1. Красная башня
1956 Несмотря на свое важное для обороны местоположение, Красная башня и после надстройки в XVII веке оставалась самой низкой
среди всех других башен монастыря и отличалась предельно скромным оформлением: только скупые тяги, украшавшие крепостные
стены, переходили на ее фасады, да традиционный киот с иконой
отмечал арку входных ворот. При этом основным архитектурным акцентом, подчеркивающим главный вход, являлась не сама башня,
а нарядная пятиглавая надвратная церковь Иоанна Предтечи, ра...
2. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (5)
Но и в этих традиционных формах проявляются самобытные черты духовной культуры Троице-Сергиевой Лавры, ставшей своеобразным
историческим звеном в развитии шитья (облачения, покровы, пелены, плащаницы), литья (потиры, напрестольные кресты, оклады,
образа), резьбы и других видов церковного искусства. В иконостасах и киотах
удивительно тонко раскрыта тема «лозы», восходящая к Евангельской теме. «Я есмь истинная виноградная лоза, и Отец Мой — Виноградарь.—
Свидетельствует Христос Спаситель.— Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если
не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто С глубоким внутренним трепетом перед величием церковных Таинств, установленных
Богом на земле, приступают к Божественной службе иноки, носящие...
3. Часовня Пятницкого колодца
Входной портал украшен колонками и киотом с пышными волютами
по сторонам. Часовня Пятницкого колодца отличается оригинальностью композиции и совершенством архитектурных форм. Она играет
заметную роль в общей панораме монастырского ансамбля, открывающейся с высокой насыпи дороги, идущей на юго-восток, Особенно
эффектно выглядит часовня в солнечные дни, когда ярко сияет городчатый лемех деревянной кровли, а фигурный тес ее по-лицы
отбрасывает узорчатую тень на белые стены здания. Группа церквей на Подоле ...
4. Музей-заповедник: Живопись конца XVI - начала XVI века
Свидетельством высокого мастерства столичных иконописцев являются иконы «Никола» и «Иоанн Предтеча — ангел пустыни», бывшие,
возможно, створками какого-то киота. В стройных пропорциях
изображений еще чувствуется прошлая величавость, они интересны по колориту, особенно фигура Иоанна Предтечи. Но образам их
недостает глубокого внутреннего содержания, их отличает некоторая застылость и сухость. Складень-иконостас. Первая треть
XVIIв. Фрагмент Второе направление в живописи этого времени связано с именами богатейших сольвычегодских купцов и известных
меценатов Строгановых, явившихся основными заказчик...
5. Троицкий собор (1422—1423)
Следы фресковой живописи в нише киота дают основание полагать,
что тут размещалась икона, и вероятнее всего — «Троица», которой посвящен не только храм, но и весь монастырь. (К сожалению,
теперь собор почти не виден с запада из-за пристроенной паперти (XVI в) и очень близко поставленной двухэтажной ризницы (1781).
С северной стороны объем собора кажется несколько грузным и тяжеловесным. Отсюда можно проследить еще одну редкую особенность
храма — несоо...
7. Сушильная башня
Павел Алеппский так описывает оба входа в крепость «Монастырь имеет двое ворот с восточной стороны, больших и великолепных;
над одними стоит огромный киот, это святые ворота, которые
постоянно заперты и открываются только когда приедет патриарх или царь, для его входа. Вторые ворота (Успенские.— В. Б.)
назначены для народа и животных. Патриарх (антиохийский — В. Б.) по обыкновению вышел из кареты и пошел, из почтения, пешком
по ...
10. Музей-заповедник: Изделия из металла
Мягкость олова давала возможность делать из него пластины со всевозможными растительными мотивами и обрамлять ими стенки
деревянных ларцев, зеркала, иконные киоты, декорировать выносные
церковные фонари и т. д. В отделе экспонируется трехстворчатое зеркало XVII века, украшенное узорчатым ажурным оловом, прорези
которого покрывала яркая роспись и слюда...