы современника Платона мастера Гаврилы
Скородумова, выполненные лучшими мастерами того времени портреты Ломоносова и Петра I, са...
25. Монастырь и посад в XVIII веке
Существенным изменениям подверглись также древние церкви и соборы: почти все они обросли пристройками, изменилась форма куполов,
четырехскатные кровли скрыли их живописные закомары и кокошники, а фасады Троицкого собора, Никоновского придела и Духовской церкви были даже раскрашены «наподобие мрамора» (1769). Панорама
монастыря в конце XVIII века. Реконструкция В. И. Балдина Монастырь в конце XVIII века. Вид с юго-востока. Макет-Реконструкция
В. И. Балдина Переделки, проводимые монастырскими властями в XVIII веке, нанесли сущес...
27. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (7)
Значительным событием в истории Троице-Сергиева монастыря явилось прославление в лике святых на Московском Соборе 1547 года
учеников Преподобного Сергия Радонежского — Преподобных Никона
Радонежского и Сергия Обнорского. Собор Успения Пресвятой Богородицы с приделами святого великомученика Феодора Стратилата,
святой мученицы Ирины (южный) и святителя Николая Мирликийского Чудотворца (северный). В XVI веке с Троице-Сергиевым монастырем
глубоко связаны Святители Русской Церкви: Серапион I, архиепископ Новгородский (†1516), Иоасаф I, митрополит Московский (†1555),
Алексий, архиеп...
28. Троице-Сергиева Лавра. Собор Радонежских святых
Преподобный Сергий, игумен Радонежский †1392, память 25 сентября и 5 июля (обретение мощей, 1422). Преподобный Никон, игумен Радонежский †1426, память 17 ноября Преподобный Стефан, брат
Преподобного Сергия XIV — XV. память 14 июля Святитель Феодор, архиепископ Ростовский, племянник Преподобного Сергия †1394,
память 28 ноября Преподобный Митрофан-игумен, старец Преподобного Сергия †до 1392, память 4 июня Пр...
29. Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Может быть, поэтому стены храма не имели живописи и впервые были расписаны почти два века спустя после возведения здания
«повелением» патриарха Никона (1665). В 1778 году монастырские
власти докладывали митрополиту, что «стенное писание все потемнело, а во многих местах и совсем отпало», и получили разрешение
на возобновление живописи по традиционной формуле: «по старому, ничего не переменяя». Однако при следующем «возоб...
32. Монастырь-крепость и посад в XVI веке
Вид с запада: крепостная стена с Пивной башней (1540—1550), Никоновский
придел (1548), Троицкий собор (1422) с папертью (XVI в.), Духов ска я церковь (1476), надвратная церковь Сергия (1512), Успенский
собор (1559—1585). Реконструкция В. И. Балдина Сооружение Успенского собора затянулось на двадцать шесть лет. В самый разгар
работ случился пожар; летописи подробно повествуют, как в сентябрьскую ночь 1564 года «выгорел Троицкий Сергиев монастырь,
трапезы и казны монасты...
33. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (1)
Своеобразие местных напевов особенно проявляется в праздничных песнопениях, относящихся к Дню Святой Троицы, и в песнопениях,
прославляющих основателя Лавры Преподобного Сергия, а также сподвижника его Преподобного Никона и их учеников. В разные времена напевы Лавры находили различное художественное выражение.
В настоящее время сохраняется обычай исполнения созданных в Лавре песнопений в гармонизации иеромонаха Нафанаила, Лаврского
регента конца XIX — начала Хранителем певческого наследия Лавры является хор Лавры и Московской Духовной...
35. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (5)
Священные сосуды Преподобного Никона Радонежского. Роспись
поздняя. ЦАК МДА. «Троица» явилась «памятью и похвалой» человеку, который во многом определял духовную и государственную
жизнь светлой, героической эпохи, времени национального подъема Руси, ее воли к единству [83, с. 231]. Эти обобщения о «Троицком
искусстве» XV века можно перенести и на другие произведения Троицких умельцев того времени. В них заложена общая для всех
них заветная ...
36. Музей-заповедник: Живопись XV века
В этом произведении проявились лучшие черты ростово-суздальской живописи. Кадило игумена Никона. 1405 г. О превосходном таланте русских мастеров XV века, их любви ко всему возвышенному
и прекрасному свидетельствуют такие произведения, как «Богоматерь Умиление», «Богоматерь Иерусалимская», «Софья, Вера, Надежда,
Любовь», «Леонтий Ростовский» и многие другие.
...