Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

город

 

Собор Успения Пресвятой Богородицы с приделами святого великомученика Феодора Стратилата

Собор Успения Пресвятой Богородицы с приделами святого великомученика Феодора Стратилата

Икона Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевьг Марии из иконостаса Троицкого собора.

Икона Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевьг Марии из иконостаса Троицкого собора.

«Рисунок как городскую стену с наружи раскрашивать». 1780

«Рисунок как городскую стену с наружи раскрашивать». 1780

В. А. Городничев. Сервиз чайный «Устинья». Дулевский фарфоровый завод

В. А. Городничев. Сервиз чайный «Устинья». Дулевский фарфоровый завод

Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы», Византийских писем, XV в.

Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы», Византийских писем, XV в.

Б. А. Четков. Комплект «Черешня». Новгородская область

Б. А. Четков. Комплект «Черешня». Новгородская область

Божественная литургия в день празднования Покрова Пресвятой Богородицы в Академическом храме

Божественная литургия в день празднования Покрова Пресвятой Богородицы в Академическом храме

Придел во имя Святителя Иоасафа, епископа Белгородского в Трапезном храме Преподобного Сергия.

Придел во имя Святителя Иоасафа, епископа Белгородского в Трапезном храме Преподобного Сергия.

Икона преподобного Авраамия Городецкого, XVII в.

Икона преподобного Авраамия Городецкого, XVII в.

Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы». XVI в. ЦАК МДА.

Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы». XVI в. ЦАК МДА.

Троице-Сергиева лавра и центр города. Литографий. 1905

Троице-Сергиева лавра и центр города. Литографий. 1905

Вид центра города от Келарского пруда

Вид центра города от Келарского пруда

«Похвала Пресвятой Богородице». Пелена. 1510 год.

«Похвала Пресвятой Богородице». Пелена. 1510 год.

Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил (Петров; 1730—1801)

Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил (Петров; 1730—1801)

Панагия 1506—1507 гг. Вклад Святителя Сераниона, Архиепископа Новгородского

Панагия 1506—1507 гг. Вклад Святителя Сераниона, Архиепископа Новгородского

Академический храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы и учебный корпус Московских Духовных школ

Академический храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы и учебный корпус Московских Духовных школ

На молитве. Академический храм Покрова Пресвятой Богородицы.

На молитве. Академический храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Ковш новгородского посадника Григория Посахно. XV в.

Ковш новгородского посадника Григория Посахно. XV в.

Тройка. Игрушка. Деревня Богородское. 1920-е годы

Тройка. Игрушка. Деревня Богородское. 1920-е годы

Кузнецы. Игрушка. Деревня Богородское. 1920-е годы

Кузнецы. Игрушка. Деревня Богородское. 1920-е годы

Собор Успения Пресвятой Богородицы. 1559— 1585 годы. Колокольня. 1740—1770 гг.

Собор Успения Пресвятой Богородицы. 1559— 1585 годы. Колокольня. 1740—1770 гг.

1. История Загорска. История Сергиева-Посада

Центром удельного княжества был город Радонеж (ныне село Городок, в 12 километрах от Загорска). Сергий сразу же выступил активным сторонником политики московских великих князей и занял руководящее место в организации новых монастырей. По инициативе Троице-Сергиева монастыря и при участии самого Сергия, а также его учеников и последователей во вто...

2. Загорск, Сергиев-Посад. От автора

','r','u',''); Интересные материалы о Сергиевом Посаде, опубликованные на других сайтах: - обзорная статья об истории города Сергиев Посад. ...

3. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (4)

1873 — Устроена домовая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы при келлиях наместника Лавры. 1877 — 24 апреля Святитель Иннокентий благословил образом «Явление Божией Матери Преподобному Сергию» императора Александра II и действующую армию на освобождение Балкан от османского ига. 10 февраля 1879 года икона была возвращена в Обитель. —12 мая скончался наместник Лавры архимандрит Антоний (Медведев). — Построе...

4. Музей-заповедник: Золотое и серебряное дело

Один из ковшей принадлежал новгородскому посаднику Григорию Кирилловичу Посахно. В XV веке в Москве достигло большого развития сложное филигранное искусство — скань, с характером которого знакомят уникальные произведения. Очень ценно, что известны имена вкладчиков, время исполнения и, самое замечательное, имена их авторов. Это в первую очередь золотой потир 1449 года, вложенный в Троицкий монаст...

5. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (2)

В XVII веке, во время лихолетья и смуты, когда российский престол стал объектом притязаний самозванцев и разбойничьи шайки чужестранных завоевателей безнаказанно грабили беззащитные села и города, Архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Преподобный Дионисий вместе с келарем монастыря Авраамием Палицыным возглавили в стране освободительную борьбу. Во все концы летели из Обители грамоты с патриотическими призывами «сразиться с врагом московского государства и до конца постоять за веру и Отечество». Набатом отозвался их призыв в сердцах русских людей, и в короткий срок было собрано народное ополчение. Во гла...

6. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (9)

НАСТОЯТЕЛИ-ИГУМЕНЫ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ 1344—1392 (1) Преподобный Сергий, Игумен Радонежский 1391, Преподобный Никон, 1398—1426 (2) Игумен Радонежский 1392—1398 (3) Преподобный Савва Звенигородский ? ? 1429—1432 (4) Преподобный Савва II 1432—1443 (5) Игумен Зиновий 1443—1445 (6) Игумен Геннадий (Саматов) 1445—1446 (7) Игумен Досифей 1447—1455 (8) Преподобный Мартиниан Белоетерский 1455—1466 (9) Святой Вассиан (Рыло) 1467—1474 (10) Игумен Спиридон (†1475) 1474—1478 (II) Игумен Аврамий 1479—1482 (12) Игумен Паисий (Ярославо...

7. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (1)

Позже он принял постриг в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы. Там же приняли схиму и их родители — Преподобные Кирилл и Мария. Есть предположение, что перед смертью они благословили Варфоломея на иноческий подвиг двумя иконами: Божией Матери Одигитрии (см. с. 19) и Святителя и Чудотворца Николая (см. с. 245). По преставлении родителей Варфоломей отдал свою часть наследства младшему брату Пе...

8. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (7)

Литургическая жизнь 1 2 3 4 5 6 7 8 «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами». «Похвала Пресвятой Богородице». Пелена. 1510 год. ЗГИХМЗ, № ВХ-106, 60x60 см. Предназначалась для прославления Богоматери в «Субботу Акафиста», к одноименной иконе «Похвалы Пресвятой Богородицы». По полям вышит текст Акафиста Благовещению. Порядок смыслового прочтения образа круговой — от Книги Священного Писания с пророчествами о Богоматери, на «Престоле уготованном» или «Кивота Завета», в окружении Херувима и Серафима — к пророкам, возвестившим о пришествии в мир Спасителя, открывающ...

9. Музей-заповедник: Живопись троицких мастеров XVI века

На окладе иконы выгравирована интересная надпись, сообщающая, что автор создавал икону с молением «о государе царе великом князе Федоре Иоановиче и о его благоверной царице великой княгине Ирине и о их царском многолетнем здравии и о их царском благородном чадородии». Венец. Деталь оклада иконы «Троица». Вторая половина XVI в. Цата. Деталь оклада иконы. «Троица». Вторая половина XVI в. Икона повествует об отдельных эпизодах из жизни Сергия, излагая их согласно «Житию» в редакции Пахомия Логофета. Для произведения характерна большая графичность письма как в трактовке изображения на среднике, так и в клеймах; черты лиц, складки одежд подчеркнуты темными линиями. Живопись отличается скромным теплым ...

10. Музей-заповедник: Стекло и фарфор

Привлекают внимание новгородские сувениры с рельефными изображениями архитектурных памятников. Кузяевский фарфоровый завод Московской области вырабатывает специальный ассортимент посуды для Средней Азии. Специфические по формам изделия украшаются своеобразными национальными орнаментами. Отдельные элементы восточного узора, нанесенные механической печатью, выявляются на интенсивно окрашенном фоне или цветным силуэтом выступают на белом фарфоре. Производствен...

11. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)

Балдин В. И. Загорск. История города и его планировки. М., Стройиздат, 1981. 157 с, ил. 159. Троицкий собор, церковь Преподобного Никона и келлия Преподобного Сергия в Троице-Сергиевой Лавре. [Описание]. М., тип. «Ведомостей Моск. гор. полиции», 1854. 16 с, 2 л. ил. 160. Балдин В. И. Архитектура Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры.— Архитектурное наследство. 1956, сб. 6. с. 21—56, ил.; черт. 161. Остапов А., профессор протоиерей. Замечательный памятник древнерусского искусства (К рес...

12. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (3)

1734—10 декабря при архимандрите Варлааме освящена церковь над гробом преподобного Михея Радонежского в честь Явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами Преподобному Сергию Радонежскому. 1735 — Две каменные палаты обращены в церковь Одигитрии. 1737—Императрицей Анной Иоанновной устроена серебряная сень к святым мощам Преподобного Сергия. 1738—Устроена Троицкая Духовная Семинария. 1739—Учреждена должность наместника монастыря. 1740— 1770 — Осуществлялось строительство колокольни под руководством архитекторов И. Ф. Мичурина и Д. В. Ухтомского. 1744—Монастырю официально ...

13. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (4)

По одному слову его, чтобы оказать давление на нижегородцев, затворяют все церкви в Нижнем Новгороде. Он подчиняет политике Москвы Рязанское княжество. Он благословляет Дмитрия Донского на борьбу с Ордой за независимость Руси [259, с. 5, 6, 10, 11, 18]. «... Витязь в схиме — Александр Пересвет. Воспитанный большим патриотическим словом Преподобного старца Сергия Радонежского, он видел всю битву на реке Непрядве «в духе единой народной жизни», он шел на врага «с молитвою за Отечество». За его ратны...

14. Уточья башня

) Внутреннее пространство надстройки открыто на всю высоту; здесь размещаются деревянные лестницы, выводящие на галерею третьего яруса, откуда открывается красивый вид на широко раскинувшуюся панораму города. Уточья башня. XVII в. Удачное соотношение между нижним объемом и венчанием башни, изящные пропорции, прекрасно нарисованные детали, необычайно легкий и ажурный силуэт надстройки и, наконец,...

15. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (1)

1365 — По просьбе святого благоверного великого князя Димитрия и Митрополита Алексия, Святителя Московского, Преподобный Сергий ходил в Нижний Новгород для примирения родных братьев — Суздальских князей Димитрия и Бориса Константиновичей. ок. 1370 — По благословению Преподобного Сергия святой Феодор основал в Москве, в Симонове, обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. 1370 — Преподобный Сергий удалился из своей Обители, чтобы избежать разобщения братии, и пришел к Преподобному Стефану Махрищскому. На реке Киржач он вместе с Препод...

16. Музей-заповедник: Живопись конца XV - начала XVI века

XV век Характерным произведением этого времени является икона «Варвара», происходящая из Покровской церкви города Волоколамска. Изображение на иконе поясное, пропорции фигуры вытянутые, маленькая голова Варвары в ореоле красивых густых волос изящна; одежды свободными складками ниспадают с плеч. Образ Варвары, исполненный мужества и энергии, в то же время необыкновенно женствен. Цветовая гамма произведения изысканная и благородная, построена на сочетании чуть разбеленной зелени, приглушенной киновари, золота и охры. Великолепно и совершенно письмо ...

17. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (2)

По традиции Православной Церкви, отпустительный тропарь или тропарь воскресной вечерни включает в себя песнь в честь Божией Матери: Богородице Лево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою. Благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. Эта Боговдохновенная песнь Приснодеве Марии особенно дорога иночествующим, призванным хранить себя в такой же чистоте и непорочной святости. Нередко у монахов этот тропарь находит повседневное употребление, обычно в молитве за страждущих и заблудших (150 раз)....

18. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (5)

Можно предполагать, что воспитанниками этой дружины мастеров были такие иноки, как Преподобный Амвросий — Троицкий резчик, который работал вместе со своими учениками не только с деревом, но и с благородным металлом. По замечанию исследователей, «цельность замысла и высокое совершенство выполнения их работ несомненно свидетельствует о зрелости исполнителя — и как художника, и как техника. Невозможно представить себе такую работу без хорошей школы и большой опытности, даже в предположении какой угодно природной одаренности» [221, с. 7]. Здесь проявилась та сила русского духа, высота которого не случайно срав...

19. Музей-заповедник: Мелкая пластика

Изображения на ней соименны членам великокняжеской семьи — Дмитрию Донскому, Юрию Звенигородскому и лицам, близким к ним: Стефан — брат Сергия Радонежского и отец Федора. Произведение отличается мастерством резьбы и большой выразительностью фигур. Обращает на себя внимание маленькая иконка из тальков...

20. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (1)

Святитель Иоасаф Горленко, епископ Белгородский и Обоянский. Материалы для биографии, собранные и изданные кн. Н. Д. Жеваховым. Т. 1. Ч. 3. Киев, 1909. См. также № 24, 265. Слова. Речи. 58. Платон, митрополит Московский. Поучительное слово... в Свято-Троицкой Лавре июля 5 дня 1767 г.— В кн.: Платон, митрополит Московский. Поучи тельные слова, ск...

21. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (1)

Ни сам же настояи, сиречь игумен, неимать области в четыре святыя посты, в Великий глаголю, и святых Апостол Петра и Павла, и Пресвятыя Богородицы, пред честным Ея Успением, и иже пред Рождеством Христовым, вне монастыря никакоже исходити, и инде пребывати, но ни во всем купно лете. Точию аще великая нужда монастырьская. Юже совершив, скоро возвращается в Обитель. И о преданных ему паки прилежит. Честнейши бо есть паче всех раб...

22. Музей-заповедник: Живопись

В течение нескольких десятилетий снова велось интенсивное строительство и реконструкция ансамбля в соответствии с господствующими тогда вкусами: роскошное оформление интерьеров Царских Чертогов, Митрополичьих и Наместничьих покоев, загородного «монастырского двора Корбухи», загородной резиденции митрополита Платона — покоев в Спасо-Вифанском монастыре. Богатая лепнина в стиле барокко, дворцовая мебель, парадные царские портреты, золотая и серебряная утварь составляли их убранство. Особенной роскошью отличались предметы, принадлежавшие митрополиту Платону. Доверенное лицо Екатерины II, законоучитель наследника престола, друг...

23. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (3)

По краю историческая запись: «Божиею милостию государь царь и великий князь Феодор Иоаннович велел зделать раку сребряную чудотворцу Сергию на Москве и принесение бысть в дом Живоначальныя Троицы чудотворца Сергия в лето 7093 году августа в 14 день тогоже году и месяца в 15 день, в праздник Пречистый Богородицы честнаго ея Успения. Государь царь и великий князь и со своею благоверною царицею повеле молебен пеги и прилож мощи чудотворца Сергия из древяныя раки в сребрену а лежали мощи чудотворцевы 165 лет. И сию древяную раку повеле государь царь розняти на образы и написан сей образ на чюдотво раке видение Сергиево в писал и...

24. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (1)

В Серапионовой палате хранятся десница Апостола первомученика архидиакона Стефана (†37), а также стоят гробницы Святителей Иоасафа, Митрополита Московского (†1555), Серапиона, архиепископа Новгородского (†1516), преподобного Дионисия Радонежского— покровителя «учения книжного». В особо уготованном столе хранятся многие частицы святых мощей и другие святыни, присланные из разных Пр...

25. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (7)

Собор Успения Пресвятой Богородицы с приделами святого великомученика Феодора Стратилата, святой мученицы Ирины (южный) и святителя Николая Мирликийского Чудотворца (северный). В XVI веке с Троице-Сергиевым монастырем глубоко связаны Святители Русской Церкви: Серапион I, архиепископ Новгородский (†1516), Иоасаф I, митрополит Московский (†1555), Алекс...

26. Троице-Сергиева Лавра. Собор Радонежских святых

память 24 августа Святитель Иоасаф, Митрополит Московский (Скрипицын); игумен Троице-Сергиевой Обители (1529—1539) † 1555, память 27 июля Преподобный Максим Грек † 1556, память 21 января Священномученик Иоасаф Боровский, архимандрит Троице-Сергиевой Обители (1605—1610) † 1610, память 5 июля и 12 января Преподобный Иринарх пономарь †1621, память 28 ноября и 12 января Преподобный Дорофей, книгохранигель † 1622, память 5 июня Преподобный Дионисий Радонежский, архимандрит Троице-Сергиевой обители (1610—1633) † 1633, память 12 мая Святитель Иоасаф, епископ Белгородский, наместник Троице-Сергиевой Лавры (1745—1748) † 1754, память 10 декабря и 4 сентября (прославление, 1911) Святитель Иннокентий, Митрополит Московский, священноархимандрит-настоятель Троице-Сергиевой Лавры (...

27. Историко-художественный музей-заповедник

С превращением в 1969 году Загорска в туристический центр и включением его в число городов, составляющих „Золотое кольцо" России, с каждым годом возрастает поток посетителей музея. Сейчас более семисот тысяч советских и иностранных туристов ежегодно прибывают сюда, чтобы познакомиться с хранящимися в его стенах выдающимися произведениями искусства. Структура музея, включающая в настоящее время пять отделов и десять экспозиций, продолжает совершенствоваться. Начата реставрация памятника архитектуры XVIII века — Конного двор...

28. Луковая башня

Так, боевая крепостная башня, утратив свое оборонительное назначение и приспособленная для иных нужд, приобрела нарядный вид. Монастырский огород, расположенный близ Луковой и Водяной башен, где росли плодовые деревья, со временем превратился в сад (а затем парк). По преданию, юный Петр во время своего пребывания в монастыре (1689) часто прогуливался здесь. Именно в этом саду однажды нашел его гонец из Москвы; обрадованный хорошей вестью, царь приказал назвать это место по имени гонца — Пафнутьевым садом. Позднее с...

29. Монастырь-крепость и посад в первой половине XVII века

новый каменный город впредь строить таким образом, как у Троице в Сергие-вом монастыре город строен», и высылали туда своих мастеров «для досмотру городового каменного дела да железных решеток на пример». Тот же Павел Алеппский свидетельствует, что царь Алексей Михайлович «всю душу положил» на построение Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1 650—-1 655), «дабы сделать его подобным монастырю Тр...

30. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (4)

Тебе, Необоримую Стену, спасения утверждение, Богородице Дево, молим: сопротйвных советы разори, людей Твоих печаль на радость преложи, град Твой огради, о мире мира моли, яко Ты ecu, Богородице, упование наше. В этих предупреждающих и вместе с тем обнадеживающих словах душа обретает бодрость и утверждение в себе самой при благодатной помощи свыше. Немало и других мотивов пронизывает иноческое сознание за Братским молебном и Полунощницей. Так, при чтении 17-й кафизмы «Блажени непорочнии в путь, ходящий в законе Господни...» мысль связует прошлое, настоящее и будущее в жизни каждого монаха и в истории Обители особенно. Ибо слова псалмов этой кафизмы выражают пр...

31. Успенский собор (1559—1585 гг.)

) Летописи отмечают, что в 1557 году «монастырь раздвигали и кельи разносили...». Огороды и хозяйственные службы были вынесены за ограду. В связи с расширением территории монастыря произошла перепланировка и в расположении зданий. По велению Ивана Грозного в 1559—1585 годах ...

32. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (2)

Преподобный Сергий поставил им келлии, а вскоре по благословению митрополита Алексия здесь был построен и освящен храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Братия Троицкой Обители, оставшиеся без своего игумена, обратились к Святителю Алексию с просьбой возвратить им Преподобного Сергия. Святитель послал к нему двух архимандритов, Герасима и Павла, с увещанием вернуться в монастырь Святой Троицы. Преподобный проявил полное послушание и смиренно ответил посланникам:...

33. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (3)

Академический храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы и учебный корпус Московских Духовных школ Святейший Патриарх Пимен и ректор епископ Дмитровский Александр Во время пасхальной утрени Ректор епископ Дмитровский Александр совершает диаконскую хиротонию В Покровском храме учащимся открываются духовные сокровищ...

34. Музей-заповедник: Живопись XVI века

Основное внимание уделено верхней части, где запечатлено христианское предание о торжественном воздвижении креста на площади перед Софийским собором в городе Константинополе. Все произведение красочно и нарядно. Основная идея — прославление христианства, поднятие его авторитета — была созвучна политике Русского государства, присоединявшего тогда нерусские народности и насаждавшего христианство. То...

35. Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)

Если помещения двух нижних этажей, где размещались «погреб теплый с каменными перегородками» и восемь келий «с сеньми», а также поварня и кладовая, в основном сохранили первоначальные формы со спокойными линиями сводов, с нишами печур по стенам, с арочными проемами окон и дверей, то весь верхни...

36. Троицкий собор (1422—1423)

На ее месте на собранные Никоном средства, большую часть которых дал сын Дмитрия Донского и крестник Сергия Радонежского — звенигородский князь Юрий Дмитриевич, «в похвалу» Сергию был воздвигнут в 1422—1423 годах белокаменный Троицкий собор. Это первое каменное здание монастыря сохранилось до наших дней. Уже тогда, в XV веке, Троицкий собор стал тем композиционным центром, вокруг которого проис...

37. Монастырь и слободы в XV веке

Позади келий с восточной стороны располагались хозяйственные службы и огороды. Весь монастырь, территория которого уже приближалась к современным размерам, окружала рубленая стена с башнями и церковью над главным входом. Особенно эффектно раскрывалась панорама монастырского ансамбля с высокого холма, расположенного к западу от него: обе кам...

38. Музей-заповедник: Головные уборы

Такое шитье покрывало маленькие рязанские кики с красными рожками из кумача, изящные сороки Воронежа, кокошники бывшей новгородской земли. Вместе с золотным шитьем использовали и всевозможные металлические блестки. На сороках Калининской области вышивку делали по красному фону, и украшенные блестками очелья (лобная часть) сорок молодых женщин выглядели яркими и праздничными. Очелья свадебных праздничных сорок часто украшали гуськи, шитые золотом. У народов Поволжья головные уборы ...

39. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (3)

Канон праздника Рождества Пресвятой Богородицы, начинающийся с этого ирмоса, стал особенно дорог русским людям после победы на Куликовом поле, происшедшей в этот знаменательный праздник. Иноки Троице-Сергиевой Обители сохраняют свои монастырские напевы этого и других канонов в «Ирмологии». Всякая духовная победа христианина, а тем более монаха...

40. Пятницкая и Введенская церкви (1547 г.)

Событие это отмечено летописью: «Лета 7055 (1547) поставлен храм каменной на подольном монастыре Введения пречистые Богородица; а ставил ево Иван Хабаров. Того же лета поставили церковь каменную во имя святые Парасковии, нареченные Пятницы». Ровесники крепостных стен монастыря, обе церкви сильно пострадали в период героической обороны 1608—1610 годов. В 1621 году патриарх Филарет своим указом отмечал, что враги эти церкви «разорили и престол ободрали» и если одну из них (Пятницкую) к этому времени «уже поделали и освятили», то другая «по ся мест стоит нестроена, пенья в ней нет...

41. Музей-заповедник: Домовая резьба по дереву

Районами наибольшего распространения такой резьбы явились губернии, лежавшие по берегам Волги, выше Нижнего Новгорода и вокруг устья реки Оки. Среди промыслов этого района выделялось судостроение, с которым, по всей вероятности, и связано зарождение домовой резьбы. Охлупень-«конек». Архангельская область. XIX в. Музей обладает очень богатой коллекцией волжской резьбы. Редким экспонатом является деревянный резной фронтон избы работы мастера Михаила Малышева, привезенный из деревни Большие Вишенки Кстовского района Горьковской области. Сохранилась дата: «1882 год». По краям лобовой доски выре...

42. Музей-заповедник: Древнерусская живопись XIV—XVII веков

Кроме московских в собрании музея имеются и древние произведения, связанные с Новгородом, Рязанью, Ростовом, Устюгом, Ярославлем, Тверью. Никола. Икона ростовской школы. XIV век Многие памятники древнерусского искусства — своеобразные исторические документы, сообщающие нам имена ма...

43. Духовская церковь (1476-1477 гг.)

Москва того времени впитывала все ценное, чего достигли различные строительные школы Пскова, Новгорода, Владимира и других областей и городов, способствуя тем самым процессу формирования единого общенационального зодчества. На примере Духовской церкви можно видеть, как псковские мастера, работая на московской земле, не повторили свои традиционные каноны, а соорудили храм весьма близкий к московскому типу, хотя и наделенный псковскими чертами. При этом следует отметить, что, как показали исследования, первон...

44. Звонковая башня

поперек три сажени, вдоль по городу (по крепостной стене.— В. Б.) пять сажен». О месте расположения этой башни строились различные догадки, пока в 1960 году не было обнаружено ее основание посредине прясла стены между Звонковой и Каличьей башнями: с напольной стороны крепости это место определяется кладкой фундамента (выше уровня земли), а со стороны монастыря — тремя более узкими арочными проемами среднего яруса крепостной сте...

45. Музей-заповедник: Серебряные изделия

Так, на солонке, подаренной Екатериной II митрополиту Платону в честь его пятидесятилетия, помимо чеканного герба Русского государства можно видеть еще 40 гербов различных русских городов, выполненных в технике черни. Интересна витиеватая форма самой солонки, которая подчеркивает скорее декоративное назначение вещи, нежели утилитарное. В качестве украшений ювелирных изделий чаще стали употребляться расписные эмали. Их яркие, сочные краски служили дополнением к роскошным тканям или блестящей поверхности металла. В собрании музея имеется много предметов, ук...

46. Монастырь-крепость и посад во второй половине XVII века

Посад Троицкого монастыря стал и крупнейшим торговым центром — сюда приезжают с товарами купцы из многих городов и даже из других стран. Широкая торговля и многочисленные паломники способствовали также развитию здесь различных видов художественных промыслов. Среди них особую популярность получило в дальнейшем изготовление резных и крашеных деревянных изделий и детских игрушек. ...

47. Историко-художественный музей-заповедник

В 1782 году вокруг монастыря из существовавших здесь слобод был образован город Сергиевский посад. Молодой город в это время экономически полностью зависел от лавры и ее потребностей. Огромный приток богомольцев способствовал формированию обширного рынка сбыта для продукции местных ремесленников, в том числе резчиков по дереву и кости, мастеров золотного шитья. Большую популярность завоевала в XIX веке и С...

48. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (4)

Общественное служение 1 2 3 4 27 мая в знак солидарности с борющимся африканским народом в присутствии гостей митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим в Покровском академическом храме совершил молебен по случаю Дня Африки. Подводя итоги сессии, все делегаты единодушно отмечали необходимость практического сотрудничества христиан со всеми ...

49. Музей-заповедник: Кружевные изделия

Значительное внимание уделяется также фоновой сетке кружева, которая обогащается тонкими мелкими узорами. Кировское кружево города Советска имеет лаконичные, с крутыми изгибами густые узоры с характерными декоративными разработками, отличающимися большой тонкостью и сложностью. Так, в ажурных частях полотнянки встречаются то оригинальные «паучки», то сетка, а в ее плотных участках местами мелкие дырочки. Фоновая сетка имеет более крупный и густой узор. С большим мастерством и любовью выполнено декоративное панно «Дружба народов» 3. А. Варакс...

50. Музей-заповедник: Лицевое шитье

Его отличает удивительное благородство трактовки образа. Изящество удлиненных пропорций, тонкость исполнения, особенно лика, где вышивальщицы как бы передали характерную для мастеров дионисиевского круга плавкость письма, изыск...

51. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (1)

В реставрационной мастерской Церковно-археологического кабинета Другая из наиболее известных древнерусских иконописных школ — новгородская, с ее смелым и выразительным рисунком, любовью к ярким контрастным краскам,— также представлена в экспозиции ЦАК. На основе новгородской традиции в дальнейшем развивалось искусство Русского Севера. Примером этого направления служит икона святого великомученика Георгия Победоносца (XVI в.). В задачу Церковноархеологического кабинета входит также подбор обра...

52. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (2)

Профессор протоиерей Феодор Голубинский (1797—1854) Профессор протоиерей Александр Горский (1812—1875) После преобразования Академии по новому учебному уставу ее открытие состоялось в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы—1/14 октября 1814 года. Местопребывание Академии в стенах обители, основанной Преподобным Сергием Радонежским, издревле особо почитаемым в Русской Православной Церкви, способствовало духовному углублению и совершенствованию академической науки. Этому также содействовало водительство митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова). С 20-х по 60-е годы XIX века он всемерно способствовал развитию богословской мысли...

53. Основание монастыря. XIV век

Основание монастыря. XIV век Начало городу положил Троицкий монастырь, основанный в середине XIV века в глухом лесу в 70 км к северу от Москвы. О возникновении монастыря и появлении поселений вокруг него известно из первых жизнеописаний Сергия Радонежского, составленных известными этнографами Епифанием Премудрым и Пахомием Сербом. Сообщаемые ими сведения достаточно достоверны, так как принадлежат людям, видевшим монастырь того времени или описавшим его со слов непосредственных очевидцев тех или...

54. Город и монастырь в XIX - начале XX века

Но реконструкция города широко развернулась только после победоносного окончания Отечественной войны 1812 года, когда наряду с мероприятиями по ликвидации последствий пожара Москвы усилилось общее внимание к планировочным работам и застройке многих городов по всей стране. Именно на первую половину XIX века приходится практическое осуществление большого числа проектов реконструкции городов, подготовленных еще в XVIII веке. В Москве и Московской губернии эта работа проходила под единым руководством Комиссии для строений Москвы, вновь созданной в 1813 году. «Примерные фасады домов для строительства лаврским служителям». 1821 Планы Сергиевского Посада 1823 и 1835 годов, снятые по предписанию Комиссии, показы...

55. Художественно-педагогический музей игрушки

Архангельские плотницкие игрушки {кони и куклы-«панки»), в которых почти нетронутой остается деревянная заготовка, впечатляют особой монументальностью и цельностью формы. Кони из Городца поражают выразительностью силуэта и экспрессией движения. Интересны расписные игрушки из глины. Один из крупных центров их производства еще в начале прошлого века сложился в слободе Дымково близ Вятки (ныне город Киров). Зарождение и развитие этого промысла связывают с местным праздником «свист...

56. Троицкий собор (1422—1423)

Павел Алеппский сообщает, что плиты эти по приказанию Ивана Грозного привезли из покоренного им Новгорода, где такой камень «добывают слоями и каждый кусок может покрыть пол большой комнаты, подобно ковру». Точно такой же пол он видел в новгородской Софии и не преминул отметить, что «плиты церкви в Троицком монастыре. . . взяты отсюда». Во время долгих монастырских служб в морозные дни на каменный пол Троицкого собора стелили сено, а позднее — войлок. Как и в большинст...

57. Музей-заповедник: Изделия из металла

XVIII век В экспозиции музея изделия из кованого и узорного просечного металла по времени их изготовления охватывают период с XVII и до начала XX века. Ковш новгородского посадника Григория Посахно. XV в. Развитой отраслью художественного ремесла было сундучное производство. Особенно высоко ценились сундуки и шкатулки Великого Устюга. В музее есть несколько великоустюжских сундуков XVII—XVIII веков, имеющих форму теремка и обшитых железными полосами с просечным узором. Эта форма была традиционной в быту и сохранилась до середины XIX века. Чарка. XVI в. В XVI—XVII веках пользовались небольшими плоскими сундуками-укладками со ...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................