4. Колокольня (1741-1769 гг.)
Точный промер ее высоты, сделанный по специальному запросу митрополита,
удовлетворил самые честолюбивые желания лавры: вместе с куполом и крестом высота колокольни составила 88,04 м (41 сажень
и один аршин), что на 11 м превышало звонницу Ново-Девичьего монастыря и на 6 м столп Ивана Великого в Московском Кремле.
Заметим, что все высокие постройки монастыря (Трапезная церковь Сергия, надвратная церковь Иоанна Предтечи и башни) не превышают
и полов...
7. Троице-Сергиева Лавра. Молитва ко Пресвятей Троице
Спаси, Царю Небесный, имже вручил еси паству словеснаго стада Твоего, Великаго Господина и Отца нашего Святейшаго Патриарха
Пимена, Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы,
преподобныя архимандриты и игумены и весь чин священнический, диаконский и иноческий и весь причет церковный. Снабдевай,
Всемилостивый Творче, святую Обитель сию до кончины веков, яко виноград Свой [ему же мною, рабом Твоим, изволил еси насаждену
быти.] Подаждь, Всещедре Господи, властем единомыслие, благосоветие, воем крепость непобедимую, всем же общеправославным
христианом здравие, мир и благолепие, вся нужная во и...
8. Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Если помещения двух нижних этажей, где размещались «погреб теплый с каменными перегородками» и восемь келий «с сеньми», а
также поварня и кладовая, в основном сохранили первоначальные формы со спокойными линиями сводов, с нишами печур по стенам,
с арочными проемами окон и дверей, то весь верхний этаж, служивший личными покоями московских митрополитов, в XVIII веке был капитально перестроен. Все его апартаменты получили пышную отделку
в соответствии с изменившимся укладом жизни высшего духовенства, старавшегося не отставать по роскоши и показной торжественности
от придворной знати. Непосредственно из палат второго этажа ...
9. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (9)
НАСТОЯТЕЛИ-ИГУМЕНЫ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ 1344—1392 (1) Преподобный Сергий, Игумен Радонежский 1391, Преподобный Никон, 1398—1426
(2) Игумен Радонежский 1392—1398 (3) Преподобный Савва Звенигородский ? ? 1429—1432 (4) Преподобный Савва II 1432—1443 (5)
Игумен Зиновий 1443—1445 (6) Игумен Геннадий (Саматов) 1445—1446 (7) Игумен Досифей 1447—1455 (8) Преподобный Мартиниан Белоетерский
1455—1466 (9) Святой Вассиан (Рыло) 1467—1474 (10) Игумен Спиридон (†1475) 1474—1478 (II) Игумен Аврамий 1479—1482 (12) Игумен
Паисий (Ярославов) 1482—1483 (13) Игумен Иоаким 1483—1487 (14) Игумен Макарий 1487—1489 (15) Игумен Афанасий (Сук) 1490—1495
(16) Игумен Симон (Чиж) 1495—1505 (17) Святой Серапион I 1506—1507 (18) Игумен Досифей II 1508—1515 (19) Игумен Памва ( (Мошнин)
1515—1520 (20) Игумен Иаков (Кашин) 1521 — 1524 (21) Игумен Порфирий I 1525—1527 (22) Преподобный Арсений (Сахарусов) 1528—1529
(23) Игумен Александр 1529—1539 (24) Святой Иоасаф I (Скрипицьш) 1539—1541 (25) Игумен Порфирий II 1541 — 1543 (26) Игумен
Алексий 1543 (27) Игумен Порфирий III 1543—1545 (28) Игумен Никандр 1545—1549 (29) Игумен Иона (Щелепин) 1549—1551 (30) Игумен
Серапион II (Курцев) 1551 — 1552 (31) Игумен Артемий (Пустынник) 1552—1554 (32) Игумен Гурий (Лужецкий) 1554—1555 (33) Игумен
Иларион, Кирилловен, 1555—1560 (34) Игумен Иоасаф II (Черньгй) 1561 —1562 (35) Архимандрит Елевферий 1562—1566 (36) Архимандрит
Меркурий, Дмитровец 1566—1568 (37) Архимандрит Кирилл 1568—1569 (38) Архимандрит Памва 1569—1573 (39) Архимандрит Феодосии
(Вятка) 1573—1575 (40) Архимандрит Памва (вторично) 1575—1577 (41) Архимандрит Варлаам I 1577—1584 (42) Архимандрит Иона
II 1584—1588 (43) Архимандрит Митрофан, Дмитровец 1588—1594 (44) Архимандрит Киприан, Балахонец 1594—1605 (45) Архимандрит
Кирилл II (Завидов) 1605—1610 (46) Архимандрит Иоасаф 1610—1633 (47) Преподобный Дионисий (Зобниновский) 1633—1640 (48) Архимандрит
Нектарий (Вязмитин) 1640—1656 (49) Архимандрит Адриан 1656—1667 (50) Архимандрит Иоасаф II 1667—1674 (51) Архимандрит Феодосии
II 1674—1694 (52) Архимандрит Викентий 1694—1697 (53) Архимандрит Иов 1697—1700 (54) Архимандрит Евфимий 1701 — 1704 (55)
Архимандрит Иларион (Властевинский) 1704—1707 (56) Архимандрит- Сильвестр (Холмский) 1708—1710 (57) Архимандрит Иоасаф III
1711 — 1718 (58) Архимандрит Георгий (Дашков) 1718—1721 (59) Архимандрит Тихон (Писарев) 1722—1726 (60) Архимандрит Гавриил
(Бужинский) 1726—1737 (61) Архимандрит Варлаам II (Высоцкий) 1737—1738 (62) Архимандрит Арсений (Воронов) 1739—1742 (63)
Архимандрит Амвросий (Дубневич) 1742—1744 (64) Архимандрит Кирилл III (Флоринский) 1744—1752 (65) Архиепископ Арсений II
(Могилянский) 1752—1758 (66) Архимандрит Афанасий (Вольховский) 1758—1761 (67) Архимандрит Гедеон (Криновский) 1761 —1766
(68) Архимандрит Лаврентий (Хоцятовский) 1766—1812 (69) Архимандрит Платон (Левшин), с 1770 Архиепископ Тверской, с 1775
Архиепископ, с 1787 Митрополит Московский 1812—1819 (70) Архиепископ Августин (Виноградский) 1819—1821 (71) Митрополит Серафим
(Глаголевский) 1821 —1867 (72) Митрополит Филарет (Дроздов) 1868—1879 (73) Святитель Иннокентий (Попов-Вениаминов) 1879—1882
(74) Митрополит Макарий (Булгаков) 1882—1891 (75) Митрополит
Иоанникий (Руднев) 1891 — 1893 (76) Митрополит Леонтий (Лебединский) 1893—1898 (77) Митрополит Сергий (Ляпидевский) 1898—1912
(78) Митрополит Владимир (Богоявленский) 1912—1917 (79) Митрополит Макарий (Невский) 1917—1919 (80) Патриарх Тихон (Белавин)
1946—1970 (81) Патри...
12. Историко-художественный музей-заповедник
(Стефан вскоре отправится в Москву, где станет монахом Богоявленского монастыря и будет близок к митрополиту Алексию и окружению великого князя московского Семена Гордого. Варфоломей же в дальнейшем,
приняв монашество, войдет в историю под именем Преподобного Сергия). На холме Маковец, при слиянии рек Вондюги и Кончуры,
построили братья небольшую деревянную келью и „церквицу малу", которые стали прообразом будущей русской святыни. О начальном
периоде существования монастыря рассказывает „...
13. Трапезная с церковью Сергия (1686—1692 гг.)
Северный фасад Стенопись Трапезной поновлялась и изменялась много раз. В 1846 году митрополит Филарет предписал изменить сюжеты картин на исторические, поясняя, что «символические
изображения внесены в церковь не по духу церковных постановлений и не на пользу народу, который их не понимает». Последующие
поновления также внесли свои изменения, и та живопись, которую мы видим сейчас, относится к 1911 году и не отличается высокими
художественными достоинства...
15. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (1)
Участниками юбилея были Патриарх Сербский Гавриил, Патриарх Румынский Юстиниан, Болгарский Экзарх Блаженнейший Стефан, митрополит
Афинский Дамаскин, Экзарх Константинопольского Патриархата в Европе митрополит
Фиатирский Герман, делегат Антиохийского Патриарха митрополит Эмесский Александр, митрополит Ливанский Илия и другие. Они
приехали в Лавру, чтобы почтить память великого святого — Преподобного С...
16. Город и монастырь в XIX - начале XX века
Когда городские власти подняли вопрос об открытии Народного дома, митрополит
заявил: «. . . ходатайствовать о воспрещении устройства театра в Посаде считаю священной обязанностью» *!. Лавра не разрешила
также жителю Переславской улицы И. С. Селецкому организацию при его доме «семейного сада с открытой сценой и музыкантами,
песенниками, гимнастами, борцами, рассказчиками, кинематографом, кегля...
17. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (4)
Неуклонное творческое развитие Московской Духовной Академии в последние десятилетия является во многом результатом деятельности
ее ректоров, выдающихся иерархов Русской Православной Церкви: ныне митрополита
Киевского и Галицкого Филарета, Патриаршего Экзарха Украины, митрополита Минского и Белорусского Филарета, председателя Отдела
внешних церковных сношений, митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира, Патриаршего Экзарха Западной Европы. Значителен
вклад в историю Мо...
18. Монастырь-крепость и посад в XVI веке
Балдина Сохранилось любопытное свидетельство о том, что царь Иван Грозный, посоветовавшись с митрополитом Макарием и Священным собором, а также с игуменом и старцами Троицкого монастыря, решил
было поставить новую большую церковь святой Троицы на месте Никоновского придела, но потом изменил свое намерение, будто
бы из опасения, что это может быть «неугодным преподобному Сергию». Можно предположить, что если царь и ...
19. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)
— Журнал Московской Патриархии, 1962, № 8, с. 15—26. 261. Ювеналий, митрополит
Тульский и Белевский. Доклад митрополита Тульского и Белевского Ювеналия на Заседании КОПРа [Комитета по продолжению работы
Христианской Мирной Конференции] 25 мая 1973 года.— Журнал Московской Патриархии, 1973, № 8. с. 38—43. ...
23. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (1)
в Свято-Троицкой Лавре июля 5 дня 1767 г.— В кн.: Платон, митрополит
Московский. Поучи тельные слова, сказанные Свято- Троицкой Сергиевой Лавры архимандритом Платоном сентября 1767 г. Продолжение
5-е. М., 1767, с. 41—45. 59. Филарет, митрополит Московский. Сочинения. Слова и речи. Т. 1—5. [1803—1867 гг.]. М., 1873—1885.
См. в т. 5. Общее оглавление: Отд. 4. Слова на дни святых: слово в день обретения мощей Преподобного Сергия...; слово в...
26. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (1)
1354 — По благословению Константинопольского Патриарха Филофея и Митрополита
Алексия, Святителя Московского, Преподобный Сергий ввел в Троицком монастыре общежительный устав. 1357 — Святитель Алексий,
Митрополит всея Руси, по требованию хана Джанибека исцеляет его жену Тайдулу. 1358 — Святитель Алексий, Митрополит всея Руси,
основывает Андроников монастырь в честь Нерукотворного образа Спасителя. Ученик Преподобного Сергия, преподобный Андроник,
стал первым игуменом монастыря. 1362 — Патриарх Константинопо...
27. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (2)
Преподобный Сергий поставил им келлии, а вскоре по благословению митрополита
Алексия здесь был построен и освящен храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Братия Троицкой Обители, оставшиеся
без своего игумена, обратились к Святителю Алексию с просьбой возвратить им Преподобного Сергия. Святитель послал к нему
двух архимандритов, Герасима и Павла, с увещанием ве...
30. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (8)
МИТРОПОЛИТ АМВРОСИЙ ПОДОБЕДОВ (1742—1818). МИТРОПОЛИТ ГАВРИИЛ
ПЕТРОВ (1730—1801). Тропарь Святителю Белгородскому Иоасафу, глас 3: Святителю Христу Богу возлюбленне, правило веры и образ
милосердия людем был есй, бдением же, постом и молитвою яко светильник пресвётлый просиял есй, и прославлен от Бога явился
есй: телом убо в нетлении почивая, духом же Престолу Божию предстоя, чудеса преславная источаеши. Моли Христа Бога, да утвердит
нас в Право...
31. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (4)
Ему написал три значительных для истории послания Митрополит
Киприан [от 3 и 23 июня 1378 года и от 18 октября 1382 года.— 55, с. 8]. Один из его ближайших учеников вынужден был признаться:
«Дивлюся же, како толико лет минуло, а житие святаго старца не писано было; и о сем сжалихся зело, как убо таковый святый
старец пречудный и предобрый, отнележе преставися, 26 лет прейде, и н...
32. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (1)
Московская Духовная Академия 1 2 3 4 5 6 «Большая келлия Преподобного Сергия» — так именуются Духовные школы — Московская
Духовная Академия и Московская (в прошлом — Троицкая) Духовная Семинария, пребывающие в Обители с 1814 года по благословению
Митрополита Московского Платона Левшина. История Московской
Духовной Академии восходит к Славяно-греко-латинской Академии, воспитавшей с 1685 по 1814 год многих выдающихся пастырей,
миссионеров, ученых, дипломатов. Большая плеяда богословов XIX—начала XX века оставила немало трудов в разработке тринитарных
пробл...
33. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (2)
Комитет собрался в те дни, когда на Ближнем Востоке вспыхнул новый очаг войны; комитет осудил израильскую агрессию. «Мы скорбим,—
сказал митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим,— о гибели
тысяч жизней братьев — людей, утративших родную землю, кров, пищу, одежду». Комитет изложил свою точку зрения на происходившие
события в «Заявлении о положении на Ближнем Востоке». Участники встречи выразили поддержку несправедливо изгнанным со своей
земли арабам, призвали к прекращению огня с обязательным выводо...
34. Сушильная башня
Но когда эти часы испортились, их не стали чинить, так как к тому времени уже были установлены часы на новой колокольне,
и митрополит Филарет распорядился разобрать верх башни, поскольку
она «перестав быть часовою сделалась излишнею» (1826). От Часозвони остался только нижний ярус с высокой проездной аркой,
фасад которого со стороны монастыря обработан характерными для XVII века прямоугольными нишками (ширинками) со вставленными
в них ...
35. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (6)
Он был одним из первых выдающихся миротворцев Древней Руси, воспитанным в лоне Церкви величайшими ее духовными руководителями
— святым Митрополитом Алексием и Преподобным игуменом Сергием...
Среди главных врагов Москвы, Руси и лично князя Димитрия, наряду с внешними врагами с запада и юго-востока, опаснейшим был
внутренний враг: сепаратизм, своекорыстие и вероломство удельных князей. И если с внешними врагами он говорил на языке воинского
оружия, то внутренним он противостоял величием своего духа. Его нравственная сила превозмогла....
36. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (3)
И по ево государевой теплой вере видя ево государево во всем правду в Троице славимый Бог наш за молитву Преславныя и Пречистыя
Богородицы и помощию и заступлением великих чудотворцев Сергия и Никона, польского короля побил и все войско его сокрушил
и без вести сотвори, и Вилну и иныя преславущия многия грады польския и литовския и немецкия и пригородки под свою высокую
руку покори и паки сии три иконы в дом Живоначальныя Троицы постави 7166 году сентября в 15 как бы он великий государь в
монастыре на праздник чудотво(рца) Сергия и повеле на сих иконах написать. Сею же иконою Митрополит Платон в 1812 году напутствовал императора Александра I на войну против французов, которая
и носима была рускими, по полкам до одержания победы над французами». Ядерная война, говорили участники совещани...
39. Музей-заповедник: Графика
Доски с изображениями Сергия и Никона резаны известным гравером Иваном Зубовым, очевидно по заказу духовенства лавры. В вифанских
кельях митрополита Платона наряду с гравированными иконами
были и гравированные репродукции с картин и фресок Андрея Рублева, Рафаэля, гравюры работы современника Платона мастера Гаврилы
Скородумова, выполненные лучшими мастерами того времени портреты Ломоносова и Петра I, самого митрополита Платона, акварели
с видами Москвы работы Франческо Кам...
40. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (7)
В XVI веке с Троице-Сергиевым монастырем глубоко связаны Святители Русской Церкви: Серапион I, архиепископ Новгородский (†1516),
Иоасаф I, митрополит Московский (†1555), Алексий, архиепископ Ростовский (†после 1550), Гурий, епископ Рязанский (†XVI в),
Елевферий, епископ Суздальский (†1567), Кирилл I, митрополит
Московский (†1572), Кирилл III, архиепископ Ростовский (†1538). Немало вышло святителей из Троицкой Обители и в последующие
века. Икона Собора Радонежских святых. XVIII в. Из храма Святого Пророка Божия Илии (у Лавры), созданного по благословению
Преподобного Дионисия Радонежского. Тропарь Преподобному Дионисию, глас 3: Отче Богоносе Д...
41. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (10)
Она не раз являлась свидетельницей памятных событий в жизни Святой Всероссийской Патриархии: Соборов, конференций, встреч,
молитвенных чествований и поклонений».— Митрополит Ловчанский
Максим, Наместник-Председатель Священного Синода Болгарской Церкви. «Заверяем, что православная Полнота Кипрской Церкви всегда
питает глубокое уважение и почтение к Православн...
44. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (2)
И в славу Святыя и Живоначальныя Троица совершен си колокол в лето благочестиваго Великаго князя Василия Дмитриевича и архиепископа
Фотия, митрополита Киевского и всея Руси, во обитель Преподобного
отца нашего Сергия, при настоятельстве отца нашего Никона игумена, в лето 6928 (1420), индикта 13, месяца Августа 15, на
Успения Пречистыя Владычица нашея Богородица Марии». Старейший звонарь Лавры игумен Михей отмечает, что этот колокол при
звучании создает глубокую вибрацию, двойной звук — «фа» и «соль бемоль». Колокол «Лебедь» - дар царя Бориса Федоровича Годунова:
«Лета 7102 (1594)... Сей колокол в дом Святыя и Жив...