Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

колокол

 

1. Основание монастыря. XIV век

); 11 — усыпальница Годуновых (1605, 1780); 12—обелиск (1792); 13 — колокольня (1740—1770); 14 — Смоленская церковь (1745—1748); 15 — царские Чертоги (конец XVII в.); 16 — Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия (1635—1638); 17 — Казначейский корпус келий (XVII в., 1859); 18 — Крепостная палата (XVI в., XVII в.); 19 — Лестничная башня (1746—1749); 20 — ризница (1781); 21 —• Варваринский (Донской) корпус келий (XVI1 в,, 1906); 22 — Предтеченский корпус келий (1640); 23 — надвратна...

2. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (4)

«Кругом Троицы действительно нет змей,— сообщает исследователь,— и местное предание объясняет, что Преподобный Сергий заклял змей, и там, где слышен звон колокола его Обители, змеи жить не могут. Троица избегла всех ужасов чумы XVIII в. и холерных эпидемий в XIX в., а также нашествия французов в 1812 году,— эти обстоятельства также послужили темой разл...

3. Троицкий собор (1422—1423)

О тревожных днях осадного времени XVII века свидетельствует отверстие в металлической двери южного входа, пробитое вражеским ядром; еще одно ядро влетело тогда в алтарное окно собора, отскочив от колокола на звоннице соседней Духовской церкви. Троицкий собор окружен пристройками, которые он получил в основном в XVI веке. Все они сохраняются и в последние годы отреставрированы, хотя далеко не равноценны по своим художественным достоинствам. Западная паперть впервые упоминается в документах в 1584 году. Просторная и светлая, вытянутая вдоль всего фасада, она выполняет роль вестибюля, через который посетители попадают в собор. Широкий вспар...

4. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (3)

1740— 1770 — Осуществлялось строительство колокольни под руководством архитекторов И. Ф. Мичурина и Д. В. Ухтомского. 1744—Монастырю официально усвоено именование Троице-Сергиевой Лавры. 1745—1748 — Наместником Лавры был святой архимандрит Иоасаф, впоследствии епископ Белгородский. — П...

5. Звонковая башня

Звонковая башня находится вблизи царских Чертогов, в первом этаже которых с 1742 года разместилась Духовная семинария; около башни висел колокол, оповещавший о начале и конце занятий в классах, что и определило ее название. Звонковая башня. XVI в., XVII в. Вид со стороны монастыря Звонковая башня прежде называлась Кузнечной, так как близ нее располагалась кузница. Башня украшена пилястрами, арочками, поребриком. Эта нарядность обусловлена, видимо, расположением башни близ царских чертогов. Звонковая башня, как и Сушильная, имеет прямоугольную («плоскую») форму плана и отличается от н...

6. Музей-заповедник: Андрей Рублев

В конце процессии 3500 человек канатами тащили колокол весом 1850 пудов (29,6 т), специально отлитый для Троицкого монастыря также в качестве вклада от царского имени. Позднее царь Михаил Федорович добавил к годуновскому окладу иконы «Троица» золотые цаты (1626), сделанные по об...

7. Часовня Пятницкого колодца

С площади перед монастырем раскрывается широкая панорама города на юг: у основания холма виднеются золотые купола Пятницкой и Введенской церквей с «колокольницей», а недалеко от них, по другую сторону дороги, серебрится покрытая осиновым лемехом ярусная кровля часовни Пятницкого колодца; Московская дорога поднимается в гору, к белому силуэту Вознесе...

8. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)

Интересно отметить, что сложная композиция Больничных палат строится с расчетом наивыгоднейшего обозрения их с главной площади, от Троицкого собора: так, лоджии, расположенные по обеим сторонам церкви (на одной из них находилась открытая двухъярусная звонница на пять колоколов), разного размера; различную степень насыщенности декором имеют правое и левое крыло палат; несимметрично, со сдвигом в сторону Троицкого собора, расположены окна на апсидах церкви. На примере Больничных палат хорошо видна наметившаяся в архитектуре первой половины XVII века тенденция к сглаживанию контраста в убранстве церковных и гражданских построек— рядовые палаты для престарелых старцев оформл...

9. Смоленская церковь (1745—1753 гг.)

Возведя Смоленскую церковь рядом с монастырской колокольней, зодчие XVIII века вновь повторили прием постановки небольшого сооружения вблизи огромного здания, но уже строили его не на контрастном противопоставлении архитектурных форм, как это было при сочетании резной Надкладез-ной часовни и Успенского собора с его гладкими стенами, а на их согласовании и на идентичности цвета обеих построек. В плане Смоленская церковь представляет собой круг диаметром 13 м с четырьмя глубокими нишами по наружным с...

10. Посадские церкви

Построенная в 1820 году, она повторяла все ту же схему приходского храма с трапезной и колокольней, дополненную двумя приделами. Храм и колокольню окружала ограда с двухъярусными башенками на углах и въездными воротами с парными колоннами и псевдоготическими деталями, отдаленно напоминающими некоторые элементы декора Уточьей башни. За широким полем, в 2 км на се...

11. Плотничья башня

Возвышаясь над обрывом у слияния двух речек и несколько выступая вперед, Плотничья башня как бы прикрывает каменной «грудью» причудливо группирующиеся за ней силуэты колокольни, куполов Успенского собора, изящного шатра больничной церкви Зосимы и Савватия и других сооружений монастыря. Западная крепостная стена проходит по крутому склону холма, у подножия которого течет мелководная речка Кончура. Эта сторона крепости больше всего пострадала в период боевых действий в начале XVII века—против нее на высотах Красной горы располагались основные силы вражеской артиллерии. Может быть, по...

12. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (4)

Осуществлены капитальные работы по ремонту всех соборов, сняты маскировочные краски с куполов Троицкого и Никоновского храмов, а также с колокольни. — 18 июля участники празднования 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви прибыли в Троице-Сергиеву Лавру. 1954— 1957 — Наместником Троице-Сергиевой Лавры был священноархимандрит Пимен (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси). Во время его настоятельства в Трапезном храме были основаны приделы в честь Святителя Иоасафа, епископа...

13. Колокольня (1741-1769 гг.)

В процессе строительных работ проект был изменен. Колокольню надстроили двумя легкими ярусами с завершением в виде золотой чаши. Отлично найденные пропорции, сквозные проемы уменьшающихся ярусов, украшенных колоннами с резными капителями, декоративными вазами, придают колокольне изящную стройность и легкость. На ярусах кол...

14. Трапезная с церковью Сергия (1686—1692 гг.)

Прием усиления выразительности сооружений путем контрастного сопоставления большого и малого использовался при создании лаврского ансамбля неоднократно: рядом с Успенским собором был поставлен миниатюрный храм — Надкладезная часовня, около пятиярусной колокольни — относительно невысокая ротонда Смоленской церкви. Церковь Сергия. Северный фасад. 1686—1692 Являясь самым значительным сооружением того времени (длиной 86 м) Трапезная с церковью Сергия (1686—1692) расположена на южной стороне монастыря. Она имеет высокий подклетный этаж, в многочисленных помещениях которого размещались хозяйственные службы: кухни, амбары, кладовые, хлебопекарни и даже столовые для паломников. Открытая галерея (гульбище) ок...

15. Художественно-педагогический музей игрушки

Коньки и птицы украшаются узкими зелеными и красными полосками по желтому фону, и только женские фигурки с широкими колоколообразными юбками расписываются растительными узорами. К числу одноцветных свистулек с незначительной росписью относится красная, зеленая, синяя жбанниковская игрушка (деревня Рыжухино Городецкого райо...

16. Монастырь и слободы в XV веке

Здесь обычно раскидывался шатер для отдыха и смены дорожного платья и затем, после краткого молебна в сельской церкви, многолюдное шествие под колокольный звон и пушечную пальбу торжественно двигалось к монастырю пешком. В связи с этим село Клементьево пользовалось различными льготами: жители его освобождались от дани и пошлин, сюда запрещалось въезжать на пиры «незваны...

17. Казначейский корпус келий (XVII в.)

И потому здесь в день смерти Бориса Годунова над этой скромной гробницей двух царей, царицы и царевны служили традиционную соборную панихиду, ударяли в большой годуновский колокол на колокольне, а на торжественной литургии употребляли сосуды, воздухи, покровы и другие драгоценные предметы из многочисленных вкладов опального царского семейства. В 1914 году лавра собиралась перестраивать гробницу «на подобие часовни с окнами и входом во внутрь ее для служения ежегодно совершаемой панихиды», но не п...

18. Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)

Фрагмент интерьера Получив возможность продолжать строительную деятельность, монастырь приступает к сооружению колокольни, Смоленской церкви, новой ризницы, к перестройке Митрополичьих покоев. Митрополичьи покои находятся за Троицким собором, рядом с Трапезной. Расположенные на косогоре, они имеют северный фасад в два, а южный — в три этажа. В них вошли части древних сооружений XVI—XVII веков — Настоят...

19. Сушильная башня

На башне висели часы, поэтому она получила название Часовой колокольни, или Часозвони . Документы того времени отмечали, что от исправности этих часов «зависит весь порядок в монастыре». Но когда эти часы испортились, их не стали чинить, так как к тому времени уже были установлены часы на новой колокольне, и ...

20. Историко-художественный музей-заповедник

Он воспринимается мощной живописной симфонией, где в едином звучании слились произведения разных эпох и художественных стилей. Колокольня. 1740-1770 годы Именно для него была создана Рублевым и икона „Троица" — одно из величайших произведений древнерусского искусства (с 1929 года находится в собрании Государственной Третьяковской гале-Реи). Известные исследователи искусства Древней Руси В.Н.Лазарев, М.А.Ильин, Н.А.Демина выделяют еще несколь...

21. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (2)

Старейший звонарь Лавры игумен Михей отмечает, что этот колокол при звучании создает глубокую вибрацию, двойной звук — «фа» и «соль бемоль». Колокол «Лебедь» - дар царя Бориса Федоровича Годунова: «Лета 7102 (1594)... Сей колокол в дом Святыя и Живоначальныя Троицы и Преподобнаго и Богоноснаго отца нашего Чудотворца Сергия велел слить слуга и конюшей боярин Борис Федорович Годунов с своею дщерью Ксенией и с сыном своим Феодором». Сейчас это самый большой колокол. «Лебедь» имеет основной звук «си бемоль» (звук приятный, приглушенный, как бы плывущий по небу), но слышится его о...

22. Монастырь-крепость и посад в первой половине XVII века

По-видимому, в эти же годы была построена и каменная шатровая колокольня «на пяти столбах» у Духовской церкви (не сохранилась). Опытные мастера, строившие эту колокольню, не стали ставить еще одно отдельное здание в тесном пространстве между Троицким собором и Духовской церковью, а прислонили ее к юго-западному углу древнейшей звонницы, еще более усилив, таким образом, значение последней. На колокольне, на трапезной и на одной из башен нах...

23. Монастырь и посад в XVIII веке

Так, первоначальная окраска только что отстроенной колокольни в зеленовато-бирюзовый цвет («дикой») удачно подчеркивала легкость всего сооружения. В такой же цвет были выкрашены стены расположенных рядом с ней Смоленской церкви и Каличьей баш...

24. Историко-художественный музей-заповедник

Мастера соорудили под барабаном главы открытую арочную звонницу, между приземистыми круглыми столбами которой были размещены колокола. Возведение такого дополнительного архитектурного объема позволило использовать здание церкви, бывшее в то время наиболее высокой постройкой, и как смотровую вышку для наблюдения за окрестностями монастыря и предупреждения о появлении неприятеля. Мастерская С...

25. Духовская церковь (1476-1477 гг.)

И теперь, когда раздается звон колоколов Духовской церкви, кажется, будто не только она сама, но и все сооружения вокруг нее словно преображаются. Могучая, широко плывущая мелодия колоколов ее звонницы заполняет все пространство монастыря, сливаясь воедино с его дивной архитектурой. ...

26. Музей-заповедник: Прялки и донца

По форме и резному декору столбчатые прялки напоминают высокие стройные шатры колоколен XVII века. Резали их из твердых пород дерева. Совсем иные «теремковые» прялки. Донце и стояк ярославской теремковой прялки делались из единого куска дерева, куда входил и корень. Широкая у основания ножка постепенно суживается и заканчивается маленьким гребнем в виде остроконечного кокошника. На ножке контурной и ногтевидной техникой резали сцены чаепитий, танцев, катан...

27. Троицкий собор (1422—1423)

), а затем и высокой пятиярусной колокольни (XVIII в.) он не потерял значения главного памятника, несмотря на свои скромные размеры. Вместе с звенигородскими соборами — Успенским на Городке (1399) и Рождественским Саввино-Сторожевского монастыря (1405)—Троицкий собор является выдающимся образцом раннемосковского белокаменного зодчества. Для постройки собора были приглашены «отовсюду зодчие и каменосе...

28. Историко-художественный музей-заповедник

Таким образом, почти девяностометровая вертикаль этой постройки стала одним из самых замечательных элементов ансамбля, внеся заключительный аккорд в архитектурный облик комплекса и фактически завершив его формирование. Одновременно с колокольней и в непосредственной близости от нее — напротив Больничных палат — возводится уже упоминавшаяся выше церковь Смоленской Богоматери (1745-1748 гг.). Предположительно ее создателем также называется Д.В.Ухтомский. Место, выбранное для этой постройки, тоже было обусловлено задачами создания единого ансамбля. Этот памятник архитек...

29. Пятницкая и Введенская церкви (1547 г.)

Она не имеет подклета и, в противоположность соседней церкви, вытянута по горизонтали и состоит из четырех, различных по своей форме и высоте, живописно группирующихся объемов: алтаря, собственно церкви, трапезной и примыкающей к ней «колоколь-ницы». Пятницкая церковь сохранила в основном свой первоначальный вид. Даже в 1740 году, когда производились капитальные работы по перестройке Введенской церкви, здесь мастерам было велено только «два окна в трапезе закласть кирпичем с известью, выняв из них решетки и подмазать с трапезною стеною уравнительно», да «с лица и изнутри» выбелить известью, «подмазать расселины» на сводах и...

30. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (3)

Лучшему пониманию Евангелия — Божественной Книги, которая выносится к народу из святого алтаря,— служат молитвенные песнопения антифонов и прокимнов, возглашаемых в сопровождении колокольного звона. Они приуготовляют к слушанию Божественных глаголов. [3, с. 243 — 246]. После чтения Евангелия праздничная радость молящихся выражается в пении пасхальных песнопений Воскресение Христово видевше... и Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам Живот Вечный [Жизнь Вечную] и велию милость. Изнесение Евангелия на середину храма для целования предстоящими за Богослужением знаменует явление Христа Спасителя по Воскресении. Т...

31. Монастырь-крепость и посад в XVI веке

К концу века здесь уже было 262 двора и две расположенные рядом деревянные церкви с колокольней; на обширной площади перед церквами размещались тридцать «шалашей» (лавок), где торговали «приезжие люди», монастырская гостиница, тюрьма, а также «тиунской», «земской» и «губной» дворы. Служние слободы и село Клем...

32. История Загорска. История Сергиева-Посада

Монастырские власти отказали, ссылаясь на недостаток средств, также в устройстве духовного училища при Спасо-Вифанском монастыре, в то время как на монастырский капитал в 1871 году в городе был построен большой тюремный замок. Колокольня Начало XX века в России было ознаменовано большими революционными событиями. Церковь, в том числе и монастыри, стремилась использовать все средства идеологического воздействия на народные массы для борьбы против революции. Волна революционных событий докатилась и до Сергиева Посада. В октябре 1905 года здесь состоялась демонстрация учащейся молодежи, устроившей митинг в саду перед духовной академией. На Московской горе ...

33. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (5)

Московская Духовная Академия 1 2 3 4 5 6 Академия сегодня За минувшие десятилетия Лавра много раз торжественным звоном своих колоколов и пением братии встречала Блаженнейших Патриархов Александрийских Христофора и Николая; Антиохийских Александра, Феодосия, Илию; Иерусалимских Венедикта и Диодора; Святейших и Блаженнейших Грузинских Католикосов-Патриархов Каллистрата, Мелхиседека, Ефрема, Илию; Святейших Сербских Патриархов Гавриила, Викентия и Германа; Блаженнейшего Румынского Патр...

34. Каличья башня

К постройке башни приступили в 1759 году, но едва возвели ее на высоту крепостной стены, как работы были приостановлены; и только после окончания сооружения колокольни на оставшиеся средства строительство башни было продолжено и завершено к 1778 году. Каличья (1758—1778) и Плотничья (XVII в.) башни Первоначальный проект Каличьей башни в процессе затянувшегося строительства по поручению митрополита Платона существенно переработал архитектор И. Яковлев. Он заложил открытую арку проема во втором ярусе, убрал украшавшие башню вазы и картуши, придал венчающему шатру более обычную форму, с «фонарем» вверху,— все это значительно обеднило ...

35. Город и монастырь в XIX - начале XX века

Произвольно и без какой-либо системы изменяется в этот период окраска зданий: фасады белокаменного Троицкого собора оклеиваются холстом, по которому пишутся орнаменты и сюжетные картины; стены Духовской церкви красятся в голубой, а выступающие части — в темно-синий цвет; колокольня, Смоленская церковь, большинство башен сохраняют красный тон, и только три из них (Красная, Пивная, Келарская) белятся известью. Произвольные перестройки и окраски древних зданий грубо нарушили цельность и еди...

36. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (1)

Оловянишников Н. И. История колоколов и колокололитейное искусство. 2-е изд. М., 1912. 15. Ричко Н., доцент МДА. Слава в Вышних Богу, и на земли Мир, в человецех благоволение.— Журнал Московской Патриархии, 1969, № 12, с. 58 —62. 16. П. В-ский Смысл и композиция Шестопсалмия.— Журнал Московской Патриархии, 1968, № 10, с. 62—68. 17. Ириней (Орда), епископ. Руководство к последовательному чтению учительных книг Вет...

37. Город и монастырь после 1917 года

Была проведена маскировка промышленных предприятий, электростанций, водокачек и других важных объектов; золотые главы лаврских церквей и колокольни были покрыты защитной окраской, а купол древнейшего Троицкого собора затянут полотнищем холста. Загорск стал прифронтовым городом; в осенние месяцы 1941 года, когда вражеские полчища рвались к Москве, он готовился к обороне: железные ежи и надолбы размещались на улицах, амбразуры по стенам и в башнях монастыря-крепости приспоса...

38. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (2)

Лавра встретила гостей колокольным звоном, и этот мирный благовест возвестил о том, что под нее так, как призваны воевать против греха» [260, с. 17]. Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян Вазген I подчеркнул, что невозможно разрешать вопросы общественного, политического, национального или международного характера путем войны. сенью русской Обители собрались столь несхожие обитатели Земли — представители много...

39. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (5)

Вслед за поминовением «о здравии» совершается «заупокойное поминовение» - всех усопших православных христиан. Лаврский колокол — «голос» Церкви — призывает к началу Божественной литургии. На входных молитвах наместник Обители или седмичный иеромонах и сослужащие испрашивают прощение у братии и у народа. Затем в алтаре, после целования пр...

40. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (8)

отлит и расчеканен лаврский царь-колокол в 4000 пудов [57, с. 3251. Строительство колокольни и реставрация завершены Священноархимандритом Троице-Сергиевой Лавры митрополитом Платоном Левшиным (1766—1812). Признание его перед концом жизни свидетельствует о его большом вкладе в сохранение Обители. В похвале Преподобному Сергию он говорит: «Я воспитанник его Обители, и в ней яко отродивыйся духом, и уповая с перстию священнаго места сего смешать...

41. Обелиск (1792 г.)

) Конец XVIII века в лавре отмечен памятным обелиском, удачно расположенным в геометрическом центре древней площади монастыря, между монументальным Троицким собором и высотной колокольней. Сложенный из дикого камня (песчаника), традиционный по форме, четырехгранный обелиск стал как бы тем последним штрихом или точкой, которую поставил символический Зодчий, завершая свой многовековой труд по формированию архитектурного ансамбля Троице-Сергиева монастыря. Обелиск. 1792 На обелиске укреплены солнечные часы и четыре...

42. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)

Белоброва О. А. Чудо 1701 г. с колоколами Троице-Сергиева монастыря.— Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР, 1971, т. 26, с. 302 — 311. Прил.: текст рассказа (публ. по рукописи). 111. Карамзин Н. М. Исторические воспоминания и замечания на пути к...

43. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (2)

Собор Успения Пресвятой Богородицы. 1559— 1585 годы. Колокольня. 1740—1770 гг. 1618 — 1 декабря заключено перемирие между Московским государством и Польшей в селе Деулино, где был построен храм во имя Преподобного Сергия. 1619 — Монастырь посетил Иерусалимский Патриарх Феофан, который возложил на Преподобного Дионисия свой клобук в знак уважения к заслугам игумена в борьбе с захватчиками, а также в знак признания дела исправления книг. 1621 — При монастырской трапезной построена церковь во имя Преподоб...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................