1. История Загорска. История Сергиева-Посада
В создании его памятников и их украшении принимали участие лучшие художественные силы страны — московские, псковские и ярославские
мастера. Многие памятники, освобожденные от позднейших пристроек
и искажений, получили за годы Советской власти второе свое рождение. Троице-Сергиев монастырь был на Руси своеобразным хранилищем
художественных ценностей, которые поступали сюда в качестве вкладов от великих и удельных князей, царей, бояр, духовенства
и простых людей. Так было создано богатое и чрезвычайно разнообразное по своему характеру со...
5. Монастырь-крепость и посад в XVI веке
Напомним, что незадолго перед этим, при строительстве Покровского собора на Красной площади в Москве (1555), мастера, получив задание возвести в честь взятия Казани церковь с семью
приделами вокруг главного, шатрового храма, также сумели убедить царя добавить еще один (восьмой) придел, чтобы улучшить
композицию всего сооружени...
6. Успенский собор (1559—1585 гг.)
Два бронзовых паникадила искусного литья и чеканки, висящие перед иконостасом, выполнены в XVII веке мастерами московской Оружейной палаты. Монументальная бронзовая решетка на солее установлена в 1880
году; тогда же чугунный пол XVIII века был заменен каменными плитами. Рождестао Христово, фрагмент росписи сводов Успенского
собора. 1684 Наружный облик Успенского собора начал претерпевать изменения еще в середине XVIII века, когда все его купола
получили луковичную форму, а барабан центральной главы был надложен по высоте (1753). Очевидно, тогд...
15. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (3)
Так, он благословил своего любимого ученика Преподобного Афанасия, родом из Ростова, на игуменство в монастыре в честь Зачатия
Пресвятой Богородицы «на Высоком», под Серпуховом (в 1374 году), а затем послал его в Константинополь (в 1382 году). В восприятии
опыта мастеров, прибывших из Византии в монастырь Преподобного
Афанасия Высоцкого,— каллиграфов, певцов, иконописцев, зодчих— несомненно, выразилось глубокое понимание Преподобным Сергием
Радонежским византийской истории и его давнее желание наследовать ее культурно-ист...
19. Музей-заповедник: Гончарное производство
Техника керамического производства на протяжении веков развивалась очень медленно, и до XX века мастера гончарного дела создавали образцы своего искусства, пользуясь древним гончарным кругом.
Украшали изделия при помощи штампиков, заостренных палочек, использовали в декоре цветные глазури. Разнообразие изделий деревенских
гончаров очень невелико. Издавна самыми распространенными по форме были корчаги, горшки с туловом конической формы, с выпуклыми
плечиками и широким горлом. В Ярославской области по...
20. Царские Чертоги (конец XVII в.)
В 40-х годах XVIII века штукатурный мастер Илья Саевич, присланный
тверским архиепископом Митрофаном, «убрал лепною работою» залы, за исключением опочивальни и столовой. Эти два зала украсил
лепниной Михаил Зимин. В овальных медальонах он изобразил сюжеты, повествующие о победах Петра I. Стены спальни, оконные
ниши были оформлены рельефным растительным орнаментом. Две голландские печи с цветными изразцами конца XVII — начала XVIII
века, полуше...
24. Историко-художественный музей-заповедник
Уникальным памятником, является трехстворчатое зеркало XVII века, в украшении которого мастера применили ажурные металлические пластины и слюдяные накладки, покрытые затейливой росписью.
С большой полнотой представлена коллекция ткачества, вышивки, праздничного женского костюма и головных уборов, шитых жемчугом,
перламутром, бисером и золотыми...
25. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (5)
Все лучшие черты русской культуры начала XV века соединились в «Троице»: внешне отвлеченная, но поразительно конкретная по
содержанию форма философского обобщения, способность выражать в иконографических образах национальный характер, наконец,
художественное мастерство, достигающее вершин мирового искусства
[193, с. 11, 14, 15, 16, 17, 18]. Священные сосуды Преподобного Никона Радонежского. Роспись поздняя. ЦАК МДА. «Троица» явилась
«памятью и похвалой» человеку, который во многом определял духовную и государственную жизнь светлой, героической эпохи, вре...
29. Музей-заповедник: Живопись XVI века
Плащаница. Шитье. 1561. Мастерская Старицких Икона «Новозаветная
Троица» свидетельствует о поисках наиболее конкретной и понятной формы для выражения идеи единства Троицы, где каждый из
ее символов приобретает зримый образ. Произведение отличается мастерством исполнения, красивым колоритом, построенным на
сочетании насыщенных красных, темно-зеленых, белых и охристых красок. Для XVI века характерны большие иконы с мно...
30. Музей-заповедник: Графика начала XX века
Автор тонких пейзажей, жанровых произведений, замечательно владеющий различной живописной и графической техникой, он был
и прекрасным мастером прикладного искусства. В. И. Соколов
— один из первых советских художников, создавших портрет В. И. Ленина. Теме революции посвящены его работы «В революционное
время», «Митинг в с. Терпигорьевском». Художник жил и работал в Загорске. Виды лавры и живописные уголки Сергиева Посада
— любимый мотив его произведений. Он любил не только торжественную праздничность ансамбля, но и его тихие, невидимые с первого
взгляда уголки, которыми художник подолгу любовался с карандашом в ...
36. Музей-заповедник: Декоративные ткани
Необычайно яркие, они поражают своим композиционным мастерством.
Платок «Грунтовый с тенью». Павловский Посад Н. С. Постигов. Платок «Круги». Павловский Посад Редчайшее по красоте богатство
составляют орнаменты — то с пышными букетными узорами, то с мелкими, словно бисерными, рисунками, то с причудливыми восточными
мотив...
37. Луковая башня
Год спустя церковь была соединена с лаврой длинным (150 м) переходным корпусом с аркой через реку; в нем разместились монастырская
баня, типография и различные мастерские; по чердаку этого
корпуса был устроен переход к церкви непосредственно из монастыря. Еще ранее, к 500-летию кончины Сергия (1892), с южной
стороны монастыря, напротив Луковой башни, был поставлен каменный, трехэтажный странноприимный дом для паломников, посещающих
обитель.
...
41. Музей-заповедник: Резьба по кости
На моржовых клыках они обычно размещают сложные многофигурные группы. Большим мастерством
отличаются работы старейшего резчика Вуквутагина, заслуженного художника РСФСР, одного из организаторов этого промысла. В
произведении «Охота на песца» повествование дополняется изображениями на боковых частях изогнутого клыка. Привлекают внимание
также гравированные и слегка затонированные цветом рисунки на обеих сторонах клыка. Великолепны, например, многофигурные
композиции «Старая и новая Чукотка» Г. Тынатваль и «Чукотка строится» Е. Янку, рассказывающие о жизн...
43. Музей-заповедник: Кружевные изделия
Кружевные изделия Современное кружевоплетение свидетельствует о большом профессиональном мастерстве. Оно развивается в старинных прославленных центрах — Вологде, Ельце, Советске (бывш.
слобода Кукарка), Михайлове, Киришах. Исполненные вручную на коклюшках, в характерной и традиционной для каждого района манере,
эти дек...
47. Музей-заповедник: Изделия из металла
Смелым сочетанием контрастных цветов народный мастер достиг
горения красок, роспись напоминает узор, составленный из самоцветных каменьев. Кувшин-рукомой. XVIII в. Не менее интересны
и медные спицы-зеркальца, которыми крепился лен на гребни прялок. Спицы декорированы головками коней, иногда над конскими
головами помещалось изображение двух утиц, напоминающих ладью. Такое сочетание элементов декора говорит о древнейших традициях
этих произведений. Из меди и олова делали также посуду: всевозможные бра...
49. Основание монастыря. XIV век
); 35—Пятницкая башня (1640); 36 — палаты мастера Елисея (XVI
в., 1629); 37 — Красная воротная башня (XVI в., XVII в., 1856); 38—Успенские ворота (XVII в., 1830); 39—Сушильная башня (XVI
в., XVII в.); 40 —Уточья башня (1650, конец XVII в.); 41 — Звонковая башня (XVI в., XVII в.); 42 — Соляная башня (фунда...
51. Монастырь-крепость и посад во второй половине XVII века
Украинские и белорусские мастера, приехавшие работать в Москву, привезли с собой технологию изготовления многоцветных изразцов,
они также виртуозно владели мастерством исполнения скульптурной
резьбы («белорусская резь»), чем привлекли внимание к новым декоративным возможностям камня. В то же время развитие строительной
техники и налаженное производство оконного стекла делали возможным создание больших и светлых помещений, а роскошь светского
уклада жизни высших слоев общества способствовала появлению в убранстве гражданских и культовых построек пышной, парадной
декоративности. Эти новые веяния находят свое п...
52. Троицкий собор (1422—1423)
Нет возможности определить, труд скольких мастеров вложен
в эту великолепную работу; известно, однако, что четырнадцать самых искусных из них были щедро награждены, а рака передана
в монастырь в 1585 году (через год после смерти Грозного), уже от имени царя Федора и царицы Ирины «с молением о чадородии».
Мы не знаем, каким был первоначальный пол Троицкого собора, но в XVI веке его выстлали тонкими плитами дикого камня большого
размера. Павел Алеппский...
54. Предтеченский корпус (XVII в.)
Чувство живописности, никогда не оставлявшее русских зодчих, в это время проявляется с особой силой. Нам неизвестны имена
мастеров, работавших тогда в Троицком монастыре, но это были,
несомненно, высокоталантливые зодчие — не ограничиваясь повторением старых форм, они смело и успешно искали новые пути в
архитектуре и достигали поразительных результатов.
...
56. Музей-заповедник: Древнерусская живопись XIV—XVII веков
XIV век Многие памятники древнерусского искусства — своеобразные исторические документы, сообщающие нам имена мастеров, владельцев-вкладчиков, дату выполнения произведения, причину
его вклада в монастырь. Вкладчиками в Троицкий монастырь были цари, великие и удельные князья, бояре, духовенство, торговые
и служилые люди. Наряду с земельными владениями и деньг...
57. Музей-заповедник: Лаковая роспись
В мелких изделиях применяется изящная, требующая большого мастерства
роспись под «шотландку» с узором из тоненьких косых полос, имитирующих клетчатые ткани. Иногда эти изделия украшаются миниатюрным
металлическим узором, называемым сканью. Разнообразная тематика произведений отмечена реалистическим подходом к решению сюжетов,
имеет четкое и ясное композиционное построение с небольшим количеством фигур. М. П. Савельев. Поднос «Салют». Село Жостово,
Московская область Большой интерес представляют работы других центров лаковой м...
59. Музей-заповедник: Лицевое шитье
Изящество удлиненных пропорций, тонкость исполнения, особенно лика, где вышивальщицы как бы передали характерную для мастеров дионисиевского круга плавкость письма, изысканная цветовая гамма
одежд, шитых синим шелком, серебром и золотом, в превосходном сочетании с нарядным фоном темно-брусничного шелка — все говорит
о большом вкусе и таланте исполнителей. Не только своими высокими х...