4. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (2)
Человеческий род происходит от единой крови, и, значит, все люди — единокровные
братья. Участники конференции, решительно осудив дискриминацию человека из-за цвета кожи, расовой принадлежности и социального
происхождения, приняли «Заявление по проблемам колониализма, неоколониализма, расизма и апартеида», в которо...
5. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (6)
На боковых сторонах золотой оправы — запись вязью: «В лето 6964 (1456) сиа (и)кона делана в Сергееве монастыре при бл(а)говернем
великом князе Василии Васильевич повелением игумена Васиана Сергеева монастьтря. а рукою инока Амброс(има)». 10,7x7,5x1,5 см. ЗГИХМЗ. № 45. Нагрудная икона «Знамение» со святыми — Андреем
(?) Юродивым, преподобным Симеоном Столпником, пророком Иезекиилем и мучеником Иоанном Воином. Резьба по кости. XVI в. 10.3x6,5
х 1,5 см. ЗГИХМЗ, № 1865. «О Тебе радуется. Благодатная, всякая Тварь». «Хвалите Господа с Небес». Нагрудная икона-складень.
«Одигитрия». На кипарисе, вторая часть складня XV в. В записи приведены слова задостойни-ка: «О Тебе радуется, обрадованая,
вся тварь....
6. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (1)
Не выдержав трудностей и искушений, Стефан ушел в Москву в Богоявленский монастырь, где в числе иноков этой обители подвизался будущий великий Всероссийский Святитель Алексий. Вскоре митрополит
Феогност назначил Стефана игуменом Богоявленской обители, а великий князь и знатные бояре избрали его своим духовником. «Бог,
как сердцеведец,— отмечает составитель Жития Преподобного Сергия,— Един сведый сердечная, Един ведущий тайное, провидя о
нем [Варфоломее], будущее, зная, что он носит в сердце своем многие добродетели и усердную любовь,— провидел, что по своему
благому и...
8. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (1)
Списано учеником его священноиноком Епифанием. В нем же имат
и от божественных чудес его. [Публ. по рукописи перв. половины XV в. и вступит, статья священника Анатолия Просвирнина].—
Богословские труды, сб. 11, 1973, с. 216—239. На слав. яз. 46. Житие и подвиги Преподобнаго отца нашего Никона, игумена обители
Живоначальной Троицы, ученика Блаженнаго Сергия Чудотворц...
9. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (3)
Канон праздника Рождества Пресвятой Богородицы, начинающийся с этого ирмоса, стал особенно дорог русским людям после победы
на Куликовом поле, происшедшей в этот знаменательный праздник. Иноки
Троице-Сергиевой Обители сохраняют свои монастырские напевы этого и других канонов в «Ирмологии». Всякая духовная победа
христианина, а тем более монаха, совершается силой Креста. Жезл Моисеев прообразовал Крест: пророк Моисей — предводитель
народа Божия — жезлом рассек Чермное море, изобразив крест «в прямоту» (то есть указал проход прямо между расступившимися
водами), и по дну моря прошел ...
11. Монастырь-крепость и посад в XVI веке
Окончанию строительных работ помог щедрый вклад Грозного, в 5500 рублей, «в вечный поминок» по убитому им сыну (1582). Вкладная книга монастыря хранит запись о том, как царь, отстояв
утреннюю службу в Духовской церкви, призвал к себе трех доверенных лиц из числа братии и «учал. . . рыдати и плакати и молити.
. . чтоб сыну его. . . ежедень панихиды петь над куть-ею и на обеднях поминати во веки и навек, докуда обитель сия святая
стоит и до окончан...
14. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (7)
Вот почему и по претворении святых Даров в Тело и Кровь Христовы особое благоговейное поклонение усердно совершают молящиеся
и прежде всего иноки: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней,
Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии». Предстоятель воспоминает Ее святое имя с возношением фимиама, принося
жертву духовную во «исполнение Царствия Небеснаго», воспоминая также и все лики, от века Богу угодивших — Праотцев, Отцев,
...
16. Обелиск (1792 г.)
и посланием на поле сражения двух иноков Пересвета и Ослабя,
и писанием ободрительным при самом в бой вступлении». В тексте, помещенном на восточной стороне, говорится о роли Троицкого
монастыря в Смутное время, когда интервенты, прикрываясь именем Лжедмитрия, «довели было Россию до края бедствий», а «обитель
сия. . . всех сынов Отечества действия, предприятия, ревнования, совершения духом своим оживляла. . . и долговременную выд...
17. Троице-Сергиева Лавра. Обеты монашества
Желаеши ли сподобитися ангельскому образу, и вчинен быти лику инокующих?
— Ей, Богу содействующу, честный отче... Вольным ли своим разумом, и вольною ли своею волею приступавши ко Господу? — Ей,
Богу содействующу, честный отче... Не от некия ли нужды или насилия? — Ни...
20. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)
Пресвятая Троица и домостроительство (Об иконе инока Андрея
Рублева).— Журнал Московской Патриархии, 1960, № 7, с. 32 — 40. 191. Ветелев А., профессор протоиерей. Богословское содержание
иконы «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева.— Журнал Московской Патриархии, 1972, № 8, с. 63 — 75, № 10, с. 62 — 65.
192. Сергий (Голубцов), архиепископ. Воплощение богословских идей в творчестве преподобног...
24. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (1)
Возможно, иным было пение братии в той пустынной Обители по сравнению с тем, как поют ныне иноки Лавры, но содержание молитвенного правила сохраняется прежним. «Седмичный» иеромонах в сослужении
обычно двух иеродиаконов в алтаре, «учиненный» чтец среди храма после благословения предстоятеля совершают чин 9-го часа.
Смысл и значение службы часов наиболее ясно изложил Святитель Киприан, епископ Карфагенский. «Часовые сроки,— говорит он,—
издавна уже соблюдали поклонники Божий, духовно признавая их временами, установленными и узаконенны...
25. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (7)
Князь Курбский, хорошо знавший характер царя и относившийся с глубоким уважением к мудрому старцу— Преподобному Максиму,
во встрече двух великих мужей видит глубоко символический и назидательный смысл, ибо «здесь столкнулись сила власти, повелевающая
миллионами людей, и сила духа, имеющая не меньшее влияние; сошлись в нравственном поединке воля не знающего преград, обуреваемого
внешним благочестием монарха и проникнутая духом истины, подчиненная закону любви воля инока. И победила не сила, но истина, не самодержец, а мыслитель» [104, с. 7]. «Россия обрекла мыслителя
на трудные испытания— «иже зде пострада довольна лета за истину». Она же обессмерт...
26. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (6)
Поиде князь великий в монастырь к Живона-чальной Троице в Радонеж, к преподобному игумену Сергию, и помолися со слезами Господу
Богу и Пречистой Его Матери и всем святым, и благословися у Преподобнаго игумена Сергия и рече ему: „Отче, твоими святыми
молитвами победихом измаилтян; и аще не бы твой чюдный послушник инок
Пересвет Александр убил великого богатыря татарскаго, то убо пити было от него многим чаши смертны; и ныне убо, отче, Божиим
попущением за многия грехи наша избьено бысть от татар многое множество воиньства христианьскаго, и что бы тебе пети панихиды
и служити обедни по всем по ним избьенных"» [БАН, Лицевой Летописный свод, Остермановск...
27. Музей-заповедник: Роспись и резьба по дереву
Ее изящные узоры в виде черных или красных сплетений из тонких гибких стеблей, с мелкими частыми завитками простых травинок вьются темным контуром по светлому блестящему золотистому фону. Другой
прием росписи «круглого» письма, или «Кудрины», характерен несколько стилизованными, четко обрисованными узорами, выступающими
золот...
28. История Загорска. История Сергиева-Посада
Так, крестьянин Суета вступил в поединок с целым вражеским
отрядом, прорвавшимся к Водяным воротам. Тяжело приходилось осажденным, среди которых были дети, женщины и старики. Не хватало
продовольствия, питьевой воды, дров. От большой скученности людей начались массовые эпидемии. О жестоком...
32. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (3)
Знаменательно, что именно здесь, в стенах древней Обители, иноки
которой столь ревностно исполняли долг христианского милосердия, международный современный форум поставил вопрос о ликвидации
в мире причин нищеты. Бесспорно, что религиозные деятели не в состоянии только своими силами высвободить ресурсы, которые
расходуются сейчас на гонку вооружений, и бросить их на борьбу с нищетой, освоение природных богатств, ...
33. Троицкий собор (1422—1423)
Располагаясь на склоне холма, Никоновский придел, в отличие от Троицкого собора, не имеет под собой горизонтальной площадки,
и уклон местности повторен в линиях его цоколя, в размещении окон, в положении бусинок на полуколонках, постепенно выравниваясь в строгую горизонталь у карниза апсиды. Такой прием
повторения рельефа в членениях здания характерен для русской архитектуры XVI века и имеет место также на некоторых участках
крепостных стен Троицкого монастыря. В 1635 году, одновременно с возобновлением живописи в Троицком соборе, были расписаны
также и стены Никоновского придела — от ...
34. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Со временем прежние кельи келаря и гостиница стали тесны, и в 1643 году на их месте, непосредственно на крепостной стене,
«созидаемы убо келарские службы каменным гостиным палатам ветхости ради наново, идеж гостей подчеваху и идеж служебницы тоя
службы иноки и миряне живуще». Но «неудобь сказуемая» роскошь
жизни монастырской администрации и злоупотребления казной привели к тому, что в 1738 году царским указом в Троицком монастыре
было введено соборное правление: «. . .чтоб архиман...