Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

интерьер

 

1. История Загорска. История Сергиева-Посада

Это замечательные произведения живописи, графики и прикладного искусства, украшавшие главным образом в те времена интерьеры жилых покоев московских митрополитов и высшего духовенства. С древнейших времен вокруг монастыря возникали села и слободы, которые заселялись крестьянами или ремесленниками, обслуживавшими его обширное феодальное хозяйство. В 1782 году из этих поселений был образован город с названием Сергиев Посад. Он широко славился производством игрушек, миниа...

2. Смоленская церковь (1745—1753 гг.)

В настоящее время в ней установлен резной, со скульптурными фигурами иконостас из московской церкви Параскевы Пятницы, удачно вписавшийся в интерьер храма. Церковь детально исследована. Три из четырех утраченных крылец были восстановлены в 1958 году, четвертое — в 1976 году. Смоленская церковь. 1745—1748. Разрез, план Пожалуй, ярче всего барочный характер архитектуры XVIII века нашел выражение в вычурных формах небольшой, но чрезвычайно своеобразной церкви-ротонды Смоленской Божьей мат...

3. Историко-художественный музей-заповедник

Успенский собор. Фрагмент интерьера В 1606-1607 годах положение в стране осложнилось. Новым ставленником польско-литовских интервентов стал Лжедмитрий П. Летом 1608 года он подошел к Москве и остановился в местечке Тушино (отсюда его прозвище — „Тушинский вор"). В сентябре 1608...

4. Музей-заповедник: Серебряные изделия

К середине XVIII века всевозрастающая роскошь быта русского дворянства и высшего духовенства требовала вещей, соответствующих богатому убранству интерьера, отличавшихся разнообразием форм и декоративной насыщенностью. Стиль барокко отвечал этим требованиям. Изготовлялись вещи большого размера, а формы их становились пышными и нередко громоздкими, с большим разнообразие...

5. Пятницкая и Введенская церкви (1547 г.)

Церковь и примыкающая к ней трапезная перекрыты сомкнутыми сводами без промежуточных опор, что делает их интерьеры весьма просторными и вместительными. Единственный вход в церковь расположен с запада, со стороны трапезной, и украшен перспективным порталом с тонкой геометрической резьбой. Непосредственно над входом возвышается небольшая восьмигранная «колокольница», увенчанная высоким каменным шатром со «слухами» (открытыми проемами для лучшей резонации звука) и изящной главкой на тонкой шее. Основанием «колокольницы» служат стена трапезной и два отдел...

6. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)

Скульптурный декор середины XVIII в. в интерьерах Чертогов.— Сообщения Загорского гос. ист.-художественного музея-заповедника, 1960, вып. 3, с. 130—144, ил. 179. Андреева Л. В. Царские Чертоги Троице-Сергиевой Лавры.— Памятники культуры. Исследование и реставрация, 1963, вып. 4, с. 56 — 74, ил. 180. Корсунский И. Н. Покровская церковь Московской Духовной Академии.— Богословский вестник, 1898, № 11, с. 185 — 211. То ...

7. Троицкий собор (1422—1423)

Особый интерес представляют иконостас и фресковая живопись интерьера Троицкого собора. Фрески были созданы выдающимися художниками Андреем Рублевым и Даниилом Черным совместно с группой живописцев. Но стены собора безвозвратно утратили живопись рублевского времени, так как «по ветхости» она была сбита вместе со штукатуркой и в 1635 году заменена новой, неоднокоатно переписывавшейся и поновлявшейся на протяжени...

8. Музей-заповедник: Фарфор и стекло

Легкий металлический каркас, красивый хрустальный узор, состоящий из хрупких страз и пирамидок, небольшое количество светящихся точек придают им вид изящных сооружений, прекрасно дополнявших убранство дворцовых интерьеров XVIII века. Большой строгостью, тонко найденной пропорциональностью и красотой форм отличаются и другие изделия второй половины XVIII века. На смену пышным кубкам появляются рюмки, украшенные золотыми монограммами. Пользуется популярностью «молочное стекло», напоминающее изделия из фарфора. Благодаря деятельности М. В. Ломоносова успешно развивалось и отечественное цветное стеклоделие, шедшее на изготовление посуды, д...

9. Музей-заповедник: Живопись

Анфилада залов была продолжена верхним этажом Пивной башни. Интерьеры покоев в своем первоначальном виде до наших дней не сохранились, но, вероятно, они были украшены достаточно пышно. Об этом свидетельствует плафон второго зала, покрытый лепниной и яркой росписью. А. П. Антропов. Портрет Петра III. 1762 год В коллекции представлены предметы церковного культа и убранства жилых поко...

10. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (2)

Каличью (перестроена в 1651 и 1758 — 1771), Плотничную (XVII), Келарскую (1642—1849), Пивную (XVI — XVII), Водяную (XVII), Луковую (XVI — XVIII); Соляная башня разобрана. Интерьер Серапионовой палаты. XVI в. Фелонь Преподобного Никона. ЗГИХМЗ № 3199. Из Четвероевангелия Преподобного Никона. ГБЛ, ф. 304/Ш, л. 186 об.—187. Благословение на подвиг безмолвия Преподобного Исаакия Молчальника. ГБЛ, ф. 304/Ш, № 21 (М. 8663), л. 211. Запрестольный крест работы Преподобного Амвросия, Тро...

11. Историко-художественный музей-заповедник

Изразцовая печь украшает интерьер и еще одной монастырской постройки — надвратной церкви Иоанна Предтечи (1693-1699 гг.). Расположенная на крытой галерее, окружающей храм, она построена в одно время с ним. Церковь была сооружена на деньги „именитых людей" Строгановых и заключала в себе все характерные черты так называемого „строгановского стиля". Архитектурную тему Трапезной, Чертогов и надвратной ц...

12. Трапезная с церковью Сергия (1686—1692 гг.)

На два последних десятилетия XVII века приходится сооружение ряда монументальных зданий, придавших новое художественное звучание всему монастырскому ансамблю. Интерьер Трапезной У южной стены, на месте бывших Царицыных хором, в 1686—1692 годах возведено из кирпича и белого камня нарядное здание Трапезной с оригинальной кровлей, поддерживаемой металлическими тягами. Поднятое на высо...

13. Монастырь-крепость и посад в первой половине XVII века

Большие работы были проведены и по украшению интерьеров: расписываются стены и своды Трапезной (1621), первоначальная стенопись Троицкого собора заменяется новой (1635), и тогда же впервые украшают живописью стены Никоновского придела, а затем и Духовской церкви (1655). Высокие шатровые завершения надстроенных башен изменили общий силуэт ...

14. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (2)

Однако первоначально убранству фасадов далеко не соответствовало оформление интерьеров. Только в 40-х годах XVIII века была предпринята работа по декорировке внутренних помещений Чертогов. Второй парадный этаж Чертогов, где и располагается сейчас Церковноархеологический кабинет, делится продольной стеной на две а...

15. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)

Фасады отличают стройность пропорций и богатое убранство, а внутреннее пространство весьма небольшое вследствие того, что шатер отделен от интерьера каменным сводом; иконостас не сохранился. На апсиде церкви Зосимы и Савватия точно повторен оригинальный декор апсид Духовской церкви, а грани шатра украшены множеством тяг, лопаток и поясков со вставками зеленых поливных изразцов. Эти изразцы обильно ук...

16. Духовская церковь (1476-1477 гг.)

Иконостас Духовской церкви. 1866 Интерьер Духовской церкви, лишенный верхнего освещения из-за наличия звонницы, производит несколько необычное впечатление: узкие окна, расположенные в верхней части стен, не могут рассеять полумрак, освещаемый лишь колеблющимся светом свечей и лампад. Может быть, поэтому стены храма не имели живописи и впервые были расписаны почти два века спустя после возведения здания «повелением» патриарха Никона (1665). В 1778 году монастырские власти докладывали митрополиту, что «с...

17. Царские Чертоги (конец XVII в.)

Царские Чертоги. Бывшая столовая. Интерьер. Лепные медальоны потолка. 1748 год В 1949 году восточная часть южного фасада Чертогов была отреставрирована, а затем полностью восстановлена окраска здания «в шахмат». С сооружением Трапезной и Царских Чертогов план монастыря получил свое завершение, закрепив идею «четверообразного», то есть четырехугольного,...

18. Звонковая башня

Это единственная из всех башен монастыря, которая сохранила шатровое покрытие со смотрильней, сильно искаженнее, однако, в XIX веке, Ее реставрация была проведена в два этапа: сперва были восстановлены древние формы интерьера и бойниц (1961), а затем отремонтированы конструкции шатра, который был покрыт тесом (1975). С этой стороны крепости в XVI веке находилась еще одна боевая башня — Соляная. Опись 1641 года указывает ее р...

19. Музей-заповедник: Прялки и донца

Он шел по балкам и столбам полатей, украшал полочки для икон. Такой интерьер крестьянской избы выглядел весело, нарядно, празднично. ...

20. Успенский собор (1559—1585 гг.)

В алтаре вдоль иконостаса устроены трехъярусные деревянные хоры. Украшением интерьера собора служат два огромных медных паникадила XVII века работы мастеров Оружейной палаты Московского Кремля — вклад царского стольника Янова. Рядом с Успенским собором, у его северо-западного угла, пристроилось небольших размеров, низкое, с четырехскатной кровлей сооружение — усыпальница, где захоронены...

21. Музей-заповедник: Мебель

Неотъемлемой частью дворцового интерьера были зеркала в роскошных резных рамах, отражающие и приумножающие блеск и великолепие зала. Представленные в музее кресла второй половины XVIII века свидетельствуют о новой смене форм и господстве нового стиля — классицизма. Мебель стала строже, практичнее, больше соразмерна человеку и помещению. В отделке наряду с позолотой все более подчеркивались текстура и цвет древесины. Столик-бобик сделан из наборного дерева нескольких сортов, разная текстура...

22. Историко-художественный музей-заповедник

Незамысловатые по исполнению, но искренние и торжественно-праздничные, они одно из основных украшений интерьера собора. Главный западный вход в храм оформляет портал XVIII века. Слева от него — сооруженная в 1780 году усыпальница Бориса Годунова и его семьи, единственное царское захоронение на территории монастыря. После осады, в начале XVII века, монастырь приобретает все большее значение, сюда стек...

23. Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)

XVI-XVIII века. Фрагмент интерьера Получив возможность продолжать строительную деятельность, монастырь приступает к сооружению колокольни, Смоленской церкви, новой ризницы, к перестройке Митрополичьих покоев. Митрополичьи покои на...

24. Троицкий собор (1422—1423)

В 1635 году, одновременно с возобновлением живописи в Троицком соборе, были расписаны также и стены Никоновского придела — от этих фресок сохранились лишь фрагменты фигур суровых столпников в простенках барабана главы, но увидеть их можно только с крыши, через окна в барабане (глава все еще отделена от интерьера поздней закладкой в своде церкви). Другой фрагмент живописи 1635 года-—композиция «Богоматерь с младенцем и святителями» — сохранился в средней закомаре над апсидой 65. Первоначально вход в Никоновский придел был с юга; в конце XVII века к нему пристроили «фонарную паперть» на колоннах, открыт...

25. Музей-заповедник: Живопись XVII века

Автор с удовольствием останавливается на подробностях интерьера: окна похожи на слюдяные узорные оконца русских теремов, широкие скамьи украшены балясинами и перекладинами; изображенная утварь — кувшин, лохань, тарели, потир напоминают реальные формы бытовых предметов XVII века. Фигуры апостолов и Христа решены объемно, лики их моделированы светотенью. Симон Ушаков пытается передать и душевное состояние апостолов, их волнение, вы...

26. Надкладезная часовня (конец XVII в.)

После вычурного убранства фасадов зодчие как бы давали возможность отдохнуть глазу внутри часовни, (Окраска и роспись в интерьере появились только в XIX в.). Памятник дошел до наших дней без существенных изменений — были утрачены лишь белокаменные шары над углами нижнего яруса (восстановлены в 1981 г.) да сняты четыре фронтона с криволинейной кровли второго восьмерика. Часовня примыкала к паперти Успенского собора, но после разборки последней стала самостоятельным центрическим объемом, что значительно усилило ее выразительность. (О связи с папертью напоминает от...

27. Музей-заповедник: Стекло и фарфор

Ломоносова Ведутся поиски использования специфических возможностей стекла в общественных интерьерах и в монументальном искусстве. Гусевский хрустальный завод Владимирской области, основанный в середине XVIII века,— крупнейший центр отечественного стекольного производства. Особенно прославился он своей алмазной гранью. В настоящее время ассортимент предприятия довольно разнообразен. Большинство современных изделий имеет простые обтекаемые формы, подчеркивающие прозрачность и легкость стекла. В предметах из цветного стекла используется оригинальная неравномерна...

28. Музей-заповедник: Домовая резьба по дереву

Любое изделие народного искусства: пышный резной дом или расписная прялка, тканая одежда или простой кованый светец, берестяной короб или деревянный ковш — поражает богатством фантазии, выдумкой, блестящим мастерством исполнения. Интерьер зала отдела декоративно-прикладного искусства Творчеству народных художников XVII—начала XX века посвящена экспозиция отдела музея «Русское народное искусство». Выносной ковш. Среднее Пово...

29. Посадские церкви

Трапезная имеет в плане сложную форму трехконечного креста, также со скосами на всех шести углах. Интерьер трапезной выглядит необычно из-за причудливой игры линий пересекающихся сводов, поддерживаемых восемью свободно расположенными опорами. У западного фасада трапезной можно видеть основания четырех пилонов, состоящих из мощных пучков парных пилястр,— это все, что осталось от бывшей здесь прежде колокольни. Церковь Воскресения Христа. 1820. фотография 1920-х гг. Це...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................