Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

народ

 

1. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (3)

Только борьба с империализмом может обеспечить международное сотрудничество в таких областях, как экология, здравоохранение, исследование космоса. Икона «Явление Божией Матери с апостолами Петром и Иоанном Преподобному Сергию Радонежскому и его ученику Преподобному Мих...

2. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (8)

Страницы истории 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Преподобный Дионисий не переставал воодушевлять посланиями народ и войска, обличая измену и малодушие некоторых казаков и перебежчиков. Вместе со старцем Авраамием Талицыным он убеждал всех «постоять за благочестие и Отечество крепко и мужественно». Мужество и геро...

3. Музей-заповедник: Древнерусская живопись XIV—XVII веков

Пришедшая на Русь вместе с принятием христианства из Византии, она испытала на себе огромное воздействие народной культуры. Многие ее образы и сюжеты, возникшие на византийской почве, на Руси получили иную трактовку, иное содержание, близкое и понятное русскому человеку. Каменная иконка «Борис и Глеб». Первая половина XIVв. Рязань Каменная иконка«Георгий По...

4. Музей-заповедник: Живопись XVII века

Построенный в основном на сочетаниях розового, зеленого, красного, он свидетельствует о большой непосредственности восприятия мастера, о его связи с народным искусством. Красочным орнаментальным ковром кажется на иконе «Спас в силах»символическое изображение сил земных и небесных: розово-красный с легким белым цветочным узором квадрат пересечен темно-зеленым овалом с роящимися внутри его круглоголовыми крылатыми херувимами. В иконе «Троица» мастера волнует не богословское содержание догмата, а чисто житейские моменты гостеприимства. Поэтому такое большое внимание уделено здесь у...

5. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (1)

В составе библиотечных фондов: Библия — на многих языках; творения Отцов и учителей Восточной и Западной Церкви; богословские сочинения разных времен и разных народов; издания, которые любезно присылают издательства многих Церквей и разных конфессий. Значительное место в собрании занимают памятники мировой литературы и славянской письменности, бережно сохраняются древние книжные традиции. При научном зале работает зал периодических изданий, куда регулярно поступают подписные издания, газеты и журналы. ...

6. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (5)

На входных молитвах наместник Обители или седмичный иеромонах и сослужащие испрашивают прощение у братии и у народа. Затем в алтаре, после целования престола и взаимного приветствия, испрашивается друг у друга благословение, служащие облачаются в священные ризы с чтением подобающих молитв. В Служебнике Преподобного Сергия (ГИМ, Синодальное собрание, № 952) чин приготовления к совершению Проскомидии и Литургии изложен так же, как об этом сказано и в нынешних иерейских служебниках. Прошедшие 600 лет лишь в незначительной мере наложили свой отпечаток на некоторые внешни...

7. Уточья башня

Удачное соотношение между нижним объемом и венчанием башни, изящные пропорции, прекрасно нарисованные детали, необычайно легкий и ажурный силуэт надстройки и, наконец, оригинальное цветовое решение — белый нижний ярус и красно-кирпичная надстройка с белокаменными вставками — все это придает Уточьей башне исключительно народный вид и ставит ее в ряд выдающихся архитектурных памятников конца XVII века. За своеобразную красоту и яркий цвет надстройки Уточья башня долгое время называлась Красной (красивой), а описания монастыря XVIII века отмечают, что «она особливого примечания достойна» и «между наилучшими строениями обретающимися в России иметь место долженствует». Надстройка Уточьей башни. Реконструкция В. И. Балдина Ратуша с башней а г. Маастрихте (Голландия). 1670 Исс...

8. Основание монастыря. XIV век

Но особенно широкий отклик в народе получило деятельное участие Сергия в проведении самой Куликовской битвы, этого «символического события русской истории» (А. Блок). Он не только напутствовал Дмитрия Ивановича на этот подвиг, но и отправил с ...

9. Сушильная башня

Вторые ворота (Успенские.— В. Б.) назначены для народа и животных. Патриарх (антиохийский — В. Б.) по обыкновению вышел из кареты и пошел, из почтения, пешком по мосту огромного рва; помолившись у первых ворот перед киотом, он вступил во вторые ворота». Существующий портик с изломанным карнизом, оформляющий въезд в Успенские ворота, устроен в 1829 году. За...

10. Музей-заповедник: Кружевные изделия

С большим мастерством и любовью выполнено декоративное панно «Дружба народов» 3. А. Вараксиной. Здесь современный сюжет гармонично переплетается со старинными мотивами коужева. Многофигурная композиция, состоящая из трех ярусов, приобретает особую графическую четкость благодаря белой скани — узкого, круто скрученного жгута, обрисовывающего все контуры оригинального рисунка. Киришское кружево выплетается в нескольких деревнях Ленинградской области (Захожье, Заднево и др.). Простые, ритмически повторяющиеся узоры выполняются легкой ажурной полотнянко...

11. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (1)

Участники конференции призывали всех верующих людей, осознав нависшую над человечеством опасность, прийти к единству и пониманию того, что мир может быть сохранен и упрочен только тогда, когда сами народы возьмут дело мира в свои руки. Необходимо создать нравственную преграду гонке вооружений и осудить ее как преступление против человечества. Верующие должны потребовать от правительств своих стран запрета на все виды атомного, химического и бактериологического оружия. И в этом смысле, как было отмечено на конференции, большая ответственность лежит на христианах, ибо угроза войны нередко исходит от правительств, именующих себя христианскими. «...

12. Музей-заповедник: Мелкая пластика

Это подлинное произведение народного искусства. Редкой красотой и выразительностью отличается изображение конного Георгия на шиферной иконке, связанной с искусством ранней Москвы. Храбрый Георгий на вздыбившемся коне поражает копьем крылатого дракона. Фигура героя необычайно пластична и полна динамики. Недаром в описи 1641 года изображение Георгия на этой иконе на...

13. Музей-заповедник: Предметы быта

Без них не проходило раньше ни одно событие — ни веселое, ни печальное. По народному поверью считалось, что пряники имели и целебные свойства. Женский костюм. Воронежская губерния. XIX век Массивностью, четкостью форм и большими размерами отличались доски, предназначенные для выпечки пряников для праздничного стола. Пряники с изображениями двуглавого орла предназначали...

14. Троице-Сергиева Лавра. Что говорят о Лавре гости

» 26 декабря 1982 Карлос Саната Вела, Президент Института дружбы и культурного обмена «Мексика — СССР»; президент Мексиканского Комитета защиты мира и солидарности с народами зарубежных стран «Мы счастливы посетить первейший и святейший монастырь Земли Русской, имеющий славные традиции патриотизма... Мы восхищаемся миротворческой деятельностью Русской Церкви во главе с Патриархом Пименом...» 19 июля 1982 Нгуен Тхи Дань, лауреат международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» «Загорск ...

15. История Загорска. История Сергиева-Посада

Церковь, в том числе и монастыри, стремилась использовать все средства идеологического воздействия на народные массы для борьбы против революции. Волна революционных событий докатилась и до Сергиева Посада. В октябре 1905 года здесь состоялась демонстрация учащейся молодежи, устроившей митинг в саду перед духовной академией. На Московской го...

16. Музей-заповедник: Живопись

карете, запряженной в шесть белых лошадей в шорах; перед ним шли скороходы, сзади вершники, около кареты бежал народ». Большой многоместный дормез и линейка находились в каретном сарае местного помещика графа Орлова-Денисова в селе Шеметове. Подобные кареты были в обиходе и у высших духовных лиц лавры. Значительный интерес представляет небольшая, но высокохудожественная коллекция живописи, состоящая в основном из портретов лиц царской фамилии и высшего духовенства. Именно в искусстве портрета по...

17. Историко-художественный музей-заповедник

Разделы экспозиции знакомят с изделиями, выполненными из дерева, керамики, металла, образцами русского народного костюма, тканями. Деревянная скульптура представлена своеобразными скворечниками второй половины XIX века, которым их автор — крестьянин Рязанской губернии В.Т.Савинов придал облик му...

18. Монастырь-крепость и посад в первой половине XVII века

Монастырь-крепость и посад в первой половине XVII века Замена в середине XVI века рубленой ограды монастыря каменными крепостными стенами с двенадцатью башнями оказалась весьма своевременной и дальновидной — в тяжелые годы Смутного времени Троицкая крепость блестяще выдержала суровые испытания и вписала одну из ярких страниц в героическую борьбу русского народа против иностранных захватчиков. Жестокая феодальная эксплуатация, а также страшный голод и «моровое поветрие» 1600—1603 годов, когда, по свидетельствам современников, «вымерла треть царства Московского», привели к мас...

19. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (4)

Такие контакты способствуют укреплению доверия и взаимопонимания между народами, помогают гостям лучше понять жизнь Русской Православной Церкви на современном этапе ее исторического пути. Все сокровища богословской мысли и церковного искусства, собранные Московской Духовной Академией на протяжении ее трехсотлетнего существования,— верный залог ее дальнейшего развития. Задуманная ее основателями как центр духовного просвещения, она создала плодотворные тра...

20. Музей-заповедник: Головные уборы

Очелья свадебных праздничных сорок часто украшали гуськи, шитые золотом. У народов Поволжья головные уборы отличались разнообразием форм и декора. Многие из них изготовлялись из холста и почти сплошь заполнялись вышивкой шелком, шерстью и золотной нитью. Но главными материалами для украшения были цветной бисер, металлические блестки, монеты, находившие применение и в поволжском костюме. ...

21. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (2)

В литии церковь исходи! из своей облагодатствованной среды во внешний мир — в собственном смысле, или же в притвор, как часть храма, соприкасающуюся с этим миром, открытую для всех, не принятых в церковь или исключенных из нее, с целью молитвенной миссии в этом мире. Отсюда всенародный и вселенский характер (о всем мире) литийных молитв» [3, с. 163—164]. Первоначально литии совершались во время общественных бедствий-—морового поветрия, войн, голода. Нынешний литии — это наследие праздничных иерусалимских литий. Торжественно исходят из алтаря иноки в мантиях, им...

22. Музей-заповедник: Живопись второй половины XIV века

Это, несомненно, русский Никола, в изображении которого часто воплощались народные представления о нем как об одном из самых добрых заступников и помощников во всех житейских делах. Общему замыслу произведения отвечает и колорит иконы, построенный на сочетании немногих, близких по тону, но очень насыщенных красок: желтых, коричневых, красных. ...

23. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (4)

1981 — 1 июня состоялась встреча Глав и представителей Церквей и религиозных объединений в Советском Союзе, посвященная вопросам сотрудничества и мира между народами. — 11 апреля освящен придел под Успенским собором во имя вятителя Иннокентия, митрополита Московского. — 11 июня состоялось освящение придела под Успенским собором в честь Собора всех Радонежских святых. —19 июля — первое празднование Собора всех Радонежских святых. —24 июля, в день памяти святой равноапостольной великой княгини Российской О...

24. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (6)

Если в Проскомидии заключены образы воплощения и страдания Христа Спасителя, то в Великом входе, когда Предложение [предложенные народом дары] в виде уготованного хлеба и вина переносятся на святой престол,— тем самым выражается исторический и одновременно духовный образ погребения тела Господа Иисуса Христа. Тайные молитвы священнодействующих, ...

25. Музей-заповедник: Орнаментальное шитье

Оплечье ее шито по синему фону золотом и жемчугом в духе русских народных вышивок, хотя общая схема орнамента заимствована у привозных тканей. Митра. 1674 год. Вклад И. Б.Репнина Митра. XVII в. Одно из лучших произведений орнаментального шитья конца XVI века — «Жемчужная пелена», п...

26. Памятники монастырского некрополя XV—XVIII веков

Во время борьбы с польско-литовскими интервентами в монастыре похоронили руководителей первого народного ополчения Прокопия Петровича Ляпунова и Ивана Стефановича Ржевского. Их положили в одну гробницу около юго-западного угла Успенского собора за вклад сына Ляпунова — Владимира. Надписи на надгробных плитах иногда сообщают сведения о лицах, не известных по другим историческим документам. Чаще всего ими оказываются ...

27. Музей-заповедник: Резьба по кости

Янку, рассказывающие о жизни жителей Чукотки и являющиеся своеобразной летописью народов Севера. Миниатюрные фигурки тобольских косторезов Тюменской области имеют плавные и выразительные округлые очертания, которые подчеркивают мягкую пластику форм и движений. Особенно удачны небольшие групповые композиции с яркими образами рыболовов и охотников в произведениях В....

28. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (1)

Один из создателей ЦАК, его хранитель профессор протоиерей Алексий Остапов († 1975) свидетельствовал: «Если общеизвестно, что искусство сближает народы, то наша икона, выражая Православную церковность, служит делу христианского единства. Многие из западных братьев-христиан с глубоким интересом и духовным чутьем все более постигают православную икону как явление исключительное и глубокое. Бережно хранимые в Церкви иконы вместе с нашим дивным Богослужением вещают о сокровищах п...

29. Музей-заповедник: Живопись XVI века

С одной стороны, Русское государство окончательно утвердило свой международный престиж, значительно расширило границы, а с другой — эти успехи сопутствовали укреплению центральной власти, усилению крепостничества. Воздвижение креста. Икона. XVI век Творчество иконописцев все больше и больше становится под контроль государства и церкви. В их произведениях ярко выступают различного рода политические и морализующе-назидательные мотив...

30. Город и монастырь в XIX - начале XX века

Когда городские власти подняли вопрос об открытии Народного дома, митрополит заявил: «. . . ходатайствовать о воспрещении устройства театра в Посаде считаю священной обязанностью» *!. Лавра не разрешила также жителю Переславской улицы И. С. Селецкому организацию при его доме «семейного сада с открытой сценой и музыкантами, песенниками, гимнастами, борцами, рассказчиками, кинематографом, кеглями и буфетом», мотивируя отказ тем, что «перечисленные ...

31. Художественно-педагогический музей игрушки

Каждая фигурка или композиция из нескольких фигур представляет собой по-народному неторопливый, обстоятельный рассказ о русской деревне, о жизни и нелегком труде крестьянина. Среди этих высокохудожественных произведений выделяются скульптурные композиции семьи Чушкиных, работавшей здесь на рубеже XIX—XX веков. Лесовики. Мох, шишк...

32. Музей-заповедник: Домовая резьба по дереву

Обычай украшать верх кровли фигурами животных очень древний у всех народов. В основе этих изображений всегда лежали религиозные представления, а в XIX веке они стали привычными традиционными украшениями. ...

33. Музей-заповедник: Изделия из металла

Смелым сочетанием контрастных цветов народный мастер достиг горения красок, роспись напоминает узор, составленный из самоцветных каменьев. Кувшин-рукомой. XVIII в. Не менее интересны и медные спицы-зеркальца, которыми крепился лен на гребни прялок. Спицы декорированы головками коней, иногда над конскими головами помещалось изображение двух утиц, напоминающих ладью. Такое сочетание элементов декора говорит о древнейших традициях этих произведений. Из меди и олова делали также посуду: всево...

34. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (1)

Значение Преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства. Речь, произнесенная на торжественном собрании Московской Духовной Академии 26 сент. 1892 г. в память Преподобного Сергия.— Богословский вестник, 1892, № 1 I, с. 173—189. То же. Отд. отт. Сергиев Посад, 1892. 15 с. То же — В кн.: Ключевский В. О. Сб. статей. Т. 2. Очерки и речи. М., 1913, с. 199—215. Перепеч.: Пг., 1918. То же (под загл.: Благодатный ...

35. Город и монастырь после 1917 года

В целях поддержания и дальнейшего развития традиционных народных промыслов из Москвы в Загорск был переведен Музей игрушки (1931), основан здесь Научно-исследовательский институт игрушки и открыто училище по подготовке мастеров для этой отрасли (1932). Для института и училища было построено в самом центре города, на месте сгоревших торговых рядов, специальное здание (1935, а...

36. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (3)

Лучшему пониманию Евангелия — Божественной Книги, которая выносится к народу из святого алтаря,— служат молитвенные песнопения антифонов и прокимнов, возглашаемых в сопровождении колокольного звона. Они приуготовляют к слушанию Божественных глаголов. [3, с. 243 — 246]. После чтения Евангелия праздничная радость молящихся выражается в пении пасхальных песнопений Воскресение Христово видевше... и Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам Живот Вечный [Жизнь Вечную] и велию милость. Изнесение Евангелия на сере...

37. Музей-заповедник: Вышивка

В украшении оригинальных нарядных скатертей, полотенец, занавесей и других изделий умело используются известные приемы шитья и своеобразные специфические черты народной вышивки. К одному из древнейших видов русского шитья относятся строчевые вышивки со сквозными швами. Особенно высокими художественными достоинствами отличается тончайший ажур белой сновочной строчки, которой в совершенстве влад...

38. Музей-заповедник: Серебряные изделия

В центре блюда дана в духе народного лубка библейская сцена о Китае и Ионе, прекрасно увязанная пластически с формой и орнаментикой всего блюда. Пышные барочные завитки, выполненные в сочном рельефе, дают богатую светотеневую игру, столь ценимую в эту эпоху. Частичное з...

39. Музей-заповедник: Стекло и фарфор

В их темно-синих росписях с своеобразными промежуточными тонами преобладают изобразительные сюжеты и мотивы народного творчества. Л. П. Азарова также отличный мастер мелкой пластики. С большой выдумкой и юмором создаются ею сувенирные фигурки. Б. А. Четков. Комплект «Черешня». Новгородская область Крупнейшим производством фаянсовых изделий является фаянсовый завод имени М. И. Калинина в Конакове Калининской области. Художественные изделия завода приобрели широкую известность. Простые и удобные формы ...

40. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (4)

Более трехсот религиозных деятелей — участников Всемирного Конгресса миролюбивых сил, проходившего с 25 по 31 октября 1973 года в Москве, откликнулись на приглашение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена собраться вместе в Троице-Сергиевой Лавре, чтобы обсудить значение вклада религий мира в укрепление международной безопасности и сотрудничества, утверждение национальной независимости народов и упрочение мира. Пелена с образом Софии Премудрости Божией. ЦАК МДА. Приветствуя участников встречи, Святейший Патриарх Пимен сказал об участии Русской Православной Церкви в международном движении сторонников мира с самого его начала — с февраля 1949 года, особо отметив большой ее вклад в Советский фонд мира, собирающи...

41. Музей-заповедник: Гончарное производство

Гончарное производство Одним из традиционных ремесел русского народа, развитых с древних времен, является гончарное производство. Техника керамического производства на протяжении веков развивалась очень медленно, и до XX века мастера гончарного дела создавали образцы своего искусства, пользуясь древним гончарным кругом. Украшали изделия при помощи штампиков, заостренных палочек, использовали в декоре цветные глазури. Разнообразие изделий деревенских гончаров очень невелико. Издавна самыми распространенными п...

42. Загорск, Сергиев Посад. История, современность, события, люди. Историко-культурный и краеведческий городской портал

Поэтому понятно, какое горячее признание и широкий отклик получила в народе неустанная деятельность основателя монастыря Сергия Радонежского (1314—1392) по единению сил разрозненных и нередко враждующих между собой русских удельных княжеств для общей борьбы за независимость под знаменем Москвы, ставшая подвигом всей его долгой жизни. Великие московские князья, а затем и цари оказывали Сергиеву монастырю подчеркнутое внимание — они часто посещали ...

43. Музей-заповедник: Прялки и донца

Часто на лопасти не оставалось и сантиметра дерева, не тронутого резьбой, но все выдерживалось в одном ключе величавости, торжественности и наивной простоты, которые характерны лишь для подлинных произведений народного искусства. В некоторых районах Архангельской области прялки также было принято украшать резьбой. Так, например, в Каргополье, на Кенозере, в Лядинах техника трехгранно-выемчатой резьбы имела широкое распространение. Необычной была здесь форма самой прялки — с более приземистой и низкой ножкой, которая подчеркивала ее устойчивость и тяжеловесность. фрагмент Черты монументальности характерны для прялок Калининской области. В основе их конструкции лежит прялка со...

44. История Загорска. История Сергиева-Посада

20 апреля 1920 года Владимиром Ильичем был подписан специальный декрет Совета Народных Комиссаров «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры». Совет Народных Комиссаров РСФСР постановлением от 1 февраля 1940 года объявил «весь комплекс Загорского историко-художественного музея в черте крепостных стен» музеем-заповедником и поставил задачу проведения широких реставрационных работ. За свою полувековую историю музей неузнаваемо изменился. Из года в год растет его популярность. Свидетельством этому является ог...

45. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (4)

В праздник Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября), Великим Постом в Неделю 3-ю, Крестопоклонную, и 1/14 августа — в день Происхождения (явления) Честных Древ, в который совершилось Крещение Руси в 988 году, святой крест ежегодно износится для поклонения народу в соответствии с особыми указаниями Устава Троице-Сергиевой Лавры, сообразно практике всей Русской Церкви. Приидите вернии, Животворящему Древу поклонимся: на немже Христос Царь Славы волею руце распростер, вознесё нас на первое блаженство, яже прежде враг сластию украд, изгнаны от Бога сотвори....

46. Музей-заповедник: Искусство ранней Москвы

Искусство ранней Москвы Особую группу составляют произведения второй половины XIV века, связанные с Московским княжеством и характеризующие один из интереснейших периодов истории русского народа, когда Москва становится во главе объединения русских земель. Блестящая победа над татарами, одержанная в 1380 году на Куликовом поле, окрылила русский народ, способствовала подъему его национального самосознания. В искусстве Москвы этого времени начинают звучать идеи высокой гражданственности, идеи гуманизма, звавшие к свершению высоких нравственных подвигов. Замечательным произведением этого времени ...

47. Троицкий собор (1422—1423)

Идеи сплочения сил для борьбы за освобождение и политическое объединение народа и страны были самыми важными идеями того времени, а учение о троичном божестве, представляющем «едину силу, едину власть, едино господство», стало религиозным воплощением этой идеи. И надо полагать, не случайно Сергий Р...

48. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (10)

— Архиепископ Синайский Григорий — от Синайской Автономной Церкви. «Весь финляндский народ проявляет большой интерес к Русской Православной Церкви и к соборным деяниям. Дружеские, братские связи, которые установились между Церквами Советского Союза и Финляндии, особенно в последние годы, являются частью тех общекультурных связей, которые развиваются на пользу наших стран во всех областях культуры».— Высокопреосвященный Павел, Архиепископ Карельский и всей Финляндии. «История свидетельствует, что Русская Православная Церковь воистину ...

49. Музей-заповедник: Русская набойка

В XVII веке набивные ткани благодаря их красочности и сравнительной дешевизне широко применялись в быту русского народа. От этого времени, к сожалению, уцелели лишь небольшие, сильно изношенные и довольно выгоревшие куски ткани. Условно орнамент набойки можно разделить на два вида. Простейшие узоры набивных тканей представляют собой сочетание несложных геометрических элементов — кружоч...

50. Музей-заповедник: Графика начала XX века

Тонко чувствовавший неповторимый национальный колорит, Юон явился создателем произведений, проникнутых любовью к творческому гению русского народа, его богатой культуре и истории. Как красочное, яркое видение предстает Троице-Сергиева лавра в акварели «Вид на лавру с привокзальной улицы». Белый фон снега подчеркивает живописную палитру...

51. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (7)

В печальную годину смугы и разбоя в стране Троице-Сергиева Обитель показала пример стойкого стояния за честь русского народа. Около двух с половиной тысяч человек сдерживали 16 месяцев пятнадцатитысячное (по другим данным — состоявшее из тридцати тысяч) полчище «тушинского вора» во главе с Яном Сапегой, с 23 сентября 1608 года по 12 января 1610 года. Знаменитый келарь монастыря старец Авраамий Палицын сообщал, что «тогда бе не едина беда и зрю: внеуду — меч, внутрь же юду — смерть... и ...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................