Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

богатство

 

1. Музей-заповедник: Золотое и серебряное дело

Это представление становится особенно ярким при знакомстве с многочисленными изделиями из золота и серебра, поражающими разнообразием форм и богатством декоративного убранства. Иван Фомин. Потир. 1449 год. Вклад Василия II Еще в глубокой древности русские мастера в совершенстве овладели различными приемами обработки и украшения драгоценных металлов, основ...

2. Монастырь-крепость и посад в XVI веке

Популярность, а вместе с этим и богатство Троицкого монастыря росли и ширились. К концу XVI века в его владениях было уже более 2780 поселений. Монастырские власти не упускали случая напомнить царю, что и ему «свою царскую обитель подобает прославити ...

3. Музей-заповедник: Декоративные ткани

Павловский Посад Редчайшее по красоте богатство составляют орнаменты — то с пышными букетными узорами, то с мелкими, словно бисерными, рисунками, то с причудливыми восточными мотивами. Предельная насыщенность и яркое цветовое горение достигается живой игрой света и тени, придающей краскам...

4. Музей-заповедник: Живопись

Доверенное лицо Екатерины II, законоучитель наследника престола, друг известного екатерининского вельможи князя Потемкина, Платон стремился играть роль просвещенного иерарха, которому не чужды современный светский образ жизни, прогресс науки и искусства, нововведения в быту и обрядах, но всегда оставался при этом верным идеологом самодержавия. Большой пышностью и богатством в Троицком монастыре отличались и предметы церковного культа, на которых также сказалось влияние стиля эпохи. Значительная часть предметов убранства жилых покоев духовенства и церковной утвари XVIII—XIX веков составила коллекцию этог...

5. Историко-художественный музей-заповедник

Это изящное сооружение отличается богатством декора и тонкостью проработки всех деталей. Выстроенная по типу ярусных храмов — восьмерик на четверике, она имеет в основании прямоугольный объем с тремя постепенно уменьшающимися кверху восьмигранниками на нем, верхний из которых украшен куполом с крестом. Поставленная рядом с громадой Успенского собора, часовня выявляет мощь и высоту его стен и на их белом фоне смотрится резной раскраше...

6. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (6)

Она же руководила многими реставрационными работами. Бережно хранится богатство национальной культуры— слава русского народа, а научные и популярные издания о Лавре являются свидетельством этого. Никогда в истории нашей страны так тщательно не изучались и не реставрировались архитектурные памятники Лавры, с...

7. Музей-заповедник: Резьба по камню

С большим искусством выполнены ими изделия из яшмы, известной своим бесконечным цветовым богатством и природной фантастической игрой прожилок. В музее представлено большое многообразие яшм красных оттенков — от густых темно-холодных до теплых сургучных и желтоватых тонов. Необычно выглядят предметы из редко встречающегося темно-розового камня орлеца (родонита), имеющего различные оттенки, вплоть до светло-розового с...

8. Музей-заповедник: Домовая резьба по дереву

Любое изделие народного искусства: пышный резной дом или расписная прялка, тканая одежда или простой кованый светец, берестяной короб или деревянный ковш — поражает богатством фантазии, выдумкой, блестящим мастерством исполнения. Интерьер зала отдела декоративно-прикладного искусства Творчеству народных художников XVII—начала XX века посвящена экспозиция отдела музея «Русское народное искусство». Выносной ковш. Среднее Поволжье. XVIII в. Ковши-черпаки. Горьков...

9. Историко-художественный музей-заповедник

Цельная и напряженная по письму икона отличается большим колористическим богатством. Вишневый, темно-зеленый, коричневый и серый — основные тона, избранные художником для создания цветового строя этого произведения. Тема победы жизни над смертью нашла свое воплощение в иконе „Жены-мироносицы". Ее отличают динамизм композицион...

10. Загорск, Сергиев Посад. История, современность, события, люди. Историко-культурный и краеведческий городской портал

Благодаря такой могущественной поддержке, а также предприимчивости самих монахов богатство монастыря со временем достигло колоссальных размеров: его многочисленные вотчины, угодья и промыслы распространились по всей стране, тысячи крепостных крестьян распахивали его земли, платили ему оброк или работали на него «всякое изделие». Троицкий монастырь вел собственное летописание, здесь собирались рукописи и книги, были свои школы иконописи и «книжного ...

11. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)

Келарь был единоличным распорядителем огромного монастырского хозяйства, богатство которого не уступало даже царскому. Недаром Павел Алеппский писал, что в этой стране «почитают трех правителей — царя, патриарха и келаря Святой Троицы». Со временем прежние кельи келаря и гостиница стали тесны, и в 1643 году на их месте, непосредственно на крепостной стене, «созидаемы убо келарские службы каменным гостиным палатам ветхости ради наново, идеж гос...

12. Историко-художественный музей-заповедник

Икона привлекает колористическим богатством темно-красных и зеленых тонов, стремлением к передаче перспективы и выявлению объемов. Интерьер, бытовые детали — кувшин, лохань и потир кажутся здесь списанными с натуры. Но едва ли не главное в иконе — проявившийся в ней интерес к реальному человеку. Именно это составляет одну из самых примечательных сторон искусства Симона Ушакова, творчеством котор...

13. Монастырь и слободы в XV веке

Троице-Сергиева обитель начинает превращаться в крупнейшего собственника-феодала, богатство которого непрерывно растет, создавая широкие возможности для строительства и украшения монастырских зданий. Соперничая с другими удельными княжествами, великие московские князья стремились заручиться поддержкой Троицкого монастыря. Они оказывали ему...

14. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (3)

В восприятии опыта мастеров, прибывших из Византии в монастырь Преподобного Афанасия Высоцкого,— каллиграфов, певцов, иконописцев, зодчих— несомненно, выразилось глубокое понимание Преподобным Сергием Радонежским византийской истории и его давнее желание наследовать ее культурно-историческое богатство. Еще в ранней юности он был свидетелем того, чем богат был «Григорьев Затвор» Ростовского Кремля, где он, как боярский сын, несомненно бывал. В этом греческом монастыре святого Григория Богослова Богослужение с XII века совершалось так же, как и во многих византийских монастырях. Греческие монахи не могли не оставить в душе будущего строителя Дома Живоначальной Троицы то лучшее, что они принесли с собой. (Быть может, не случайно среди книг Преподобно...

15. Троицкий собор (1422—1423)

Так и находились в местном ряду иконостаса две иконы «Троица», с пышными окладами, полностью скрывающими живопись, соперничая богатством своего драгоценного убранства. В конце XVI века, когда изготовлялось повторение рублевской иконы, последняя выглядела значительно потемневшей из-за многих слоев покрывавшей ее олифы и копоти — именно такой и зафиксировал ее иконописец-копиист. И только теперь, после освобождения обеих икон от метал...

16. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (1)

Крупнейший московский мастер XVII века, определивший на многие десятилетия пути развития русского церковного искусства, Симон Ушаков часто обращался к этому канону, один из образцов письма его школы постоянно украшает экспозицию Церковноархеологического кабинета. Особым богатством отличается иконография Богоматери, Благой Заступницы рода христианского. В Русской Православной Церкви почитаются около двухсот прославленных богородичных икон. Большинство списков с этих икон находится в академическом собрании. К числу наиболее совершенных по своему письму относится Донская икона Богоматери, которая свидетельствует о глубине молитвенного чувства художника, принадлежащего к кругу московских мастеров середины XVI века. Среди и...

17. Монастырь-крепость и посад во второй половине XVII века

Обе эти огромные постройки, завершенные в течение двух последних десятилетий XVII века, поражают исключительным великолепием и богатством убранства своих цветисто раскрашенных фасадов. Поставленные друг против друга, они эффектно оформили центр монастыря, придав ему законченность и стилистическое единство. Такую же яркую окраску и пышный декор получили фасады построенных в это же время надвратной...

18. Музей-заповедник: Орнаментальное шитье

В них нашли отражение характерные черты эпохи — красочность, узорчатость, богатство и многообразие декоративных элементов. Особенное распространение получило шитье жемчугом. ...

19. Трапезная с церковью Сергия (1686—1692 гг.)

План: 1 — церковь Сергия; 2—Трапезная палата; 3 — Малая палата; 4 — притвор; 5 — хлебодарня Наружный вид Трапезной отличается исключительным богатством декоративного убранства. По всему периметру фасадов ритмично размещены полуколонны с «кудрявыми» капителями коринфского типа; высота их равна высоте стен. Над полуколоннами расположен многопрофильный карниз с модульонами, над ним — стена-парапет с полуциркульными скульптурными «раковинами»; каждая «раковина» служит завершением участка стены, в нижней части которой находи...

20. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (4)

Это возрождение и это правило — самые драгоценные вклады Преподобного Сергия, не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание... Нравственное богатство народа наглядно исчисляется памятниками деяний на общее благо, памятями деятелей, внесших наибольшее количество добра в свое общество. С этими памятниками и памятями срастается нравственное чувство народа; они—питательная почва; в них его ко...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................