2. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (5)
Расположена слева от царских врат в иконостасе собора Святой
Троицы. 144x103 см. В Описи 1641 года о ней говорится на лл. 24 — 25. Крест запрестольный работы Преподобного Амвросия, Троицкого
резчика. XV в. 159x73 см, 5x9x3 см; размеры костяных вкладышей: 5,5x5,5 см; размер распятия: 25,5x21 см. ЗГИХМЗ, № 2389.
В Описи 1649 года упоминается на л. 69. Кадило Преподобного Никона Радонежского, 1405 год. Серебряное золоченое. Архитектоника
его соотнесена с архитектурой собора Святой ...
7. Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Первоначально стены внутри церкви были окрашены голубым цветом, который хорошо сочетался с позолотой резного иконостаса (в
настоящее время стены покрывает малоинтересная сюжетная роспись XIX в.). Иконостас
не сохранился, и в 1956 году здесь был установлен другой, близкий по времени и стилю первоначальному, из разобранной церкви
Параскевы Пятницы на Пятницкой улице в Москве. Окраска фасадов Смоленской церкви повторяла бирюзовый тон колокольни, но с
конца...
8. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (1)
Флоренский II. А., священник. Иконостас.— Богословские труды,
сб. 9, 1972. с. 80—149. 79. Просвирнин А. Хранитель Церкви Русской [Преподобный Сергий].—Журнал Московской Патриархии, 1969,
№ 9, с. 75 — 79, ил. 80. Клибанов А. И. К характеристике мировоззрения Андрея Рублева [последователя тринитарного учения
Сергия Радонежского].— В кн.: Андрей Рублев и его эпоха. Сб. статей под ред. М. В. Алпатова. М., 1971, с. 62—102. 81. Ев...
12. Музей-заповедник: Андрей Рублев
Фрагменты створки к иконе Андрея Рублева«Троица» Лишь царские врата иконостаса
в XVII веке были перенесены в небольшую церковь Больничных палат монастыря и на их месте появились новые. Сейчас врата начала
XV века представлены в экспозиции. Простая и хорошо продуманная композиция, мягкие, певучие, вторящие друг другу линии выразительных
силуэтов, спокойный колорит красноречиво свидетельствуют о том, что произведение создавалось если не самим Рублевым, то под
непосредстве...
13. Историко-художественный музей-заповедник
Издревле большой популярностью в храмах пользовался церковный обычай украшать иконы первого ряда иконостаса шитыми покрывалами, носившими название „пелены". Так, превосходные произведения,
выполненные по заказам Софьи Палеолог (1499 г.), Соломонии Сабуровой (1525 г.), семьи царя Бориса Годунова (1599 г.) стали
украшениями для иконы Андрея Рублева „Троица", наиболее чтимой в Троицком храме. Комиссия по охране памятников искусства
и старины Троице-Сергиевой лавры. Фотография. 1924-1925 ...
14. Историко-художественный музей-заповедник
1880-е годы Единством и обилием света отмечено внутреннее пространство храма, алтарная часть которого отделяется установленным
здесь в 1956 году и близким к несохранившемуся первоначальному деревянным резным иконостасом,
украшенным скульптурами. В 1746 году страшный пожар уничтожил многие постройки на территории монастыря. После этого по специальному
проекту были предприняты восстановление и перестройка почти всех зданий. Тогда получили свое яркое декоративное убранство,
о котором уже говорилось выше, интерьеры Чертогов, были богато украшены комнаты Наместничьих покоев (часть Казначейского
корпуса), проведены другие крупные строительные и отделочные работы....
18. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (5)
Но и в этих традиционных формах проявляются самобытные черты духовной культуры Троице-Сергиевой Лавры, ставшей своеобразным
историческим звеном в развитии шитья (облачения, покровы, пелены, плащаницы), литья (потиры, напрестольные кресты, оклады,
образа), резьбы и других видов церковного искусства. В иконостасах
и киотах удивительно тонко раскрыта тема «лозы», восходящая к Евангельской теме. «Я есмь истинная виноградная лоза, и Отец
Мой — Виноградарь.— Свидетельствует Христос Спаситель.— Как ветвь не может приносить плода с...
21. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Фасады отличают стройность пропорций и богатое убранство, а внутреннее пространство весьма небольшое вследствие того, что
шатер отделен от интерьера каменным сводом; иконостас не
сохранился. На апсиде церкви Зосимы и Савватия точно повторен оригинальный декор апсид Духовской церкви, а грани шатра украшены
множеством тяг, лопаток и поясков со вставками зеленых поливных изразцов. Эти изразцы обильно украшают всю церковь; они располагаются
то поясами в фризах, венчающих четверик и восьмерик, то группируются на полях закома...