Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

надвратная

 

1. Основание монастыря. XIV век

); 19 — Лестничная башня (1746—1749); 20 — ризница (1781); 21 —• Варваринский (Донской) корпус келий (XVI1 в,, 1906); 22 — Предтеченский корпус келий (1640); 23 — надвратная церковь Иоанна Предтечи (1693— 1699); 24 ~ книжная лавка (офис, 1895); 25 — Экономовский корпус келий (XVII в., XIX в.); 26 —Часозвоня (нижний ярус, XVII в.); 27 — Успенский корпус келий (XVII в., 1816); 28 — Инспекторский корпус келий (XVII в., 1816); 29 — Библиотечный корпус (1877); 30 — Больничный корпус (1835, 1884); 31 — Классный корпус (1839, 1884); 32 — Столовый корпус (1802, 1988); 33 —баня (1847). Крепостные стены и башни: 34—крепостные стены (XVI в., XVII в.)...

2. Надвратная церковь (1693-1699 гг.)

К концу XVII века относится надвратная церковь Иоанна Предтечи (1693—1699) у главного входа в монастырь. Она поставлена на месте пришедшей в ветхость каменной церкви Сергия 1513 года. Строилась она на средства Г. Д. Строганова и носит все отличительные черты так называемых строгановских построек с их яркой индивидуальностью и свободной трактовкой классических форм. Надвратная церковь Троицкого монастыря отн...

3. Красная башня

При этом основным архитектурным акцентом, подчеркивающим главный вход, являлась не сама башня, а нарядная пятиглавая надвратная церковь Иоанна Предтечи, расположенная за ней. Низкая башня не заслоняла церковь, а своим строгим, подчеркнуто крепостным обликом еще более выявляла торжественную нарядность храма, «осеняющего» вход. Хорошо продумана была также система обороны входных ворот Красной башни. В двух мощных белокаменных контрфорсах по сторонам проезда размещены боевые казематы (сейчас они частично закрыты пристроенным порталом). Их амбразуры, видные изнутри каземата, направлены...

4. Монастырь и посад в XVIII веке

Огонь перекинулся в лавру, где сгорели надвратная церковь, почти все деревянные строения, а также кровли на каменных зданиях, крепостных стенах и башнях. В приказной и казенной канцеляриях монастыря пожар уничтожил «подлинные указы и вотчинные многие крепости и всякие дела». Паника от быстро распространя...

5. Монастырь-крепость и посад в XVI веке

), Духов ска я церковь (1476), надвратная церковь Сергия (1512), Успенский собор (1559—1585). Реконструкция В. И. Балдина Сооружение Успенского собора затянулось на двадцать шесть лет. В самый разгар работ случился пожар; летописи подробно повествуют, как в сентябрьскую ночь 1564 года «выгорел Троицкий Сергиев монастырь, трапезы и казны монастырские в палатах и колоколы многие разлилися и поварни все, и гостин двор, и служни дворы; а келий погорели от Красных ворот вер...

6. Колокольня (1741-1769 гг.)

Заметим, что все высокие постройки монастыря (Трапезная церковь Сергия, надвратная церковь Иоанна Предтечи и башни) не превышают и половины высоты колокольни, и только один Успенский собор благодаря своим перестроенным куполам превышает этот рубеж, составляя почти три четверти ее высоты. Располагаясь рядом, Успенский собор не спорит, а поддерживает вертикаль колокольни, обеспечивая гармоничный переход от ее вершины к силуэту остальных зданий. Интересно отметить, что точно такие же соотношения имеют между собой Филаретовская звонниц...

7. Историко-художественный музей-заповедник

Неизвестный мастер придал ему форму кубического храма с позакомарным покрытием, которая, по мнению исследователей, напоминает своими очертаниями возведенный ранее по той же схеме, что и Троицкий, Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря. Надвратная церковь Иоанна Предтечи. 1693-1699 годы Примечательно, что в данном случае перед нами причудливый сплав элементов архитектуры и прикладного искусства, где архитектурные формы воплощаются с помощью различных ювелирных материалов и техник. Для создания иконостаса Троицкого собора и росписи его интерьера Никон приглашает замечательны...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................