4. Музей-заповедник: Золотое и серебряное дело
Один из ковшей принадлежал новгородскому посаднику Григорию
Кирилловичу Посахно. В XV веке в Москве достигло большого развития сложное филигранное искусство — скань, с характером которого
знакомят уникальные произведения. Очень ценно, что известны имена вкладчиков, время исполнения и, самое замечательное, имена
их авторов. Это в первую очередь золотой потир 1449 года, вложенный в Троицкий монаст...
8. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (7)
Литургическая жизнь 1 2 3 4 5 6 7 8 «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа
буди со всеми вами». «Похвала Пресвятой Богородице». Пелена.
1510 год. ЗГИХМЗ, № ВХ-106, 60x60 см. Предназначалась для прославления Богоматери в «Субботу Акафиста», к одноименной иконе
«Похвалы Пресвятой Богородицы». По полям вышит текст Акафиста Благовещению. Порядок смыслового прочтения образа круговой
— от Книги Священного Писания с пророчествами о Богоматери, на «Престоле уготованном» или «Кивота Завета», в окружении Херувима
и Серафима — к пророкам, возвестившим о пришествии в мир Спасителя, открывающ...
9. Музей-заповедник: Живопись троицких мастеров XVI века
На окладе иконы выгравирована интересная надпись, сообщающая, что автор создавал икону с молением «о государе царе великом
князе Федоре Иоановиче и о его благоверной царице великой княгине Ирине и о их царском многолетнем здравии и о их царском
благородном чадородии». Венец. Деталь оклада иконы «Троица».
Вторая половина XVI в. Цата. Деталь оклада иконы. «Троица». Вторая половина XVI в. Икона повествует об отдельных эпизодах
из жизни Сергия, излагая их согласно «Житию» в редакции Пахомия Логофета. Для произведения характерна большая графичность
письма как в трактовке изображения на среднике, так и в клеймах; черты лиц, складки одежд подчеркнуты темными линиями. Живопись
отличается скромным теплым ...
11. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)
Балдин В. И. Загорск. История города и его планировки. М.,
Стройиздат, 1981. 157 с, ил. 159. Троицкий собор, церковь Преподобного Никона и келлия Преподобного Сергия в Троице-Сергиевой
Лавре. [Описание]. М., тип. «Ведомостей Моск. гор. полиции», 1854. 16 с, 2 л. ил. 160. Балдин В. И. Архитектура Троицкого
собора Троице-Сергиевой Лавры.— Архитектурное наследство. 1956, сб. 6. с. 21—56, ил.; черт. 161. Остапов А., профессор протоиерей.
Замечательный памятник древнерусского искусства (К рес...
13. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (4)
По одному слову его, чтобы оказать давление на нижегородцев, затворяют все церкви в Нижнем Новгороде. Он подчиняет политике Москвы Рязанское княжество. Он благословляет Дмитрия Донского на борьбу
с Ордой за независимость Руси [259, с. 5, 6, 10, 11, 18]. «... Витязь в схиме — Александр Пересвет. Воспитанный большим патриотическим
словом Преподобного старца Сергия Радонежского, он видел всю битву на реке Непрядве «в духе единой народной жизни», он шел
на врага «с молитвою за Отечество». За его ратны...
14. Уточья башня
) Внутреннее пространство надстройки открыто на всю высоту; здесь размещаются деревянные лестницы, выводящие на галерею третьего
яруса, откуда открывается красивый вид на широко раскинувшуюся панораму города.
Уточья башня. XVII в. Удачное соотношение между нижним объемом и венчанием башни, изящные пропорции, прекрасно нарисованные
детали, необычайно легкий и ажурный силуэт надстройки и, наконец,...
15. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (1)
1365 — По просьбе святого благоверного великого князя Димитрия и Митрополита Алексия, Святителя Московского, Преподобный
Сергий ходил в Нижний Новгород для примирения родных братьев
— Суздальских князей Димитрия и Бориса Константиновичей. ок. 1370 — По благословению Преподобного Сергия святой Феодор основал
в Москве, в Симонове, обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. 1370 — Преподобный Сергий удалился из своей Обители,
чтобы избежать разобщения братии, и пришел к Преподобному Стефану Махрищскому. На реке Киржач он вместе с Препод...
16. Музей-заповедник: Живопись конца XV - начала XVI века
XV век Характерным произведением этого времени является икона «Варвара», происходящая из Покровской церкви города Волоколамска. Изображение на иконе поясное, пропорции фигуры вытянутые,
маленькая голова Варвары в ореоле красивых густых волос изящна; одежды свободными складками ниспадают с плеч. Образ Варвары,
исполненный мужества и энергии, в то же время необыкновенно женствен. Цветовая гамма произведения изысканная и благородная,
построена на сочетании чуть разбеленной зелени, приглушенной киновари, золота и охры. Великолепно и совершенно письмо ...
17. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (2)
По традиции Православной Церкви, отпустительный тропарь или тропарь воскресной вечерни включает в себя песнь в честь Божией
Матери: Богородице Лево, радуйся, Благодатная Марие, Господь
с Тобою. Благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. Эта Боговдохновенная песнь
Приснодеве Марии особенно дорога иночествующим, призванным хранить себя в такой же чистоте и непорочной святости. Нередко
у монахов этот тропарь находит повседневное употребление, обычно в молитве за страждущих и заблудших (150 раз)....
18. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (5)
Можно предполагать, что воспитанниками этой дружины мастеров были такие иноки, как Преподобный Амвросий — Троицкий резчик,
который работал вместе со своими учениками не только с деревом, но и с благородным
металлом. По замечанию исследователей, «цельность замысла и высокое совершенство выполнения их работ несомненно свидетельствует
о зрелости исполнителя — и как художника, и как техника. Невозможно представить себе такую работу без хорошей школы и большой
опытности, даже в предположении какой угодно природной одаренности» [221, с. 7]. Здесь проявилась та сила русского духа,
высота которого не случайно срав...
20. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (1)
Святитель Иоасаф Горленко, епископ Белгородский и Обоянский.
Материалы для биографии, собранные и изданные кн. Н. Д. Жеваховым. Т. 1. Ч. 3. Киев, 1909. См. также № 24, 265. Слова. Речи.
58. Платон, митрополит Московский. Поучительное слово... в Свято-Троицкой Лавре июля 5 дня 1767 г.— В кн.: Платон, митрополит
Московский. Поучи тельные слова, ск...
21. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (1)
Ни сам же настояи, сиречь игумен, неимать области в четыре святыя посты, в Великий глаголю, и святых Апостол Петра и Павла,
и Пресвятыя Богородицы, пред честным Ея Успением, и иже пред
Рождеством Христовым, вне монастыря никакоже исходити, и инде пребывати, но ни во всем купно лете. Точию аще великая нужда
монастырьская. Юже совершив, скоро возвращается в Обитель. И о преданных ему паки прилежит. Честнейши бо есть паче всех раб...
22. Музей-заповедник: Живопись
В течение нескольких десятилетий снова велось интенсивное строительство и реконструкция ансамбля в соответствии с господствующими
тогда вкусами: роскошное оформление интерьеров Царских Чертогов, Митрополичьих и Наместничьих покоев, загородного «монастырского двора Корбухи», загородной резиденции митрополита Платона — покоев в Спасо-Вифанском
монастыре. Богатая лепнина в стиле барокко, дворцовая мебель, парадные царские портреты, золотая и серебряная утварь составляли
их убранство. Особенной роскошью отличались предметы, принадлежавшие митрополиту Платону. Доверенное лицо Екатерины II, законоучитель
наследника престола, друг...
24. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (1)
В Серапионовой палате хранятся десница Апостола первомученика архидиакона Стефана (†37), а также стоят гробницы Святителей
Иоасафа, Митрополита Московского (†1555), Серапиона, архиепископа Новгородского
(†1516), преподобного Дионисия Радонежского— покровителя «учения книжного». В особо уготованном столе хранятся многие частицы
святых мощей и другие святыни, присланные из разных Пр...
25. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (7)
Собор Успения Пресвятой Богородицы с приделами святого великомученика
Феодора Стратилата, святой мученицы Ирины (южный) и святителя Николая Мирликийского Чудотворца (северный). В XVI веке с Троице-Сергиевым
монастырем глубоко связаны Святители Русской Церкви: Серапион I, архиепископ Новгородский (†1516), Иоасаф I, митрополит Московский
(†1555), Алекс...
26. Троице-Сергиева Лавра. Собор Радонежских святых
память 24 августа Святитель Иоасаф, Митрополит Московский (Скрипицын); игумен Троице-Сергиевой Обители (1529—1539) † 1555,
память 27 июля Преподобный Максим Грек † 1556, память 21 января Священномученик Иоасаф Боровский, архимандрит Троице-Сергиевой
Обители (1605—1610) † 1610, память 5 июля и 12 января Преподобный Иринарх пономарь †1621, память 28 ноября и 12 января Преподобный
Дорофей, книгохранигель † 1622, память 5 июня Преподобный Дионисий Радонежский, архимандрит Троице-Сергиевой обители (1610—1633)
† 1633, память 12 мая Святитель Иоасаф, епископ Белгородский,
наместник Троице-Сергиевой Лавры (1745—1748) † 1754, память 10 декабря и 4 сентября (прославление, 1911) Святитель Иннокентий,
Митрополит Московский, священноархимандрит-настоятель Троице-Сергиевой Лавры (...
27. Историко-художественный музей-заповедник
С превращением в 1969 году Загорска в туристический центр и включением его в число городов, составляющих „Золотое кольцо" России, с каждым годом возрастает поток посетителей
музея. Сейчас более семисот тысяч советских и иностранных туристов ежегодно прибывают сюда, чтобы познакомиться с хранящимися
в его стенах выдающимися произведениями искусства. Структура музея, включающая в настоящее время пять отделов и десять экспозиций,
продолжает совершенствоваться. Начата реставрация памятника архитектуры XVIII века — Конного двор...
28. Луковая башня
Так, боевая крепостная башня, утратив свое оборонительное назначение и приспособленная для иных нужд, приобрела нарядный
вид. Монастырский огород, расположенный близ Луковой и Водяной
башен, где росли плодовые деревья, со временем превратился в сад (а затем парк). По преданию, юный Петр во время своего пребывания
в монастыре (1689) часто прогуливался здесь. Именно в этом саду однажды нашел его гонец из Москвы; обрадованный хорошей вестью,
царь приказал назвать это место по имени гонца — Пафнутьевым садом. Позднее с...
30. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (4)
Тебе, Необоримую Стену, спасения утверждение, Богородице Дево, молим: сопротйвных советы разори, людей Твоих печаль на радость
преложи, град Твой огради, о мире мира моли, яко Ты ecu, Богородице,
упование наше. В этих предупреждающих и вместе с тем обнадеживающих словах душа обретает бодрость и утверждение в себе самой
при благодатной помощи свыше. Немало и других мотивов пронизывает иноческое сознание за Братским молебном и Полунощницей.
Так, при чтении 17-й кафизмы «Блажени непорочнии в путь, ходящий в законе Господни...» мысль связует прошлое, настоящее и
будущее в жизни каждого монаха и в истории Обители особенно. Ибо слова псалмов этой кафизмы выражают пр...
32. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (2)
Преподобный Сергий поставил им келлии, а вскоре по благословению митрополита Алексия здесь был построен и освящен храм в
честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Братия Троицкой
Обители, оставшиеся без своего игумена, обратились к Святителю Алексию с просьбой возвратить им Преподобного Сергия. Святитель
послал к нему двух архимандритов, Герасима и Павла, с увещанием вернуться в монастырь Святой Троицы. Преподобный проявил
полное послушание и смиренно ответил посланникам:...
35. Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Если помещения двух нижних этажей, где размещались «погреб теплый с каменными перегородками» и восемь келий «с сеньми», а также поварня и кладовая, в основном сохранили первоначальные
формы со спокойными линиями сводов, с нишами печур по стенам, с арочными проемами окон и дверей, то весь верхни...
36. Троицкий собор (1422—1423)
На ее месте на собранные Никоном средства, большую часть которых дал сын Дмитрия Донского и крестник Сергия Радонежского
— звенигородский князь Юрий Дмитриевич, «в похвалу» Сергию
был воздвигнут в 1422—1423 годах белокаменный Троицкий собор. Это первое каменное здание монастыря сохранилось до наших дней.
Уже тогда, в XV веке, Троицкий собор стал тем композиционным центром, вокруг которого проис...
40. Пятницкая и Введенская церкви (1547 г.)
Событие это отмечено летописью: «Лета 7055 (1547) поставлен храм каменной на подольном монастыре Введения пречистые Богородица; а ставил ево Иван Хабаров. Того же лета поставили церковь каменную
во имя святые Парасковии, нареченные Пятницы». Ровесники крепостных стен монастыря, обе церкви сильно пострадали в период
героической обороны 1608—1610 годов. В 1621 году патриарх Филарет своим указом отмечал, что враги эти церкви «разорили и
престол ободрали» и если одну из них (Пятницкую) к этому времени «уже поделали и освятили», то другая «по ся мест стоит нестроена,
пенья в ней нет...
41. Музей-заповедник: Домовая резьба по дереву
Районами наибольшего распространения такой резьбы явились губернии, лежавшие по берегам Волги, выше Нижнего Новгорода и вокруг устья реки Оки. Среди промыслов этого района выделялось
судостроение, с которым, по всей вероятности, и связано зарождение домовой резьбы. Охлупень-«конек». Архангельская область.
XIX в. Музей обладает очень богатой коллекцией волжской резьбы. Редким экспонатом является деревянный резной фронтон избы
работы мастера Михаила Малышева, привезенный из деревни Большие Вишенки Кстовского района Горьковской области. Сохранилась
дата: «1882 год». По краям лобовой доски выре...
42. Музей-заповедник: Древнерусская живопись XIV—XVII веков
Кроме московских в собрании музея имеются и древние произведения, связанные с Новгородом,
Рязанью, Ростовом, Устюгом, Ярославлем, Тверью. Никола. Икона ростовской школы. XIV век Многие памятники древнерусского искусства
— своеобразные исторические документы, сообщающие нам имена ма...
43. Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Москва того времени впитывала все ценное, чего достигли различные строительные школы Пскова, Новгорода, Владимира и других областей и городов, способствуя тем самым процессу формирования единого
общенационального зодчества. На примере Духовской церкви можно видеть, как псковские мастера, работая на московской земле,
не повторили свои традиционные каноны, а соорудили храм весьма близкий к московскому типу, хотя и наделенный псковскими чертами.
При этом следует отметить, что, как показали исследования, первон...
45. Музей-заповедник: Серебряные изделия
Так, на солонке, подаренной Екатериной II митрополиту Платону в честь его пятидесятилетия, помимо чеканного герба Русского
государства можно видеть еще 40 гербов различных русских городов,
выполненных в технике черни. Интересна витиеватая форма самой солонки, которая подчеркивает скорее декоративное назначение
вещи, нежели утилитарное. В качестве украшений ювелирных изделий чаще стали употребляться расписные эмали. Их яркие, сочные
краски служили дополнением к роскошным тканям или блестящей поверхности металла. В собрании музея имеется много предметов,
ук...
49. Музей-заповедник: Кружевные изделия
Значительное внимание уделяется также фоновой сетке кружева, которая обогащается тонкими мелкими узорами. Кировское кружево
города Советска имеет лаконичные, с крутыми изгибами густые
узоры с характерными декоративными разработками, отличающимися большой тонкостью и сложностью. Так, в ажурных частях полотнянки
встречаются то оригинальные «паучки», то сетка, а в ее плотных участках местами мелкие дырочки. Фоновая сетка имеет более
крупный и густой узор. С большим мастерством и любовью выполнено декоративное панно «Дружба народов» 3. А. Варакс...
54. Город и монастырь в XIX - начале XX века
Но реконструкция города широко развернулась только после победоносного окончания Отечественной войны 1812 года, когда наряду
с мероприятиями по ликвидации последствий пожара Москвы усилилось общее внимание к планировочным работам и застройке многих
городов по всей стране. Именно на первую половину XIX века
приходится практическое осуществление большого числа проектов реконструкции городов, подготовленных еще в XVIII веке. В Москве
и Московской губернии эта работа проходила под единым руководством Комиссии для строений Москвы, вновь созданной в 1813 году.
«Примерные фасады домов для строительства лаврским служителям». 1821 Планы Сергиевского Посада 1823 и 1835 годов, снятые
по предписанию Комиссии, показы...
56. Троицкий собор (1422—1423)
Павел Алеппский сообщает, что плиты эти по приказанию Ивана Грозного привезли из покоренного им Новгорода, где такой камень «добывают слоями и каждый кусок может покрыть пол большой комнаты, подобно
ковру». Точно такой же пол он видел в новгородской Софии и не преминул отметить, что «плиты церкви в Троицком монастыре.
. . взяты отсюда». Во время долгих монастырских служб в морозные дни на каменный пол Троицкого собора стелили сено, а позднее
— войлок. Как и в большинст...