Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

грех

 

1. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (5)

В священных словах Жрется [приносится в жертву] Агнец Божий, вземляй грех мира за мирской живот [за жизнь мира] и спасение вновь и вновь открывается тайна Божественного Домостроительства о спасении человечества. На Проскомидии символически соединяются Церковь земная и Церко...

2. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (3)

В конце рукописи мы вплотную соприкасаемся с живым историческим лицом — с переписчиком, с его переживаниями, его мыслями, его отношением к самому делу переписывания и содержанию книги: «Помощь Святыя Троиця съписася книга сиа,— говорится здесь,— ейже именование Лествица, на имя священноиноку Матфею, рукою грубаго и худаго, страннаго, последняго в иноцех смереннаго многыми грехы Варлама. Слава съвершителю Богу и Пречистей Его Матери в векы, аминь. Ты же, възлюблен-ный о Святом Дусе, о священне Матфее, Христа ради не сътвори мя забвена, егда предстоиши пред престолом славы, и ту да помянеши мя в священных ти молитвах, а не сътвори мя забвена грубости ради писаниа. В лето 6920 (1412) написася Божественнаа Лествица...

3. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (8)

«Искупительное очищение грехов, огнедухновенную росу Духа, приимите, светоносные чада Церкви...» П8, с. 103]. В праздник Святой Троицы читаются особые молитвы о ниспослании Благодати на землю. «Чином о Панагии» завершается Божественная литургия в храме. В панагиар (особый сосуд, с греч. Поташа — Пречистая) влагается Богородичная просфора, в знак присутствия П...

4. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (6)

Поиде князь великий в монастырь к Живона-чальной Троице в Радонеж, к преподобному игумену Сергию, и помолися со слезами Господу Богу и Пречистой Его Матери и всем святым, и благословися у Преподобнаго игумена Сергия и рече ему: „Отче, твоими святыми молитвами победихом измаилтян; и аще не бы твой чюдный послушник инок Пересвет Александр убил великого богатыря татарскаго, то убо пити было от него многим чаши смертны; и ныне убо, отче, Божиим попущением за многия грехи наша избьено бысть от татар многое множество воиньства христианьскаго, и что бы тебе пети панихиды и служити обедни по всем по ним избьенных"» [БАН, Лицевой Летописный свод, Остермановский том 2, л. 119 об.—120]. Панихида по воинам, павшим на Куликовом поле. В Святой Церкви Русской по почину благоверного князя Димитрия было положено начало поминовениям русских воинов в субботу перед 26 октября/8 ноября— днем памяти святого великомуче...

5. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (7)

Бог указует нам, как выражать Ему наше благодарение, потому что хочет избавить нас от греха и привести к Небу, чтобы мы участвовали в Ангельском славословии. Святитель Иоанн Златоуст.— один из составителей чина Божественной литургии — отмечает: «Если мы, вспоминая благодеяния людей, больше согреваемся любовью, то тем более, постоянно вспоминая дары Владыки, будем более усердными к заповедя...

6. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (4)

Ибо иное суть страсти, иное грехи. Страсти суть: гнев, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть и тому подобное. Грехи же суть — самые действия страстей, когда кто приводит их в исполнение на деле, то есть совершает телом те дела, к которым побуждают его страсти; ибо имея страсти можно не действовать по ним... Каждый связывается узами своих грехов (Притч. 5, 22). Потом Он научает нас...

7. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (5)

Умилостиви в виде огненных язык явлынагося Всесвятаго и Животворящаго Духа, яко да огнем благодати Своея помышления в сердцы моем, яко злато в горниле очистит и сотворит мя достойно жилище пребывания Своего. Увы мне! Яко раб греха бех аз, доселе сластьми искушаем и демоном прельщаем, но отныне каюся от всея души моея и плачуся дел моих горько, отвращаюся от беззаконий моих множества, обращаюся же всем сердцем моим ко Единому Б...

8. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (3)

Таким образом, пение полиелейных псалмов (134 и 135), возвещающих дивные дела Божий, особенно же переход душ наших из «Египта греха» и от заблуждения— к вере во Христа с припевом яко в век милость Его, торжественное каждение всего храма и молящихся в нем, символизирующее священную силу и принятие Богом молитвы, освящаемой благодатию Духа Святого и соединенной с воспоминанием подвига жен-мироносиц, с милостивными слезами растворяющими миро, свечи в руках священноиноков, воз-жженные паникадила, пение тропарей (Ангельский собор удивися с припевом Благословен ecu, Господи, научи мя о...

9. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (4)

Сознание своей греховности и греховности усопших отец и братии побуждает иноков с присущей им детскостью взывать к Отцу Небесному: «Руце Твои сотвористе мя, и создаете мя: вразуми мя, и научуся заповедем Твоим... Твой семь аз, спаси мя: яко оправданий Твоих взысках... Призри на мя и помилуй мя по суду любящих Имя Твое». Иконостас собора Живоначальной Троицы. Задолго до начала общей молитвы монахи приходят к гробнице Преподобного, чтобы при тихом мерцании лампад собрать воедино все св...

10. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (2)

Лавра встретила гостей колокольным звоном, и этот мирный благовест возвестил о том, что под нее так, как призваны воевать против греха» [260, с. 17]. Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян Вазген I подчеркнул, что невозможно разрешать вопросы общественного, политического, национального или международного характера путем войны. сенью русской Обители собрались столь несхожие обитатели Земли — представители многочисленной армии поборников мира. «Как люди верующ...

11. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (2)

И если услышит кого, что он или молится, или кладет поклоны, или в безмолвии занимается рукоделием, или читает священные книги, или о грехах своих плачет и сетует, то о таковых он радовался и благодарил Бога, молясь о них, чтобы и до конца совершить им доброе свое течение. Если же когда услышит у кого, что сошлись вместе двое или трое и разговаривают, или производят смех, то этим оставался недоволен и не терпел таких вещей. Ударив рукою в дверь или толкнув в окно, он уходил... Всех учил он — прилежно молиться Богу и после вечерних молитв не разговаривать, не выходить никому из...

12. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (5)

В конце Божественной литургии частицы погружаются в святую чашу со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Так таинственно осуществляется единение всех в Боге. Миниатюра из Лицевого Летописного свода. БАН 31.7.30 — 2, л. 399. Миниатюра из Лицевого Жития П...

13. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (2)

37,3), он сильно страдает вследствие своих грехов и телом, и душою [«от воздыхания сердца» — от внутренней боли (стихи 4, 5, 6, 9)]. Чтобы показать Господу, что он не только нуждается в Его помощи (ст. 3—13), но и достоин ее, псалмопевец выставляет на вид, как он вел себя в отношении к врагам своим: он не воздавал им за их ругательства и клеветы (ст. 14,15), но с доверчивостью представлял свое дело Богу, от Которого ожидал быть услышанным (ст. 16)... Многочисленны и могущественны враги его (ст. 20); он им делал ...

14. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (2)

Достоевского, показал момент пробуждения от греховной мглы к видению Света Христова. Незабываемое впечатление производят и картины М. В. Нестерова— тонкого лирика религиозной живописи, вдумчивого поэта русского монашества, острого и проникновенного портретиста. Многое в жизни мастера значил образ Преподобного Сергия Радонежского. Как некое религиозно-художественное кредо художника восприни...

15. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (6)

Нам же всем да подаст благодатию своею грехов оставление, жития исправление, недугов исцеление, от бед избавление, от искушений избытие и освобождение, в скорбех утешение, в нуждах благовременну помощь, наипаче же в вере преспеяние, в надежде утверждение, в любви возрастание, душ наших спасение, яко да и во временном сем житии, совершеннее же в вечном его Царствии, вечну приносим ему славу, честь и поклонение, со Безначальны...

16. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (1)

В шестом же часу Господь распят, а в девятом Он Своею Кровию омыл грехи наши и страданием совершил Свою победу, да искупит нас и оживотворит. Но кроме часов, назначенных древле для молитвы, у нас. возлюбленнейшие братья,— замечает святой отец,— с приращением таинств умножились и сроки... Так, надлежит молиться утром, для прославления утреннею молитвою Воскресения Христова. Это древле обозначил и Дух Святой в псалмах (Пс. 5, 3, 4). Опять необходимо молитьс...

17. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (6)

Исповедую едино Крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь. Икона «Сошествие Святого Духа на Апостолов» в иконостасе собора Живоначальной Троицы, письма Преподобного Андрея Рублева. Нач. XV в. ...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................