2. Музей-заповедник: Живопись второй половины XIV века
Образ запоминается своей суровостью и большой внутренней напряженностью, чему в немалой степени содействует несколько сумрачный,
характерный для псковских произведений колорит. Икона «Богоматерь
Одигитрия». Конец XIV —начало XVв. Большой интерес вызывает икона «Никола Мирликийский»,принадлежавшая, по преданию, основателю
монастыря Сергию Радонежскому и происходящая, по всей вероятности, из Ростова. В рамках традиционной иконографии безымянный
художник создал образ, поражающий одновременно и человеческой простотой, и ве...
4. Музей-заповедник: Искусство ранней Москвы
Примечательна также и другая небольшая икона «Богоматерь
Одигитрия».Надпись на оборотной стороне сообщает, что икона принадлежала княгине Анне Микулинской, дочери московского боярина
Федора Андреевича Кошки, жившего в конце XIV века. В отличие от сдержанного, проникнутого тихой грустью образа келейной Одигитрии
образ богоматери на иконе Анны Микулинской производит впечатление суровое и торжественное. О непреклонной воле, твердости
и готовности к подвигу говорит весь ее облик. Рука выдающегося мастера чувствуется во вс...
5. Музей-заповедник: Живопись троицких мастеров XVI века
Евстафий Головкин пользовался большим доверием царей Ивана Грозного, Федора Ивановича; от имени Троицкого монастыря он подписывал
грамоту о воцарении Бориса Годунова. Икона «Богоматерь Владимирская».
XVIв. Давид Сирах В экспозиции музея представлены два произведения, принадлежащие кисти Евстафия Головкина. Одно из них —трехстворчатый
складень, на среднике которого характерное для Троицкого монастыря изображение«Явление Богоматери Сергию Радонежскому».Надпись
середины XVII века, наведенная золотом на полях средника, свидетельствует, что икона написана в 1588 году Евстафием Головкиным
и что в 1652 году царь Алексей Михайло...
6. Троицкий собор (1422—1423)
Все эти двенадцать фигур и икона «Богоматерь Знамение» объединены
общим светлым фоном. В третьем ярусе иконостаса развертывается последовательный рассказ о главных событиях земной жизни Христа.
События эти приурочены к определенным дням в году и отмечаются церковью как праздники, почему и этот ряд иконостаса носит
название праздничного. Он состоит из девятнадцати небольших икон с многофигурными сюжетными композициями на темы: «Благовещение»,
«Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображени...
10. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (2)
О сложности первых попыток преодолеть устоявшуюся рутину свидетельствует его эскиз росписи конхи центральной апсиды Владимирского
собора в Киеве — «Богоматерь с Младенцем». Его современник
великий русский мастер исторической живописи В. И. Суриков, пользуясь средствами реалистического искусства того времени,
создал картину на сюжет из IX главы Евангелия от Иоанна—«Исцеление слепорожденного», в которой с глубиной психологического
проникновения, близкого по своей силе к творчеству Ф. М. Достоевского, показал момент пробуждения от греховной мглы к видению
Света Христова....
11. Троицкий собор (1422—1423)
Иконы, которая превосходила бы ее по совершенному искусству исполнения, в иконостасе нет, а летописи донесли прямое свидетельство,
что образ этот написан Андреем Рублевым «в похвалу отцу своему Сергию». Богоматерь.
Икона деисусного чина иконостаса Троицкого собора, XV в. Икона «Троица» покоряет каждого, кто ее видит. Восприятие ее рождает
то чувство радости, которое возникает при созерцании истинно прекрасных творений. По христианскому вероучению, бог, будучи
единым по существу, «троичен в лицах»...
12. Музей-заповедник: Живопись XV века
Работа мастера Амвросия Совсем иная трактовка образа отличает икону «Богоматерь
Петровская», принадлежавшую старцу Троицкого монастыря Селивестру Ступишину. Образ богоматери глубоко человечен. Чуть склонив
голову, она щекой касается головы младенца. Ее печальные глаза, тонкие, слегка сведенные брови, прекр...