1. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (1)
Бережно хранимые в Церкви иконы вместе с нашим дивным Богослужением вещают о сокровищах православной церковности каждому, кто захочет узнать о духовной сущности нашей Церкви... Икона святого
Апостола Павла. XVI в. ЦАК МДА. Богатства церковного искусства, бережно хранимые в Лавре, в Церковноархеологическом кабинете
Академии, помогают нашим учащимся глубже осмыслить своеобразие, священный характер этого искусства и его непреходящую ценность»
[254, с. 10, 25]. «Входя в эти залы, испы...
3. Историко-художественный музей-заповедник
В период фортификационных работ царь неоднократно посещал монастырь, наблюдая за их ходом. В это время монастырь играл важную роль в политической жизни государства. Об этом свидетельствует
много фактов, среди которых и очередной приезд царя в 1564 году — накануне введения опричнины. Приехавший, чтобы держать
совет с монахами, лишь после того как заручился их поддержкой, царь Иван удалился в Александровску...
5. Музей-заповедник: Фарфор и стекло
П.Т.Марандин. Блюдо с видом Троице-Сергиевой лавры. Конец
XIX века В отличие от императорского, завод Гарднера ориентировался в основном на выпуск массовых изделий на продажу, поэтому
они были проще, лишены, за редким исключением, даже скромной позолоты. Этот завод выработал устойчивые образцы, по которым
впоследствии выпускал...
6. Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Внутри Смоленская церковь не имеет столбов, и все ее пространство, перекрытое сводом
с отверстием для светового барабана, воспринимается единым; большие окна делают интерьер светлым. Первоначально стены внутри
церкви были окрашены голубым цветом, который хорошо сочетался с позолотой резного иконостаса (в настоящее время стены покрывает
малоинтересная сюжетная роспись XIX в.). Иконостас не сохранился, и в 1956 году здесь был установлен другой, близкий по врем...
7. Успенский собор (1559—1585 гг.)
Украшением интерьера собора служат два огромных медных паникадила XVII века работы мастеров Оружейной палаты Московского
Кремля — вклад царского стольника Янова. Рядом с Успенским
собором, у его северо-западного угла, пристроилось небольших размеров, низкое, с четырехскатной кровлей сооружение — усыпальница,
где захоронены царь Борис Годунов, его жена Мария, сын Федор и дочь Ксения. Внутри собора у западной стены находятся гробницы
племянницы Ивана Грозного Марфы Старицкой и ее дочери Евдокии. Успенский собор с конца XVII века стал усыпальницей и московских
митрополитов. Как и...
8. Каличья башня
Существующая башня — третья по счету над расположенными здесь воротами с проездом
в виде буквы «Г». Мост и плотина против ворот соединяли монастырь с другим берегом оврага, где находились многочисленные
хозяйственные службы и конюшенные дворы, почему и сама башня первоначально называлась Конюшенной. В XVI веке на ее месте
стояла башня «о двух верхах», которую, подобно Уточьей башне, увенчали в 1651 году высокой декоративной надстройкой в виде
...
10. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Фасады отличают стройность пропорций и богатое убранство, а внутреннее пространство весьма небольшое вследствие того, что
шатер отделен от интерьера каменным сводом; иконостас не
сохранился. На апсиде церкви Зосимы и Савватия точно повторен оригинальный декор апсид Духовской церкви, а грани шатра украшены
множеством тяг, лопаток и поясков со вставками зеленых поливных изразцов. Эти изразцы обильно украшают всю церковь; они располагаются
то поясами в фризах, венчающих четверик и восьмерик, то группируются на полях закомар и кокошников, то рассыпаю...
12. Музей-заповедник: Мелкая пластика
Чрезвычайно интересны произведения XIII — первой половины XIV века, знакомящие с развитием русского художественного ремесла
так называемой «глухой поры» в истории русского искусства, связанной с периодом
господства монголо-татарского ига. В сказаниях, легендах этого времени прославляется верность родине, слышатся призывы к
борьбе, к подвигу. Эти же настроения находили отражение и в искусстве. Необычайно популярным становится изображение святого
Николы. Появившиеся в это время новые иконографические типы его — Можайский и Зарайский — свидетельствовали о воплощении
в них представлений о Николе, пр...
13. Музей-заповедник: Живопись XVI века
Вокруг, в шестнадцати клеймах, рассказывается о ее жизни: рождении, сватовстве женихов, намерении покинуть родительский дом, о путешествии по бурному морю, об основании монастыря и других событиях.
Все они происходят на фоне многочисленных и весьма разнообразных архитектурных построек. Каждое клеймо пронумеровано и имеет
киноварную пояснительную надпись. Фон иконы золотой. Живопись отличается несколько темноватым колоритом, хотя местами много
киноварных и белых пятен. Возможно, что икона написана одним из троицких мастеров.
...
15. Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Для внутреннего пространства храма, перекрытого четырехлотковым сомкнутым сводом
с широким квадратным отверстием в основании центральной световой главы, характерна устремленность ввысь. (При небольших размерах
в плане, 6,5X7,8 м, высота церкви от пола до скуфьи свода барабана составляет более 22 м.) Первоначальная роспись стен не
сохранилась — существующие иконостас и стенопись относятся к 1872 году (поновлены в 1978 г.). Надвратная церковь Иоанна Предтечи
со Святыми воротами. 1693—1699. Вид с запада В настоящее время облик надвратн...
19. Памятники монастырского некрополя XV—XVIII веков
Позднее здесь же была похоронена и дочь Годунова, Ксения: умирая в далеком Суздальском монастыре, она завещала положить себя
рядом с родителями (1622). Когда паперть собора разобрали,
гробница оказалась снаружи, и над ней была поставлена существующая ныне палатка. Усыпальница Годуновых и портал Успенского
собора. 1780 год В 1606 году их останки по приказу царя Василия Шуйского были с почетом перевезены с кладбища Варсонофьевского
монастыря в Троице-Сергиев монастырь. В 1622 году здесь была погребена и Ксения, уме...
20. Загорск, Сергиев Посад. История, современность, события, люди. Историко-культурный и краеведческий городской портал
Балдин Троице-Сергиева Лавра известна всему миру. С каждым годом
увеличивается здесь число паломников и туристов. Многие стремятся пытливым взором проникнуть в глубь веков, внимательно вглядываясь
в исторические памятники русской культуры, чтобы по творениям ума, сердец и рук человеческих понять судьбы тех, кто нес в
жизнь радость, мир, красоту. Здесь, на горе Маковце, в центре Московской Руси, соединились византийская и русская традиции
и вызвали к жизни много нового, неповторимого. Тихая в прошлом Обитель стала Великой Л...
22. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (5)
Отсюда пастыри и архипастыри нашей Церкви уносят в своем сердце вдохновляющие слова Святейшего Патриарха Пимена, который,
определяя задачи Духовных школ, раскрыл правильное понимание духовной жизни, путей спасения, истин веры и нравственности,
понимание обязанностей и ответственности христианина перед Богом, паствой, обществом, всем нашим народом [Послание Святейшего Патриарха Пимена к празднику Московских Духовных школ 14 октября 1982 года.—Журнал
Московской Патриархии, 1982, № 12, с. 47—48]. Святейший Патриарх Пимен своей жизнью показал пример ответственного служения
перед Церковью и Родиной в сане архимандрита на посту наместника Троице-Сергиевой Лавры. В ту пору только начиналась широкая
международная деятельность Обители Преподобного Сергия и Московских Духовных школ. Любовь Преподобного Сергия к...
23. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (2)
Всех учил он — прилежно молиться Богу и после вечерних молитв не разговаривать, не выходить никому из своей келлии, и вообще
без великой какой-нибудь нужды не ходить по чужим келлиям, но каждому
в своей келлии тайно наедине приносить молитвы Богу и заниматься посильно своим рукоделием, кто каким может, имея в устах
Давидовы Псалмы» [43, с. 63—64]. В дальнейшем Обитель Живоначальной Троицы становится центром духовной жизни Московской Руси.
Преподобный Сергий основал тридцать семь монастырей в дотоле необжитых местах нашей Родины, которые составили своеобразную
«шко...
25. Троицкий собор (1422—1423)
Надпись, гравированная в картуше, расположенном на торцевой доске, свидетельствует, что сень является вкладом «самодержавнейшей всероссийской императрицы» Анны Иоанновны. Глухие ограждения-доски между столбами
в нижней части сени закрывают другое выдающееся произведение искусства русских чеканщиков — серебряно-вызолоченную раку (1585),
изготовленную для гроба Сергия по повелению Ивана Грозного. Прямоугольная (по размеру гроба) рака выполнена по законам архитектурного
сооружения: в нижней части проходит профилированный цоко...
26. Музей-заповедник: Живопись
Значительная часть предметов убранства жилых покоев духовенства и церковной утвари XVIII—XIX веков составила коллекцию этого
отдела. Перед входом в экспозицию находится позолоченная
карета XVIII века, по преданию, подаренная Платону Павлом I. Выезд митрополита отличался большой пышностью и великолепием.
Сохранился рассказ о том, как «в торжественные дни митрополит отправлялся на богослужение в золотой... карете, запряженной
в шесть белых лошадей в шорах; перед ним шли скороходы, сзади вершники, около кареты бежал народ». Большой много...
29. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (6)
Наша Церковь свято хранит заветы благоверного князя любить и хранить Родину. Вместе со своим народом она переживала и тяжкие годины, и горечь потерь, и славу своего Отечества. Вдохновляя своих
сынов на ратный подвиг, она молилась о победе русского оружия, совершала заупокойные молитвы за отдавших жизнь на поле брани,
благословляла своих чад на священную борьбу за свободу Отечества»...
30. Пивная башня
Таким образом, несмотря на наличие широких ворот, Пивная башня не была проездной, а располагала лишь запасным (или тайным)
выходом из крепости. И не случайно, что именно из этой башни
больше всего было организовано вылазок во время осады в начале XVII века. Свидетельство Павла Алеппского о том, что «монастырь
имеет потаенную дверь с западной стороны», скорее всего относится именно к Пивной башне. Пивная башня. XVI в., XVII в. Разрез.
Реконструкция В. И. Балдина П...
31. Историко-художественный музей-заповедник
В это же время в другой части Троицкого монастыря рядом со
Святыми воротами возводится еще одно жилое помещение — Предтеченский корпус келий — строгая постройка с небольшими оконными
проемами и пилястрами по фасаду, с внутренней планировкой, представляющей собой ряд изолированных секций-келий. Одновременно
с ним строятся и другие келейные корпуса — Варваринский, Казначейский, Экономовский, Успенский и Инспекторский, в дальнейшем
сильно перестраивавшиеся и переделывавшиеся. (Облик, ...
34. Музей-заповедник: Лицевое шитье
При дворах князей, бояр, богатых служилых людей имелись свои мастерские — светлицы, работой которых руководила, как правило,
сама хозяйка дома. В отличие от икон произведения шитья часто
имеют вкладные надписи, помогающие определению мастерских, а порой раскрывающие и идейное содержание произведения. Подбор
тем и сюжетов в шитье никогда не был случаен. В нем находило отра...
37. Музей-заповедник: Графика
Он приехал в Россию вместе со знаменитым зодчим Кваренги. Кампорези строил дома
и усадьбы для московской знати, занимался декоративной живописью, в течение некоторого времени работал вместе с выдающимся
русским архитектором Ф. Казаковым. Акварели Кампорези, хранящиеся в музее, украшали вифанские кельи митрополита Платона.
Они доносят до нас несохранившийся облик Москвы конца XVIII века. Как зодчего, Кампорези, естественно, в первую очередь интересовала
архитектура, все характерные особенности которой он старался запечатлеть, оживл...
40. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (1)
Конференция поддержала обращение Бюро Совета Мира «Против бактериологической войны» и призвала церковных деятелей употребить
все свое нравственное влияние на человеческую душу, «чтобы в ней господствующими чувствами были братство и любовь, чтобы
сатанинская ненависть не входила в сердца и вновь не привела к кровопролитию, и грозовые тучи, застилающие небо, пролились
на землю не горящей смолой, не губительным градом атомных
бомб, не мириадами зараженных болезнями насекомых, а освежительной росой благоволения людей». М. В. Нестеров. Всадники. (Эпизод
из истории осады Троице-Сергиевой Лавры в начале XVII в.) ЦАК МДА.Картина на тему исторического свидетельства старца Авраамия,
в котором говорится: «Дивный же в чюдесех великий Сергий паки является пономарю Илинар...
44. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (8)
(2) В посылаемые из Святейшаго Синода во оной, по-прежнему титлу, Троицкой Сергиев монастырь о всяких делах указ, оной монастырь
от ныне, в силу онаго ея императорскаго величества указа, имяновать и писать Троицкою Сер-гиевою Лаврою, а дабы и в подчиненных
Святейшему Синоду местах, когда кому о чем-либо случится со оною Лаврою иметь сношение, от ныне потому ж поступаемо, о том
синодалным членом в епархии к архиереом и в протчие подчиненныя святейшему Синоду места, куда надлежит послать указы и посланы,
а о том же для ведома и правительствующему Сенату сообщено
ведение и синодалному члену Троицкия Сергиевы Лавры архимандриту Арсению о том ведать и чинить по сему ея императорскаго
величества указу» (ГБЛ, ф...
45. Музей-заповедник: Серебряные изделия
Вклад Корнелия Апраксина С изменением векового уклада и становлением нового образа жизни зажиточной части русского общества,
с изменением костюма и оформления жилища появилось много новых предметов быта. В домах
русской знати и высшего духовенства были в употреблении канделябры, самовары, люстры, чайники, кофейники, табакерки и т.
д. Потребность в серебряных изделиях все увеличивалась. Шли в переплавку старые предметы, не отвечавшие новым вкусам, многое
привозилось из-за границы, наконец, в стране были открыты свои...
46. Музей-заповедник: Русская набойка
Красный цвет браных узоров, где преобладают изображения курушек, птиц-пав с пышными хвостами и оленей, очень гармонично и
мягко звучит рядом с клетчатыми и полосатыми тканями полотенец
и подзоров, концы которых отделывались вязаным кружевом. Но особенно ярко чувство цвета, ритмики и блестящее техническое
мастерство проявились в изготовлении узорных шерстяных поясов. Веселые по цвету, они поражают разнообразием узоров и красотой
богатой, звонкой палитры. Неповторимую самобытность залу, где демонстрируется ткачество, придают тканые половики. Почти во
всех областях Севера и Поволжья их продолжают ткать еще до сих ...
47. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (1)
1344 — По настоянию братии Преподобный Сергий посвящен в сан иеромонаха епископом Волынским Афанасием в Нагорном Борисоглебском
монастыре в Переяславле-Залесском. 1347 — С приходом Смоленского
архимандрита Симона, принесшего с собою «многия имения», жизнь в Обители изменилась; братия стала возрастать, превысив число
12, сохранявшееся в течение долгого времени. Был выстроен новый Троицкий храм и новые келлии. 1348 — В Обитель возвратился
Стефан, брат Преподобного Сергия, со св...
48. Музей-заповедник: Стекло и фарфор
В предметах из цветного стекла используется оригинальная неравномерная окраска, с переходом от темных насыщенных до полупрозрачных тонов, или применяется контрастно окрашенное стекло.
Широко практикуется также выпуск разнообразных наборов и комплектов, составленных из предметов, окрашенных в разные цвета.
На заводе успешно развиваются традиции старого русского гутного стекла. Особенно удачны небольшие декоративные скульптуры
заслуженного художника РСФСР В. С. Муратова «Бизон», «Жар-пти...
51. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (6)
Преподобный Дионисий в 1623 году перестроил его в более просторный — белокаменный. МОЛИТВА Преподомному Никону Радонежскому и всея России Чудотворцу Преподобие и преблаженне отче наш Никоне, подражателю
и сподвижниче и наследниче дарований Богоноснаго отца нашего Сергия, иже честныя своя мощи в руках твоих, якоже Илия милоть
свою в руках Елисея, оставил есть, тобою в землю сокрываемыя, не аки в погребение, но во удостоверение нетления, и тобою
открываему в явление чудес и во обильнейшее излияние источника исцелений. К тебе, купно с ним на Н...
52. Музей-заповедник: Жемчужное шитье
Троицкий монастырь, как и прежде, получал богатые вклады из царского дома,
духовенство заказывало новые вещи известным столичным мастерам. Представленные в экспозиции произведения — одни из лучших
образцов этого искусства XVIII века. Мастера, имевшие богатый опыт в шитье, извлекали различный декоративный эффект в зависимости
от фактуры и цвета ткани, служившей фоном, расположения жемчуга отдельными бусинами или нитью, сплетающейся в сложный узор,
или плотным густым настилом одинаков...
56. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)
, 1971. с. 213 — 221. 164. Дом Живоначальной Троицы [Троицкий
собор].—Журнал Московской Патриархии, 1972, № 7, с. 15—18, ил. 165. Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры (Очерк).— Журнал
Московской Патриархии, 1947, № 2, с. 31—34. В конце текста: Г. А. 166. Остапов А., профессор протоиерей. На лесах Успенского
собора (Реставрация выдающегося памятника русского зодчества XVI в.).— Журнал Московской Патриархии, 1967, № 10, с. 17—20.
167. Ильин М. А. Из истории гражданского зодчества ранней Москвы (Старая...
57. Основание монастыря. XIV век
); 55 — Красногорская часовня (1770); 56—Конный двор (1790); 57 — монастырская гостиница («Старая», 1823); 58 — монастырская
гостиница («Новая», 1863); 59 — Институт игрушки (1935); 60— кинотеатр (1960); 61 — Красные торговые ряды (1902); 62 — странноприимный
дом (1892); 63 — памятник В. И. Ленину (1926) Троице-Сергиева
лавра. Проект реставрации. Чертеж В. И. Балдина. 1963 Панорама монастыря в XIV веке. Реконструкция В. И. Балдина «Общинножитие»,
установленное основателем обители, потребовало специальных зданий — общей трапезной, поварни, пекарни, а также других ...