Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

богоматерь

 

1. Монастырь и слободы в XV веке

: Писцовые книги 1504 г.). В. Д. Ермолин. Богоматерь Одигитрия. Икона с фасада поварни. Камень. XV в. Непосредственно через это село проходила дорога из Москвы в северные города Руси; здесь останавливались многочисленные обозы, велась бойкая торговля. Эта дорога была одной из первых, где стала действовать хорошо налаженная регулярная перевозка...

2. Музей-заповедник: Живопись второй половины XIV века

Образ запоминается своей суровостью и большой внутренней напряженностью, чему в немалой степени содействует несколько сумрачный, характерный для псковских произведений колорит. Икона «Богоматерь Одигитрия». Конец XIV —начало XVв. Большой интерес вызывает икона «Никола Мирликийский»,принадлежавшая, по преданию, основателю монастыря Сергию Радонежскому и происходящая, по всей вероятности, из Ростова. В рамках традиционной иконографии безымянный художник создал образ, поражающий одновременно и человеческой простотой, и ве...

3. История Загорска. История Сергиева-Посада

Это опись 1641 года и вкладные книги 1639 и 1673 годов, дающие нам драгоценные сведения о самих вещах или их творцах. Икона «Богоматерь Одигитрия» работы Василия Ермолина. XVв. За годы существования музея его древнейшее собрание обогатилось новыми произведениями искусства, собранными научными сотрудниками во время экспедиций. Уникальное собрание древнерусского искусства, представленное в двух больших экспозициях — «Древнерусская живопись XIV—XVII веков» и «Древнерусское прикладное искусство XIV—XVII веков», дополняет интересная коллекция отдела русского иску...

4. Музей-заповедник: Искусство ранней Москвы

Примечательна также и другая небольшая икона «Богоматерь Одигитрия».Надпись на оборотной стороне сообщает, что икона принадлежала княгине Анне Микулинской, дочери московского боярина Федора Андреевича Кошки, жившего в конце XIV века. В отличие от сдержанного, проникнутого тихой грустью образа келейной Одигитрии образ богоматери на иконе Анны Микулинской производит впечатление суровое и торжественное. О непреклонной воле, твердости и готовности к подвигу говорит весь ее облик. Рука выдающегося мастера чувствуется во вс...

5. Музей-заповедник: Живопись троицких мастеров XVI века

Евстафий Головкин пользовался большим доверием царей Ивана Грозного, Федора Ивановича; от имени Троицкого монастыря он подписывал грамоту о воцарении Бориса Годунова. Икона «Богоматерь Владимирская». XVIв. Давид Сирах В экспозиции музея представлены два произведения, принадлежащие кисти Евстафия Головкина. Одно из них —трехстворчатый складень, на среднике которого характерное для Троицкого монастыря изображение«Явление Богоматери Сергию Радонежскому».Надпись середины XVII века, наведенная золотом на полях средника, свидетельствует, что икона написана в 1588 году Евстафием Головкиным и что в 1652 году царь Алексей Михайло...

6. Троицкий собор (1422—1423)

Все эти двенадцать фигур и икона «Богоматерь Знамение» объединены общим светлым фоном. В третьем ярусе иконостаса развертывается последовательный рассказ о главных событиях земной жизни Христа. События эти приурочены к определенным дням в году и отмечаются церковью как праздники, почему и этот ряд иконостаса носит название праздничного. Он состоит из девятнадцати небольших икон с многофигурными сюжетными композициями на темы: «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображени...

7. Музей-заповедник: Серебряные изделия

Превосходно выполнены в технике скани с зернью оправа резного деревянного креста, кадильница и оклад иконы «Богоматерь Смоленская». Нередко в технике скани в сочетании с зернью выполнялись и кожухи, куда вставлялись чаши. Матовый сканый узор контрастировал с блестящей полированной поверхностью металлической чаши. Часто мастеров увлекали чисто технические возможности. С развитием машинного производства в ювелир ...

8. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (7)

Посредницей между Небом и земной жизнью Господь за каждой Литургией являет Богоматерь. Ту из рожденных на земле, Которая явилась «Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим» и без молитвы к Которой не совершаются тайнодей-ствия в Церкви Христовой. Вот почему и по претворении святых Даров в Тело и Кровь Христовы особое благоговейное поклонение усердно совершают молящиеся и прежде всего иноки: «И...

9. Музей-заповедник: Живопись конца XV - начала XVI века

Необычайно красив их колорит. Василий Ермолин. Богоматерь Одигитрия. Икона. XV век Характерным произведением этого времени является икона «Варвара», происходящая из Покровской церкви города Волоколамска. Изображение на иконе поясное, пропорции фигуры вытянутые, маленькая голова Варвары в ореоле красивых густых волос изящна; одежды свободными складками ниспадают с плеч. Образ Варвары, исполненный муже...

10. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (2)

О сложности первых попыток преодолеть устоявшуюся рутину свидетельствует его эскиз росписи конхи центральной апсиды Владимирского собора в Киеве — «Богоматерь с Младенцем». Его современник великий русский мастер исторической живописи В. И. Суриков, пользуясь средствами реалистического искусства того времени, создал картину на сюжет из IX главы Евангелия от Иоанна—«Исцеление слепорожденного», в которой с глубиной психологического проникновения, близкого по своей силе к творчеству Ф. М. Достоевского, показал момент пробуждения от греховной мглы к видению Света Христова....

11. Троицкий собор (1422—1423)

Иконы, которая превосходила бы ее по совершенному искусству исполнения, в иконостасе нет, а летописи донесли прямое свидетельство, что образ этот написан Андреем Рублевым «в похвалу отцу своему Сергию». Богоматерь. Икона деисусного чина иконостаса Троицкого собора, XV в. Икона «Троица» покоряет каждого, кто ее видит. Восприятие ее рождает то чувство радости, которое возникает при созерцании истинно прекрасных творений. По христианскому вероучению, бог, будучи единым по существу, «троичен в лицах»...

12. Музей-заповедник: Живопись XV века

Работа мастера Амвросия Совсем иная трактовка образа отличает икону «Богоматерь Петровская», принадлежавшую старцу Троицкого монастыря Селивестру Ступишину. Образ богоматери глубоко человечен. Чуть склонив голову, она щекой касается головы младенца. Ее печальные глаза, тонкие, слегка сведенные брови, прекр...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................