2. История Загорска. История Сергиева-Посада
Уникальное собрание древнерусского искусства, представленное в двух больших экспозициях — «Древнерусская живопись XIV—XVII
веков» и «Древнерусское прикладное искусство XIV—XVII веков»,
дополняет интересная коллекция отдела русского искусства XVIII — начала XX века, сложившаяся в основном также в стенах Троице-Сергиева
монастыря. Это замечательные произведения живописи, графики и прикладного искусства, украшавшие главным образом в те времена
интерьеры жилых покоев московских митрополитов и высшего духовенства. С древнейших времен вокруг монастыря возникали села
и слободы, которые заселялись крестьянами или ремесленникам...
3. Музей-заповедник: Резная кость
В XVIII и первой половине XIX века искусство холмогорских
мастеров достигло расцвета. Из слоновой, мамонтовой и моржовой кости изготовлялись разнообразные изделия: гребни, ларцы,
коробочки, шкатулки и т. д. В XVIII веке применялась рельефная и ажурная (сквозная) резьба, цветная гравировка, окрашенная
кость. Узор щ...
4. Музей-заповедник: Живопись XVI века
Живопись XVI века Творческие достижения Дионисия и мастеров его круга были восприняты и во многом продолжены художниками XVI
века. Искусство Москвы с этого времени становится ведущим.
Произведения XVI века сохраняют высокий художественный уровень, но содержание их глубоко отлично от содержания произведений
предшествовавшей поры, как и различны сами эпохи, породившие их. XVI век — время, когда в политической, экономической и культурной
жизни страны происходят существенные изменения. С одной стороны, Русское государство окончательно утвердило свой международный
престиж, значительн...
9. Музей-заповедник: Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись конца XV - начала XVI века Замечательное мастерство иконописцев XV века нашло свое завершение в творчестве Дионисия,
жившего и работавшего на рубеже XV—XVI веков. Его искусство
явилось отражением возросшего авторитета и могущества Русского государства. Произведения этого времени отличает настроение
торжественной праздничности, им свойственна особая нарядность и декоративность, которые свидетельствовали об усилении светского
начала в живописи. Мастерам круга Дионисия присуща любовь к изящным формам, удлиненным пропорциям, ...
11. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (6)
На основе школы Преподобного Сергия постепенно возникало высокое искусство
во многих русских городах и весях, оказывая благотворное влияние на развитие русской национальной культуры в целом, особенно
на искусство лежащей близ «Троицы» Москвы. Столица Русского государства воспринимала все лучшее из отечественной культуры,
создавая искусство своих монастырских, слободских и кремлевских мастерских. Нагрудная икона-складень «У Креста». На створках
триптиха — праздники. 1456 г., работа Преподобного Амвросия, Тр...
17. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (1)
Троица Андрея Рублева. Антология. М., Искусство, 1981. 70.
Георгиевский Г. П. Завет Преподобного Сергия.— Чтения в Обществе любителей духовного просвещения, 1892, № 11, с. 499—515.
То же. Отд. отт. М., 1893. 17 с. 71. Павел Алеппский, архидиакон. Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в
п...
22. Музей-заповедник: Живопись XVII века
Влияние его практического опыта и теоретических воззрений было велико. Искусство
Симона Ушакова и его последователей открывало путь для дальнейших поисков и вело к новой, реалистической, светской живописи.
Таким образом, коллекция древней иконописи Загорского музея отражает весь сложный и порой противоречивый путь развития русской
живописи XIV—XVII веков. Она дает ясные представления об искусстве иконописи, тесным образом связанном с жизнью русского
народа, с его историей, гд...
25. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (5)
Троицкое искусство, соединившее в себе искусство книги, резьбы
по дереву, кости и камню, тонкого литья и еще более тонкого ювелирного дела, требует особого научного анализа. Своими вдохновенными
творениями иноки и посадские жители составили под руководством Преподобного Никона Радонежского поистине гимн своему учителю,
Авве Сергию, воздвигнув собор Святой Троицы, а затем созидая памятники всей последующей исто...
26. Музей-заповедник: Лицевое шитье
От их мастерства, вкуса зависели красота и выразительность произведений. Искусство
шитья очень ценилось в Древней Руси. При дворах князей, бояр, богатых служилых людей имелись свои мастерские — светлицы,
работой которых руководила, как правило, сама хозяйка дома. В отличие от икон произведения шитья часто имеют вкладн...
27. Музей-заповедник: Живопись XV века
Живопись XV века Искусство Андрея Рублева оказало огромное
влияние на последующее развитие древнерусской живописи. XV век — время ее блестящего расцвета, время, когда творчески перерабатывается
наследие Рублева. Произведения этой поры отличаются настроением спокойной сосредоточенности, особой просветленностью. Для
них характерно совершенство художественного языка: виртуозное владение линией, цветом, композицией, техникой письма. Все
это давало возможность дре...
28. Музей-заповедник: Искусство ранней Москвы
Искусство ранней Москвы Особую группу составляют произведения
второй половины XIV века, связанные с Московским княжеством и характеризующие один из интереснейших периодов истории русского
народа, когда Москва становится во главе объединения русских земель. Блестящая победа над татарами, одержанная в 1380 году
на Куликовом поле, окрылила русский народ, способствовала подъему его национального самосознания. В искусстве Москвы этого
времени ...
34. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (2)
Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй: Тем же мир Тя славит. Искусство пения в Троице-Сергиевой Лавре удивительно сочетается с искусством колокольного звона,
которое имеет свои уставные особенности и богатейшие художественные традиции, хранимые звонарями Лавры. Колокол Преподобного
Никона, или «Чудотворцев», имеет такую надпись: «IC.XC.HK. ...