4. Пятницкая и Введенская церкви (1547 г.)
Двадцать лет спустя провинившихся монахов стали ссылать на север, в более отдаленный от столицы Соловецкий монастырь, а этот снова передали в ведение Троицкого. Пятницкая и Введенская
церкви на Подоле. 1547 Введенская церковь в значительной мере утратила свой первоначальный облик: она подверглась разрушениям
в период военных действий в начале XVII века, а также существенно перестраивалась и позже. Так, по «ряду» с монастырем крестьянин
Гавриил Федоров в 1740 году разобрал в церкви два столба, переделал своды и поставил на них новую декоративную главу, «образ...
5. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (6)
Вклад боярина Хитрово в Троице-Сергиев монастырь. ГБЛ, ф.
304/Ш, № 3 (М. 8657), л. 51 об. Икона Преподобного Сергия Радонежского с Житием. Работа келаря Троице-Сергиева монастыря
старца Евстафия Головкина, 1591 год. ЗГИХМЗ, № 279. Икона написана на доске от гробницы Преподобного Сергия. сПергамен. Кон.
XIV —нач. XV в. ГБЛ, ф. 304/III № 6 (М. 8652), лл. 14 об.— 15 лл. 31 об.—32 лл. 96 об.—97 лл. 184 об.—...
9. Музей-заповедник: Древнерусская живопись XIV—XVII веков
Вкладчиками в Троицкий монастырь были цари, великие и удельные
князья, бояре, духовенство, торговые и служилые люди. Наряду с земельными владениями и деньгами монастырю дарили произведения
искусства: иконы, древние книги, выполненные из драгоценных металлов церковные со...
10. Музей-заповедник: Орнаментальное шитье
Заслуживает внимания фелонь, вложенная в Троицкий монастырь
князем Петром Щенятевым в 1544 году. Оплечье ее шито по синему фону золотом и жемчугом в духе русских народных вышивок, хотя
общая схема орнамента заимствована у привозных тканей. Митра. 1674 год. Вклад И. Б.Репнина Митра. XVII в. Одно из лучших
произведений орнаментального шитья конца XVI века — «Жемчужная пелена», подаренная Троицкому монастырю в 1599 году Борисом
Годуновым. Композиция ее строга и проста, рисунок легко читается, несмотр...
11. Казначейский корпус келий (XVII в.)
1635—1638 Пожалуй, ни один из русских царей не посещал Троицкий монастырь
чаще, чем царь Борис, и не жаловал ему вкладов больше и богаче, чем он. И потому здесь в день смерти Бориса Годунова над
этой скромной гробницей двух царей, царицы и царевны служили традиционную соборную панихиду, ударяли в большой годуновский
колокол на колокольне, а на торжественной литургии употреб...
13. Музей-заповедник: Мелкая пластика
Одним из центров, где выполнялись интересные и характерные для Москвы произведения, был Симонов монастырь. С ним связана, по всей видимости, шиферная иконка в сканой оправе. Возможно, иконка выполнялась
по заказу архимандрита Симонова монастыря Федора, племянника Сергия Радонежского. Изображения на ней соименны членам великокняжеской
семьи — Дмитрию Донскому, Юрию Звенигородскому и лицам, близким к ним: Стефан — брат Сергия Радонежского и отец Федора. Произвед...
14. Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Фрагмент интерьера Получив возможность продолжать строительную деятельность, монастырь
приступает к сооружению колокольни, Смоленской церкви, новой ризницы, к перестройке Митрополичьих покоев. Митрополичьи покои
находятся за Троицким собором, рядом с Трапезной. Расположенные на косогоре, они имеют северный фасад в два, а южный — в
три э...
15. Пятницкая башня
Таким образом, к середине XVI века монастырь превратился
в сильную крепость, выдержавшую в начале XVII века шестнадцатимесячную осаду польско-литовских интервентов. Сильно пострадавшие
во время осады стены и башни были капитально отремонтированы, частично перестроены заново. Так, толщина и высота стен увеличились
почти вдвое, появилс...
16. Музей-заповедник: Золотое и серебряное дело
Потир был вложен в Троицкий монастырь в XVI веке Дмитрием
Ивановичем Годуновым. Ему же принадлежал и потир с чашей из красной яшмы конца XIV века. Подсвечник. 1601 год. Вклад Бориса
Годунова Мастера золотого и серебряного дела, создавая разнообразные по назначению предметы, часто воспроизводили архитектурные
формы. В 1405 году, возможно мастерами Троицкого монастыря, было выполнено серебряное золоченое кадило в форме одноглавого
храма с позакомарным покрытием. Как сообщает гравированная надпись, оно делал...
19. Музей-заповедник: Живопись
Троицкое духовенство по-прежнему играло важную роль при царском дворе, особенно в царствование Елизаветы Петровны, которая
часто посещала монастырь. В честь ее приездов в монастыре
устраивались пышные иллюминации с фейерверками и пушечной пальбой, устанавливались символические картины, прославлявшие царицу.
После некоторого строительного затишья в монастыре в первой трети XVIII века, вызванного строительством Петербурга и другими
важными мероприятиями Петра I, повлекшими значительные ограничения для монастыря, во вто...
20. Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и слободы в XV веке Более полувека простоял отстроенный Сергием монастырь.
Отряды хана Тохтамыша, захватившие Москву в 1382 году, не нашли тогда эту затерявшуюся в лесах обитель, хотя вся его братия
во главе с игуменом предусмотрительно бежала в Тверь. Но двадцать шесть лет спустя (1408), уже после смерти Сергия, не сумев
захватить Москву, жестокие кочевники опустошили и разграбили Переславль-Залесский, Ростов Великий, Дмитров, Кли...
21. Каличья башня
Каличья башня Облик Каличьей воротной башни резко выпадает из общего характера крепостных сооружений монастыря, построенная
в конце XVIII века, когда монастырь окончательно утратил
свое оборонительное значение, она выглядит уже не как боевая башня, а скорее как торжественный въезд, выполненный в характерных
для того времени формах с применением ордера и рустовки. Существующая башня — третья по счету над расположенными здесь воротами
с проездом в виде буквы «Г». Мост и плотина против ворот соединяли монастырь с другим берегом оврага, где находились многочисленные
хозяйственные службы и конюшенные дворы, почему и сама башня п...
23. Сушильная башня
Павел Алеппский так описывает оба входа в крепость «Монастырь
имеет двое ворот с восточной стороны, больших и великолепных; над одними стоит огромный киот, это святые ворота, которые
постоянно заперты и открываются только когда приедет патриарх или царь, для его входа. Вторые ворота (Успенские.— В. Б.)
назначены для народа и животных. Патриарх (антиохийский — В. Б.) по обыкновению вышел из кареты и пошел, из почтения, пешком
по мосту огромного рва; помолившись у первых ворот перед киот...
27. Музей-заповедник: Живопись XVI века
Интересным типом такой иконы является икона «Ксения с житием»,вложенная в Троицкий монастырь княгиней Киликией Ушатой в 1551 году. На среднике Ксения представлена с развернутым свитком
в одной руке и с крестом в другой. Фигура ее стройная, легкая. Вокруг, в шестнадцати клеймах, рассказывается о ее жизни:
рождении, сватовстве женихов, намерении покинуть родительский до...
28. Часовня Пятницкого колодца
На вершине холма у самой дороги против входа в монастырь
расположена еще одна часовня — Красногорская. Она отмечает собой то место, куда во время полыхавшего в обители пожара (1709)
поставили гроб Сергия Радонежского, вынесенный из Троицкого собора. Первоначально часовня была «деревянная, осмистенная,
крашенная, покрыта по шатровому, на ней крест железный», а затем, в 1770 году, ее заменили на существующую ныне каменную,
также восьмигранную, но ...
29. Монастырь-крепость и посад в первой половине XVII века
Общую картину Троицкого монастыря и его окружения в середине века документально точно описал Павел Алеппский: «Он (монастырь.— В. Б.) стоит на ровном месте и не виден издали. . . окружен
огромной высокой стеной новой постройки, белой как голубь. Кругом него сады, идущие непрерывно один за другим, большой город
(посад. — В. Б.) и несколько других монастырей и церквей, пруды и мельницы. Он совершенен во всех отношениях, кроме двух
вещей: первое, что близ него нет реки; второе, что он расположен в долине и не виден изд...
34. Историко-художественный музей-заповедник
1920-1924 годы Уже с XV века один из крупнейших культурных центров Руси, Троицкий монастырь был местом деятельности выдающихся мастеров своего времени. Наряду с Андреем Рублевым,
Даниилом Черным, Василием Ермолиным, древнерусскими писателями Епи-фанием Премудрым и Пахомием Логофетом здесь творил и один
из замечательных ювелиров-резчиков монах Амвросий. Произведения этого мастера стилистически близки скульптурам его выдающегося
современника Василия Ермолина. К сожалению, сохранилась только одна подписная работа Амвросия — икона-с...
35. Загорск, Сергиев Посад. История, современность, события, люди. Историко-культурный и краеведческий городской портал
Известный сирийский путешественник Павел Алеппский, посетивший Троице-Сергиев монастырь
в середине XVII века, видел в ризнице «вещи, поражающие ум изумлением и удивляющие умного больше глупца». Особую ценность
для русской культуры представляют древние здания и сооружения монастыря. На его небольшой территории из века в век непрерывно
трудились безвестные русские мастера, заменяя деревянные постройки каменными, ветхие и устаревшие — новыми, более совершенными
и грандиозными. Полный глубоко осмысленной кр...
36. Музей-заповедник: Живопись XVII века
Большим почитателем таланта Симона Ушакова был глава Оружейной палаты Богдан Матвеевич Хитрово, о чем свидетельствуют вложенные
им в Троицкий монастырь иконы. В 1670-х годах по заказу Богдана
Хитрово Симон Ушаков написал две иконы с изображением игумена Троицкого монастыря Никона Радонежского, одна из которых маленькая,
погрудная, другая — большая, в рост. В обоих произведениях чувствуется еще значительная зави...
39. Памятники монастырского некрополя XV—XVIII веков
Останки Годунова вместе с убитыми тогда же его женой и сыном были погребены в скромном Варсонофьевском монастыре в Москве,
а через год по приказанию Василия Шуйского с должными почестями перенесены в Троицкий монастырь и захоронены в существовавшей тогда паперти Успенского собора. Позднее здесь же была похоронена
и дочь Годунова, Ксения: умирая в далеком Суздальском монастыре, она завещала положить себя рядом с родителями (1622). Когда
паперть собора разобрали, гробница оказалась снаружи, и над ней была поставлена существующая ныне палатка. Усыпальница Годуновых
и портал Успенского собора. 1780 год В 1606 году их останки п...
41. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (7)
Недаром сами поляки отмечали, что Троицкая крепость была вооружена людьми, железом и мужеством. Троицкий монастырь стал символом чести Родины в глазах народа, превратился в общерусский центр отпора захватчикам»
[73, с. 35]. Хранит история имена таких архимандритов, как священномученик Иоасаф III ...
42. Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Приглашение их в Троицкий монастырь было, очевидно, не случайным:
в те годы обители нужна была высокая, соответствующая ее славе и положению звонница; проект такой колокольни лучше всех могли
выполнить именно псковичи, на родине которых уже были возведены подобные сооружения. И они блестяще справились с поставленной
задачей: рядом со строгим и величественным Троицким собором был построен оригинальный, необычайно стройный и изящн...
45. Историко-художественный музей-заповедник
В период фортификационных работ царь неоднократно посещал монастырь, наблюдая за их ходом. В это время монастырь играл важную роль в политической жизни государства. Об этом свидетельствует много фактов,
среди которых и очередной приезд царя в 1564 году — накануне введения опричнины. Приехавший, чтобы держать совет с монахами,
лишь после того как заручился их поддержкой, царь Иван удалился в Александровскую слободу, ставшую его временной столицей.
Троицкий монастырь сохранил свои привилегии и во время царствования Бориса Годунова, пр...
46. Музей-заповедник: Живопись конца XVI - начала XVI века
Среди них наиболее интересен складень, вложенный в Троицкий монастырь
по думному дьяку Ивану Тарасовичу Грамотину. Написанный на 28-ми узких дощечках, каждая из которых разделена на три части,
складень представляет собой миниатюрный иконостас с тремя основными рядами: нижний — деисусный, средний — праздничный и верхний
— пророческий. Позы фигур грациозны, пропорции изысканны и утонченно красивы. Праздничные клейма поражают миниатюрностью
письма, черты ликов, складки одежд переданы с ювелирной тщательностью. В колорите п...
48. Монастырь-крепость и посад в XVI веке
Покинув Россию, он выступил с планом завоевания Московского государства с севера, от Архангельска, и очень рекомендовал при
продвижении к Москве разграбить Троицкий монастырь, для захвата
которого, по его расчету, достаточно «1000 человек, наполовину пеших, наполовину конных». Однако дальнейшие события показали,
сколь ошибочной была такая оценка мощи этой русской крепости.
...
49. Пивная башня
В напольной стене башни размещались широкие ворота и две калитки — это создавало впечатление, будто здесь имеется сквозной
проезд в монастырь. Однако перепад земли у входа в башню
с запада и у ее восточной стены со стороны монастыря составляет более 10 м, и человек, вошедший в ворота, мог попасть внутрь
крепости, только поднявшись на бревенчатый накат второго яруса и пройдя затем по узкой лестнице в толще восточной стены (найдена
в процессе реставрационных работ). Внутренняя структура П...
53. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (4)
Узкие, едва заметные в чаще леса тропинки, соединявшие монастырь
с первыми поселениями вокруг него, со временем превратились в широкие дороги, проторенные жителями окрестных деревень и слобод
и многочисленными паломниками. Жизнь и судьба их во многом определялись тесной связью с Обителью, являвшейся своеобразной
школой. Со временем иконопись, ювелирное дело и особенно резьба по дереву становятся вторым занятием крестьян. «Здесь не
тол...
54. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (1)
Святой Сергий Радонежский и основанный им Троицкий монастырь
(Троицкая Лавра). Ист. очерк. Казань, тип. Т-ва Печенкина и К", 1894. 32 с. Переработка речи, произнесенной автором
в имп. Казанском университете 25 сент. 1892 г., в день чествования 500-летия кончины Преподобного Сергия Радонежского. 76.
Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Жизнеописание Преподобного Сергия и путеводитель
по Лавре. 2-е изд., испр. и доп. М., Синод, тип., 1909. VT, 423 с, ил.; 20 л. табл. Огла...
55. История Загорска. История Сергиева-Посада
В период создания русского флота, когда монастыри наравне со светскими феодалами были записаны в «кумпанства» для строительства
кораблей, монастырь тоже не избежал этой участи. В 1698 году
ему была дана грамота, по которой он был обязан построить для флота три корабля и три галеры со всем военным снаряжением.
Мероприятия правительства первой четверти XVIII века не оказали существенного влияния на экономику Троице-Сергиева монастыря.
Проводя ряд мероприятий, направленных на ослабление экономического влияния церкви, Петр I в то ...
56. Музей-заповедник: Жемчужное шитье
В ином плане украшена епитрахиль, вложенная в монастырь императрицей
Елизаветой Петровной. Ее отличительная черта — монохромность. Фоном для узора, шитого одним жемчугом, служит белый атлас.
Вдоль всего полотнища епитрахили дан ритмичный узор из трех параллельных извивающихся полос, изображающих широкие стилизованные
листья и цветы, и между ними — повторяющиеся изображения креста. Крест удачно использован мастерами и в качестве декоративног...
57. Музей-заповедник: Лицевое шитье
В 1525 году великий князь Василий III и его жена Соломония Сабурова вложили в Троицкий монастырь пелену, шитую разноцветными шелками, золотом и серебром, общий строй которой напоминает
пелену Софьи Палеолог. В отличие от последней Соломония дополнила изображение голгофского креста на среднике сценой «Явление
Богоматери Сергию» и значительно расширила круг сюжетов каймы, посвятив три из них теме рождества. Все содержание произведения
проникнуто горячей мольбой о рождении наследника престола, которого так ждала безд...