3. Музей-заповедник: Древнерусская живопись XIV—XVII веков
Пришедшая на Русь вместе с принятием христианства из Византии, она испытала на себе огромное воздействие народной культуры. Многие ее образы и сюжеты, возникшие на византийской почве, на Руси получили
иную трактовку, иное содержание, близкое и понятное русскому человеку. Каменная иконка «Борис и Глеб». Первая половина XIVв.
Рязань Каменная иконка«Георгий По...
4. Музей-заповедник: Живопись XVII века
Построенный в основном на сочетаниях розового, зеленого, красного, он свидетельствует о большой непосредственности восприятия
мастера, о его связи с народным искусством. Красочным орнаментальным
ковром кажется на иконе «Спас в силах»символическое изображение сил земных и небесных: розово-красный с легким белым цветочным
узором квадрат пересечен темно-зеленым овалом с роящимися внутри его круглоголовыми крылатыми херувимами. В иконе «Троица»
мастера волнует не богословское содержание догмата, а чисто житейские моменты гостеприимства. Поэтому такое большое внимание
уделено здесь у...
6. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (5)
На входных молитвах наместник Обители или седмичный иеромонах и сослужащие испрашивают прощение у братии и у народа. Затем в алтаре, после целования престола и взаимного приветствия,
испрашивается друг у друга благословение, служащие облачаются в священные ризы с чтением подобающих молитв. В Служебнике
Преподобного Сергия (ГИМ, Синодальное собрание, № 952) чин приготовления к совершению Проскомидии и Литургии изложен так
же, как об этом сказано и в нынешних иерейских служебниках. Прошедшие 600 лет лишь в незначительной мере наложили свой отпечаток
на некоторые внешни...
7. Уточья башня
Удачное соотношение между нижним объемом и венчанием башни, изящные пропорции, прекрасно нарисованные детали, необычайно
легкий и ажурный силуэт надстройки и, наконец, оригинальное цветовое решение — белый нижний ярус и красно-кирпичная надстройка
с белокаменными вставками — все это придает Уточьей башне исключительно народный
вид и ставит ее в ряд выдающихся архитектурных памятников конца XVII века. За своеобразную красоту и яркий цвет надстройки
Уточья башня долгое время называлась Красной (красивой), а описания монастыря XVIII века отмечают, что «она особливого примечания
достойна» и «между наилучшими строениями обретающимися в России иметь место долженствует». Надстройка Уточьей башни. Реконструкция
В. И. Балдина Ратуша с башней а г. Маастрихте (Голландия). 1670 Исс...
9. Сушильная башня
Вторые ворота (Успенские.— В. Б.) назначены для народа и
животных. Патриарх (антиохийский — В. Б.) по обыкновению вышел из кареты и пошел, из почтения, пешком по мосту огромного
рва; помолившись у первых ворот перед киотом, он вступил во вторые ворота». Существующий портик с изломанным карнизом, оформляющий
въезд в Успенские ворота, устроен в 1829 году. За...
10. Музей-заповедник: Кружевные изделия
С большим мастерством и любовью выполнено декоративное панно «Дружба народов»
3. А. Вараксиной. Здесь современный сюжет гармонично переплетается со старинными мотивами коужева. Многофигурная композиция,
состоящая из трех ярусов, приобретает особую графическую четкость благодаря белой скани — узкого, круто скрученного жгута,
обрисовывающего все контуры оригинального рисунка. Киришское кружево выплетается в нескольких деревнях Ленинградской области
(Захожье, Заднево и др.). Простые, ритмически повторяющиеся узоры выполняются легкой ажурной полотнянко...
11. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (1)
Участники конференции призывали всех верующих людей, осознав нависшую над человечеством опасность, прийти к единству и пониманию
того, что мир может быть сохранен и упрочен только тогда, когда сами народы
возьмут дело мира в свои руки. Необходимо создать нравственную преграду гонке вооружений и осудить ее как преступление против
человечества. Верующие должны потребовать от правительств своих стран запрета на все виды атомного, химического и бактериологического
оружия. И в этом смысле, как было отмечено на конференции, большая ответственность лежит на христианах, ибо угроза войны
нередко исходит от правительств, именующих себя христианскими. «...
16. Музей-заповедник: Живопись
карете, запряженной в шесть белых лошадей в шорах; перед ним шли скороходы, сзади вершники, около кареты бежал народ». Большой многоместный дормез и линейка находились в каретном сарае
местного помещика графа Орлова-Денисова в селе Шеметове. Подобные кареты были в обиходе и у высших духовных лиц лавры. Значительный
интерес представляет небольшая, но высокохудожественная коллекция живописи, состоящая в основном из портретов лиц царской
фамилии и высшего духовенства. Именно в искусстве портрета по...
17. Историко-художественный музей-заповедник
Разделы экспозиции знакомят с изделиями, выполненными из дерева, керамики, металла, образцами русского народного костюма, тканями. Деревянная скульптура представлена своеобразными скворечниками второй
половины XIX века, которым их автор — крестьянин Рязанской губернии В.Т.Савинов придал облик му...
18. Монастырь-крепость и посад в первой половине XVII века
Монастырь-крепость и посад в первой половине XVII века Замена в середине XVI века рубленой ограды монастыря каменными крепостными
стенами с двенадцатью башнями оказалась весьма своевременной и дальновидной — в тяжелые годы Смутного времени Троицкая крепость
блестяще выдержала суровые испытания и вписала одну из ярких страниц в героическую борьбу русского народа против иностранных захватчиков. Жестокая феодальная эксплуатация, а также страшный голод
и «моровое поветрие» 1600—1603 годов, когда, по свидетельствам современников, «вымерла треть царства Московского», привели
к мас...
20. Музей-заповедник: Головные уборы
Очелья свадебных праздничных сорок часто украшали гуськи, шитые золотом. У народов
Поволжья головные уборы отличались разнообразием форм и декора. Многие из них изготовлялись из холста и почти сплошь заполнялись
вышивкой шелком, шерстью и золотной нитью. Но главными материалами для украшения были цветной бисер, металлические блестки,
монеты, находившие применение и в поволжском костюме.
...
21. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (2)
В литии церковь исходи! из своей облагодатствованной среды во внешний мир — в собственном смысле, или же в притвор, как часть
храма, соприкасающуюся с этим миром, открытую для всех, не принятых в церковь или исключенных из нее, с целью молитвенной
миссии в этом мире. Отсюда всенародный и вселенский характер
(о всем мире) литийных молитв» [3, с. 163—164]. Первоначально литии совершались во время общественных бедствий-—морового
поветрия, войн, голода. Нынешний литии — это наследие праздничных иерусалимских литий. Торжественно исходят из алтаря иноки
в мантиях, им...
22. Музей-заповедник: Живопись второй половины XIV века
Это, несомненно, русский Никола, в изображении которого часто воплощались народные
представления о нем как об одном из самых добрых заступников и помощников во всех житейских делах. Общему замыслу произведения
отвечает и колорит иконы, построенный на сочетании немногих, близких по тону, но очень насыщенных красок: желтых, коричневых,
красных.
...
28. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (1)
Один из создателей ЦАК, его хранитель профессор протоиерей Алексий Остапов († 1975) свидетельствовал: «Если общеизвестно,
что искусство сближает народы, то наша икона, выражая Православную
церковность, служит делу христианского единства. Многие из западных братьев-христиан с глубоким интересом и духовным чутьем
все более постигают православную икону как явление исключительное и глубокое. Бережно хранимые в Церкви иконы вместе с нашим
дивным Богослужением вещают о сокровищах п...
30. Город и монастырь в XIX - начале XX века
Когда городские власти подняли вопрос об открытии Народного
дома, митрополит заявил: «. . . ходатайствовать о воспрещении устройства театра в Посаде считаю священной обязанностью» *!.
Лавра не разрешила также жителю Переславской улицы И. С. Селецкому организацию при его доме «семейного сада с открытой сценой
и музыкантами, песенниками, гимнастами, борцами, рассказчиками, кинематографом, кеглями и буфетом», мотивируя отказ тем,
что «перечисленные ...
33. Музей-заповедник: Изделия из металла
Смелым сочетанием контрастных цветов народный мастер достиг
горения красок, роспись напоминает узор, составленный из самоцветных каменьев. Кувшин-рукомой. XVIII в. Не менее интересны
и медные спицы-зеркальца, которыми крепился лен на гребни прялок. Спицы декорированы головками коней, иногда над конскими
головами помещалось изображение двух утиц, напоминающих ладью. Такое сочетание элементов декора говорит о древнейших традициях
этих произведений. Из меди и олова делали также посуду: всево...
34. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (1)
Значение Преподобного Сергия Радонежского для русского народа
и государства. Речь, произнесенная на торжественном собрании Московской Духовной Академии 26 сент. 1892 г. в память Преподобного
Сергия.— Богословский вестник, 1892, № 1 I, с. 173—189. То же. Отд. отт. Сергиев Посад, 1892. 15 с. То же — В кн.: Ключевский
В. О. Сб. статей. Т. 2. Очерки и речи. М., 1913, с. 199—215. Перепеч.: Пг., 1918. То же (под загл.: Благодатный ...
36. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (3)
Лучшему пониманию Евангелия — Божественной Книги, которая выносится к народу
из святого алтаря,— служат молитвенные песнопения антифонов и прокимнов, возглашаемых в сопровождении колокольного звона.
Они приуготовляют к слушанию Божественных глаголов. [3, с. 243 — 246]. После чтения Евангелия праздничная радость молящихся
выражается в пении пасхальных песнопений Воскресение Христово видевше... и Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам
Живот Вечный [Жизнь Вечную] и велию милость. Изнесение Евангелия на сере...
40. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (4)
Более трехсот религиозных деятелей — участников Всемирного Конгресса миролюбивых сил, проходившего с 25 по 31 октября 1973
года в Москве, откликнулись на приглашение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена собраться вместе в Троице-Сергиевой
Лавре, чтобы обсудить значение вклада религий мира в укрепление международной
безопасности и сотрудничества, утверждение национальной независимости народов и упрочение мира. Пелена с образом Софии Премудрости
Божией. ЦАК МДА. Приветствуя участников встречи, Святейший Патриарх Пимен сказал об участии Русской Православной Церкви в
международном движении сторонников мира с самого его начала — с февраля 1949 года, особо отметив большой ее вклад в Советский
фонд мира, собирающи...
41. Музей-заповедник: Гончарное производство
Гончарное производство Одним из традиционных ремесел русского народа,
развитых с древних времен, является гончарное производство. Техника керамического производства на протяжении веков развивалась
очень медленно, и до XX века мастера гончарного дела создавали образцы своего искусства, пользуясь древним гончарным кругом.
Украшали изделия при помощи штампиков, заостренных палочек, использовали в декоре цветные глазури. Разнообразие изделий деревенских
гончаров очень невелико. Издавна самыми распространенными п...
43. Музей-заповедник: Прялки и донца
Часто на лопасти не оставалось и сантиметра дерева, не тронутого резьбой, но все выдерживалось в одном ключе величавости,
торжественности и наивной простоты, которые характерны лишь для подлинных произведений народного искусства. В некоторых районах Архангельской области прялки также было принято украшать
резьбой. Так, например, в Каргополье, на Кенозере, в Лядинах техника трехгранно-выемчатой резьбы имела широкое распространение.
Необычной была здесь форма самой прялки — с более приземистой и низкой ножкой, которая подчеркивала ее устойчивость и тяжеловесность.
фрагмент Черты монументальности характерны для прялок Калининской области. В основе их конструкции лежит прялка со...
45. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (4)
В праздник Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября), Великим Постом в Неделю 3-ю, Крестопоклонную, и 1/14 августа — в
день Происхождения (явления) Честных Древ, в который совершилось Крещение Руси в 988 году, святой крест ежегодно износится
для поклонения народу в соответствии с особыми указаниями
Устава Троице-Сергиевой Лавры, сообразно практике всей Русской Церкви. Приидите вернии, Животворящему Древу поклонимся: на
немже Христос Царь Славы волею руце распростер, вознесё нас на первое блаженство, яже прежде враг сластию украд, изгнаны
от Бога сотвори....
46. Музей-заповедник: Искусство ранней Москвы
Искусство ранней Москвы Особую группу составляют произведения второй половины XIV века, связанные с Московским княжеством
и характеризующие один из интереснейших периодов истории русского народа,
когда Москва становится во главе объединения русских земель. Блестящая победа над татарами, одержанная в 1380 году на Куликовом
поле, окрылила русский народ, способствовала подъему его национального самосознания. В искусстве Москвы этого времени начинают
звучать идеи высокой гражданственности, идеи гуманизма, звавшие к свершению высоких нравственных подвигов. Замечательным
произведением этого времени ...
47. Троицкий собор (1422—1423)
Идеи сплочения сил для борьбы за освобождение и политическое объединение народа
и страны были самыми важными идеями того времени, а учение о троичном божестве, представляющем «едину силу, едину власть,
едино господство», стало религиозным воплощением этой идеи. И надо полагать, не случайно Сергий Р...
48. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (10)
— Архиепископ Синайский Григорий — от Синайской Автономной Церкви. «Весь финляндский народ проявляет большой интерес к Русской Православной Церкви и к соборным деяниям. Дружеские, братские
связи, которые установились между Церквами Советского Союза и Финляндии, особенно в последние годы, являются частью тех общекультурных
связей, которые развиваются на пользу наших стран во всех областях культуры».— Высокопреосвященный Павел, Архиепископ Карельский
и всей Финляндии. «История свидетельствует, что Русская Православная Церковь воистину ...