Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

загорск

 

1. Посадские церкви

В расположенном рядом сквере можно видеть памятник В. М. Загорскому работы скульптора А. Ефременко. С холма от Вознесенской церкви и особенно с другой стороны дороги — от ресторана «Золотое кольцо» (архитекторы И, Д. Метт и Т. Т. Шорникова, 1969) и здания Музея игрушки (1893) — раскрывается один из лучших видов на всю панораму монастырского ансамбля. Несколько западнее, в центре древнейшего села Клементьева, ...

2. Музей-заповедник: Стекло и фарфор

Н. Гориславцев. Блюдо «Загорск». Ленинград О высоком орнаментальном и композиционном мастерстве, о колористическом богатстве свидетельствуют виртуозные росписи. В произведениях заслуженного художника РСФСР и лауреата Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина А. В. Воробьевского предельная красочность достигается интенсивным локальным цветом, главным образом синим и красным, и блеском золота. В сюжетных росписях заслуженного художника РСФСР М. Н. Моха настроение праздничности...

3. Музей-заповедник: Золотое и серебряное дело

Таким образом, собрание древнерусского искусства в Загорском музее необычайно богато и представлено всеми его видами. Среди хранящихся здесь произведений много уникальных, составляющих гордость русского искусства. ...

4. Музей-заповедник: Обработка металла

Многие ведущие художники декоративно-прикладного искусства имеют звание народного художника и заслуженного деятеля искусства. В Загорском музее экспонируются произведения известных народных промыслов, крупных предприятий художественной промышленности и творческих художественных союзов Российской Федерации. В музее представлены основные вид...

5. Троице-Сергиева Лавра. Что говорят о Лавре гости

» 19 июля 1982 Нгуен Тхи Дань, лауреат международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» «Загорск — один из самых высоких русских центров истории и цивилизации... Мы, в Организации Объединенных Наций, очень нуждаемся в сотрудничестве с неправительственными организациями, которые лучше выражают идеалы мира и братства...» 4 октября 1981 Луиджи Коттафави, заместитель Генерального секре...

6. Монастырь и слободы в XV веке

На фасаде поварни помещалась резанная из камня икона-киот «Богоматерь Одигитрия» (Загорский музей-заповедник). По характеру рисунка и манере исполнения она очень близка к скульптурному изображению Георгия Победоносца, выполненному Василием Ермолиным для Спасской башни Московского Кремля в 1464 году ...

7. Город и монастырь после 1917 года

Грабаря и А. В. Щусева при Загорском музее было организовано училище по подготовке кадров реставраторов-строителей с трехлетней программой обучения. Сочетая учебную деятельность с практической реставрацией памятников Загорска, Московского Кремля, Новгорода Великого, училище за пять лет своего существования (1945—1950) подготовил...

8. Успенский собор (1559—1585 гг.)

(Подлинная икона хранится ныне в собрании Загорского музея-заповедника, а здесь находится копия, сделанная в 1950 г.). Два бронзовых паникадила искусного литья и чеканки, висящие перед иконостасом, выполнены в XVII веке мастерами московской Оружейной палаты. Монументальная бронзовая реше...

9. Загорск, Сергиев Посад. История, современность, события, люди. Историко-культурный и краеведческий городской портал

Проект планировки города с геометрически правильными кварталами, с самостоятельным административно-торговым центром, с обширной свободной от застройки зоной вокруг монастыря, а также практическое осуществление этого проекта относятся к числу лучших примеров русского градостроительства XVIII—XIX веков. Здесь, в подмосковном Загорске, где все так проникнуто особым духом седой старины и чарующей сказочности древней архитектуры, постоянно ощущаешь какое-то особое чувство благодарного восхищения перед исключительным мастерством и неиссякаемым творческим поиском столь богатого талантами русского народа. Архитектор В. И. Балдин Троице-Сергиева Лавра изве...

10. Музей-заповедник: Кружевные изделия

Образуются они из беспрерывной, одинаковой по ширине и плотности плетения извилистой белой плетеной тесьмы — полотнянки, называемой вилюшкой, четко выступающей белым силуэтом на сквозной решетке фона. Г. Я. Гусева. Платок «Загорск». Текстильно-галантерейная фирма «Весна» Елецкое кружево Орловской области отличается большим изяществом и легкостью. Этому способствует неоднородность тесьмы, имеющей различные дополнительные разработки. Они искусно используются для чередования ажурных и плотных участков растительного узора. Значительное внимание уде...

11. Пятницкая и Введенская церкви (1547 г.)

Балдина Троицкий монастырь был тем центром, вокруг которого развивались села и слободы, положившие начало современному городу Загорску. Но, в отличие от ряда других русских поселений, где жилая застройка посада нередко подходила непосредственно к кремлю или крепости, у стен Троицкого монастыря всегда сохранялась обширная свободная от застройки зона; она отвеча...

12. Обелиск (1792 г.)

На трех сторонах обелиска были установлены солнечные часы с оригинальной разметкой-расчетом на треугольных медных часовых досках (хранятся в Загорском музее-заповеднике). Семнадцать врытых в землю и соединенных цепью орудий, оставшихся от «осадного времени», когда-то ограждавших памятник, не сохранились. Расположенный рядом чугунный бассейн-фонтан под пестро раскрашенным балдахином устроен в 1872 ...

13. Музей-заповедник: Роспись и резьба по дереву

Крупным центром художественной резьбы по дереву является Загорский район Московской области. На расположенной поблизости от Загорска фабрике резных художественных изделий города Хотьково создается разнообразная продукция. Красотой и большим своеобразием отличается так называемая кудринская резьба с рельефным кудреватым узором. Он состоит из крупных, густых, прихотливо изогнутых завитков с лапчатыми, четко прорисованными листьями. ...

14. Монастырь и посад в XVIII веке

Основная идея проекта — привести «под ранжир», придать новый, торжественно-парадный вид древним постройкам монастыря (Загорский музей). Пышный дворцовый облик с большими окнами и обширными галереями, с лепными украшениями, картушами, с криволинейными кровлями «колпаком» и балюстрадами над карнизами намечалось...

15. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)

Троице-Сергиева Лавра (Загорск), МДА, 1961. 182 с, ил. На правах рукописи. 155. Ильин М. А. Загорск. Троице-Сергиев монастырь. Л., Аврора, 1971. 136 с, ил. (Города-музеи). 156. Загорск. Памятники архитектуры. Автор текста Ф. Кудрявцев. Худ. Г. Комлев. Фотогр. В. Монина. [Аль бом]. М., Советская Россия, 1974. 137 с. Текст на рус, англ., франц., нем. яз. 157. Балдин В. И. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой...

16. История Загорска. История Сергиева-Посада

Неповторимое своеобразие городу придает замечательная сокровищница древнерусского искусства — Троице-Сергиева лавра, ныне Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник. Учитывая огромную художественную ценность сохранившихся памятников старины, Загорск в январе 1969 года постановлением Совета Министров РСФСР был объ...

17. Историко-художественный музей-заповедник

Исходя из манеры ее исполнения, ярко индивидуализированного почерка этого памятника мастеру приписывается ряд других незаурядных произведений мелкой пластики: хранящиеся в Загорском музее-заповеднике напрестольные крест, деревянная резная панагия, крест наперсный, ковчег-мощевик, украшенный сканью и гравировкой. Возможно, именно Амвросий стал родоначальником школы местных троицких резчиков и ювелиров, работы которых широко представлены в экспозиции музея. Время не оставило нам их имен, лишь „не мирское,...

18. Музей-заповедник: Графика начала XX века

Художник жил и работал в Загорске. Виды лавры и живописные уголки Сергиева Посада — любимый мотив его произведений. Он любил не только торжественную праздничность ансамбля, но и его тихие, невидимые с первого взгля...

19. Историко-художественный музей-заповедник

Историко-художественный музей-заповедник 1 2 3 4 Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник — одно из крупнейших в нашей стране хранилищ произведений отечественного изобразительного и прикладного искусства. Расположенный на территории уникального архитектурного ансамбля XV-XVIII веков — Троице-Сергиева монастыря, музей был основан после Великого Октября: 20 апреля 1920 года Советом Народных Комиссаров был издан специальный декрет „Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиев...

20. История Загорска. История Сергиева-Посада

Розы Люксембург, меховой, кондитерской, широко развита стройиндустрия: работают заводы железобетонных изделий и древесностружечных плит; комбинат стройматериалов, который изготовлял кирпич для реставрации стен и башен Московского Кремля; кооперативное предприятие «Березка», выпускающее широкий ассортимент стройматериалов для нужд промышленности и населения. Загорск по праву называют «столицей игрушечного царства». Развиваются художественные промыслы, работают две фабрики по производству игрушек, имеются Всесоюзный НИИ игрушки и художественно-промышленный техникум игрушки. Уникальным с...

21. Музей-заповедник: Живопись XV века

В этом отношении коллекция икон XV века Загорского музея особенно интересна. Значительную часть ее составляют небольшие вкладные моленные иконы с преимущественным изображением богоматери. И что замечательно, среди них ни одна не повторяет другую. Троица Ветхозаветная. Икона. XV век Образ богоматери являлся одним из самых распространенных и любимых в древнерусской живописи. Русские иконописцы трактовали его чаще всего как символ материнства и воплощали ...

22. Художественно-педагогический музей игрушки

Широкую известность снискала подмосковная токарная расписная игрушка. Загорская игрушка фабрики № 1, особенно матрешка, почти сплошь расписывается по заранее выжженному контуру. В работах С. М. Хованского очерченные темным контуром узоры выступают на золотистом фоне дерева. Подольские токари-«бирюлишники» (села Бабенки, Вороново) изготовляют миниатюрные полированные и расписные наборы. Не менее и...

23. Музей-заповедник: Древнерусская живопись XIV—XVII веков

Благодаря издавна хорошо поставленному учету поступавших в монастырь вещей и сохранившимся древним вкладным книгам, описям, синодикам прослеживается одна особенность коллекции Загорского музея-заповедника: она отражает в основном последовательное развитие московской художественной школы как в живописи, так и в прикладном искусстве. Кроме московских в собрании музея имеются и древние произведения, связанные с Новгородом, Рязанью, Ростовом, Устюгом, Ярославлем, Тверью. Никола. Икона ростовской школы. XIV век Многие памятники древнерусского искусства — своеоб...

24. Историко-художественный музей-заповедник

Книги отзывов музея содержат записи многих выдающихся деятелей отечественной и зарубежной культуры, любителей искусства и специалистов благодарных сотрудникам. Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника; которые бережно хранят русское национальное наследие. ...

25. Историко-художественный музей-заповедник

В 1922 году город становится уездным центром Московской губернии, а в 1930 году переименовывается в Загорск в память секретаря МК РКП(б) Владимира Михайловича Загорского, погибшего от бомбы террористов в 1919 году в Москве. Сегодня Загорск — это крупный промышленный и культурный центр Подмосковья. Здесь работают фабрики и заводы, научно-исследовательские институты. Идет благоустройство Загорска, возводятся новые микрорайоны, формируются охранные зоны исторической застройки города. На фоне современных домов еще ярче проступает древний обл...

26. Троицкий собор (1422—1423)

Икона эта почиталась в монастыре наравне с «Троицей», и недаром Иван Грозный и для нее приказал изготовить золотой оклад с драгоценными камнями (Загорский музей-заповедник). Две другие иконы — «Спас Нерукотворный» (1674) и «Спас на престоле» (1684) — подписаны известным царским изографом Симоном Ушаковым. Манера его письма значительно отличается от традиций древнерусской живописи. Стремление придать персонажам телесную осязаемость проработкой объема и при п...

27. Смоленская церковь (1745—1753 гг.)

Разумовского на месте поварни был возведен существующий ныне храм, а ермолинская икона включена в его иконостас (Загорский музей-заповедник; в нише на восточной стене церкви: можно видеть свободное повторение этой иконы). Возведя Смоленскую церковь рядом с монастырской колокольней, зодчие XVIII века вновь повторили прием постановки небольшого сооружения вблизи огромного здания, но уже строили его не на контрастном противопоставлении архитектурных форм, как это было при сочетании резной Надкладез-ной часовни и Успе...

28. Памятники монастырского некрополя XV—XVIII веков

Среди случайных находок в окрестностях Загорска большой редкостью является белокаменный крест 1694 года. Этот крест был поставлен на могиле монастырских крестьян села Благовещенского, «убитых... у монастырского сена на пустоши в овсяниках». Итак, каждое надгробие в музее дополняет уже имеющиеся сведения по истории Троице-Сергиева монастыря, являясь в то же время ценным памятником эпиграфики и художественной резьбы...

29. Музей-заповедник: Живопись XVII века

Таким образом, коллекция древней иконописи Загорского музея отражает весь сложный и порой противоречивый путь развития русской живописи XIV—XVII веков. Она дает ясные представления об искусстве иконописи, тесным образом связанном с жизнью русского народа, с его историей, где каждая эпоха оставила свой след, создала свои идеальные образы. Памятники древней живописи — неисчерпаемый источник обогащения духовного мира советских людей, воспитания чувства прекрасного, горяч...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................