Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

иконостас

 

Икона «Снятие со Креста» из иконостаса Троицкого собора

Икона «Снятие со Креста» из иконостаса Троицкого собора

Жены Мироносицы. Икона праздничного чина иконостаса Троицкого собора. XV в.

Жены Мироносицы. Икона праздничного чина иконостаса Троицкого собора. XV в.

Иконостас собора Живоначальной Троицы.

Иконостас собора Живоначальной Троицы.

Андрей Рублев, Троица. XV в. Икона местного ряда иконостаса Троицкого собора. ГТГ

Андрей Рублев, Троица. XV в. Икона местного ряда иконостаса Троицкого собора. ГТГ

Богоматерь. Икона деисусного чина иконостаса Троицкого собора, XV в.

Богоматерь. Икона деисусного чина иконостаса Троицкого собора, XV в.

Архангел Гавриил. Икона деисусного чина иконостаса Троицкого собора. XV в.

Архангел Гавриил. Икона деисусного чина иконостаса Троицкого собора. XV в.

Успенский собор. Иконостас

Успенский собор. Иконостас

Апостол Павел. Икона деисусного чина иконостаса Троицкого

Апостол Павел. Икона деисусного чина иконостаса Троицкого

Иконостас Духовской церкви. 1866

Иконостас Духовской церкви. 1866

Складень-иконостас. Первая треть XVIIв. Фрагмент

Складень-иконостас. Первая треть XVIIв. Фрагмент

Рождество Христово. Икона праздничного чина иконостаса Троицкого собора. XV в.

Рождество Христово. Икона праздничного чина иконостаса Троицкого собора. XV в.

Благовещение. Икона праздничного чина иконостаса Троицкого собора. XV в.

Благовещение. Икона праздничного чина иконостаса Троицкого собора. XV в.

Троицкий собор. Иконостас

Троицкий собор. Иконостас

Икона Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевьг Марии из иконостаса Троицкого собора.

Икона Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевьг Марии из иконостаса Троицкого собора.

Иконостас Троицкого собора

Иконостас Троицкого собора

Икона Святой Софии—Премудрости Божией в иконостасе Успенского собора

Икона Святой Софии—Премудрости Божией в иконостасе Успенского собора

1. Духовская церковь (1476-1477 гг.)

Внутри храма не сохранилось ни древней настенной росписи, ни иконостаса. В 30-х годах нашего века началось научное исследование памятника, в результате которого уточнена дата его сооружения, составлен проект реставрации, создана модель реконструкции. В настоящее время ра...

2. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (5)

Расположена слева от царских врат в иконостасе собора Святой Троицы. 144x103 см. В Описи 1641 года о ней говорится на лл. 24 — 25. Крест запрестольный работы Преподобного Амвросия, Троицкого резчика. XV в. 159x73 см, 5x9x3 см; размеры костяных вкладышей: 5,5x5,5 см; размер распятия: 25,5x21 см. ЗГИХМЗ, № 2389. В Описи 1649 года упоминается на л. 69. Кадило Преподобного Никона Радонежского, 1405 год. Серебряное золоченое. Архитектоника его соотнесена с архитектурой собора Святой ...

3. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (4)

Икона Святой Софии—Премудрости Божией в иконостасе Успенского собора, с записями, раскрывающими смысл иконы. Студенты Московских Духовных школ после пострига с духовником Лавры. На молитве. Академический храм Покрова Пресвятой Богородицы. —9 июня состоялось первое Патриаршее богослуже...

4. Успенский собор (1559—1585 гг.)

Страшный суд. Фреска западной стены Иконостас деревянный, резной, золоченый, иконы в нем — XVII—XVIII веков. Изображения евангелистов на царских вратах выполнены «царским изографом» Симоном Ушаковым. В алтаре вдоль иконостаса устроены трехъярусные деревянные хоры. Украшением интерьера собора служат два огромных медных паникадила XVII века работы мастеро...

5. Троицкий собор (1422—1423)

Художник, которому предстояло расписывать храм и изготовлять для него иконостас, должен был ясно представлять себе конструктивное построение интерьера, так же как и строители со своей стороны не могли не считаться с требованиями живописцев. Может быть, такое тесное сотрудничество зодчих и художников и определило многие особенности оригинальной архитектуры Троицкого собора. История не называет нам имен ...

6. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (4)

Призри на мя и помилуй мя по суду любящих Имя Твое». Иконостас собора Живоначальной Троицы. Задолго до начала общей молитвы монахи приходят к гробнице Преподобного, чтобы при тихом мерцании лампад собрать воедино все свои душевные силы. В соборе Живоначальной Троицы ежедневно на Братском молебне Игумену Земли Русской — Преподобному Сергию Радонежскому иноки творят поминовение о здравии всех, кто внес свои имена в Синодики Троице-Сергиевой Лавры, наряду с поминовением братии Обители. ...

7. Смоленская церковь (1745—1753 гг.)

Первоначально стены внутри церкви были окрашены голубым цветом, который хорошо сочетался с позолотой резного иконостаса (в настоящее время стены покрывает малоинтересная сюжетная роспись XIX в.). Иконостас не сохранился, и в 1956 году здесь был установлен другой, близкий по времени и стилю первоначальному, из разобранной церкви Параскевы Пятницы на Пятницкой улице в Москве. Окраска фасадов Смоленской церкви повторяла бирюзовый тон колокольни, но с конца...

8. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (1)

Флоренский II. А., священник. Иконостас.— Богословские труды, сб. 9, 1972. с. 80—149. 79. Просвирнин А. Хранитель Церкви Русской [Преподобный Сергий].—Журнал Московской Патриархии, 1969, № 9, с. 75 — 79, ил. 80. Клибанов А. И. К характеристике мировоззрения Андрея Рублева [последователя тринитарного учения Сергия Радонежского].— В кн.: Андрей Рублев и его эпоха. Сб. статей под ред. М. В. Алпатова. М., 1971, с. 62—102. 81. Ев...

9. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (1)

1423—1426 — Преподобные Андрей Рублев и Даниил Черный расписали фресками Троицкий собор и создали знаменитый иконостас. 1426—17 ноября, на память Святителя Григория Чудотворца, преставился Богу Преподобный Никон, Радонежский и всея России чудотворец. 1439 — Явление Преподобного «Сергия Маковского» иерею Симеону. 1442 — Троицкий игумен Зиновий примирил в монастыре великого князя Василия Васильевича с его двоюродным братом Димитрием Юрьевичем Шемякой, заставив их целовать крест у гроба Преподобного...

10. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (3)

Резной, выполненный из дерева иконостас состоит из деисусного, праздничного и местного рядов. Иконы XVI—XVII столетий с возвышенным строем образов, одухотноренной символикой красок способствуют созданию атмосферы молитвенности и благоговейной сосредоточенности. К наиболее древним относятся: храмовый образ Покрова Пресвятой Богородицы (XVI в.), а также икона преподобного Харитона Исповедника с житийными клеймами (XVII в.). Академический храм в честь Покрова Пресвятой ...

11. Надвратная церковь (1693-1699 гг.)

) Первоначальная роспись стен не сохранилась — существующие иконостас и стенопись относятся к 1872 году (поновлены в 1978 г.). Надвратная церковь Иоанна Предтечи со Святыми воротами. 1693—1699. Вид с запада В настоящее время облик надвратной церкви Иоанна Предтечи существенно отличается от первоначального. В пожар 1746 года храм «со всей утварью и украшением» погорел; над ним были вновь сделаны пять барабанов с куполами другой формы («в наилучшей пропорции»); фасады расписаны «разными красками», а капители полуколонн ...

12. Музей-заповедник: Андрей Рублев

Фрагменты створки к иконе Андрея Рублева«Троица» Лишь царские врата иконостаса в XVII веке были перенесены в небольшую церковь Больничных палат монастыря и на их месте появились новые. Сейчас врата начала XV века представлены в экспозиции. Простая и хорошо продуманная композиция, мягкие, певучие, вторящие друг другу линии выразительных силуэтов, спокойный колорит красноречиво свидетельствуют о том, что произведение создавалось если не самим Рублевым, то под непосредстве...

13. Историко-художественный музей-заповедник

Издревле большой популярностью в храмах пользовался церковный обычай украшать иконы первого ряда иконостаса шитыми покрывалами, носившими название „пелены". Так, превосходные произведения, выполненные по заказам Софьи Палеолог (1499 г.), Соломонии Сабуровой (1525 г.), семьи царя Бориса Годунова (1599 г.) стали украшениями для иконы Андрея Рублева „Троица", наиболее чтимой в Троицком храме. Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. Фотография. 1924-1925 ...

14. Историко-художественный музей-заповедник

1880-е годы Единством и обилием света отмечено внутреннее пространство храма, алтарная часть которого отделяется установленным здесь в 1956 году и близким к несохранившемуся первоначальному деревянным резным иконостасом, украшенным скульптурами. В 1746 году страшный пожар уничтожил многие постройки на территории монастыря. После этого по специальному проекту были предприняты восстановление и перестройка почти всех зданий. Тогда получили свое яркое декоративное убранство, о котором уже говорилось выше, интерьеры Чертогов, были богато украшены комнаты Наместничьих покоев (часть Казначейского корпуса), проведены другие крупные строительные и отделочные работы....

15. Историко-художественный музей-заповедник

Уникальным по своему значению является иконостас собора, один из прекраснейших памятников древнерусского искусства, сорок две иконы которого созданы Рублевым и мастерами его круга. Иконостас отличает прежде всего удивительное единство всех его частей. Он воспринимается мощной живописной симфонией, где в едином звучании слились произведения разных эпох и художественных стилей. Колокольня. 1740-1770 годы Именно для него была создана Рублевым и икона „Тр...

16. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (7)

Икона Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевьг Марии из иконостаса Троицкого собора. Посредницей между Небом и земной жизнью Господь за каждой Литургией являет Богоматерь. Ту из рожденных на земле, Которая явилась «Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим» и без молитвы к Которой не совершаются тайнодей-ствия в Церкви Христовой. Вот поче...

17. Музей-заповедник: Живопись конца XVI - начала XVI века

Но образам их недостает глубокого внутреннего содержания, их отличает некоторая застылость и сухость. Складень-иконостас. Первая треть XVIIв. Фрагмент Второе направление в живописи этого времени связано с именами богатейших сольвычегодских купцов и известных меценатов Строгановых, явившихся основными заказчиками и почитателями произведений нового типа. Для мастеров строгановского направления характерны тончайшее каллиграфическое письмо, изящность ...

18. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (5)

Но и в этих традиционных формах проявляются самобытные черты духовной культуры Троице-Сергиевой Лавры, ставшей своеобразным историческим звеном в развитии шитья (облачения, покровы, пелены, плащаницы), литья (потиры, напрестольные кресты, оклады, образа), резьбы и других видов церковного искусства. В иконостасах и киотах удивительно тонко раскрыта тема «лозы», восходящая к Евангельской теме. «Я есмь истинная виноградная лоза, и Отец Мой — Виноградарь.— Свидетельствует Христос Спаситель.— Как ветвь не может приносить плода с...

19. Трапезная с церковью Сергия (1686—1692 гг.)

Внутренний вид Трапезной палаты Иконостас в церкви Сергия. XVII в. Церковь Сергия имеет второй этаж, где размещались монастырская библиотека и архив; его интерьеры оформлены весьма скромно, они лишены каких-либо украшений, и только пол выстлан литыми чугунными досками. Попасть во второй этаж церкви можно только из притвора Трапезной палаты, поднявшись по узкой лестнице в толще стены и пройдя затем по своду палаты. Двускатная кровля по металлическим стропилам устроена над Трапезной по...

20. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)

В. Икона «Сретение» из иконостаса Троицкого собора Троице- Сергиевой Лавры (К изучению художественного образа в древнерусской живописи).— Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР, 1958, т. 14, с. 557—564. 196. Кед...

21. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)

Фасады отличают стройность пропорций и богатое убранство, а внутреннее пространство весьма небольшое вследствие того, что шатер отделен от интерьера каменным сводом; иконостас не сохранился. На апсиде церкви Зосимы и Савватия точно повторен оригинальный декор апсид Духовской церкви, а грани шатра украшены множеством тяг, лопаток и поясков со вставками зеленых поливных изразцов. Эти изразцы обильно украшают всю церковь; они располагаются то поясами в фризах, венчающих четверик и восьмерик, то группируются на полях закома...

22. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (6)

Икона «Сошествие Святого Духа на Апостолов» в иконостасе собора Живоначальной Троицы, письма Преподобного Андрея Рублева. Нач. XV в. ...

23. Троицкий собор (1422—1423)

Руководство, а также непосредственное участие в исполнении росписей и икон для иконостаса храма стало их последней крупной работой. Иконостас Троицкого собора — уникальный памятник московской школы живописи начала XV века. Он состоит из пяти ярусов; сорок икон его трех средних рядов полностью сохранились от времени сооружения храма и выполнены если не самим Андреем Рублевым, то, во всяком случае, под его непосредственным руководством. Чтобы яснее почувствовать общий идейный замысел иконостаса и понять традиционное построение его сюже...

24. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (1)

Икона письма Преподобных Андрея Рублева и Даниила Черного из иконостаса Троицкого собора. СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ. 1877—1970. В Церковноархеологическом кабинете имени Святейшего Патриарха Алексия выделено помещение для экспозиции, посвященной его выдающемуся служению в деле укрепления всеправославного единства, сближения народов мира, его неутомимым миротворческим трудам, за что он пов...

25. Историко-художественный музей-заповедник

И среди возвращенных к жизни экспонатов — несколько тысяч из собрания Загорского музея. Троицкий собор. Иконостас Большие реставрационные работы проводились в музее и по коллекции иконописи. Начатые еще в 1920-е годы Н.А.Барановым и возобновленные в послевоенное время, они продолжаются и сегодня. А их результаты подводят ...

26. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (3)

1866—Церковь Сошествия Святого Духа возобновлена после восстановления обветшавших стенописи и иконостаса. ...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................