Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

монах

 

1. Троице-Сергиева Лавра. Собор Радонежских святых

память 15 февраля Преподобный Елисей, диакон XIV, память 14 июня Преподобный Симон, архимандрит †до 1392, память 10 мая Преподобный Исаакий Молчальник †зима 1388, память 30 мая Преподобный Макарий †после 1392, память 19 января Преподобный Илия, келарь †29 мая 1384 Преподобный Симон, экклесиарх †после 1392, память 10 мая Преподобный Михей †1385, память 6 мая Святые воины схимонахи Александр (Пересвет) и Андрей (Ослябя) †1380, память 7 сентября Преподобный Варфоломей †XIV, память 11 июня Преподобный Наум †XIV, память 1 декабря Преподобный Иоанникий XIV. память 4 ноября Преподобный Игнатий †после 1392, память 20 декабря Преподобный Епифаний Премудрый †ок. 1418—1422. память 12 мая Преподобны...

2. Монастырь-крепость и посад в первой половине XVII века

(Очень возможно, что хитрый монах сильно преувеличивал.) Многое повидавший сирийский путешественник заканчивает описание стен и башен Троицкого монастыря восторженными восклицаниями: «Ум не может представить их неприступность и красоту. . . Поистине монастырь вполне неприступен!» И добавляет, чт...

3. Троице-Сергиева Лавра. Молитва ко Пресвятей Троице

Должно же сию молитву глаголати в молении и прочим настоятелем и иеромонахом, кроме того речения, еже в красном окружении. (Молитва Преподобного Сергия ко Пресвятой Троице публикуется по сборнику 3-й четверти XVII века—ГИМ, Син. № 2 (ГН. 511), лл. 8-9.) ...

4. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)

Сочиненное оныя Лавры наместником иеромонахом Павлом. СПб., 1782. 68 с. Перепеч. с испр. и доп.: 1790, 1796, 1801, 1809, 1815, 1818, 1824, 1829. Изд. 1782 и 1790 напечатаны с именем составителя иеромонаха Павла (Пономарева). 84. Горский А.В. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры. М.. 1842, 160, 4, 4 с. Перепеч. с испр. и доп. в 1852, 1857, 1865, 1873. 1882, 1889, 1902, 1910 без упоминания имени автора А. В. Горского. В 1878—1879 и 1890. напечатано с восстановлением подлинного текс...

5. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (9)

НАСТОЯТЕЛИ-ИГУМЕНЫ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ 1344—1392 (1) Преподобный Сергий, Игумен Радонежский 1391, Преподобный Никон, 1398—1426 (2) Игумен Радонежский 1392—1398 (3) Преподобный Савва Звенигородский ? ? 1429—1432 (4) Преподобный Савва II 1432—1443 (5) Игумен Зиновий 1443—1445 (6) Игумен Геннадий (Саматов) 1445—1446 (7) Игумен Досифей 1447—1455 (8) Преподобный Мартиниан Белоетерский 1455—1466 (9) Святой Вассиан (Рыло) 1467—1474 (10) Игумен Спиридон (†1475) 1474—1478 (II) Игумен Аврамий 1479—1482 (12) Игумен Паисий (Ярославов) 1482—1483 (13) Игумен Иоаким 1483—1487 (14) Игумен Макарий 1487—1489 (15) Игумен Афанасий (Сук) 1490—1495 (16) Игумен Симон (Чиж) 1495—1505 (17) Святой Серапион I 1506—1507 (18) Игумен Досифей II 1508—1515 (19) Игумен Памва ( (Мошнин) 1515—1520 (20) Игумен Иаков (Кашин) 1521 — 1524 (21) Игумен Порфирий I 1525—1527 (22) Преподобный Арсений (Сахарусов) 1528—1529 (23) Игумен Александр 1529—1539 (24) Святой Иоасаф I (Скрипицьш) 1539—1541 (25) Игумен Порфирий II 1541 — 1543 (26) Игумен Алексий 1543 (27) Игумен Порфирий III 1543—1545 (28) Игумен Никандр 1545—1549 (29) Игумен Иона (Щелепин) 1549—1551 (30) Игумен Серапион II (Курцев) 1551 — 1552 (31) Игумен Артемий (Пустынник) 1552—1554 (32) Игумен Гурий (Лужецкий) 1554—1555 (33) Игумен Иларион, Кирилловен, 1555—1560 (34) Игумен Иоасаф II (Черньгй) 1561 —1562 (35) Архимандрит Елевферий 1562—1566 (36) Архимандрит Меркурий, Дмитровец 1566—1568 (37) Архимандрит Кирилл 1568—1569 (38) Архимандрит Памва 1569—1573 (39) Архимандрит Феодосии (Вятка) 1573—1575 (40) Архимандрит Памва (вторично) 1575—1577 (41) Архимандрит Варлаам I 1577—1584 (42) Архимандрит Иона II 1584—1588 (43) Архимандрит Митрофан, Дмитровец 1588—1594 (44) Архимандрит Киприан, Балахонец 1594—1605 (45) Архимандрит Кирилл II (Завидов) 1605—1610 (46) Архимандрит Иоасаф 1610—1633 (47) Преподобный Дионисий (Зобниновский) 1633—1640 (48) Архимандрит Нектарий (Вязмитин) 1640—1656 (49) Архимандрит Адриан 1656—1667 (50) Архимандрит Иоасаф II 1667—1674 (51) Архимандрит Феодосии II 1674—1694 (52) Архимандрит Викентий 1694—1697 (53) Архимандрит Иов 1697—1700 (54) Архимандрит Евфимий 1701 — 1704 (55) Архимандрит Иларион (Властевинский) 1704—1707 (56) Архимандрит- Сильвестр (Холмский) 1708—1710 (57) Архимандрит Иоасаф III 1711 — 1718 (58) Архимандрит Георгий (Дашков) 1718—1721 (59) Архимандрит Тихон (Писарев) 1722—1726 (60) Архимандрит Гавриил (Бужинский) 1726—1737 (61) Архимандрит Варлаам II (Высоцкий) 1737—1738 (62) Архимандрит Арсений (Воронов) 1739—1742 (63) Архимандрит Амвросий (Дубневич) 1742—1744 (64) Архимандрит Кирилл III (Флоринский) 1744—1752 (65) Архиепископ Арсений II (Могилянский) 1752—1758 (66) Архимандрит Афанасий (Вольховский) 1758—1761 (67) Архимандрит Гедеон (Криновский) 1761 —1766 (68) Архимандрит Лаврентий (Хоцятовский) 1766—1812 (69) Архимандрит Платон (Левшин), с 1770 Архиепископ Тверской, с 1775 Архиепископ, с 1787 Митрополит Московский 1812—1819 (70) Архиепископ Августин (Виноградский) 1819—1821 (71) Митрополит Серафим (Глаголевский) 1821 —1867 (72) Митрополит Филарет (Дроздов) 1868—1879 (73) Святитель Иннокентий (Попов-Вениаминов) 1879—1882 (74) Митрополит Макарий (Булгаков) 1882—1891 (75) Митрополит Иоанникий (Руднев) 1891 — 1893 (76) Митрополит Леонтий (Лебединский) 1893—1898 (77) Митрополит Сергий (Ляпидевский) 1898—1912 (78) Митрополит Владимир (Богоявленский) 1912—1917 (79) Митрополит Макарий (Невский) 1917—1919 (80) Патриарх Тихон (Белавин) 1946—1970 (81) Патриарх Алексий (Симанский) 1970 (82) Митрополит, с 1971 Патриарх Пимен (Извеков) НАМЕСТНИКИ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ 1739—1742 Иеромонах Антоний Нарожницкий 1743—1745 Иеромонах Феодосии Янковский 1745—1748 Архимандрит Иоасаф Горленко 1749—1753 Иеромонах Феофан Чарнуцкий 1753—1758 Иеромонах Кирилл Ляшевецкий 1758—1761 Иеромонах Гавриил Петров-Шапошников 1761 — 1763 Иеромонах Иннокентий Нечаев 1763 Иеромонах Платон Левшин 1763—1770 Иеромонах Иоанн Черепанов 1770—1775 Иеромонах Павел (Петр) Зернов 1775—1782 Иеромонах Павел (Петр) Пономарев 1782—1783 Иеромонах Аполлос (Андрей) Байбаков 1783—1787 Иеромонах Мелхиседек (Михаил) Заболоцкий 1787—1792 Игумен Досифей Ильин 1793 Иеромонах Никанор Николаев 1793 Игумен Ефрем 1793—1795 Иеромонах Евлампий 1795—1800 Иеромонах Назарий (Никита) Романовский 1800 Архимандрит Августин Виноградский 1800—1803 Архимандрит Мелхиседек Минервин 1803—1810 Архимандрит Симеон (Савва) Крылов-Платонов 1810—1814 Архимандрит Самуил Запольский-Платонов 1814—1818 Архимандрит Никанор Клементьевский 1818—1831 Архимандрит Афанасий Федоров 1831 — 1877 Архимандрит Антоний Медведев 1877—1891 Архимандрит Леонид Кавелин 1891 — 1904 Архимандрит Павел Глебов 1908—1915 Архимандрит Товия Цимбал 1915—...

6. Историко-художественный музей-заповедник

Наряду с Андреем Рублевым, Даниилом Черным, Василием Ермолиным, древнерусскими писателями Епи-фанием Премудрым и Пахомием Логофетом здесь творил и один из замечательных ювелиров-резчиков монах Амвросий. Произведения этого мастера стилистически близки скульптурам его выдающегося современника Василия Ермолина. К сожалению, сохранилась только одна подписная работа Амвросия —...

7. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (2)

По свидетельству его жизнеописателя, Преподобного Епифания Премудрого, «он первый монах этого места, как бы началообразный подвигоположник и образец для всех остальных монахов, живущих здесь... Хотя и молод он был по телесному возрасту, но смыслом духовным был старец и совершен Божественною благодатью» [43, с. 37, 39]. Новопострижен-ный монах при святом Причащении воспринял сугубую Благодать Святого Духа. На прощание игумен Митрофан благословил инока: «Тебя вручаю Богу, Который не даст преподобно...

8. Историко-художественный музей-заповедник

(Стефан вскоре отправится в Москву, где станет монахом Богоявленского монастыря и будет близок к митрополиту Алексию и окружению великого князя московского Семена Гордого. Варфоломей же в дальнейшем, приняв монашество, войдет в историю под именем Преподобного Сергия). На х...

9. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (6)

Кондак Преподобному Никону Радонежскому, глас 4: Духовному твоему настоятелю, отче Никоне, всячески прилепнвся, и от него наставляем во всём, Христдви поработйвся. Монахов был есй чиноначальник, и преподобных сожитель, с ними же Христа Бога моли непрестанно о всех нас. ...

10. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (1)

1380—18 августа, в день памяти святых мучеников Флора и Лавра, Преподобный Сергий благословил святого благоверного великого князя Димитрия на битву с Мамаем и дал ему своих учеников, святых воинов — схимонаха Александра (Пересвета, в прошлом боярина Брянского) и схимонаха Андрея (Ослябю, в прошлом боярина Любецкого). 8 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, святой благоверный великий князь Димитрий Донской одержал историческую победу. По возвращении в Троицкую Обитель была установлена родительская суббота в честь Великомученика Димитрия Солунекого — покровителя русских войск, с поминовением всех воинов, убиенных на поле брани. Почти целый месяц,...

11. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (4)

» мысль связует прошлое, настоящее и будущее в жизни каждого монаха и в истории Обители особенно. Ибо слова псалмов этой кафизмы выражают прежде всего от лица всех от века усопших молитву к Богу о прощении грехов, сознавая нарушение законов духовной жизни — заповедей Господних. Сознание своей греховности и греховности усопших отец и братии побуждает иноков с присущей им детскостью взывать к Отцу Небесному: «Руце Твои сотвористе мя, и созда...

12. Троице-Сергиева Лавра. Что говорят о Лавре гости

1 мая 1980 Делегация польских ветеранов войны «...Мы желаем монахам этого монастыря, чтобы они могли довести до счастливого конца их работу для своего народа и человечества». 1982 Проф. Д. Симон, директор Института европейской истории права общества Макса Планка, Франкфурт-на-Майне. ФРГ ...

13. Художественно-педагогический музей игрушки

Это целая галерея фигурок — от светских красавиц и генералов до купцов, монахов, разносчиков товаров и крестьян. Производство таких игрушек в XIX веке приобрело в России характер промысла, одним из крупных центров которого стал Сергиевский Посад. Развитию и процветанию здесь этого промысла во многом способствовало то обстоятельство, что Троицкую лавру посещало большое число паломников, которые охотно покупали эти игрушки. Сергиевские мастера выработали рациональные приемы...

14. Загорск, Сергиев Посад. История, современность, события, люди. Историко-культурный и краеведческий городской портал

Благодаря такой могущественной поддержке, а также предприимчивости самих монахов богатство монастыря со временем достигло колоссальных размеров: его многочисленные вотчины, угодья и промыслы распространились по всей стране, тысячи крепостных крестьян распахивали его земли, платили ему оброк или работали на него «всякое изделие». Троицкий монастырь вел собственное летописание, здесь собирались рукописи и книги, были свои школы иконописи и «книжного письма»; в мо...

15. История Загорска. История Сергиева-Посада

Огромные денежные средства давали возможность монахам заниматься широкой ростовщической деятельностью. Этому в значительной степени способствовали расположение монастыря на старой торговой дороге, связывавшей Москву с Архангельским портом на севере, и всяче...

16. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (1)

Возможно, иным было пение братии в той пустынной Обители по сравнению с тем, как поют ныне иноки Лавры, но содержание молитвенного правила сохраняется прежним. «Седмичный» иеромонах в сослужении обычно двух иеродиаконов в алтаре, «учиненный» чтец среди храма после благословения предстоятеля совершают чин 9-го часа. Смысл и значение службы часов наиболее ясно изложил Святитель Киприан, епископ Карфагенский. «Часовые сроки,— говорит он,— издавна уже соблюдали поклонники Божий, духовно признавая их временами,...

17. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (8)

Седмичный монах совершает возношение с возгласом: «Молитвами Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!». Все монахи Обители отвечают «Аминь» и поют тропарь Преподобному Сергию (или тропарь великого праздника, если есть праздник), следуя в трапезную. На трапезе один из братии читает Житие святого ...

18. Монастырь и слободы в XV веке

Он был тесно связан с Троицким монастырем, монахами которого в разное время были его дед, отец и дядя. Построенное Ермолиным здание состояло из «малой трапезы отцов», служившей для повседневного обслуживания братии, и парадной палаты, которую отворяли во время приездов царя. «Эта трапеза как бы висячая, — писал Павел Алеппский, — выстроена из камня и кирп...

19. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (3)

По его приказанию книгохранитель иеромонах Наркисс Флоринский описал 1502 книги, включая 511 рукописей. 1777—Возобновлена стенопись Троицкого собора. 1778 — Возобновлена стенопись церкви Сошествия Святого Духа. 1779 — Устроен серебряный кивот к Тихвинской иконе Божией Матери (в 1838 г. переделан). 1782—Перестроено здание Ризницы. 1789—Перестроен юго-западный притвор Троицкого собора, которым ознаменовано место явления Б...

20. Монастырь и посад в XVIII веке

В 1764 году по всей стране была проведена секуляризация монастырских земель — они были объявлены государственной собственностью, а сами монастыри «посажены на штат» с точно установленным для них числом монахов и служащих. Несмотря на усиленные хлопоты и настойчивые напоминания монастырских властей о том, что лавра всегда пребывала «в особливом рассуждении пред другими монастырями», она также лишилась своих огромных владений. Лавре были оставлены тольк...

21. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (5)

На входных молитвах наместник Обители или седмичный иеромонах и сослужащие испрашивают прощение у братии и у народа. Затем в алтаре, после целования престола и взаимного приветствия, испрашивается друг у друга благословение, служащие облачаются в священные ризы с чтением подобающих молитв. В Служебнике Преподобного Сергия (ГИМ, Синодальное собрание, № 952) чин приготовления к совершению Проскомидии и Литургии изложен так же, как об этом сказано и в нынешних иерейских служебниках. Прошедшие 600 лет лишь в незначительной мер...

22. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (5)

Наиболее употребительной в повседневной жизни монаха, наряду со святой водой, является просфора (приношение). Выпечка просфор в Обители всегда считалась тяжелым и вместе с тем почетным послушанием. И даже Преподобный Сергий старался сам выпекать просфоры для проскомидии и Божественной литургии. Творя молитву о здравии и о упокоении православных христиан, священноиноки совершают поименное поминовение, вынимая частицы из просфоры. В конце Боже...

23. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (4)

И чем более отдалялась во времени эта веха, тем отчетливее виделось величие этого простого монаха, сила которого заключалась в его смирении. Его мирное устроение духа влекло к себе всех — от простых людей до князей. Ему написал три значительных для истории послания Митрополит Киприан [от 3 и 23 июня 1378 года и от 18 октября 1382 года.— 55, с. 8]. Один из его ...

24. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (3)

Если вникнуть в содержание этих книг, оставляя в стороне внешнюю форму — форму наставления монахам, то можно убедиться, что едва ли есть в мировой литературе столь удачно выполненная задача — указать путь к духовному устроению души, от немир-ствующего состояния к источникам высокого творчества, к красоте духа, к царству любви, стремление к которому заложено в глубине каждого человека. Такова светлая убежденность авторов. «Лествица» — это отточенные афоризмы, чеканные фразы, по четкости мысл...

25. Историко-художественный музей-заповедник

Игумен посылает с князем на битву двух монахов-воинов Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Русские войска действовали быстро и решительно, навязав ордынцам сражение в невыгодных для них условиях. С поединка между богатырями Пересветом и Темир-Мурзою началось историческое сражение на Куликовом поле. Долгожданная победа над врагом стала торжест...

26. Основание монастыря. XIV век

Однако несколько лет спустя (1355) Сергий ввел, один из первых на Руси, строгий устав общинной жизни: монахи должны были вести общее хозяйство и «кормяти от рук своих», жить в одинаковых кельях, вместе питаться, одинаково одеваться, не выходить за ворота без разрешения игумена. Такая строгая дисциплина не всем пришлась по вкусу, и часть монахов даже покинула Сергия. Троице-Сергиева лавра. План. Здания в монастыре; 1 — Троицкий собор (1422); 2 — Никоновский придел (1548); 3 — западная паперть (XVI в., 1642); 4 — Серапионова палатка (XVI в., 1826); 5 — Митропол...

27. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (6)

Велика и молитва Сергиевой Обители, в которой ежегодно наряду с именами героев— благоверного князя Димитрия, схимонаха Александра (Пересвета) и схимонаха Андрея (Осляби)— возносятся молитвенно имена воинов всех времен, жизнь свою за Отечество положивших [263, с. 26—27]. — Что пришел еси, брате, припадая ко святому жертвеннику, и ко святе...

28. Музей-заповедник: Живопись троицких мастеров XVI века

Одним из известных иконописцев этого времени в Троицком монастыре являлся Евстафий Головкин, оставивший подписи на своих произведениях. Это — не рядовой монах, а человек, занимавший видное положение в монастыре, бывший в течение многих лет его келарем. Евстафий Головкин пользовался большим доверием царей Ивана Грозного, Федора Ивановича; от имени Троицкого монастыря...

29. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (4)

Краткая летопись Лавры 1 2 3 4 Съезд монахов в Троице-Сергиевой Лавре в 1909 году. Икона святого Архистратига Божия Михаила XVI в. Из Троицкого собора. «Симфония» в архитектонике Лавры. Патриаршее служение в Троицком соборе. Притвор Троицкого собора 1867 – С южн...

30. Троицкий собор (1422—1423)

Павел Алеппский видел здесь «большие иконы, поражающие ум искусством исполнения»; отсюда монахи провели его в расположенную рядом монастырскую ризницу через «потаенную» дверь в западной стене. При реставрации 1953 года были выявлены и восстановлены древние формы паперти — килевидные обрамления ее входов, стесанные лопатки и пилястры, круглые и арочн...

31. Успенский собор (1559—1585 гг.)

Надо полагать, что этот факт всячески подчеркивался монахами, и не иначе как с их слов Павел Алеппский записал, что монастырский храм «выше, больше и длиннее собора столицы». (Наибольшие размеры в плане соответственно составляют 29,20X42,30 м у лаврского собора и 27X39,75 м у кремлевского.) Облик Успенского собора полон величавой торжественности и отличается строгим лаконизмом своих форм. Мощный объем шестистолпного храма со слабо выступающими невысокими апсидами увенчан пятью тесно поста...

32. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (2)

1551 — 1556—Годы жизни в монастыре ученого-монаха Преподобного Максима Грека. 1559—Заложен собор Успения Пресвятой Богородицы 1561—По благословению святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси, игумен монастыря Елев-ферий соборным определением 6 января возведен в сан архимандрита. Этот сан усвоялся последующим настоятелям Троицкого монастыря с первенством пред всеми прочими архим...

33. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (3)

221]. Крестом побеждает монах стихию страха. Примером такой победы человека над страхом перед дикими зверями была жизнь великого пустынножителя — преподобного Сергия, подвижника Радонежских лесов. Смысл утреннего Богослужения наиболее ясно объясняет пасхальная песнь: Встанем глубоким утром, и вместо ароматного мира принесем песнь Владыке, и узрим Христа — Со...

34. Город и монастырь после 1917 года

) В ноябре 1918 года Троицкий монастырь был национализирован, а через год закрыт; монахам предоставлялась возможность выбрать себе дальнейшее занятие или перебраться в Гефсиманский скит. Специально созданная Коллегия по охране памятников искусства и старины приняла от монастыря его художественные ценности и составила их научные опи...

35. Памятники монастырского некрополя XV—XVIII веков

В 1622 году здесь была погребена и Ксения, умершая монахиней в суздальском Покровском монастыре. 26 октября 1945 года известным антропологом М. М. Герасимовым гробница была вскрыта. Захоронения оказались потревоженными проникшими сюда грабителями. Черепа Годуновых не сохранились. Кроме костей плохой сохранности в гробнице оказались полуистлевшие од...

36. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)

В 1635—1637 годах на месте старой больницы на средства Александра Булатникова, назначенного келарем из монахов Соловецкого монастыря, были поставлены новые Больничные палаты, включившие в себя ряд древних построек. Между двумя палатами, с трех сторон окруженная папертями, как на пьедестале, возвышается церковь Зосимы и Савватия Солове...

37. История Загорска. История Сергиева-Посада

Неоднократно вскрывались скандальные истории, свидетельствующие о полном моральном упадке монахов Троице-Сергиевой лавры. Русская православная церковь и самодержавная власть совместно выступали против революционно-освободительного движения в стране. Царизм всеми силами укреплял церковный авторитет, а служители культа, в свою очередь, освящали и оправдывали самодержавие. Задачами церкви было воспитание верноподданничес...

38. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (2)

К числу наиболее значительных событий в жизни Академии относится работа над новым изданием славянского перевода Священного Писания, начатая в 1712 году архимандритом Феофилактом (Лопатинским), учениками Лихудов — монахом Феологом и Феодором Поликарповым и законченная в 1751 году иеромонахом Варлаамом (Лящевским), удостоенным за этот труд должности ректора Академии. Заиконоспасский монастырь Большого расцвета Московская Духовная школа достигла при митрополите Московском и Коломенском Платоне (Левшине) в последнюю четверть XVIII столетия. При митрополите Платоне закладываются основы русской ц...

39. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (1)

Житие и подвиги Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России Чудотворца, составлено соборным иеромонахом Никоном. 5-е изд. Сергиев Посад, тип. Троице- Сергиевой Лавры, 1904. VIII, 264 с, ил., 20 л. ил. 51. Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Житие Преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца, 1319— 1392 гг.— В кн.: Ко дню церковного празднования 800-летия Москвы. М., 1948, с. 27—41. То же.— Журнал Московской Патриархии, 1972, № 7, с. 63 — 68. 52. Ябл...

40. Пятницкая и Введенская церкви (1547 г.)

Вскоре после ремонта обеих церквей здесь был организован женский Подольный монастырь; Опись 1641 года указывает в нем тринадцать огороженных забором келий, В 1681 году состоялось специальное постановление Московского собора о приспособлении Подольного монастыря для содержания там монахов, которые «бесчинно живут на Москве и в городах, ходят по кабакам и по корчмам и по мирским домам, упиваются до пьяна и валяются по улицам». Троицким властям предписывалось «прежде бывший Пятницкий монастырь огородить стоячим высоким тыном и построить четыре кельи с сенми по монастырскому чину, и таких безчинников в тот монастырь с Москвы ссылать. . . а за монастырь их отнюдь не спускать». Двадцать лет спустя провинившихся монахов стали ссылать на север, в более ...

41. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (1)

Заведующий Церковноархеологическим кабинетом архимандрит Елевферий и его заместитель иеромонах Иосиф С богословской точки зрения, икона в ее просветленной красоте возводит сознание верующего от видимого образа к Божественному Первообразу. Поэтому для будущих пастырей необходимо приобретение опытного познания этого издревле выработанног...

42. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (2)

Эта Боговдохновенная песнь Приснодеве Марии особенно дорога иночествующим, призванным хранить себя в такой же чистоте и непорочной святости. Нередко у монахов этот тропарь находит повседневное употребление, обычно в молитве за страждущих и заблудших (150 раз). В великие праздники поется тропарь праздника. Во время пения тропаря архидиакон (или иеродиакон), получив благословение от предстоятеля, кадит трижды к...

43. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (7)

Незадолго до смерти царь велел монахам молиться «во веки веков» за всех казненных им людей. «Прещения» заслужили «изменники», самое имя которых было предано забвению и десятки лет находилось под строгим запретом» [105, с. 134]. Синодик XVII в. ГБЛ, ф. 304, № 818, л. 212. Эти Синодики позволили реконструировать «кровавую летопись, в которой деяния опричнины записаны бесстрастно и точно, день ...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................