Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

материал

 

1. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)

Троице-Сергиева Лавра. 9—12 мая 1952 г.]. Материалы. М., Изд. Московской Патриархии, 1952. 312 с, портр. 243. Бондарев И., священник. Первый опыт межрелигиозного миротворческого-сотрудничества (К 30-летию Конференции 1952 года в Троице-Сергиевой Лавре).— Журнал Московской Патриархии, 1982, № 12, с. 101 — 103. 244. За сотруд...

2. Музей-заповедник: Изделия из металла

Даже такой скромный по виду материал, как олово, разнообразно использовался в русском искусстве в XVI—XVII веках. Мягкость олова давала возможность делать из него пластины со всевозможными растительными мотивами и обрамлять ими стенки деревянных ларцев, зеркала, иконные киоты, декорировать выносные церковные фонари и т. д. В отделе экспонируется трехстворчатое зеркало XVII века, украшенное узорчатым ажурным оловом, прорези которого покрывала яркая роспись и слюда. ...

3. Музей-заповедник: Домовая резьба по дереву

На протяжении многих столетий дерево было основным, а в некоторых случаях и единственным материалом в крестьянском хозяйстве. Русский человек издавна был искусным плотником, резчиком и владел многими видами обработки дерева. Особенно развивалось ремесло плотничества, из которого со временем выделилось искусство домовой резьбы. Наиболее яркой страницей этого искусст...

4. Памятники монастырского некрополя XV—XVIII веков

Со временем большинство надгробий оказалось скрытым под наросшим слоем земли, а некоторые из них были сдвинуты с места захоронения, разбиты на части и использовались иногда как строительный материал при постройке или ремонте зданий. Во время реставрационных и земляных работ, проводимых на территории монастыря в 1930 и 1960 годах, удалось найти большое количество надгробий или их фрагментов, которые дают возможность ча...

5. Художественно-педагогический музей игрушки

Теперь фонды музея насчитывают свыше 30 тысяч экспонатов, куда входят уникальные игрушки из археологических раскопок, коллекции игрушек стран Востока и Западной Европы и разного рода этнографические материалы. Особенно полно представлены игрушки народов России, а также советского времени всех республик нашей страны. Лавра. Игрушка. Сергиевский посад. Вторая половина XIX века А.А.Рыжов. Медвежья свадьба. Игрушка. Начало XX века В. И. Соколов. Боярыня. Матрешка. 1910-е годы Кузнецы. Игрушка. Деревня Богородское. 1920-е годы Тройка. Игрушка. Деревня Богородское. 1920-е годы С.Л.Нечаев. ...

6. Музей-заповедник: Орнаментальное шитье

Композиция ее строга и проста, рисунок легко читается, несмотря на большое разнообразие и необыкновенную роскошь материалов: здесь прекрасно сочетаются золотые дробницы с чернью и гравировкой, поразительной красоты и величины драгоценные камни, крупный кафимский жемчуг. Троица. Сударь. 1598-1604 годы. Вклад Бориса Годунова Мастерская Старицких. Плащаница. 1561 год. Фрагмент Мастерская Старицких. Явление Богом...

7. История Загорска. История Сергиева-Посада

Учитывая важность сооружения этой крепости, монастырю было дано разрешение «беспошлинно» и «безденежно» брать строительный материал, на чьих бы землях он ни находился. Сам царь неоднократно посещал в эти годы монастырь, наблюдая за ходом строительных работ, и дал на постройку крепости семь тысяч рублей. Большие изменения произошли в эти годы и в архитектурном облике монастыря. На его обширной центральной площади, образованной в результате перестройки крепости, в 1559 году был заложен огромный Успенский собор. В начале XVII века страна переживала глубокое хозяйственное разорение. Этому...

8. Музей-заповедник: Мелкая пластика

Но техника резьбы по-прежнему высока, профессиональна, мастера прекрасно знают свойства используемых материалов. Наиболее интересным произведением этого периода является двустворчатый складень с резными по кости композициями. В произведениях мелкой пластики XVI века значительное место отводится их ювелирному обрамлению. Оправы часто украшены превосходной сканью, эмалями, чеканкой. Нередко, особенно в XVII—XVIII веках, нагрудные ико...

9. Музей-заповедник: Золотое и серебряное дело

Наряду с пышными, нарядно украшенными произведениями в XVII веке встречается много и таких, где мастера по-прежнему отдают предпочтение гладкой поверхности металла, сосредоточивая внимание на обработке формы и выявлении особенностей материала. Однако отдельные элементы декора их красноречиво свидетельствуют о духе времени. Пример тому— водосвятная чаша, вложенная келарем монастыря Александром Булатниковым. Ручки ее с мордами львов говорят о характерном для чеканки XVII века внимании к...

10. Музей-заповедник: Стекло и фарфор

Скульптуры «Оригинал», «Шалопай» и «Юморист» В наши дни материалом служит цветное и бесцветное, простое и хрустальное стекло, а также новое сульфидно-цинковое стекло, изобретенное лишь в 1958 году на Ленинградском заводе художественного стекла. Произведения из этого стекла пользуются большим успехом за рубежом. Орнаментальная отделка современных изделий, как правило, сдержанна и лаконична. При этом используются самые разнообразные виды декоративной обработки. Т. Н. Беспа...

11. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (1)

Сотрудники ЦАК систематически проводят научные исследования, используя материалы своего собрания, осуществляют реставрацию памятников. К экспонатам обращаются преподаватели и студенты в процессе обучения. Один из создателей ЦАК, его хранитель профессор протоиерей Алексий Остапов († 1975) свидетельствовал: «Если общеизвестно, что искусство сближает народы, то наша икона, выражая Православную церковность, служит делу христианского единства. Многие из западных братьев-христиан с глубоким интересом и духовным чутьем все ...

12. Духовская церковь (1476-1477 гг.)

Декоративное убранство церкви повторяет систему Троицкого собора, но в другом материале. Узорчатые пояса из терракотовых балясин, окаймленных сверху и снизу лентами изразцов, как бы стягивают стены храма и верх барабана, а еще одна лента изразцов украшает алтарные полукружия. При этом декоративный пояс на стенах церкви располагается выше окон, а не под ними, как в Троицком соборе. Апсиды церкви украшают тонкие вертикальные валики, соедине...

13. Музей-заповедник: Серебряные изделия

Большую популярность еще в XVII веке получили изделия из серебра в сочетании с редкими привозными материалами: кокосовым орехом, черепахой, страусовым яйцом, перламутровыми раковинами и т. д. В XVIII веке с расширением торговли таких изделий становится больше. Чаще всего это были кубки, которые служили предметами подношений...

14. История Загорска. История Сергиева-Посада

Розы Люксембург, меховой, кондитерской, широко развита стройиндустрия: работают заводы железобетонных изделий и древесностружечных плит; комбинат стройматериалов, который изготовлял кирпич для реставрации стен и башен Московского Кремля; кооперативное предприятие «Березка», выпускающее широкий ассортимент стройматериалов для нужд промышленности и населения. Загорск по праву называют «столицей игрушечного царства». Развиваются художественные промыслы, работают две фабрики по производству игрушек, имеются Всесоюзный НИИ игрушки и художественно-промышленный техникум игрушки. Уникальным собранием игрушек России, народов СССР и других стран располагает художественно педагогический музей игрушки. Широко известна деятельность Государственного исгори...

15. Музей-заповедник: Русская набойка

В XIX веке костюмы женщин сохраняли традиционный древний покрой рубах и передников, богатую вышивку и всевозможные украшения — бисер, ленты, медные бляшки, раковины и т. д. Эти перечисленные материалы органически сливались с самой вышивкой, составляя ее неотъемлемую часть. Вышивки поволжских костюмов интересны исключительной напряженностью колорита, где основным был темно-красный цвет. Традиционная расцветка мордовской вышивки включает в себя синий, зачастую черный с синим оттенком и темно-красный цвета как основные тон...

16. Историко-художественный музей-заповедник

1693-1699 годы Примечательно, что в данном случае перед нами причудливый сплав элементов архитектуры и прикладного искусства, где архитектурные формы воплощаются с помощью различных ювелирных материалов и техник. Для создания иконостаса Троицкого собора и росписи его интерьера Никон приглашает замечательных иконописцев Древней Руси — Андрея Рублева и Даниила Черного. Вместе со своими учениками они выполняют иконы и фрески сразу же после окончания постройки храма. Не все творения их рук дошли до нашего времени. Так, утрачена первоначальная роспись интерьера собора и даже новая, заменившая ее в 1635 году фресковая живопись не сохранилась полнос...

17. Надкладезная часовня (конец XVII в.)

Белокаменные витые колонки с причудливыми сплетениями из цветов и плодов располагаются парами по углам четверика, обрамляют окна и, выполненные в другом материале — в цветной майолике, украшают грани и окна второго яруса. Внутреннее пространство Надкладезной часовни открыто от пола до купола; гладкие стены не имеют украшений. После вычурного убранства фасадов зодчие как бы давали возможность отдохнуть глазу внутри часовни, (Окраска и роспись в интерьере появились то...

18. Музей-заповедник: Головные уборы

Многие из них изготовлялись из холста и почти сплошь заполнялись вышивкой шелком, шерстью и золотной нитью. Но главными материалами для украшения были цветной бисер, металлические блестки, монеты, находившие применение и в поволжском костюме. ...

19. Музей-заповедник: Предметы быта

Пряничная доска. XIX век Материалом для изготовления пряничных досок служили липа и береза — мягкие породы, хорошо поддающиеся резьбе. С пряниками связывались многие старинные поверья и обычаи. Без них не проходило раньше ни о...

20. Уточья башня

И русские мастера очень талантливо и умело интерпретировали мотивы указанных им иноземных образцов, но не в дереве, а в кирпиче и камне, и при этом так изобретательно использовали богатую палитру декоративных возможностей этих материалов, что создали свое, вполне оригинальное и значительно более совершенное произведение архитектуры, достойно украсившее весь ансамбль древних зданий Троице-Сергиева монастыря. ...

21. Музей-заповедник: Жемчужное шитье

Жемчужное шитье здесь приобретает характер почти скульптурной лепки из этого хрупкого и драгоценного материала. Интересно отметить, что на оплечье в картуше шита изящная монограмма Троице-Сергиевой лавры, данная латинскими буквами. В светском духе украшен и бархатный саккос митрополита Платона, выполненный известной петербургской мастериц...

22. Музей-заповедник: Живопись XVII века

От них веет здоровой, даже несколько грубоватой, материальной красотой: щеки их румяные, губы припухлые, ярко-красные. Видимо, против подобных икон выступал ярый ревнитель старины протопоп Аввакум, нападая на художников, пытавшихся писать по-новому: «Пишут Спасов образ Еммануила, лице одутловато, уста червонные, власы кудрявые, руки и мышцы толстые... и весь яко немчин брюхаст и толст... А то все писано по плотскому умыслу, понеже сами еретицы возлюбиша т...

23. Монастырь-крепость и посад в первой половине XVII века

Иконописец изображает Троицкий монастырь с запада, как бы сверху, благодаря чему четко виден принцип его построения: кельи и другие здания располагаются параллельно крепостным стенам, обрамляя центральную площадь, где возвышаются белокаменный Троицкий собор с Никоновским приделом, Духов-ская церковь, пятиглавый Успенский собор, трапезная и поварня. Материалы описи свидетельствуют, что активная строительная деятельность первой половины XVII века коснулась и этих древнейших зданий обители: к восточной стене ермо-линской трапезной примкнула новая каменная церковь, Михаила Малеина (1621, не сохранилась), не...

24. Царские Чертоги (конец XVII в.)

Однако чертежи и гравюры XVIII века, а также материалы наших исследований в натуре дали возможность представить первоначальную архитектуру этого уникального памятника и во многом возвратить ему былой облик. Царские Чертоги во многом похожи на здание Трапезной — они имеют точно такие же размеры (длина 86 м), по их фасаду располагались такие же два широких лестничных всхода на второй этаж (не сохранились); а стены также раскрашивались «в шахмат». Две ленты спаренных окон опоясывают все здани...

25. Историко-художественный музей-заповедник

Здесь игрушку и скульптуру обычно не расписывают, сохраняя естественный цвет материала. Произведения богородских мастеров богаты по тематике и разнообразны по технике исполнения. Наряду с изделиями народных художественных промыслов Российской Федерации в отделе широко представлены произведения из фарфора и фаянса, стекла и хрусталя, которые составляют другой большой раздел экспози...

26. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (1)

Поместный Собор Русской Православной Церкви, 30 мая — 2 июня 1971 года. Документы, материалы, хроника. М., Изд. Московской Патриархии, 1972. 69. Троица Андрея Рублева. Антология. М., Искусство, 1981. 70. Георгиевский Г. П. Завет Преподобного Сергия.— Чтения в Обществе любителей духовного просвещения, 1892, № 11, с. 499—515. То же. Отд. отт. М., 1893. 17 с. 71. Павел Алеппский, архидиакон. Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII века.— Чтени...

27. Загорск, Сергиев-Посад. От автора

Если Вы готовы участвовать в развитии данного проекта и у Вас есть материалы, которые могут быть интересны посетителям данного сайта, пишите document.write('','e','-m','a','i','l',':',' ','3','7','1','7','8','@','m','a','i','l','.','r','u',''); Интересные материалы о Сергиевом Посаде, опубликованные на других сайтах: - обзорная статья об истории города Сергиев Посад. ...

28. Монастырь и посад в XVIII веке

План расположения сел и слобод вокруг Троице-Сергиевой лавры во второй половине XVI11 века. (Составлен автором по материалам планов 1768—1777 гг.) I — дорога из Москвы; II — дорога из Дмитрова; III —дорога в село Благовещенское; IV — дорога на Углич; V — дорога на Переяславль; VI —дорога на Юрьев В проекте планировки Сергиевского Посада, разработанном рядовым губернским землемером Григорием Хомяковым, несмотря на кажущийся геометризм плана, учтены природные условия и историческая топография города, а организация ...

29. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (3)

16, 22), в то же время не узаконивает материальное неравенство людей, но с гневом обличает богатых и славных земли, благоденствующих на слезах и воплях трудящихся» [261, с. 39]. Священное Писание осуждает накопление богатства и указывает...

30. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (7)

Открытая наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Леонидом Кавелиным (†1891) запись 1583 года о покаянии Иоанна Грозного дала новый научный материал для истории нашего государства, а также истории Троицкой Обители, имевшей немаловажное значение в XVI веке. В ней говорится: «Лета 7091 (1583), месяца генваря 6 дня цар и государь у Живоначальные ...

31. Музей-заповедник: Лицевое шитье

Поэтому то,чтобыло характерно для основных периодов развития древнерусской живописи, находило отражение и в шитье. Однако иные материал и техника накладывали отпечаток своеобразия на произведения шитья. Выполнявшиеся стежками разноцветных шелковых, золотых и серебряных нитей на тканях с заранее определенным цветом и фактурой, они отличались всегда ...

32. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (4)

«Святость человеческой жизни,— заявил он,— для христианина неприкосновенна, она не должна быть оскорблена богохульными попытками найти ей какую-то компенсацию в материальных объектах» [249, с. 40). Участники встречи приняли «Обращение к религиозным руководителям и верующим во всем мире», осуждающее нейтронное оружие, которое открывает новый этап гонки вооружений и становится труднопреодолимым препятствием на пути к миру. 6 июля 1982 года в Лавре было проведено собрание Глав и представителей Церквей и...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................