1. История Загорска. История Сергиева-Посада
Это замечательные произведения живописи, графики и прикладного искусства, украшавшие главным образом в те времена интерьеры жилых покоев московских митрополитов и высшего духовенства. С
древнейших времен вокруг монастыря возникали села и слободы, которые заселялись крестьянами или ремесленниками, обслуживавшими
его обширное феодальное хозяйство. В 1782 году из этих поселений был образован город с названием Сергиев Посад. Он широко
славился производством игрушек, миниа...
2. Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
В настоящее время в ней установлен резной, со скульптурными фигурами иконостас из московской церкви Параскевы Пятницы, удачно
вписавшийся в интерьер храма. Церковь детально исследована.
Три из четырех утраченных крылец были восстановлены в 1958 году, четвертое — в 1976 году. Смоленская церковь. 1745—1748.
Разрез, план Пожалуй, ярче всего барочный характер архитектуры XVIII века нашел выражение в вычурных формах небольшой, но
чрезвычайно своеобразной церкви-ротонды Смоленской Божьей мат...
6. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)
Скульптурный декор середины XVIII в. в интерьерах Чертогов.—
Сообщения Загорского гос. ист.-художественного музея-заповедника, 1960, вып. 3, с. 130—144, ил. 179. Андреева Л. В. Царские
Чертоги Троице-Сергиевой Лавры.— Памятники культуры. Исследование и реставрация, 1963, вып. 4, с. 56 — 74, ил. 180. Корсунский
И. Н. Покровская церковь Московской Духовной Академии.— Богословский вестник, 1898, № 11, с. 185 — 211. То ...
8. Музей-заповедник: Фарфор и стекло
Легкий металлический каркас, красивый хрустальный узор, состоящий из хрупких страз и пирамидок, небольшое количество светящихся
точек придают им вид изящных сооружений, прекрасно дополнявших убранство дворцовых интерьеров XVIII века. Большой строгостью, тонко найденной пропорциональностью и красотой форм отличаются
и другие изделия второй половины XVIII века. На смену пышным кубкам появляются рюмки, украшенные золотыми монограммами. Пользуется
популярностью «молочное стекло», напоминающее изделия из фарфора. Благодаря деятельности М. В. Ломоносова успешно развивалось
и отечественное цветное стеклоделие, шедшее на изготовление посуды, д...
10. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (2)
Каличью (перестроена в 1651 и 1758 — 1771), Плотничную (XVII), Келарскую (1642—1849), Пивную (XVI — XVII), Водяную (XVII),
Луковую (XVI — XVIII); Соляная башня разобрана. Интерьер
Серапионовой палаты. XVI в. Фелонь Преподобного Никона. ЗГИХМЗ № 3199. Из Четвероевангелия Преподобного Никона. ГБЛ, ф. 304/Ш,
л. 186 об.—187. Благословение на подвиг безмолвия Преподобного Исаакия Молчальника. ГБЛ, ф. 304/Ш, № 21 (М. 8663), л. 211.
Запрестольный крест работы Преподобного Амвросия, Тро...
16. Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Иконостас Духовской церкви. 1866 Интерьер Духовской церкви,
лишенный верхнего освещения из-за наличия звонницы, производит несколько необычное впечатление: узкие окна, расположенные
в верхней части стен, не могут рассеять полумрак, освещаемый лишь колеблющимся светом свечей и лампад. Может быть, поэтому
стены храма не имели живописи и впервые были расписаны почти два века спустя после возведения здания «повелением» патриарха
Никона (1665). В 1778 году монастырские власти докладывали митрополиту, что «с...
18. Звонковая башня
Это единственная из всех башен монастыря, которая сохранила шатровое покрытие со смотрильней, сильно искаженнее, однако,
в XIX веке, Ее реставрация была проведена в два этапа: сперва были восстановлены древние формы интерьера и бойниц (1961), а затем отремонтированы конструкции шатра, который был покрыт тесом (1975).
С этой стороны крепости в XVI веке находилась еще одна боевая башня — Соляная. Опись 1641 года указывает ее р...
20. Успенский собор (1559—1585 гг.)
В алтаре вдоль иконостаса устроены трехъярусные деревянные хоры. Украшением интерьера
собора служат два огромных медных паникадила XVII века работы мастеров Оружейной палаты Московского Кремля — вклад царского
стольника Янова. Рядом с Успенским собором, у его северо-западного угла, пристроилось небольших размеров, низкое, с четырехскатной
кровлей сооружение — усыпальница, где захоронены...
22. Историко-художественный музей-заповедник
Незамысловатые по исполнению, но искренние и торжественно-праздничные, они одно из основных украшений интерьера собора. Главный западный вход в храм оформляет портал XVIII века. Слева от него — сооруженная
в 1780 году усыпальница Бориса Годунова и его семьи, единственное царское захоронение на территории монастыря. После осады,
в начале XVII века, монастырь приобретает все большее значение, сюда стек...
24. Троицкий собор (1422—1423)
В 1635 году, одновременно с возобновлением живописи в Троицком соборе, были расписаны также и стены Никоновского придела
— от этих фресок сохранились лишь фрагменты фигур суровых столпников в простенках барабана главы, но увидеть их можно только
с крыши, через окна в барабане (глава все еще отделена от интерьера
поздней закладкой в своде церкви). Другой фрагмент живописи 1635 года-—композиция «Богоматерь с младенцем и святителями»
— сохранился в средней закомаре над апсидой 65. Первоначально вход в Никоновский придел был с юга; в конце XVII века к нему
пристроили «фонарную паперть» на колоннах, открыт...
25. Музей-заповедник: Живопись XVII века
Автор с удовольствием останавливается на подробностях интерьера:
окна похожи на слюдяные узорные оконца русских теремов, широкие скамьи украшены балясинами и перекладинами; изображенная
утварь — кувшин, лохань, тарели, потир напоминают реальные формы бытовых предметов XVII века. Фигуры апостолов и Христа решены
объемно, лики их моделированы светотенью. Симон Ушаков пытается передать и душевное состояние апостолов, их волнение, вы...
29. Посадские церкви
Трапезная имеет в плане сложную форму трехконечного креста, также со скосами на всех шести углах. Интерьер трапезной выглядит необычно из-за причудливой игры линий пересекающихся сводов, поддерживаемых
восемью свободно расположенными опорами. У западного фасада трапезной можно видеть основания четырех пилонов, состоящих из
мощных пучков парных пилястр,— это все, что осталось от бывшей здесь прежде колокольни. Церковь Воскресения Христа. 1820.
фотография 1920-х гг. Це...