Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

вклад

 

Створка для храмовой иконы Святой Троицы. Вклад Бориса Годунова. ЗГИХМЗ, № 393.

Створка для храмовой иконы Святой Троицы. Вклад Бориса Годунова. ЗГИХМЗ, № 393.

Панагия 1506—1507 гг. Вклад Святителя Сераниона, Архиепископа Новгородского

Панагия 1506—1507 гг. Вклад Святителя Сераниона, Архиепископа Новгородского

Троица. Сударь. 1598-1604 годы. Вклад Бориса Годунова

Троица. Сударь. 1598-1604 годы. Вклад Бориса Годунова

Фелонь. XVIII век. Вклад Екатерины II

Фелонь. XVIII век. Вклад Екатерины II

Крест-мощевик. Вклад Марфы Владимировны Старицкой XVI в. 15,5x9x1,6 см. ЗГИХМЗ, № 180.

Крест-мощевик. Вклад Марфы Владимировны Старицкой XVI в. 15,5x9x1,6 см. ЗГИХМЗ, № 180.

Братина. Первая треть XVIII века. Вклад Корнелия Апраксина

Братина. Первая треть XVIII века. Вклад Корнелия Апраксина

Митра. 1674 год. Вклад И. Б.Репнина

Митра. 1674 год. Вклад И. Б.Репнина

Цата. Деталь оклада на икону Андрея Рублева "Троица". Середина XVI века. Вклад Ивана Грозного

Цата. Деталь оклада на икону Андрея Рублева "Троица". Середина XVI века. Вклад Ивана Грозного

Стихарь. Вторая половина XVII — начало XVIII века. Вклад Анны Иоанновны

Стихарь. Вторая половина XVII — начало XVIII века. Вклад Анны Иоанновны

Потир. 1597 год. Вклад Бориса Годунова

Потир. 1597 год. Вклад Бориса Годунова

Богоматерь Владимирская. Икона московской школы. Конец XIV — начало XV века. Вклад М. В. Образцова

Богоматерь Владимирская. Икона московской школы. Конец XIV — начало XV века. Вклад М. В. Образцова

Иван Фомин. Потир. 1449 год. Вклад Василия II

Иван Фомин. Потир. 1449 год. Вклад Василия II

Створка для храмовой иконы Святой Троицы. Вклад Бориса Годунова. ЗГИХМЗ, № 393.

Створка для храмовой иконы Святой Троицы. Вклад Бориса Годунова. ЗГИХМЗ, № 393.

Чаша. 1631 год. Вклад Александра Булатникова

Чаша. 1631 год. Вклад Александра Булатникова

Оклад на икону «Троица» А. Рублева. XVI — XVII вв. Вклад Бориса Годунова

Оклад на икону «Троица» А. Рублева. XVI — XVII вв. Вклад Бориса Годунова

Подсвечник. 1601 год. Вклад Бориса Годунова

Подсвечник. 1601 год. Вклад Бориса Годунова

1. Загорск, Сергиев Посад. История, современность, события, люди. Историко-культурный и краеведческий городской портал

В ризницу монастыря в качестве вкладов поступали первоклассные образцы национального искусства — иконы, шитье, ювелирные изделия и т. д. Известный сирийский путешественник Павел Алеппский, посетивший Троице-Сергиев монастырь в середине XVII века, видел в ризнице «вещи, пора...

2. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (2)

Экспозиция подробно рассказывает о жизни и деятельности этого выдающегося первос-вятителя, его вкладе в миротворческое и экуменическое движение современности. Церковноархеологический кабинет расположен в так называемых Царских Чертогах, одном из интереснейших сооружений 80-х годов XVII века в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Чертоги — своеобразная веха в истории московской архитектуры. До этого дворцы представляли ...

3. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (1)

Синодальный Устав, № 391 — 335, вклад келаря Авраамия Палицына, представляет особый тип как по выбору статей, так и по расположению. Наконец, в 1645 году был написан для Лавры Обиходник, № 249» [2, с. 311]. Вопрос об Устав...

4. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (8)

Признание его перед концом жизни свидетельствует о его большом вкладе в сохранение Обители. В похвале Преподобному Сергию он говорит: «Я воспитанник его Обители, и в ней яко отродивыйся духом, и уповая с перстию священнаго места сего смешать тленную свою персть?.. Рука Божия присовокупила меня к избранному Обите...

5. История Загорска. История Сергиева-Посада

Указ царя Ивана Грозного, установивший государственный контроль за ростом земельных вкладов — основных источников расширения монастырских земель, не приостановил этого процесса. Огромные денежные средства давали возможность монахам заниматься широкой ростовщической деятельнос...

6. Монастырь и слободы в XV веке

Они оказывали ему подчеркнутое внимание, делали богатые вклады, часто совершали торжественно обставленные богомольные «походы к Троице». И не случайно в 1422 году, когда Московскую Русь постигло тяжелое «лихолетье» (при небывало морозной зиме разразился такой страшный голод, что, по словам летописца, люди «мертвыа скоты ядаху и кони, и псы и кошьки» и даже «людей ядоша»), церковь и князья использовали авторитет Троице-Сергиева монастыря для поддержания моральных сил народа и упрочения своей власти. Они предпринимают торжестве...

7. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (8)

Драгоценный оклад на икону Святой Троицы, писанную Преподобным Андреем Рублевым. XVI — XVII вв. Вклад Бориса (во иноцех Боголепа) Годунова в Троице-Сергиеву Обитель. В иконографическом многообразии пластики заключены идеи, связанные с конкретными историческими событиями и выражающие самобытные черты Троице-Сергиев...

8. Монастырь-крепость и посад в XVI веке

Окончанию строительных работ помог щедрый вклад Грозного, в 5500 рублей, «в вечный поминок» по убитому им сыну (1582). Вкладная книга монастыря хранит запись о том, как царь, отстояв утреннюю службу в Духовской церкви, призвал к себе трех доверенных лиц из числа братии и «учал. . . рыдати и плакати и молити. . . чтоб сыну его. . . ежедень панихиды петь над куть-ею и на обеднях поминати во веки и навек, докуда обитель сия святая стоит и до ок...

9. Троицкий собор (1422—1423)

Примечательны также царские врата, обложенные чеканными полосами сереб ра,— вклад царя Михаила Федоровича (1643). Над местным рядом—деисус, или деисусный чин (ряд, порядок), состоящий из больших, двухметровой высоты икон. Третий ряд икон посвящен основным христианским праздникам и име...

10. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (4)

Воспитанники Семинарии готовятся к экзаменам Большой вклад вносит Московская Духовная Академия и в экуменическое движение. Ее представители участвуют в работе Всемирного Совета Церквей, Конференции Европейских Церквей, богословских диалогах. Ряд преподавателей и студентов Академии — члены руководства международных религиозных экуменических организаций. Ректор епископ Дмитровский Александр и проректор по учебной час...

11. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (2)

Уже первые ее выпускники внесли значительный вклад в отечественное духовное просвещение своими переводами и самостоятельными трудами. Начало XVIII века — время петровских реформ — ознаменовало новый этап в жизни Академии: расширилась научно-богословская деятельность, возросло число наставников и учащихся, вводится преподавание латинского языка, увеличилась библиотека. Подъему Духовной школы содействовал выдающийся иерарх того времени М...

12. Историко-художественный музей-заповедник

Троицкому монастырю царь жалует особое отличие перед другими монастырями, в его казну делает богатые денежные вклады, дарит замечательные произведения древнерусского искусства. Большое значение придавал Иван Грозный созданию единой системы оборонительных укреплений страны. В самый короткий срок вокруг столицы появляется кольцо мощных крепостей, таких, как Тула, Коломна, Зарайск, Кашира. В их число входит и Троице-Сергиев монастырь, территория которого в это время значительно расширяется. Новые каменные стены его, сменившие прежние де...

13. Музей-заповедник: Жемчужное шитье

Вклад Анны Иоанновны Фелонь. XVIII век. Вклад Екатерины II В отличие от спокойно текущего узора епитрахили в набедреннике (вклад Екатерины II) все линии как бы извиваются и узор словно пульсирует на поверхности ткани. С изысканной роскошью шита фелонь, также вложенная Екатериной II. Жемчужное шитье здесь приобретает характер почти скульптурной лепки из этого хрупкого и драгоценного материала. Интересно отметить, что на оплечье в картуше шита изящная монограмма Троице-Сергиево...

14. Монастырь-крепость и посад в первой половине XVII века

В монастырь поступают огромные средства в виде пожертвований и вкладов, растут размеры его земельных угодий и вотчин: по переписным книгам 1646 года, Троицкому монастырю принадлежало 16 811 крестьянских дворов, в то время как владения других самых крупных монастырей не превышали четырех тысяч дворов. После Деулинского мира быстро идет восстановление сожженных подмонастырских поселений, и уже через пять лет в них стояло больше домов...

15. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (4)

Это возрождение и это правило — самые драгоценные вклады Преподобного Сергия, не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание... Нравственное богатство народа наглядно исчисляется памятниками деяний на общее благо, памятями деятелей, внесших наибольшее количество добра в свое общество. С этими памятниками и памятями срастается нравственное чувство народа; они—питательная почва; в них его корни; оторвите его от них — оно завянет, как ...

16. Историко-художественный музей-заповедник

Часть икон попала в монастырь в качестве вкладов. Среди них древние семейные реликвии княжеских и боярских родов, привезенные на гробах умерших, подаренные с целью сохранения наиболее ценных памятников для потомков либо в память о каком-то важном событии в жизни членов той или иной семьи. Выдающиеся мастера создавали их специально для монастыря и по его заказу. Выполняли их и монастырские иконописцы, упоминающиеся ...

17. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (1)

В основание этого уникального музея, который исполняет функцию также и учебного кабинета, положены прежде всего пожертвования Патриарха Алексия, которые он передавал в кабинет вплоть до последнего дня своей жизни (†l7 апреля 1970 года), а также вклады Преосвященных архиереев, клириков и мирян Русской Церкви, зарубежных гостей, профессоров, преподавателей, выпускников МДА и МДС. ЦАК является существенным звеном в общественном служении Московских Духовных школ. Ежегодно его посещают более 600 делегаций. Многие тысячи гостей из нашей страны и из-за рубежа знакомятся по экспонатам Церковноархеологического кабинета с многогранной деятельностью Русской Православной Церкви, с ее и...

18. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (2)

Створка для храмовой иконы Святой Троицы. Вклад Бориса Годунова. ЗГИХМЗ, № 393. Участники встречи констатировали, что нельзя упрочить мир на земле, ограничиваясь только словами о мире,—так, США имеют наибольшее количество проповедников, принадлежащих к самым различным Церквам, однако именно эта страна сбросила атомные бомбы на...

19. Казначейский корпус келий (XVII в.)

1635—1638 Пожалуй, ни один из русских царей не посещал Троицкий монастырь чаще, чем царь Борис, и не жаловал ему вкладов больше и богаче, чем он. И потому здесь в день смерти Бориса Годунова над этой скромной гробницей двух царей, царицы и царевны служили традиционную соборную панихиду, ударяли в большой годуновский колокол на колокольне, а на торжественной литургии употребляли сосуды, воздухи, покровы и дру...

20. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (5)

Как член Всемирного Совета Мира, Советского комитета защиты мира и член Советского комитета по культурным связям с соотечественниками за рубежом, участник многих международных форумов борцов за мир Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен является поборником христианского братства и единения христиан, вносит большой вклад в святое дело мира на Земле и сближения братьев по вере. В лице своих священноархимандритов-настоятелей иноки Лавры видят высокий пример. Совершая уставные службы, они преемственно продолжают освящающее мир служение, служение Пресвятой Троице и служение человека во имя любви Христовой. Обитель несет христианское свидетельство и совершает свое слу...

21. Музей-заповедник: Лицевое шитье

В отличие от икон произведения шитья часто имеют вкладные надписи, помогающие определению мастерских, а порой раскрывающие и идейное содержание произведения. Подбор тем и сюжетов в шитье никогда не был случаен. В нем находило отражение сложное переплетение религиоз...

22. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (3)

Русские мастера, воспринимая опыт своих предшественников, вкладывали в произведения своих рук все новое и новое осмысление каждой новой темы. Одна из таких тем воспринята из 1-й песни великого канона святого Андрея Критского: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог и прославлю его, Бог отца моего и вознесу Его: славно бо прославися [18, с. 153—154]. Другая тема, созвучная всем прочим канонам 1-й песни, связана с воспоминание...

23. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (3)

1673 — Составлена вновь вкладная книга Троицкого монастыря. 1674 — Вновь переписан Синодик Троицкого монастыря. 1675 — Патриарх Московский и всея Руси Иоаким предоставил архимандриту Троицкого монастыря право служить с дикирием и трикирием. 1682 — Цари Иоанн Алексее...

24. Музей-заповедник: Живопись второй половины XIV века

Конец XIV — начало XV века. Вклад М. В. Образцова Неповторима и своеобразна живопись древнего Пскова. Некоторое представление о ней дает образ Богоматери Тихвинской, созданный псковским мастером во второй половине XIV века. Он отличается большой индивидуальность...

25. Историко-художественный музей-заповедник

После осады, в начале XVII века, монастырь приобретает все большее значение, сюда стекаются богатые вклады. Дарятся произведения искусства, жалуются земли и крупные денежные суммы. С именем Александра Булатникова, бывшего келарем Троицкого монастыря в 1622-1641 годах, связаны превосходные про...

26. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (7)

Глубокое покаяние Грозного нередко сопровождалось драгоценными вкладами и грандиозным монастырским строительством. Историки отмечают связь так называемых монастырских объездов Иоанна Грозного с его внешнеполитическими планами и «военной обороной государственных границ»...

27. Троицкий собор (1422—1423)

Надпись, гравированная в картуше, расположенном на торцевой доске, свидетельствует, что сень является вкладом «самодержавнейшей всероссийской императрицы» Анны Иоанновны. Глухие ограждения-доски между столбами в нижней части сени закрывают другое выдающееся произведение искусства русских чеканщиков — серебряно-вызолоченную раку (1585), изготовленную для гроба Сергия по повелению Ивана Грозного. Прямоугольная (по размеру гроба) рака выполнена по законам архитектурного сооружения: в нижней части проходит профилированный цоколь, поверху ...

28. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (4)

Более трехсот религиозных деятелей — участников Всемирного Конгресса миролюбивых сил, проходившего с 25 по 31 октября 1973 года в Москве, откликнулись на приглашение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена собраться вместе в Троице-Сергиевой Лавре, чтобы обсудить значение вклада религий мира в укрепление международной безопасности и сотрудничества, утверждение национальной независимости народов и упрочение мира. Пелена с образом Софии Премудрости Божией. ЦАК МДА. Приветствуя участн...

29. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)

Источник по истории складывания книжного рукописного собрания Троице-Сергиева монастыря в XIV — XVII вв.: (Описи, вкладные и переписные книги). Автореферат дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. М., 1979. 26 с. (Московский гос. историко-архивный институт). 230. Белоброва О. А. Троице-Сергиевские рукописи XVI — XVII вв. в Пушкинском доме.— Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР, 1968, т. 23. с. 312 — 318. 231. Книги кирилловской печати XVI — XVIII вв. Загорского историко- художественного музея-заповедника. Каталог. М., 1981, 1...

30. Музей-заповедник: Серебряные изделия

Мы видим здесь излюбленный в XVII веке растительный орнамент со спиральным завитком, однако узор становится более насыщенным, густо заполняющим поверхность предмета, трудно читаемым, а изобразительные мотивы все более реальными. Оба вклада вызолочены. На углах Евангелия даны фигуры евангелистов, в исполнении которых чувствуется иная манера чеканки и иной характер изображения, нежели в центральной части оклада. Здесь нет подчеркнутой плоскостности, художник старался передать глубину пространства, объем фигур. Возможно, они были выполнены другим мастером на отдельных пла...

31. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (3)

«Если в каждую рукопись вкладывалось столько труда и времени,— замечает исследователь Лаврской библиотеки священник Сергий Мансуров,— то можно понять, как относились к чтению...» Имена сподвижников Преподобного Сергия не все известны. «Мнози и инии в Российском г...

32. Памятники монастырского некрополя XV—XVIII веков

За право быть похороненными на территории монастыря делались богатые вклады деньгами, вотчинами, ценным имуществом и т. п. Состоятельных людей хоронили у главных соборов и церквей, монастырских ремесленников и крестьян — в юго-восточном углу монастыря, на менее почетном месте. Таким образом, и здесь сказывалось социальное неравенство феодального общества...

33. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (5)

159x73 см, 5x9x3 см; размеры костяных вкладышей: 5,5x5,5 см; размер распятия: 25,5x21 см. ЗГИХМЗ, № 2389. В Описи 1649 года упоминается на л. 69. Кадило Преподобного Никона Радонежского, 1405 год. Серебряное золоченое. Архитектоника его соотнесена с архитектурой собора Святой Троицы. На гранях — образы Спасителя, Богоматери, Иоанна Предтечи, Архангелов Ми...

34. Музей-заповедник: Золотое и серебряное дело

Ему же принадлежал и потир с чашей из красной яшмы конца XIV века. Подсвечник. 1601 год. Вклад Бориса Годунова Мастера золотого и серебряного дела, создавая разнообразные по назначению предметы, часто воспроизводили архитектурные формы. В 1405 году, возможно мастерами Троицкого монастыря, было выполнено серебряное золоченое кадило в форме одноглавого храма с позакомарным покрытием. Как сообщает гравированная надпись, оно делалось по замышлению игумен...

35. Успенский собор (1559—1585 гг.)

Украшением интерьера собора служат два огромных медных паникадила XVII века работы мастеров Оружейной палаты Московского Кремля — вклад царского стольника Янова. Рядом с Успенским собором, у его северо-западного угла, пристроилось небольших размеров, низкое, с четырехскатной кровлей сооружение — усыпальница, где захоронены царь Борис Годунов, его жена Мария, сын Федор и дочь Ксения. Внутри собора у западной стены находятся гробницы племянницы Ивана Грозного Марфы Старицкой и ее дочери Евдокии. Успенский собор ...

36. История Загорска. История Сергиева-Посада

О праве на незыблемость монастырского землевладения свидетельствуют составленные во второй половине XVII века важнейшие монастырские документы:, вкладные книги 1639 и 1673 годов, кормовой синодик 1674 года и синодик 1680 года. Эти бесценные по своему историческому значению документы еще раз рассказывают о колоссальных богатствах монастыря. В XVII веке монастырь р...

37. Музей-заповедник: Древнерусская живопись XIV—XVII веков

Благодаря издавна хорошо поставленному учету поступавших в монастырь вещей и сохранившимся древним вкладным книгам, описям, синодикам прослеживается одна особенность коллекции Загорского музея-заповедника: она отражает в основном последовательное развитие московской художественной школы как в живописи, так и в прикладном искусстве. Кроме московских в собрании музея имеются и древние произведения, связанные с Новгородом,...

38. Музей-заповедник: Живопись XV века

Значительную часть ее составляют небольшие вкладные моленные иконы с преимущественным изображением богоматери. И что замечательно, среди них ни одна не повторяет другую. Троица Ветхозаветная. Икона. XV век Образ богоматери являлся одним из самых распространенных и любимых в древнерусской живописи. Русские иконописцы трактовали его чаще всего как с...

39. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (10)

«Да благослови! Господь нового Патриарха трудиться во благо Русской Православной Церкви, чтобы она продолжила свою миссию внутри страны и на международной арене, чтобы вместе со своими Сестрами — Православными и другими христианскими Церквами, представленными на этом высоком собрании, она внесла свой вклад в дело укрепления уз любви, братства и плодотворной деятельности».— Митрополит Триполийский Илия от Антиохийского Патриархата. «Грузинская Святая Церковь, в лице ее Главы и представителей, преисполненная духовной радости, выражает вам любовь и добрые пожелания верующего грузинского народа. Мы возносим свои молитвы ко Гос...

40. Музей-заповедник: Орнаментальное шитье

Оплечье ее шито по синему фону золотом и жемчугом в духе русских народных вышивок, хотя общая схема орнамента заимствована у привозных тканей. Митра. 1674 год. Вклад И. Б.Репнина Митра. XVII в. Одно из лучших произведений орнаментального шитья конца XVI века — «Жемчужная пелена», подаренная Троицкому монастырю в 1599 году Борисом Годуновым. Композиция ее строга и проста, рисунок легко читаетс...

41. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (6)

Из орехового дерева в золотой сканной оправе. Вкладыш правой створки не сохранился. На боковых сторонах золотой оправы — запись вязью: «В лето 6964 (1456) сиа (и)кона делана в Сергееве монастыре при бл(а)говернем великом князе Василии Васильевич повелением игумена Васиана Сергеева монастьтря. а рукою инока Амброс(има)». 10,7x7,5x1,5 см. ЗГИХМЗ. № 45. Нагрудная икона «Знамение» со святыми — Андреем (?) Юродивым, преподобным Симеоном Столпником, пророком Иезекиилем и мучеником Иоа...

42. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (1)

Створка для храмовой иконы Святой Троицы. Вклад Бориса Годунова. ЗГИХМЗ, № 393. Конференция состоялась спустя семь лет после окончания второй мировой войны, когда вопреки разуму, вопреки требованиям и чаяниям народов мира, невзирая на международные соглашения, стала усиленно проводиться ремилитаризация Западной Германии и Японии, когда в Западной Европе невиданные масштабы приняла гонка вооружений, когда в Корее при прямой поддержке США была спровоцирована война с применением б...

43. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (4)

Цель монашеского подвига — сохранить единство общежительного братства, основанного Преподобным Сергием, и тем внести свой вклад в дело укрепления единства разделенного мира. Утверждая мир в себе через подвиг смирения, священноиноки служат приходящим к ним на исповедь многочисленным паломникам своим добрым советом, умиротворяя их смятенные души. Разные жизненные обстоятельства приводят в Лавру верующих людей. Нередко притекают сюда за сов...

44. Музей-заповедник: Андрей Рублев

В конце процессии 3500 человек канатами тащили колокол весом 1850 пудов (29,6 т), специально отлитый для Троицкого монастыря также в качестве вклада от царского имени. Позднее царь Михаил Федорович добавил к годуновскому окладу иконы «Троица» золотые цаты (1626), сделанные по образцу грозненских, а в середине XVIII века, уже по заказу монастыря, на эту особо чтимую икону была изготовлена сплошная золотая риза, повторившая линии рисунка фигур ангелов с...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................