Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

двор

 

1. Монастырь-крепость и посад во второй половине XVII века

Именно в это время монастырские власти возводят монументальные здания новой трапезной палаты с церковью Сергия и каменный дворец для царя — так называемые царские Чертоги. Обе эти огромные постройки, завершенные в течение двух последних десятилетий XVII века, поражают исключительным великолепием и богатством убранства своих цветисто раскрашенных фасадов. Поставленные друг против друга, они эффектно оформили центр монастыря, придав ему законченность и стилистическое единство. Такую же яркую окраску и пышный декор получили фасады построенных в это же время надвратной церкви Иоанна Предтечи ...

2. Пивная башня

Перед башней за стенами крепости до XVIII века располагался обширный хозяйственный двор. В напольной стене башни размещались широкие ворота и две калитки — это создавало впечатление, будто здесь имеется сквозной проезд в монастырь. Однако перепад земли у входа в башню с запада и у ее восточной стены со стороны монастыря...

3. Основание монастыря. XIV век

Епифаний свидетельствует, что если ко времени основания монастыря «не было близ тогда ни сел, ни дворов, ни людей, живущих в них, ни пути людского. . . во все стороны все лес, все пустыня», то теперь здесь селятся крестьяне «сотвориша себе различные починцы и со-ставиша села и дворы мнози и посеяши плод житень и умно-жиша зело». Благодаря поддержке московских князей и обладая выдающимися личными качествами («крепкий душою», «могутный за два человека», «мало же словесы глаголавша, вящая же делы учаша», — говорят о нем современники), Сергий Ра...

4. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (5)

По разлучении же души моея грешныя от сквернаго сего телесе исходатайствуй ми у Царя всех Бога в селениих праведных водворение, да и аз, грешный, тобою сподоблен буду пети и воспевати со всеми святыми Бога, в Троице Святей славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, в безконечныя веки веков. Аминь. (Сия молитва читалась настоятелем Обители. Текст ее с...

5. Музей-заповедник: Серебряные изделия

К середине XVIII века всевозрастающая роскошь быта русского дворянства и высшего духовенства требовала вещей, соответствующих богатому убранству интерьера, отличавшихся разнообразием форм и декоративной насыщенностью. Стиль барокко отвечал этим требованиям. Изготовлялись вещи большого размера, а формы их становились пышными и нередко громоздкими, с большим разнообразием ук...

6. Город и монастырь в XIX - начале XX века

Так, в связи с размещением в 1814 году Московской духовной академии в царских Чертогах разбираются их торжественные лестницы, а живописная раскраска фасадов заменяется однообразным желтым тоном; на территории житного двора академия возводит ряд зданий: учебный корпус, столовую, больницу, баню, библиотеку. Значительные участки крепостных стен приспосабливаются для жилья, в связи с чем пробиваются окна на месте бойниц, закладываются аркады среднего боя. Верхний ярус Пивной башни переоборудуется под квартиру настоятеля монастыря, над Келарской башней возводится еще один этаж для размещения там иконописной мастерс...

7. История Загорска. История Сергиева-Посада

А в 1758 году ею же была дана еще одна дополнительная грамота на дворовые места, принадлежащие лавре в различных городах и других населенных пунктах страны. Эти две жалованные грамоты, закрепляющие за монастырем владения, стали последними документами, сохранявшими за ним права крупнейшего феодала-землевладельца на Руси. В середине XVIII века вновь был остр...

8. Колокольня (1741-1769 гг.)

Их желание было удовлетворено: из Петербурга последовало распоряжение, чтобы со старой колокольни у Духовской церкви «колокола собрать и оную разобрать», а с монастыря снять план и прислать его ко двору, после чего «о строении новой колокольни определение учинится» (1738). Два года спустя в лавру был прислан чертеж, утвержденный императрицей, «каким образом в том монастыре строить колокольню». Проект колокольни, разработанный придворным архитектором И. Шу...

9. Историко-художественный музей-заповедник

Здание украшают многоцветные поливные изразцы, покрывающие наличники окон и гармонирующие с их яркой звучной росписью. Покои дворца, располагающиеся двумя анфиладами, перекрыты сводами и декорированы лепниной, выполненной в 40-е годы XVIII века. Наиболее интересно лепное украшение потолка двух западных угловых палат второго этажа (бывших столовой и спальни императрицы Елизаветы Петровны). В первой из них на своде изображена фигура ...

10. Художественно-педагогический музей игрушки

Любимый герой этих игрушек — смешной, забавный медвежонок, который выступает и дворником, и сталеваром, и футболистом, и мотоциклистом, и даже космонавтом. В таком мягком юморе и затейливости заключено особое очарование богородских изделий. Талант и труд мастеров древнего богородского промысла сегодня получают достойное признание: многие из них удостоены почетного звания «Заслуженный художник РСФСР». Другие типы деревянных игрушек представлены в музее...

11. Музей-заповедник: Живопись

Богатая лепнина в стиле барокко, дворцовая мебель, парадные царские портреты, золотая и серебряная утварь составляли их убранство. Особенной роскошью отличались предметы, принадлежавшие митрополиту Платону. Доверенное лицо Екатерины II, законоучитель наследника престола, друг известного екатерининского вельможи князя Потемкина, Платон стремился играть роль просвещенного иерарха, которому...

12. Водяная башня

Крепостная стена на южной стороне монастыря отличается большой высотой (15 м); каменные контрфорсы в нескольких местах подкрепляют ее основание, поскольку уровень земли со двора монастыря здесь значительно выше, чем у подошвы стены с ее напольной стороны. Рядом с Водяной башней из крепостной стены выступает прямоугольный объем с аркой, над которой виден небольшой киот для иконы — это так называемые Водяные ворота. До сооружения восьмигранн...

13. История Загорска. История Сергиева-Посада

Кремле было выделено место для монастырского двора и дано право взимать пошлины с клеймения лошадей, что приносило большой доход. Сохранилась жалованная грамота 1392 года, данная монастырю боярином Семеном Федоровичем Морозовым, на половину соляной варницы у Соли Галицкой. В те же годы он получил право на ловлю рыбы в озерах Смехро и Боровское в Стародубском княжестве. В дальнейшем монастырь расширял свои феодальные владения, покупая, обменивая и беззастенчиво захватывая «черные», общинные, крестьянс...

14. Посадские церкви

фотография 1986 г. Конный двор. Чертеж XIX в. На северном берегу Белого пруда, против старой монастырской гостиницы, видна ничем не примечательная на первый взгляд низкая двухэтажная постройка с открытой аркой проезда посередине: это сильно перестроенный монастырский Конный двор; он был поставлен здесь в 1790 году взамен хозяйственных служб, занимавших обширную территорию за оврагами против Каличьей башни. Чертеж XIX века помогает представить первоначальный вид этого своеобразного сооруже...

15. Монастырь-крепость и посад в XVI веке

К концу века здесь уже было 262 двора и две расположенные рядом деревянные церкви с колокольней; на обширной площади перед церквами размещались тридцать «шалашей» (лавок), где торговали «приезжие люди», монастырская гостиница, тюрьма, а также «тиунской», «земской» и «губной» дворы. Служние слободы и село Клементьево в это время составляли основу Троицкого посада. Д...

16. Каличья башня

Мост и плотина против ворот соединяли монастырь с другим берегом оврага, где находились многочисленные хозяйственные службы и конюшенные дворы, почему и сама башня первоначально называлась Конюшенной. В XVI веке на ее месте стояла башня «о двух верхах», которую, подобно Уточьей башне, увенчали в 1651 году высокой декоративной надстройкой в виде трех убывающих вверх открытых ярусов, Украшенные балюстрадами, пирамидками и стрельчатыми ...

17. Историко-художественный музей-заповедник

Начата реставрация памятника архитектуры XVIII века — Конного двора, в котором в будущем намечено разместить экспозиционные площади нового отдела — советского изобразительного искусства, музеефикацирована Пятницкая церковь XVI века. Идут работы по формированию других музейных филиалов. Наряду с этим предполагается перепланировка и уже существующих помещений, поиски наиболее оптимального решения внутреннего пространства и расположения экспозиций. Троицкий монастырь связан с важнейшими событиями русской истории. Более шести веков сто...

18. Красная башня

За вторыми воротами противника ожидал хорошо простреливаемый замкнутый дворик, а затем еще один проезд под каменной надвратной церковью со своей системой затворов и бойниц. Стены и своды в проходах ворот под Красной башней и надвратной церковью впервые были украшены стенописью в 1807 году. Из-за постоянной сырости роспись здесь сохранялась плохо и ее часто переписывали, и даже с изменением сюжетов. Так, в 1857 году палехский иконописец Н.А.Сафонов заново написал здесь 33 фигуры с...

19. Царские Чертоги (конец XVII в.)

) Почти одновременно со зданием Трапезной вдоль северной стены монастыря, на месте деревянного царского дворца Ивана Грозного, строилось здание Царских Чертогов, имеющее в плане оригинальную блочную систему с анфиладой комнат в первом и втором этажах. Как и Трапезная, Чертоги расписаны «в шахмат», сдвоенные окна...

20. Музей-заповедник: Графика

В работах Кампорези замечательны виды Кремля из Замоскворечья с несохранившимися до наших дней соборами и дворцами, набережная Москвы-реки, в то время еще деревянная. На одной из акварелей показан Петровский дворец, построенный Казаковым в 1782 г. и названный современниками за свою причудливую архитектуру «дневной иллюминацией». Кампорези изобразил также деревянный театр в Лефортове, Тверскую и Владимирскую заставы и много других достопримечательных мест города. В вифанских кельях находилась и любопытная гравюра художника Вальперги с изображением митропол...

21. Монастырь и посад в XVIII веке

Лавре были оставлены только два подворья в Москве (близ Сухаревой башни и на Ильинской улице) и одно подворье в Петербурге (на Фонтанке), а также загородные дворы (Корбуха и Вифания) и небольшие земельные участки вокруг ее стен. Монастырские чиновники («троицкие слуги»), оказавшиеся сверх штата, были распределены на военную и гра...

22. Плотничья башня

), получившая название по находившемуся недалеко от нее плотничьему двору. Подобно другим угловым башням, она разделена на шесть ярусов. В XIX веке шатровое завершение башни было переделано на сферическую кровлю, ее боевые амбразуры растесаны а огромные окна. а бревенчатые накаты между ярусами заменены каменными сводами. В 1960 году по сохранившимся фрагментам были восстановлены древние формы небольших шестигранных бой...

23. Монастырь-крепость и посад в первой половине XVII века

Так, по Писцовым книгам 1623 года, в селе Клементьеве значится 289 вновь отстроенных дворов, в Служних слободах — 100, в Пушкарской и Стрелецкой слободах — 217. Недаром современники отмечали, что если люди, видевшие состояние монастыря сразу после военных действий, сокрушенно говорили, что «не быти уже Сергиеве обители по прежнему», то теперь «такое мно-голюдственное число человек в слободах на тех местах идеж рощи велица были», сколько тогда в тех рощах «...

24. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (1)

Канон Преподобному Сергию Радонежскому (5 июля). М., [Печатный двор], 1692, 20 л. На слав. яз. 26. Канон Преподобному Сергию Радонежскому (25 сентября). М., [Печатный двор], 1692, 16 л. На слав. яз. 27. Служба Преподобному Сергию Радонежскому (25 сентября). М., Синод, тип., 1765. 140 л. На слав. яз. Изд. 2-е —6-е: 1829, 1837, 1853, 1858, 1874. 28. [Преподобному] Сергию, игумену Радонежскому, акафисты. М., 1788. 53 л. На слав. яз. Служба Преподобному Сергию Радонежскому с акафистом. М., 1791. 35 ...

25. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (2)

Чертоги — своеобразная веха в истории московской архитектуры. До этого дворцы представляли собой большей частью сложные по планировке постройки, живописные и причудливые. Чертоги с их строгим единым объемом предвосхитили дальнейшее развитие московской архитектуры в сторону «регулярности». Окна верхних парадных помещений декорированы фигурными наличниками из цветны...

26. Музей-заповедник: Мебель

Прихотливые завитки, картуши, покрывающие подстолье и ножки, подчеркивали не конструкцию столика, а его пластическую массу и создавали впечатление, что столик вырезан из одного куска дерева, как единый декоративный узор. Неотъемлемой частью дворцового интерьера были зеркала в роскошных резных рамах, отражающие и приумножающие блеск и великолепие зала. Представленные в музее кресла второй половины XVIII века свидетельствуют о новой смене форм и господстве нового стиля — классицизма. Мебель стала строж...

27. Музей-заповедник: Живопись XVI века

Она происходит из церкви села Воздвиженского, что находится недалеко от Троицкого монастыря и где был расположен путевой дворец московских государей. Икона двухчастная. Основное внимание уделено верхней части, где запечатлено христианское предание о торжественном воздвижении креста на площади перед Софийским собором в городе Константинополе. Все произведение красочно и нарядно. Основная идея — прославление христианства, поднятие его авторитета — б...

28. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (5)

Некоторые из братии исполняют послушания в Академии и Семинарии, в Отделе внешних церковных сношений, в хозяйственном управлении, в Издательском отделе, на Троицком подворье в с. Лукино (Переделкино), в Даниловом монастыре и в других местах. Иные несут послушания вдали от Родины — в русских епархиях и приходах за рубежом, на Святой Горе Афон, в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме или зарубежных представительствах Русской Церкви. Все хранят в душе тот благодатный огонек, который возжигают от «негасимой лампады» Преподобного Сергия, вдохновляясь примером его нелегких трудов и святой жизни. Братский молебен...

29. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (7)

В Нижний Новгород благословение Архимандритам, Игуменам, и протопопам и всему святому собору, и воеводам, и дьякам, и дворянам, и детем боярским и всему миру. От Патриарха Ермогена Московского и всея Руси мир вам и прощение и разрешение... а хотя буде и постраждете, и вам в том Бог простит и разрешит в сем веце и в будущем; а в городы, для грамот, посылати их же, а велети им говорити моим словом...

30. Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)

Все его апартаменты получили пышную отделку в соответствии с изменившимся укладом жизни высшего духовенства, старавшегося не отставать по роскоши и показной торжественности от придворной знати. Непосредственно из палат второго этажа можно было выйти на гульбище Трапезной, а также на южную крепостную стену, верх которой на уровне зубцов был превращен в прогулочную галерею. Среди многочисленных помещений этого этажа своими размерами и убранством выделялись Патриаршая и Царская палаты. Царская палата Митрополичьих покоев Патриаршая палата, располагавшаяся в восточной части здания, вскоре была превращена в домовую церковь и украшена «лучшим свода и стен...

31. Город и монастырь после 1917 года

Здесь же завершается строительство городской гостиницы с развитыми пластическими формами фасадов и внутренним замкнутым двориком (архитекторы В. Г. Малышев, И. В. Григор). Ограниченная высота построек нового общественного центра не вступает в противоречие с ансамблем Троице-Сергиевой лавры и не закрывает эффектных видов на ее величественную панораму. К началу 1970-х годов все резервные территории города уже был...

32. Музей-заповедник: Живопись XVII века

В конце XVII века здесь существовала целая иконная слобода, насчитывавшая 24 двора, где проживало 50 мастеров. Документы отмечают большое количество икон, писавшихся в монастыре. «В казенных же верхних палатах тысяча сто шестьдесят три образа Сергиева видения, писаны на золоте и на красках»,— свидетельствует опись 1641 года. В своих творческих исканиях троицкие иконописцы следовали столичным московским мастерам. Их произведениям, как и всей русской живописи XVII века, свойственна необычайная декоративност...

33. Монастырь и слободы в XV веке

В одном-двух километрах от обители располагались другие поселения: село Клементьево — с юга, Копнино — с юго-запада, Панино — с запада, Благовещенское — с северо-запада, Кукуево — с севера. Число дворов в каждом из этих селений колебалось от одного до трех десятков, и только в селе Клементьеве их насчитывалось свыше ста (см.: Писцовые книги 1504 г.). В. Д. Ермолин. Богоматерь Одигитрия. Икона с фасада поварни. Камень. XV в. Непосредственно через это село проходила дорога из Москвы в северные города Руси; здесь останавливались многочисленные обозы, велась бойкая торговля. Эта дорога была одной из первых, где стала действовать хорошо налаженная регулярная пере...

34. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (8)

Достаточно упомянуть, что было построено новое помещение для семинарской библиотеки и составлена в ней опись книг, возобновлены монастырские стены и Каличья башня, перестроено Троицкое подворье в Москве и положены немалые труды по закладке колокольни (по проекту И. Ф. Мичурина; завершалось строительство колокольни, без последнего яруса, в 1753 году по проекту Д. В. Ухтомского) и построена Смоленская церковь (1745—1748). отлит и расчеканен лаврский царь-колокол в 4000 пудов [57, с. 3251. Строительство колокольни и реставрация завершены Священноархимандритом Троице-Сергиевой Лавры митрополитом Платоном Левшиным (1766—1812). Признание его пере...

35. Историко-художественный музей-заповедник

Именно в XVII веке монастырь становится крупнейшим феодалом, владевшим столькими крестьянскими дворами, что число их намного превышало владения царской семьи и патриарха. В это время восстанавливаются оборонительные сооружения монастыря, отстраиваются подмонастырские села и слободы. В конце XVII столе...

36. Музей-заповедник: Фарфор и стекло

Императорский завод поставлял изделия исключительно для царского двора. Поэтому их отличают особая живописность и тонкость отделки. Представленные в витринах тарелки украшены изящно выполненными пейзажными мотивами. Мастера точно находили размер изображения в соответствии с объемом и формой всего предмета, роспись дополняла и подчеркивала архитектоническую цельность его. П.Т.Марандин. Блюдо с видом Троице-Сергиевой лав...

37. Памятники монастырского некрополя XV—XVIII веков

Среди них много знатных бояр и дворян. Это потомки князей Суздальских, Шуйских, Горбатых-Шуйских, Голицыных, Холмских и других, среди которых много государственных и исторических деятелей XV—XVI веков. Так, в суровые годы опричнины здесь погребали опальных бояр Оболенских и Каши...

38. Музей-заповедник: Лицевое шитье

Искусство шитья очень ценилось в Древней Руси. При дворах князей, бояр, богатых служилых людей имелись свои мастерские — светлицы, работой которых руководила, как правило, сама хозяйка дома. В отличие от икон произведения шитья часто имеют вкладные надписи, помогающие определению мастерских, а порой раскрывающие и идейное содержание произведения. Подбор тем и сю...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................