1. Уточья башня
Удачное соотношение между нижним объемом и венчанием башни, изящные пропорции, прекрасно нарисованные детали, необычайно
легкий и ажурный силуэт надстройки и, наконец, оригинальное цветовое решение — белый нижний ярус и красно-кирпичная надстройка
с белокаменными вставками — все это придает Уточьей башне исключительно народный вид и ставит ее в ряд выдающихся архитектурных
памятников конца XVII века. За своеобразную красоту и яркий
цвет надстройки Уточья башня долгое время называлась Красной (красивой), а описания монастыря XVIII века отмечают, что «она
особливого примечания достойна» и «между наилучшими строениями обретающимися в России иметь место долженствует». Надстройка
Уточьей башни. Реконструкция В. И. Балдина Ратуша с башней а г. Маастрихте (Голландия). 16...
8. Музей-заповедник: Живопись
После некоторого строительного затишья в монастыре в первой трети XVIII века, вызванного строительством Петербурга и другими
важными мероприятиями Петра I, повлекшими значительные ограничения для монастыря, во второй половине XVIII века положение изменилось. В течение нескольких десятилетий снова велось
интенсивное строительство и реконструкция ансамбля в соответствии с господствующими тогда вкусами: роскошное оформление интерьеров
Царских Чертогов, Митрополичьих и Наместничьих покоев, загородного «монастырского двора Корбухи», загородной резиденции митрополита
Платона — покоев в Спасо-Вифанском монастыре. Богатая лепнина ...
11. Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Больничные палаты и Смоленская церковь В это время на месте каменной поварни XV века,
возведенной В. Д. Ермолиным, на средства монастыря и графа А. Г. Разумовского построена небольшая церковь Смоленской богоматери
— бесстолпная, круглая в плане, с высокими белокаменными крыльцами с четырех сторон. Оригинальный иконостас Смоленской церкви
не сохранился. В настоящее время в ней установлен резной, со скульптурными фигурами иконостас из московской церкви Параскевы
Пятницы, удачно вписавшийся в ин...
13. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (3)
Они неутомимо переписывают «Лествицу» Преподобного Иоанна Лествичника и «Душеполезные поучения» Преподобного Аввы Доро-фея,
списки с которых от XIV — XV веков сохранились в наибольшем
числе (с «Лествицы»—12 списков: ГБЛ, ф. 304/1, № 155, 156, 157, 158, 167, 168, 169, 170, 171, 183, 184, 185; с «Душеполезных
поучений»—12 списков: № 163, 164, 165, 167, 168, 169...
14. Обелиск (1792 г.)
Обелиск (1792 г.) Конец XVIII века в лавре отмечен памятным
обелиском, удачно расположенным в геометрическом центре древней площади монастыря, между монументальным Троицким собором
и высотной колокольней. Сложенный из дикого камня (песчаника), традиционный по форме, четырехгранный обелиск стал как бы
тем последним штрихом или точкой, которую поставил символический Зодчий, завершая свой многовековой труд по формированию
архитектурного ансамбля Троице-Сергиева монастыря. Обелиск. 1792 На обелиске укреплены солне...
18. Пятницкая и Введенская церкви (1547 г.)
Килевидные полукружия закомар с широкими лентами профилей, обрамления больших оконных проемов, перспективный портал с тонкой
геометрической резьбой придают церкви своеобразную простоту и сдержанную нарядность. К XX веку облик Введенской церкви был сильно искажен. В настоящее время ведутся работы по ее реставрации.
Пятницкая церковь сохранилась без особых изменений. Находясь в непосредственной близости от монастыря, Пятницкая и Введенская
церкви и расположенный против них, по другую сторону Московского шоссе, древний Пятницкий колодец связывают монастырский
ансамбль с окружающей местностью. Троице-Сергиева...
20. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (1)
Большая плеяда богословов XIX—начала XX века оставила немало
трудов в разработке тринитарных проблем, христианской космологии и христианской антропологии, христологии, сотериологии,
экклесиологии. Среди них особо выделяются профессор протоиерей Феодор Голубинский, профессор протоиерей Александр Горский,
профессор священник Павел Флоренский, Виктор Дмитриевич Кудрявцев-Платонов, Алексей Иванович...
24. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (8)
Для сего повелено было собрать из детей священно-церковно-служительских и монастырских слуг до 200 человек и обучать их риторике, философии и богословию, языкам латинскому, греческому и, если возможно,
еврейскому; чтобы устроен был на кошт Троицкого монастыря в каком-либо из женских монастырей сиротский дом для детей обоего
пола, в котором бы сироты и дети, брошенные преступными родителями, могли найти призор и воспитание до известнаго возраста
(Полное собрание законов Российской империи, № 7928). Семинария была открыта в октябре 1742 года архимандритом Кириллом I...
25. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (9)
НАСТОЯТЕЛИ-ИГУМЕНЫ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ 1344—1392 (1) Преподобный Сергий, Игумен Радонежский 1391, Преподобный Никон, 1398—1426
(2) Игумен Радонежский 1392—1398 (3) Преподобный Савва Звенигородский ? ? 1429—1432 (4) Преподобный Савва II 1432—1443 (5)
Игумен Зиновий 1443—1445 (6) Игумен Геннадий (Саматов) 1445—1446 (7) Игумен Досифей 1447—1455 (8) Преподобный Мартиниан Белоетерский
1455—1466 (9) Святой Вассиан (Рыло) 1467—1474 (10) Игумен Спиридон (†1475) 1474—1478 (II) Игумен Аврамий 1479—1482 (12) Игумен
Паисий (Ярославов) 1482—1483 (13) Игумен Иоаким 1483—1487 (14) Игумен Макарий 1487—1489 (15) Игумен Афанасий (Сук) 1490—1495
(16) Игумен Симон (Чиж) 1495—1505 (17) Святой Серапион I 1506—1507 (18) Игумен Досифей II 1508—1515 (19) Игумен Памва ( (Мошнин)
1515—1520 (20) Игумен Иаков (Кашин) 1521 — 1524 (21) Игумен Порфирий I 1525—1527 (22) Преподобный Арсений (Сахарусов) 1528—1529
(23) Игумен Александр 1529—1539 (24) Святой Иоасаф I (Скрипицьш) 1539—1541 (25) Игумен Порфирий II 1541 — 1543 (26) Игумен
Алексий 1543 (27) Игумен Порфирий III 1543—1545 (28) Игумен Никандр 1545—1549 (29) Игумен Иона (Щелепин) 1549—1551 (30) Игумен
Серапион II (Курцев) 1551 — 1552 (31) Игумен Артемий (Пустынник) 1552—1554 (32) Игумен Гурий (Лужецкий) 1554—1555 (33) Игумен
Иларион, Кирилловен, 1555—1560 (34) Игумен Иоасаф II (Черньгй) 1561 —1562 (35) Архимандрит Елевферий 1562—1566 (36) Архимандрит
Меркурий, Дмитровец 1566—1568 (37) Архимандрит Кирилл 1568—1569 (38) Архимандрит Памва 1569—1573 (39) Архимандрит Феодосии
(Вятка) 1573—1575 (40) Архимандрит Памва (вторично) 1575—1577 (41) Архимандрит Варлаам I 1577—1584 (42) Архимандрит Иона
II 1584—1588 (43) Архимандрит Митрофан, Дмитровец 1588—1594 (44) Архимандрит Киприан, Балахонец 1594—1605 (45) Архимандрит
Кирилл II (Завидов) 1605—1610 (46) Архимандрит Иоасаф 1610—1633 (47) Преподобный Дионисий (Зобниновский) 1633—1640 (48) Архимандрит
Нектарий (Вязмитин) 1640—1656 (49) Архимандрит Адриан 1656—1667 (50) Архимандрит Иоасаф II 1667—1674 (51) Архимандрит Феодосии
II 1674—1694 (52) Архимандрит Викентий 1694—1697 (53) Архимандрит Иов 1697—1700 (54) Архимандрит Евфимий 1701 — 1704 (55)
Архимандрит Иларион (Властевинский) 1704—1707 (56) Архимандрит- Сильвестр (Холмский) 1708—1710 (57) Архимандрит Иоасаф III
1711 — 1718 (58) Архимандрит Георгий (Дашков) 1718—1721 (59) Архимандрит Тихон (Писарев) 1722—1726 (60) Архимандрит Гавриил
(Бужинский) 1726—1737 (61) Архимандрит Варлаам II (Высоцкий) 1737—1738 (62) Архимандрит Арсений (Воронов) 1739—1742 (63)
Архимандрит Амвросий (Дубневич) 1742—1744 (64) Архимандрит Кирилл III (Флоринский) 1744—1752 (65) Архиепископ Арсений II
(Могилянский) 1752—1758 (66) Архимандрит Афанасий (Вольховский) 1758—1761 (67) Архимандрит Гедеон (Криновский) 1761 —1766
(68) Архимандрит Лаврентий (Хоцятовский) 1766—1812 (69) Архимандрит Платон (Левшин), с 1770 Архиепископ Тверской, с 1775
Архиепископ, с 1787 Митрополит Московский 1812—1819 (70) Архиепископ Августин (Виноградский) 1819—1821 (71) Митрополит Серафим
(Глаголевский) 1821 —1867 (72) Митрополит Филарет (Дроздов) 1868—1879 (73) Святитель Иннокентий (Попов-Вениаминов) 1879—1882
(74) Митрополит Макарий (Булгаков) 1882—1891 (75) Митрополит Иоанникий (Руднев) 1891 — 1893 (76) Митрополит Леонтий (Лебединский)
1893—1898 (77) Митрополит Сергий (Ляпидевский) 1898—1912 (78) Митрополит Владимир (Богоявленский) 1912—1917 (79) Митрополит
Макарий (Невский) 1917—1919 (80) Патриарх Тихон (Белавин) 1946—1970 (81) Патриарх Алексий (Симанский) 1970 (82) Митрополит,
с 1971 Патриарх Пимен (Извеков) НАМЕСТНИКИ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ 1739—1742 Иеромонах Антоний Нарожницкий 1743—1745 Иеромонах
Феодосии Янковский 1745—1748 Архимандрит Иоасаф Горленко 1749—1753 Иеромонах Феофан Чарнуцкий 1753—1758 Иеромонах Кирилл
Ляшевецкий 1758—1761 Иеромонах Гавриил Петров-Шапошников 1761 — 1763 Иеромонах Иннокентий Нечаев 1763 Иеромонах Платон Левшин
1763—1770 Иеромонах Иоанн Черепанов 1770—1775 Иеромонах Павел (Петр) Зернов 1775—1782 Иеромонах Павел (Петр) Пономарев 1782—1783
Иеромонах Аполлос (Андрей) Байбаков 1783—1787 Иеромонах Мелхиседек (Михаил) Заболоцкий 1787—1792 Игумен Досифей Ильин 1793
Иеромонах Никанор Николаев 1793 Игумен Ефрем 1793—1795 Иеромонах Евлампий 1795—1800 Иеромонах Назарий (Никита) Романовский
1800 Архимандрит Августин Виноградский 1800—1803 Архимандрит Мелхиседек Минервин 1803—1810 Архимандрит Симеон (Савва) Крылов-Платонов
1810—1814 Архимандрит Самуил Запольский-Платонов 1814—1818 Архимандрит Никанор Клементьевский 1818—1831 Архимандрит Афанасий
Федоров 1831 — 1877 Архимандрит Антоний Медведев 1877—1891 Архимандрит Леонид Кавелин 1891 — 1904 Архимандрит Павел Глебов
1908—1915 Архимандрит Товия Цимбал 1915—1922 Архимандрит Кронид Любимов 1946 Архимандрит Гурий Егоров 1946—1954 Архимандрит
Иоанн Разумов 1954—1957 Архимандрит Пимен Извеков, ныне Святейший
Патриарх 1957—1965 Архимандрит Пимен Хмелевский 1965—1970 Архимандрит Платон Лобанков 1970—1972 Архимандрит Августин Судоплатов
1972—1982 Архимандрит Иероним Зиновьев 1982—1984 Архимандрит Евсевий Савви...
26. Каличья башня
В XVI веке на этом месте были Конюшенные ворота, называвшиеся по расположенным против них монастырским службам, а над ними
— «круглая, о двух верхах» башня. В середине XVII века башню
заново перестроили, она стала одноверхой, с проездными воротами в виде буквы «Г», а в конце XVII века башня получила высокую
надстройку. К середине XVIII века башня находилась в аварийном состоянии, была разобрана до основания и в 1772 году построена
вновь по проекту И. Жукова, затем И. Яковлева. Е...
31. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (5)
За последние четыре года Лавру и Московские Духовные Академию и Семинарию посетили более 1100 официальных делегаций из 60
стран мира общим числом свыше 10 тысяч человек. Своеобразную
летопись церковного, гражданского и миротворческого служения представляют собой книги записей посетителей Лавры и Академии.
Здесь, в Лавре, в своей резиденции Святейший Патриарх принимает высоких представителей Церквей и государств, участников богословских
комиссий, паломников. Братия Троице-Сергиевой Лавры. 1979 год. Здесь же происходят иногда заседания Священного Синода и совершаются
наречения архимандритов во еписк...
32. Пятницкая башня
Таким образом, к середине XVI века монастырь превратился в сильную крепость, выдержавшую в начале XVII века шестнадцатимесячную осаду польско-литовских интервентов. Сильно пострадавшие во время осады
стены и башни были капитально отремонтированы, частично перестроены заново. Так, толщина и высота стен увеличились почти
вдвое, появ...
34. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (5)
Веду-ще бо тя воистинну и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся, еже молитися о нас Всесильному Богу о пользе
душ наших и испросити время на покаяние, и о невозбранном преитии от земли на Небо, мытарств же горьких, бесов, воздушных
князей, и вечныя муки избавитися, и Небесному Царствию наследникам быти со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему
Иисусу Христу: Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим
Его Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь. У древней
чудотворной иконы Преподобного Сергия Радонежского «учиненный» чтец читает утренние молитвы по окончании Братского молебна
и псалмы Полунощницы. Вновь в молитве о всех живых и усопших ис...
35. Историко-художественный музей-заповедник
Другой оклад на „Троицу", сменивший первоначальный, складывался как крупный комплекс произведений ювелирного искусства
постепенно, на протяжении XVI-XVIII веков. Части его: венцы,
цаты, панагии, сень — в разное время были подарены в монастырь Борисом Годуновым, его сыном Федором и царем Михаилом Романовым.
В XVIII веке по заказу монастырских властей в мастерской Оружейной палаты Московского Кремля для иконы создается чеканный
серебряный оклад, покрытый толстым слоем золота. Неизвестными русскими мастерами в начале XVII века был создан еще один выдающийся
памятник прикладного искусства — вну...
36. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (1)
99 об.—100) [37]. В XVIII веке основные Лаврские напевы вошли
в состав рукописного Ирмология 1748 года. В конце XX века. XIX века регент Лаврского хора архимандрит Аарон издал Лаврский
«Ирмологий нотного пения, содержа щий ирмосы всего лета по напеву, употребляемому в Свято-Троицкой Лавре» [39]. В нем содержатся
местные особенности пения, преемственно сохраняемые в хоре Лавры. Своеобразие местных напевов особенно проявляется в праздничных
песнопениях, относящихся к Дню Святой Троицы, и в песнопениях, про...
37. Музей-заповедник: Серебряные изделия
Мы видим здесь излюбленный в XVII веке растительный орнамент
со спиральным завитком, однако узор становится более насыщенным, густо заполняющим поверхность предмета, трудно читаемым,
а изобразительные мотивы все более реальными. Оба вклада вызолочены. На углах Евангелия даны фигуры евангелистов, в исполнении
которых чувствуется иная манера чеканки и иной характер изображения, нежели в центральной части оклада. Здесь нет подчеркнутой
плоскостности, художник старался передать глубину пространства...
38. Казначейский корпус келий (XVII в.)
В обширном строительстве, развернувшемся в Троицком монастыре после героической обороны крепости в начале XVII века, отразилось характерное для русской архитектуры того времени стремление
к нарядности и узорчатости. Это сказалось как в облике перестроенных крепостных башен, так и в архитектуре культовых и гражданских
сооружений. Но, к сожалению, многие возведенные тогда здания со временем подверглись...
42. Музей-заповедник: Искусство ранней Москвы
Другие относят написание иконы ко времени постройки Духовской церкви1476—1477годов и усматривают в ней черты, сближающие
ее с произведениями конца XV века. Икона свидетельствует
о большом внимании, какое уделялось на Руси в XIV—XV веках культу Троицы. Многочисленные иконы с изображением Троицы, писавшиеся
тогда на Руси, говорят, что их авторы стремились к переосмыслению традиционного сюжета, сосредоточивая внимание на гармонии
изображения трех ангелов, воплощая в их образах идеи единства и согласия. Одной из таких икон и является икона, где мастер
подобно Андрею Рублеву, но далеко от совершенства последнег...
47. Основание монастыря. XIV век
Монастырь получил, таким образом, регулярный план в виде правильного прямоугольника: по его сторонам стояли кельи, обращенные
окнами на центральную площадь, где возвышались церковь и трапезная; весь монастырь, включая огороды, житницы и другие хозяйственные
постройки, располагавшиеся позади келий, окружила рубленая ограда (тын); над ее главным входом была поставлена еще одна церковь,
посвященная Дмитрию Солунскому. К концу XIV века появляются
и первые поселения в окрестностях обители Сергия. Епифаний свидетельствует, что если ко времени основания монастыря «не было
близ тогда ни сел, ни дворов, ни людей, живущих в них, ни пути людского. . . во все...
48. Троицкий собор (1422—1423)
Чураков, участвовавший в реставрационных работах,— нам говорят такие его композиции, как «Собор Богоматери», темы «Страстей»
и «Евхаристии» в алтаре, такие праздники в сводах, как «Распятие с предстоящими», «Вход в Иерусалим», «Воскрешение Лазаря»,
поясной «Иоанн Предтеча» между парусами и целый ряд других композиций и отдельных изображений, настолько напоминающих живопись
XV века, что в них нельзя не видеть определенного следования первоначальным образцам, как бы рассказанным языком XVII века». Сень над ракой Сергия. 1737. Троицкий собор И. Грабарь, со свойственной
ему осторожностью, также высказывал предположение, что в «отдельных местах сохранились фрагменты живописи, которая относится,
несомненно, к более раннему времени, хотя нельзя иметь уверенности, что они являются подлинными фрагментами изначальной рублевской
стенописи. Но наличие в них древней графьи...
49. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (2)
Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов; 1782—1867) Архиепископ Московский и Коломенский Августин (Виноградский;
1766—1819) К концу XVIII века Славяно-греко-латинская Академия
пришла со значительными результатами. Ее выпускники— видные иерархи, клирики, блестящие проповедники и церковные писатели,
историки, поэты, переводчики. Среди питомцев Духовной школы — первый русский сатирик Ан-тиох Кантемир, великий ученый-энциклопедист
М. В. Ломоносов, математик Л. Ф. Магницкий и многие другие выдающиеся деятели русского просвещения. Ректор Академии, впоследствии
митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил (Пе...
52. Троице-Сергиева Лавра. Обеты монашества
Егда же сия вся постраждеши, радуйся, рече Господь, яко мзда твоя многа есть на небесех; Емуже слава во веки. Аминь. Приемлеши ли вся иноческаго общежительнаго жития уставы и правила, от святых отец составленная,
и от настоятеля тебе подаемая? — Ей, честный отче, приемлю, и с любовию лобызаю я. П...
53. Монастырь-крепость и посад во второй половине XVII века
Писцовые книги 1684 года только в одном селе Клементьеве, которое составляло не более трети, а может быть, даже и четверти
всего посада, указывают 894 жителя мужского пола, что превосходило численность населения таких известных городов, как, например,
Переславль-Залесский (879 человек) или Ростов Великий (765
человек). Посад Троицкого монастыря стал и крупнейшим торговым центром — сюда приезжают с товарами купцы из многих городов
и даже из других стран. Широкая торговля и многочисленные паломники способствовали также развитию здесь различных видов художественных
промыслов. Среди них особую популярность получило в дальнейшем изготовление резных и крашеных деревянных изделий и детских
игрушек.
...