1. Историко-художественный музей-заповедник
Большую ценность для исследователей составляют и сохранившиеся до настоящего времени монастырские документы: Описи, Т.Н.Альхимович. Птицы. Блюдо. 1970 год Вкладные книги, Синодики, которые позволяют
в значительной степени всесторонне изучить это обширное собрание, выявить пути его формирования, рассмотреть историю со...
2. История Загорска. История Сергиева-Посада
Эти две жалованные грамоты, закрепляющие за монастырем владения, стали последними документами, сохранявшими за ним права крупнейшего феодала-землевладельца на Руси. В середине XVIII
века вновь был остро поставлен вопрос о церковном землевладении. Этому в значительной степени способствовала огромная нужда
правительства в государственных землях для раздачи дворянам, а также новая волна крестьянских выступлений, прокатившаяся
по всей стране. Крупное восстание в 1744 году произошло и во владениях приписного к лавре Николо-Песношского монастыря в...
5. Памятники монастырского некрополя XV—XVIII веков
Надписи на надгробных плитах иногда сообщают сведения о лицах, не известных по другим историческим документам. Чаще всего ими оказываются женщины, принадлежавшие к знатным родам. Большую ценность
представляют надписи, упоминающие имена погребенных в монастыре людей простого звания: ремесленников, мастеров, слуг и монастырских
крестьян. Но надгробные плиты являются не только памятниками истории. ...
7. Монастырь-крепость и посад в первой половине XVII века
Запасы продовольствия взяли на строжайший учет, а «питье» (вино) в погребах было опечатано и выдавалось «из-под печати» только
больным или раненым. Сохранившиеся документы, а также подробное
описание осады, составленное келарем монастыря Авраамием Палицыным, дают возможность достаточно точно представить события
тех дней. Ни непрерывный обстрел из 63 орудий и многочисленные штурмы, ни подкопы и засылка лазутчиков с целью посеять панику
или склонить к измене — ничто не смогло поколебать мужества и стойкости защитников крепости. Мощный огонь артиллерии не давал
возможности враг...
9. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)
Поместный Собор Русской Православной Церкви. Загорск. 1971. Документы.
Материалы. Хроника. М., Изд. Московской Патриархии, 1972, 320 с, 18 л. ил. (Поместный Собор Русской Православной Церкви,
30 мая — 2 июня 1971 г.). 238. 60-летие восстановления патриаршества. Празднование юбилея 25—29 мая 1978 г. М., Изд. Московской
Патриархии, 1979. 97 с...
11. Музей-заповедник: Искусство ранней Москвы
Замечательным произведением этого времени является икона «Богоматерь Одигитрия»,считающаяся согласно древним документам келейной иконой Сергия Радонежского. Одигитрия в переводе на
русский язык означает «путеводительница», «наставница». Образ богоматери сдержан и величав, ее осанка спокойна и полна внутреннего
достоинства. Икону отличает мастерство исполнения. Особенной живописностью выделяется красивый, правильного овала лик богоматери,
написанный по зеленоватому санкирю красновато-желтоватыми охрами с мягко наложенными высв...
12. Музей-заповедник: Графика
Одной из интересных работ художника явилась гравюра «Брак Петра I», где мастер почти с документальной достоверностью постарался запечатлеть происходящее. В поле зрения художника весь
парадный зал, где происходило торжество: огромные зеркала и гобелены, висящие на стенах, большие окна, сверкающие люстры,
необычные туалеты гостей — то новое, что появилось в эпоху Петра I. И вместе с тем изображе...
13. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (1)
Поместный Собор Русской Православной Церкви, 30 мая — 2 июня 1971 года. Документы,
материалы, хроника. М., Изд. Московской Патриархии, 1972. 69. Троица Андрея Рублева. Антология. М., Искусство, 1981. 70.
Георгиевский Г. П. Завет Преподобного Сергия.— Чтения в Обществе люб...
14. Сушильная башня
На башне висели часы, поэтому она получила название Часовой колокольни, или Часозвони . Документы того времени отмечали, что от исправности этих часов «зависит весь порядок в монастыре».
Но когда эти часы испортились, их не стали чинить, так как к тому времени уже были установлены часы на новой колокольне,
и митрополит Филарет распорядился разобрать верх башни, поскольку она «перестав быть часовою сделалась излишнею» (...
15. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (4)
Его Святейшество сообщил собравшимся, что 17 июня он был принят Председателем Совета Министров СССР Николаем Александровичем
Тихоновым и ознакомил его с результатами работы Всемирной конференции, передав «Обращение ко всем правительствам мира» и
другие итоговые документы. Глава правительства нашей страны
высказал удовлетворение по поводу успешного проведения международного форума и дал высокую оценку миротворческой деятельности
Церкви и религиозных объединений страны. Говоря о важном значении таких совещаний, как Всемирная конференция 1982 года, Патриарх
Пимен отметил, что «они постепенно снижают психологическую напряжен...
18. Предтеченский корпус (XVII в.)
Балдина Монастырские архивы, опустошенные пожарами 1709 и 1746 годов, не сохранили документов, отражающих историю строительства в Троицком монастыре в конце XVII века. Тем не менее
с полной уверенностью можно сказать, что постройки этого времени велись по тщательно продуманному плану и под единым руководством:
уж очень цельно, необычайно слитно и гармонично выглядит все, что было сделано в э...
19. Музей-заповедник: Древнерусская живопись XIV—XVII веков
XIV век Многие памятники древнерусского искусства — своеобразные исторические документы,
сообщающие нам имена мастеров, владельцев-вкладчиков, дату выполнения произведения, причину его вклада в монастырь. Вкладчиками
в Троицкий монастырь были цари, великие и удельные князья, бояре, духовенство, торговые и служилые люди. Наряду с земельными
владениями и деньгами монастырю дарили произведения искусства: иконы, древние книги, выполненные из драгоценных металлов
церковные сосу...
21. Троицкий собор (1422—1423)
Возобновление росписи Троицкого собора в 1635 году было первой крупной работой московских живописцев после тягот Смутного
времени; ее можно рассматривать также как подготовку к еще более грандиозной работе в Успенском соборе Московского Кремля,
где шесть лет спустя старую стенопись начали заменять новой. Из документов
известно, что в Успенском соборе, прежде чем сбивать роспись 1515 года, все ее сюжеты были «сняты на бумагу» и эти прориси
использовались при написании новых фресок. И есть все основания полагать, что несколь...
22. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Вблизи Крепостной палаты, непосредственно на монастырской стене, находится сложный комплекс келарских служб XVII века; это,
пожалуй, один из наиболее загадочных углоков древнего монастыря. Уже в документах
1593 года здесь упоминаются келарские гостиные палаты для знатных посетителей. Принимать гостей входило в обязанности келаря,
и приемы эти обставлялись очень пышно и торжественно. Келарь был единоличным распорядителем огромного монастырского хозяйства,
богатство которого не уступало даже царскому. Недаром Павел Алеппский писал, ч...
24. Казначейский корпус келий (XVII в.)
Так, в длинном Казначейском корпусе келий -— напротив западного фасада Успенского собора — оказались как бы замурованными
несколько отдельных построек: палаты казначейские, палата крепостная (в которой хранились скрепленные печатью документы на вотчинные владения монастыря), палаты соборные, где сидели
архимандрит, келарь и казначей «для расправы всяких монастырских дел», а также больничные палаты со своей церковью. Это произошло
в середине XVIII века, когда стала производиться капитальная перестройка монастыря в духе нового времени. Разнообразные объемы
палат объединили под один фасад с симметричным расположением окон, некоторые из которых оказались ложными, так как попали
в места примыкани...
25. Музей-заповедник: Живопись XVII века
В конце XVII века здесь существовала целая иконная слобода, насчитывавшая 24 двора, где проживало 50 мастеров. Документы отмечают большое количество икон, писавшихся в монастыре. «В
казенных же верхних палатах тысяча сто шестьдесят три образа Сергиева видения, писаны на золоте и на красках»,— свидетельствует
опись 1641 года. В своих творческих исканиях троицкие иконописцы следовали столичным московским мастерам. Их произведениям,
как и всей русской живописи XVII века, свойственна необычайная дек...