1. Музей-заповедник: Стекло и фарфор
В поисках художественной выразительности иногда используются необычные средства, например, сочетание фарфора и хрусталя в
уникальном сервизе «Синий вечер» Н. П. Славиной (Пещеровой),
лауреата Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина. Изящные плавные формы с затейливым кружевным ажуром по краям, белый
фарфор и сверкающий хрусталь, изысканная ко...
6. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (5)
«Я есмь истинная виноградная лоза, и Отец Мой — Виноградарь.—
Свидетельствует Христос Спаситель.— Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если
не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто С глубоким внутренним трепетом перед величием церковных Таинств, установленных
Богом на земле, приступают к Божественной службе иноки, носящие священный сан. Поочередно в течение всей седм...
7. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (2)
Не вливают нового вина в старые мехи,— говорится в Евангелии,— ибо новое вино
разорвет старые мехи, как непригодные [Мф. 9, 17]. Новые времена требуют обновления жизни и прежде всего ее социальных устоев.
А наиболее действенным инструментом, преобразующим мир, как отмечали выступавшие делегаты, является любовь. «Любить человека,—
говорил в своем докладе архиепископ Львовский и Тернопольский Николай,— надлежит потому, что он «образ Божий», отблеск Божества,
что все, что в нем есть — его существ...
8. Успенский собор (1559—1585 гг.)
Все иконы как бы оправлены (заключены) в гигантский золотой футляр, построенный по законам архитектурного ордера, с горизонтальными
членениями развитых антаблементов, поддерживаемых резными витыми колонками-столбиками с вьющимися по ним виноградными лозами 73. как и в кремлевском соборе, за иконостасом со стороны алтаря устроена трехъярусная
расписная галерея, или хоры, где размещаются певчие во время особо торжественных праздничных служб. Интерьер Успенского собора
Иконы Успенского собора не ...
10. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (2)
Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов; 1782—1867) Архиепископ Московский и Коломенский Августин (Виноградский; 1766—1819) К концу XVIII века Славяно-греко-латинская Академия
пришла со значительными результатами. Ее выпускники— видные иерархи, клирики, блестящие проповедники и церковные писатели,
историки, поэты, переводчики. Среди питомцев Духовной школы — первый русский сатирик Ан-тиох Кантемир, великий ученый-энциклопедист
М. В. Ломоносов, математик Л. Ф. Магни...
12. Монастырь-крепость и посад в первой половине XVII века
Тот же Павел Алеппский свидетельствует, что царь Алексей Михайлович «всю душу положил» на построение Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1 650—-1 655), «дабы сделать его подобным монастырю
Троицкому», и называет обе эти обители «женихом» и «невестой»; он приводит также слова патриарха Никона о том, что среди
почти трех тысяч монастырей России «есть три очень богатых монастыря, великие царские крепости:...
14. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (1)
— Но так как человек изначала имеет свободную мысль, как имеет эту свободную мысль и сам Бог, по подобию Которого он создан,
то всегда [через видимые знаки] дается ему совет соблюдать благое, что исполняется через повиновение Богу... И не только в делах, но даже и в вере Господь сохранил для человека свободное
и самовластное суждение, говоря: по вере твоей будет тебе, и показывая, что вера человека есть собственная его вера». И вместе
с тем, «никогда человек сам по себе не может победить противной силы диавола, если не будет пользоваться Божественной помощью»
[10, с. 190—191, 498]. ...
17. Троице-Сергиева Лавра. Молитва ко Пресвятей Троице
Снабдевай, Всемилостивый Творче, святую Обитель сию до кончины веков, яко виноград
Свой [ему же мною, рабом Твоим, изволил еси насаждену быти.] Подаждь, Всещедре Господи, властем единомыслие, благосоветие,
воем крепость непобедимую, всем же общеправославным христианом здравие, мир и благолепие, вся нужная во изобилии, изряднее
же оставление согрешений и вся, яже суть н...
19. Историко-художественный музей-заповедник
Деревянная скульптура представлена своеобразными скворечниками второй половины XIX века, которым их автор — крестьянин Рязанской
губернии В.Т.Савинов придал облик мужика и бабы; медведем-ульем
и северными охлупнями — конем и утицей. Необычно разнообразны бытовые предметы — прялки, рубеля, вальки, пряничные и набивные
доски, редкие образцы долбленой посуды XVIII-XIX веков, собранные из различных районов России. Уникальным памятником, является
трехстворчатое зеркало XVII века, в украшении которого мастера применили ажурные металлические пластины и слюд...
20. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (9)
НАСТОЯТЕЛИ-ИГУМЕНЫ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ 1344—1392 (1) Преподобный Сергий, Игумен Радонежский 1391, Преподобный Никон, 1398—1426
(2) Игумен Радонежский 1392—1398 (3) Преподобный Савва Звенигородский ? ? 1429—1432 (4) Преподобный Савва II 1432—1443 (5)
Игумен Зиновий 1443—1445 (6) Игумен Геннадий (Саматов) 1445—1446 (7) Игумен Досифей 1447—1455 (8) Преподобный Мартиниан Белоетерский
1455—1466 (9) Святой Вассиан (Рыло) 1467—1474 (10) Игумен Спиридон (†1475) 1474—1478 (II) Игумен Аврамий 1479—1482 (12) Игумен
Паисий (Ярославов) 1482—1483 (13) Игумен Иоаким 1483—1487 (14) Игумен Макарий 1487—1489 (15) Игумен Афанасий (Сук) 1490—1495
(16) Игумен Симон (Чиж) 1495—1505 (17) Святой Серапион I 1506—1507 (18) Игумен Досифей II 1508—1515 (19) Игумен Памва ( (Мошнин)
1515—1520 (20) Игумен Иаков (Кашин) 1521 — 1524 (21) Игумен Порфирий I 1525—1527 (22) Преподобный Арсений (Сахарусов) 1528—1529
(23) Игумен Александр 1529—1539 (24) Святой Иоасаф I (Скрипицьш) 1539—1541 (25) Игумен Порфирий II 1541 — 1543 (26) Игумен
Алексий 1543 (27) Игумен Порфирий III 1543—1545 (28) Игумен Никандр 1545—1549 (29) Игумен Иона (Щелепин) 1549—1551 (30) Игумен
Серапион II (Курцев) 1551 — 1552 (31) Игумен Артемий (Пустынник) 1552—1554 (32) Игумен Гурий (Лужецкий) 1554—1555 (33) Игумен
Иларион, Кирилловен, 1555—1560 (34) Игумен Иоасаф II (Черньгй) 1561 —1562 (35) Архимандрит Елевферий 1562—1566 (36) Архимандрит
Меркурий, Дмитровец 1566—1568 (37) Архимандрит Кирилл 1568—1569 (38) Архимандрит Памва 1569—1573 (39) Архимандрит Феодосии
(Вятка) 1573—1575 (40) Архимандрит Памва (вторично) 1575—1577 (41) Архимандрит Варлаам I 1577—1584 (42) Архимандрит Иона
II 1584—1588 (43) Архимандрит Митрофан, Дмитровец 1588—1594 (44) Архимандрит Киприан, Балахонец 1594—1605 (45) Архимандрит
Кирилл II (Завидов) 1605—1610 (46) Архимандрит Иоасаф 1610—1633 (47) Преподобный Дионисий (Зобниновский) 1633—1640 (48) Архимандрит
Нектарий (Вязмитин) 1640—1656 (49) Архимандрит Адриан 1656—1667 (50) Архимандрит Иоасаф II 1667—1674 (51) Архимандрит Феодосии
II 1674—1694 (52) Архимандрит Викентий 1694—1697 (53) Архимандрит Иов 1697—1700 (54) Архимандрит Евфимий 1701 — 1704 (55)
Архимандрит Иларион (Властевинский) 1704—1707 (56) Архимандрит- Сильвестр (Холмский) 1708—1710 (57) Архимандрит Иоасаф III
1711 — 1718 (58) Архимандрит Георгий (Дашков) 1718—1721 (59) Архимандрит Тихон (Писарев) 1722—1726 (60) Архимандрит Гавриил
(Бужинский) 1726—1737 (61) Архимандрит Варлаам II (Высоцкий) 1737—1738 (62) Архимандрит Арсений (Воронов) 1739—1742 (63)
Архимандрит Амвросий (Дубневич) 1742—1744 (64) Архимандрит Кирилл III (Флоринский) 1744—1752 (65) Архиепископ Арсений II
(Могилянский) 1752—1758 (66) Архимандрит Афанасий (Вольховский) 1758—1761 (67) Архимандрит Гедеон (Криновский) 1761 —1766
(68) Архимандрит Лаврентий (Хоцятовский) 1766—1812 (69) Архимандрит Платон (Левшин), с 1770 Архиепископ Тверской, с 1775
Архиепископ, с 1787 Митрополит Московский 1812—1819 (70) Архиепископ Августин (Виноградский) 1819—1821 (71) Митрополит Серафим
(Глаголевский) 1821 —1867 (72) Митрополит Филарет (Дроздов) 1868—1879 (73) Святитель Иннокентий (Попов-Вениаминов) 1879—1882
(74) Митрополит Макарий (Булгаков) 1882—1891 (75) Митрополит Иоанникий (Руднев) 1891 — 1893 (76) Митрополит Леонтий (Лебединский)
1893—1898 (77) Митрополит Сергий (Ляпидевский) 1898—1912 (78) Митрополит Владимир (Богоявленский) 1912—1917 (79) Митрополит
Макарий (Невский) 1917—1919 (80) Патриарх Тихон (Белавин) 1946—1970 (81) Патриарх Алексий (Симанский) 1970 (82) Митрополит,
с 1971 Патриарх Пимен (Извеков) НАМЕСТНИКИ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ 1739—1742 Иеромонах Антоний Нарожницкий 1743—1745 Иеромонах
Феодосии Янковский 1745—1748 Архимандрит Иоасаф Горленко 1749—1753 Иеромонах Феофан Чарнуцкий 1753—1758 Иеромонах Кирилл
Ляшевецкий 1758—1761 Иеромонах Гавриил Петров-Шапошников 1761 — 1763 Иеромонах Иннокентий Нечаев 1763 Иеромонах Платон Левшин
1763—1770 Иеромонах Иоанн Черепанов 1770—1775 Иеромонах Павел (Петр) Зернов 1775—1782 Иеромонах Павел (Петр) Пономарев 1782—1783
Иеромонах Аполлос (Андрей) Байбаков 1783—1787 Иеромонах Мелхиседек (Михаил) Заболоцкий 1787—1792 Игумен Досифей Ильин 1793
Иеромонах Никанор Николаев 1793 Игумен Ефрем 1793—1795 Иеромонах Евлампий 1795—1800 Иеромонах Назарий (Никита) Романовский
1800 Архимандрит Августин Виноградский 1800—1803 Архимандрит
Мелхиседек Минервин 1803—1810 Архимандрит Симеон (Савва) Крылов-Платонов 1810—1814 Архимандрит Самуил Запольский-Платонов
1814—1818 Архимандрит Никанор Клементьевский 1818—1831 Архимандрит Афанасий Федоров 1831 — 1877 Архимандрит Антоний Медведев
1877—1891 Архимандрит Леонид Кавелин 1891 — 1904 Архимандрит Павел Глебов 1908—1915 Архимандри...
21. Музей-заповедник: Фарфор и стекло
Представленная в экспозиции фаянсовая миска— один из редких сохранившихся образцов того времени. После открытия Д. И. Виноградовым секрета отечественного производства фарфора в 1744 году в
Петербурге был основан императорский фарфоровый завод, а вскоре — еще несколько частных предприятий, среди которых в XVIII—XIX
веках особенно славились изделия заводов Гарднера и Попова. В музее хранятся фарфоровая посуда, статуэтки, чернильницы, декоративные
вазы, изготовленные на этих за...
22. Царские Чертоги (конец XVII в.)
Оконные проемы подсобного, нижнего этажа оформлены относительно скромными белокаменными наличниками, зато окна верхних, парадных
палат украшены богатыми фигурными обрамлениями из многоцветных поливных изразцов: над тремя обвитыми виноградной лозой колонками расположен картуш изящного рисунка со скульптурным рельефом, перекрывающий
сразу два окна; изразцы сплошными лентами украшают также междуэтажную тягу и фриз здания, крупными вставками включены в верхнюю
часть его стен. Удачное сочетание многоцветных поливных изразцов с раскраской стен второго этажа под «бриллиантовый руст»
придает особую цельность и праздничное великолеп...
23. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (7)
Агнец Божий в виде бескровной жертвы приносится ежедневно на престолах Обители Живоначальной Троицы для единения верующих
со Христом в Таинстве Святого Причащения до того дня, как сказал Сам Христос, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего [23, с. 60, 64]. Крестный ход у Троицкого собора
перед Пасхальной заутреней. Божественная литургия — это и особый чин церковного Богослужения, и созидающая благодатная сила
в Церкви Христовой. Она и древо жизни, и Пасха нетления. Она кладезь живой воды и святейшее тайнодействие. Она живой голос
многовекового церковного сознания и непрерывно длящееся воспоминание о жертвенной любви к...
24. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (2)
Затем иноки с предстоятелем при пении стихир «на стиховне» возвращаются на середину храма, где уготован тетрапод (стол) с
пятью хлебами, пшеницей, вином и елеем. Завершается пение
стихир, прославляющих святых или праздник, молитвой святого Симеона Богоприимца Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко (Лк.
2, 19—32). Молитва эта исполнена «благодарности и спокойствия пред лицом смерти, происходящих от постоянной мысли о мире
и народе, их просвещении и спасении». Называя Спасителя Светом, эта молитва на исходе вечера напоминает о закате нашей жизни
[3, с. 178—179]. По традиции Православной Церкви, о...
25. Историко-художественный музей-заповедник
Неизвестный мастер придал ему форму кубического храма с позакомарным покрытием, которая, по мнению исследователей, напоминает
своими очертаниями возведенный ранее по той же схеме, что и Троицкий, Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря. Надвратная церковь Иоанна Предтечи. 1693-1699 годы Примечательно,
что в данном случае перед нами причудливый сплав элементов архитектуры и прикладного искусства, где архитектурные формы воплощаются
с помощью различных ювелирных материалов и техник. Для создания иконостаса Троицкого собора и росписи его интерьера Никон
приглашает замечательных иконописцев Древней Руси — Андрея Рублева и Даниила Черн...