Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

бог

 

Тройка. Игрушка. Деревня Богородское. 1920-е годы

Тройка. Игрушка. Деревня Богородское. 1920-е годы

После вечернего Богослужения.

После вечернего Богослужения.

Икона «Богоматерь Владимирская». XVIв. Давид Сирах

Икона «Богоматерь Владимирская». XVIв. Давид Сирах

Богоматерь с Младенцем. Эскиз В. М. Васнецова к росписи алтарной апсиды Владимирского собора в Киеве

Богоматерь с Младенцем. Эскиз В. М. Васнецова к росписи алтарной апсиды Владимирского собора в Киеве

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами».

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами».

На молитве. Академический храм Покрова Пресвятой Богородицы.

На молитве. Академический храм Покрова Пресвятой Богородицы.

МИТРОПОЛИТ ВЛАДИМИР БОГОЯВЛЕНСКИЙ (1847—1918).

МИТРОПОЛИТ ВЛАДИМИР БОГОЯВЛЕНСКИЙ (1847—1918).

Икона «Богоматерь Одигитрия». Конец XIV —начало XVв.

Икона «Богоматерь Одигитрия». Конец XIV —начало XVв.

Мастерская Старицких. Явление Богоматери Сергию Радонежскому. Пелена. XVI век

Мастерская Старицких. Явление Богоматери Сергию Радонежскому. Пелена. XVI век

Икона «Богоматерь Одигитрия» работы Василия Ермолина. XVв.

Икона «Богоматерь Одигитрия» работы Василия Ермолина. XVв.

Церковь Казанской Богоматери. 1752. Макет-Реконструкция В. И. Балдина

Церковь Казанской Богоматери. 1752. Макет-Реконструкция В. И. Балдина

Василий Ермолин. Богоматерь Одигитрия. Икона. XV век

Василий Ермолин. Богоматерь Одигитрия. Икона. XV век

Собор Успения Пресвятой Богородицы. 1559— 1585 годы. Колокольня. 1740—1770 гг.

Собор Успения Пресвятой Богородицы. 1559— 1585 годы. Колокольня. 1740—1770 гг.

Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

Чин Погребения Богоматери совершается в Лавре ежегодно 15/28 августа.

Чин Погребения Богоматери совершается в Лавре ежегодно 15/28 августа.

«Похвала Пресвятой Богородице». Пелена. 1510 год.

«Похвала Пресвятой Богородице». Пелена. 1510 год.

Икона «Рождество Богоматери». XVIв.

Икона «Рождество Богоматери». XVIв.

Божественная литургия в день празднования Покрова Пресвятой Богородицы в Академическом храме

Божественная литургия в день празднования Покрова Пресвятой Богородицы в Академическом храме

Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы», Византийских писем, XV в.

Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы», Византийских писем, XV в.

С.Ф.Ушаков. Иоанн Богослов в молчании. Икона. 1673 год

С.Ф.Ушаков. Иоанн Богослов в молчании. Икона. 1673 год

Богоявленский монастырь (основан при святом благоверном князе Данииле Московском)

Богоявленский монастырь (основан при святом благоверном князе Данииле Московском)

Икона Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевьг Марии из иконостаса Троицкого собора.

Икона Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевьг Марии из иконостаса Троицкого собора.

Богоматерь. Икона деисусного чина иконостаса Троицкого собора, XV в.

Богоматерь. Икона деисусного чина иконостаса Троицкого собора, XV в.

Академический храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы и учебный корпус Московских Духовных школ

Академический храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы и учебный корпус Московских Духовных школ

В. Д. Ермолин. Богоматерь Одигитрия. Икона с фасада поварни. Камень. XV в.

В. Д. Ермолин. Богоматерь Одигитрия. Икона с фасада поварни. Камень. XV в.

Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы». XVI в. ЦАК МДА.

Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы». XVI в. ЦАК МДА.

Богоматерь Владимирская. Икона московской школы. Конец XIV — начало XV века. Вклад М. В. Образцова

Богоматерь Владимирская. Икона московской школы. Конец XIV — начало XV века. Вклад М. В. Образцова

Икона «Иоанн Богослов». 1673г. Симон Ушаков.

Икона «Иоанн Богослов». 1673г. Симон Ушаков.

Собор Успения Пресвятой Богородицы с приделами святого великомученика Феодора Стратилата

Собор Успения Пресвятой Богородицы с приделами святого великомученика Феодора Стратилата

Кузнецы. Игрушка. Деревня Богородское. 1920-е годы

Кузнецы. Игрушка. Деревня Богородское. 1920-е годы

Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст

Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст

1. Музей-заповедник: Русская набойка

В XIX веке костюмы женщин сохраняли традиционный древний покрой рубах и передников, богатую вышивку и всевозможные украшения — бисер, ленты, медные бляшки, раковины и т. д. Эти перечисленные материалы органически сливались с самой вышивкой, составляя ее неотъемлемую часть. Вышивки поволжских костюмов интересны исключительной напряженностью колорита, где основным был темно-красный цвет. Традиционная расцветка мордовской вышивки включает в себя синий, зачастую черный с синим оттенком и темно-красный цвета как основные тона; ...

2. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (4)

Прежде падения нашего бесы представляют нам Бога человеколюбивым, после падения — жестоким. Кто стяжал страх Божий, тот устрашился лжи, имея в себе неподкупного судию — свою совесть. Как при явлении света исчезает тьма, так и от благовония смирени...

3. Историко-художественный музей-заповедник

После осады, в начале XVII века, монастырь приобретает все большее значение, сюда стекаются богатые вклады. Дарятся произведения искусства, жалуются земли и крупные денежные суммы. С именем Александра Булатникова, бывшего келарем Троицкого монастыря в 1622-1641 годах, связаны превосходные произведения русского прикладного искусства, созданные по его заказ...

4. Музей-заповедник: Домовая резьба по дереву

XIX в. Музей обладает очень богатой коллекцией волжской резьбы. Редким экспонатом является деревянный резной фронтон избы работы мастера Михаила Малышева, привезенный из деревни Большие Вишенки Кстовского района Горьковской области. Сохранилась дата: «1882 год». По краям лобовой доски вырезаны буквы СД и ИМ. Это, видимо, сокращенные слова «сей дом» и инициалы владельца. Для Малышева характерен ясный, четкий рисунок орнамента, довольно высокий рельеф резьбы. Мастер поставил н...

5. Музей-заповедник: Прялки и донца

Такими районами были Ярославская, Нижегородская и северные губернии с их богатыми традициями орнаментальной резьбы и росписи по дереву. Прялки. Архангельская губерния. XIX век Следует обратить внимание на прялки лопатообразной формы Вологодской области. Для них характерен широкий прямоугольный гребень на довольно тонкой, почти гладкой ножке. Лицевую сторону гребня обычно покрывали резным узором с крупной розеткой. Вся резьба у вологодских прялок крупная, сочная, декоративная. Прялк...

6. Музей-заповедник: Графика начала XX века

Тонко чувствовавший неповторимый национальный колорит, Юон явился создателем произведений, проникнутых любовью к творческому гению русского народа, его богатой культуре и истории. Как красочное, яркое видение предстает Троице-Сергиева лавра в акварели «Вид на лавру с привокзальной улицы». Белый фон снега подчеркивает живописную палитру ансамбля. На другой акварели изображен величественный Успенский собор. Немногими средствами художник сумел передать его по-весеннему праздничным и торжественным и сообщить всему произведению ощущение той свежести и ясности, какая бывает ранней весной. Литографии К. Юона, ...

7. Посадские церкви

Это привело к тому, что ров перед монастырем со временем превратился в настоящую свалку; монастырские власти писали, что он «сверх непристойности и безобразия по причине бросания в него всякой нечистоты, издает дурной запах, потому приходящие богомольцы большею частию и ходят в ездные, а не Святые ворота». Когда ров был засыпан, стали строить магазины, лавки и ларьки вплотную к стенам крепости. Торговые сооружения окружали Белый пруд, занимали всю Красногорскую площадь, спускались по склону холма к Пятницкой и Введенской церквам; у часовни Пятницкого колодца по обоим берегам реки Кончуры располагались блинные ряды. На северной стороне Красногорской площади стоит «Старая» монастырская гостиница, по...

8. Музей-заповедник: Живопись конца XVI - начала XVI века

Фрагмент Второе направление в живописи этого времени связано с именами богатейших сольвычегодских купцов и известных меценатов Строгановых, явившихся основными заказчиками и почитателями произведений нового типа. Для мастеров строгановского направления характерны тончайшее каллиграфическое письмо, изящность удлиненных пропо...

9. Город и монастырь в XIX - начале XX века

Основное занятие большинства населения по-прежнему составляли кустарные промыслы (главным образом изготовление игрушек), a также обслуживание приезжих богомольцев. В это время лавра продолжает усиленное строительство гостиниц, лавок и доходных домов, застраивая сохранявшуюся до сих пор свободной зону вокруг монастыря. Так, трехэтажное здание странноприимного дома (1892) закрыло один из лучших видов на монастырский ансамбль с юга; длинный переходный корпус с больницей-богадельней (1896) вплотную примкнул к крепостной стене с запада, Посредине Красногорской площади, с восточной стороны, возводятся двухэтажные...

10. Музей-заповедник: Обработка металла

Воплощенная в них красота окружающего мира обогащает жизнь человека, приносит ему радость и украшает ее. Советское декоративно-прикладное искусство пользуется широкой известностью и за рубежом. Оно успешно демонстрируется на всемирных и международных выставках. Лучшие произведения удостоены высоких наград. Некоторые образцы, побывавшие на всемирных выставках в Париже 1937 года, в Брюсселе 1958 года, в Мо...

11. Историко-художественный музей-заповедник

(Стефан вскоре отправится в Москву, где станет монахом Богоявленского монастыря и будет близок к митрополиту Алексию и окружению великого князя московского Семена Гордого. Варфоломей же в дальнейшем, приняв монашество, войдет в историю под именем Преподобного Сергия). На холме Маковец, при слиянии рек Вондюги и К...

12. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (5)

На ежегодные Лаврские праздники съезжаются многие иерархи и клирики Русской Церкви, здесь совершаются соборные Богослужения, встречи с многочисленными гостями Русской Церкви из разных стран мира. На просфорне братия и студенты совершают молитву. Поминовение на просфорах, которые подают верующие. Наиболее употребительной в повседневной жизни монаха, наряду со святой водой, является просфора (прино...

13. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (8)

Кондак, глас 8: От неистощимыя Ты, Источниче Богоблагодатный, подаеши ми, точащн воды Твоея Благодати, Приснотекущин паче слова: яко бо Слово рождшая паче смысла, молю, Тн ся, ороси мя Благодатию, да зову Ти: радуйся, Водо спасительная. Ексапостиларий: Источник еси вои-стинну воды живые, В...

14. Монастырь и слободы в XV веке

На иконах XVII века трапезная изображается в виде нарядного двухэтажного здания с башней, увенчанной шатром с прапором; стены трапезной украшает богатый декор, лестничные всходы ведут на второй этаж, в «царскую» палату. Именно в трапезной Троице-Сергиева монастыря впервые появился тот тип торжественной одностолпной палаты, который двадцать два года спустя был повторен в Грановитой палате Московского Кремля и получил затем широкое распространение на Руси. Вполне вероятно, что строителям Грановитой палаты (14...

15. Часовня Пятницкого колодца

На каждой из граней расположено по одному большому окну прямоугольной формы с богатыми наличниками двух типов: или в виде двух колонок на кронштейнах, несущих развитый фронтон с «разорванным» карнизом и пинаклем, или в виде своеобразных, «чешуйчатых» волют, поставленных перпендикулярно к плоскости стены с белокаменно...

16. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (2)

Праотец Ной с сыновьями, XVIII в. Богоматерь с Младенцем. Эскиз В. М. Васнецова к росписи алтарной апсиды Владимирского собора в Киеве В. И. Суриков. Исцеление слепорожденного К. В. Лебедев. Рождество Христово (акварель) М. В. Нестеров. Страстная седмица М. В. Нестеров. Христос благословляет отрока Варфоломея (Преподобного Сергия Радонеж...

17. Монастырь-крепость и посад во второй половине XVII века

Обе эти огромные постройки, завершенные в течение двух последних десятилетий XVII века, поражают исключительным великолепием и богатством убранства своих цветисто раскрашенных фасадов. Поставленные друг против друга, они эффектно оформили центр монастыря, придав ему законченность и стилистическое единство. Такую же яркую окраску и пышный декор получили фасады...

18. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (3)

В «Заявлении по вопросу о Ближнем Востоке» было сказано, что государство Израиль не может требовать для себя, исходя якобы из библейского свидетельства, какого-то особого положения, оно должно, как и всякое государство, уважать международное право. В «Заявлении по вопросу о войне в Индокитае» был выражен протест против продолжающихся военных действий в Южном Вьетнаме, а также протест против америк...

19. Музей-заповедник: Жемчужное шитье

Троицкий монастырь, как и прежде, получал богатые вклады из царского дома, духовенство заказывало новые вещи известным столичным мастерам. Представленные в экспозиции произведения — одни из лучших образцов этого искусства XVIII века. Мастера, имевшие богатый опыт в шитье, извлекали различный декоративный эффект в зависимости от фактуры и цвета ткани, служившей фо...

20. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (6)

МОЛИТВА Преподомному Никону Радонежскому и всея России Чудотворцу Преподобие и преблаженне отче наш Никоне, подражателю и сподвижниче и наследниче дарований Богоноснаго отца нашего Сергия, иже честныя своя мощи в руках твоих, якоже Илия милоть свою в руках Елисея, оставил есть, тобою в землю сокрываемыя, не аки в погребение, но во удостоверение нетления, и тобою открываему в явление чудес и во обильнейшее излияние источника исцелений. К тебе, купно с ним на Небесех живущему и купно с ним на земли блаженн...

21. Уточья башня

Первый из них состоит из восьми массивных пятигранных пилонов, рустованных блоками белого камня, с перекинутыми между ними арками; фасады его украшают богато декорированные модульоны, скульптурные раковины и филенки. Грани следующего, небольшого по высоте восьмерика имеют сквозные проемы — окна или в виде круга, обрамленного кольцом модульонов, или в виде фигурного криволинейного креста, врезанного в массив белокаменн...

22. Город и монастырь после 1917 года

Малышев, инженер Р, О Каценбоген. 1973 В послевоенные годы в Загорске особенно активно развернулось строительство промышленных и жилых комплексов. Реконструкции подвергся южный участок проспекта Красной Армии (бывшей Московской улицы). Крупным успехом явилось формирование нового общественного центра к северу от Белого пруда: здесь в 1954 году было завершено строительство Дворца культуры, начатое еще до войны. Праздни...

23. Луковая башня

Здесь, на западном берегу реки Кон-чуры, была поставлена церковь Иоанна Лествичника с трапезной, по двум сторонам от которой располагались больница и богадельня для престарелых (1895). Год спустя церковь была соединена с лаврой длинным (150 м) переходным корпусом с аркой через реку; в нем разместились монастырская баня, типография и различные мастерские; по чердаку этого корпуса был устроен переход к церкви непосредственно из монастыря. Еще ранее, к 500-летию кончины Сергия (1892), с южной стороны монастыря, напротив Луковой башни, был поставлен каменный, тре...

24. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (1)

1370 — По благословению Преподобного Сергия святой Феодор основал в Москве, в Симонове, обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. 1370 — Преподобный Сергий удалился из своей Обители, чтобы избежать разобщения братии, и пришел к Преподобному Стефану Махрищскому. На реке Киржач он вместе с Преподобным Романом основал монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, но вскоре по настоятельной просьбе Святителя Алексия и Троицкой братии возвратился в свою Обитель. 1374 — Преподобный Сергий — инициатор съезда русских князей в г. Переславле (после 26 ноября). 2 декабря Преподобный...

25. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)

Келарь был единоличным распорядителем огромного монастырского хозяйства, богатство которого не уступало даже царскому. Недаром Павел Алеппский писал, что в этой стране «почитают трех правителей — царя, патриарха и келаря Святой Троицы». Со временем прежние кельи келаря и гостиница стали тесны, и в ...

26. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (1)

Картина на тему исторического свидетельства старца Авраамия, в котором говорится: «Дивный же в чюдесех великий Сергий паки является пономарю Илинарху, глаголя сице: «Рцы братии и всем ратным людей! Почто скорбя!, что вести послати к Москве нельзя? Аз послах от себе к Москве в Дом Пречистые Богородицы и к московским чюдотворцам всем молебное торжество совершити трех учеников своих: Михея да Варфоломея, да Наума в третьем часу нощи. И воры, и литва видящя их. И почто слуга не возвестил, еже слыша от врагов сами. Вы же, шедше из града, глаголите врагом: Видесте вы старцов, почто не изымаете их? Се будет от них на вас победа, да и на Москве всему г...

27. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (4)

Приидите вернии, Животворящему Древу поклонимся: на немже Христос Царь Славы волею руце распростер, вознесё нас на первое блаженство, яже прежде враг сластию украд, изгнаны от Бога сотвори. Приидите верный, Древу поклонимся, ымже спо-ддбыхомся невидимых враг сокрушйты главы. Прииди-те вся отечествыя языков, Крест Господень пёснми почтим. Радуйся Кресте, падшаго Адама совершенное избавление: Тя ныне со страхом христиане целующе, на тебе пригвоздйвшагося Бога славым глаголюще: Господи, на том прыгвоздйвыйся, помилуй ...

28. Историко-художественный музей-заповедник

Троицкому монастырю царь жалует особое отличие перед другими монастырями, в его казну делает богатые денежные вклады, дарит замечательные произведения древнерусского искусства. Большое значение придавал Иван Грозный созданию единой системы оборонительных укреплений страны. В самый короткий срок вокруг столицы появляется кольцо мощных крепостей, таких, как Тула, Коломна, Зарайск, Кашира. В их число входит и Троице-Сергиев мона...

29. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (1)

Наиболее древней в собрании ЦАК является двучастная икона с изображением Богоматери — Оранты и великомученика Георгия Победоносца. Ее отличают архаические черты, стилевая выразительность, сдержанный колорит. Эпоха расцвета византийского искусства, получившая наименование «палеологовского возрождения», представлена в экспозиции ЦАК рядом икон, в том числе поражающим своим художественным совершенством образом «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Икона изображает встречу первосвященником у врат Иерусалимского храма Пресвятой Девы Марии...

30. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (9)

НАСТОЯТЕЛИ-ИГУМЕНЫ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ 1344—1392 (1) Преподобный Сергий, Игумен Радонежский 1391, Преподобный Никон, 1398—1426 (2) Игумен Радонежский 1392—1398 (3) Преподобный Савва Звенигородский ? ? 1429—1432 (4) Преподобный Савва II 1432—1443 (5) Игумен Зиновий 1443—1445 (6) Игумен Геннадий (Саматов) 1445—1446 (7) Игумен Досифей 1447—1455 (8) Преподобный Мартиниан Белоетерский 1455—1466 (9) Святой Вассиан (Рыло) 1467—1474 (10) Игумен Спиридон (†1475) 1474—1478 (II) Игумен Аврамий 1479—1482 (12) Игумен Паисий (Ярославов) 1482—1483 (13) Игумен Иоаким 1483—1487 (14) Игумен Макарий 1487—1489 (15) Игумен Афанасий (Сук) 1490—1495 (16) Игумен Симон (Чиж) 1495—1505 (17) Святой Серапион I 1506—1507 (18) Игумен Досифей II 1508—1515 (19) Игумен Памва ( (Мошнин) 1515—1520 (20) Игумен Иаков (Кашин) 1521 — 1524 (21) Игумен Порфирий I 1525—1527 (22) Преподобный Арсений (Сахарусов) 1528—1529 (23) Игумен Александр 1529—1539 (24) Святой Иоасаф I (Скрипицьш) 1539—1541 (25) Игумен Порфирий II 1541 — 1543 (26) Игумен Алексий 1543 (27) Игумен Порфирий III 1543—1545 (28) Игумен Никандр 1545—1549 (29) Игумен Иона (Щелепин) 1549—1551 (30) Игумен Серапион II (Курцев) 1551 — 1552 (31) Игумен Артемий (Пустынник) 1552—1554 (32) Игумен Гурий (Лужецкий) 1554—1555 (33) Игумен Иларион, Кирилловен, 1555—1560 (34) Игумен Иоасаф II (Черньгй) 1561 —1562 (35) Архимандрит Елевферий 1562—1566 (36) Архимандрит Меркурий, Дмитровец 1566—1568 (37) Архимандрит Кирилл 1568—1569 (38) Архимандрит Памва 1569—1573 (39) Архимандрит Феодосии (Вятка) 1573—1575 (40) Архимандрит Памва (вторично) 1575—1577 (41) Архимандрит Варлаам I 1577—1584 (42) Архимандрит Иона II 1584—1588 (43) Архимандрит Митрофан, Дмитровец 1588—1594 (44) Архимандрит Киприан, Балахонец 1594—1605 (45) Архимандрит Кирилл II (Завидов) 1605—1610 (46) Архимандрит Иоасаф 1610—1633 (47) Преподобный Дионисий (Зобниновский) 1633—1640 (48) Архимандрит Нектарий (Вязмитин) 1640—1656 (49) Архимандрит Адриан 1656—1667 (50) Архимандрит Иоасаф II 1667—1674 (51) Архимандрит Феодосии II 1674—1694 (52) Архимандрит Викентий 1694—1697 (53) Архимандрит Иов 1697—1700 (54) Архимандрит Евфимий 1701 — 1704 (55) Архимандрит Иларион (Властевинский) 1704—1707 (56) Архимандрит- Сильвестр (Холмский) 1708—1710 (57) Архимандрит Иоасаф III 1711 — 1718 (58) Архимандрит Георгий (Дашков) 1718—1721 (59) Архимандрит Тихон (Писарев) 1722—1726 (60) Архимандрит Гавриил (Бужинский) 1726—1737 (61) Архимандрит Варлаам II (Высоцкий) 1737—1738 (62) Архимандрит Арсений (Воронов) 1739—1742 (63) Архимандрит Амвросий (Дубневич) 1742—1744 (64) Архимандрит Кирилл III (Флоринский) 1744—1752 (65) Архиепископ Арсений II (Могилянский) 1752—1758 (66) Архимандрит Афанасий (Вольховский) 1758—1761 (67) Архимандрит Гедеон (Криновский) 1761 —1766 (68) Архимандрит Лаврентий (Хоцятовский) 1766—1812 (69) Архимандрит Платон (Левшин), с 1770 Архиепископ Тверской, с 1775 Архиепископ, с 1787 Митрополит Московский 1812—1819 (70) Архиепископ Августин (Виноградский) 1819—1821 (71) Митрополит Серафим (Глаголевский) 1821 —1867 (72) Митрополит Филарет (Дроздов) 1868—1879 (73) Святитель Иннокентий (Попов-Вениаминов) 1879—1882 (74) Митрополит Макарий (Булгаков) 1882—1891 (75) Митрополит Иоанникий (Руднев) 1891 — 1893 (76) Митрополит Леонтий (Лебединский) 1893—1898 (77) Митрополит Сергий (Ляпидевский) 1898—1912 (78) Митрополит Владимир (Богоявленский) 1912—1917 (79) Митрополит Макарий (Невский) 1917—1919 (80) Патриарх Тихон (Белавин) 1946—1970 (81) Патриарх Алексий (Симанский) 1970 (82) Митрополит, с 1971 Патриарх Пимен (Извеков) НАМЕСТНИКИ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВ...

31. Музей-заповедник: Кружевные изделия

Значительное внимание уделяется также фоновой сетке кружева, которая обогащается тонкими мелкими узорами. Кировское кружево города Советска имеет лаконичные, с крутыми изгибами густые узоры с характерными декоративными разработками, отличающимися большой тонкостью и сложностью. Так, в ажурных частях полотнянки встречаются то оригинальные «паучки», то сетка, а в ее плотных участках местами мелкие дырочки. Фоновая сетка имеет более крупный и густой узор. С большим мас...

32. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (1)

В Академии ведется разносторонняя богословская и научная работа. Профессора и начинающие богословы трудятся над различными темами, среди которых есть такие, которые непосредственно связаны с проблемами христианского единства, с вопросами современности. Профессора и преподаватели МДА и МДС посещают зарубежные страны, принимают участие в богословских и миротворческих встречах. В Академии с речами и докладами выступают ...

33. Монастырь-крепость и посад в первой половине XVII века

Согласно Описи, здесь находилась «келья тройня деревянная с сеньми», которая была отведена «для счетного и сыскного дела»; далее шли вместительные «погребы и ледники каменные», вплотную примыкавшие к Пивной башне, палата с «ризной казной», где хранились богатая церковная утварь и наиболее ценные вклады. В одну линию с ризницей располагались келарская, казначейские, соборные, крепостные и больничные палаты с шатровой церковью Зосимы и Савватия (1635). Между...

34. Музей-заповедник: Искусство ранней Москвы

Одигитрия в переводе на русский язык означает «путеводительница», «наставница». Образ богоматери сдержан и величав, ее осанка спокойна и полна внутреннего достоинства. Икону отличает мастерство исполнения. Особенной живописностью выделяется красивый, правильного овала лик богоматери, написанный по зеленоватому санкирю красновато-желтоватыми охрами с мягко наложенными высветлениями. И...

35. Музей-заповедник: Живопись конца XV - начала XVI века

Поэтому так величаво-сдержанны фигуры богоматери и следующих за ней жен, так глубоко задумчив Иоанн Богослов, так поражен увиденным Лонгин Сотник. Строгая композиция, сдержанная и уравновешенная цветовая гамма сообщают произведению настроение торжественной приподнятости. ...

36. Красная башня

Малышева, по которому она была значительно увеличена в высоту, увенчана сферическим куполом церковного типа, а к арке ворот пристроен богато декорированный лепными украшениями портал. На боевую башню, оборонявшую главный вход в монастырь-крепость, как бы надели не по росту сшитую придворную ливрею, которую она и носит до сих пор. Красная башня перестраивалась. Ки...

37. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (3)

В 1943 году по решению Священного Синода был утвержден проект организации Богословских школ — высшей и средней, а в следующем, 1944 году на территории Новодевичьего монастыря в Москве открылись Православный богословский институт и Богословские пастырские курсы, вскоре переименованные в Московскую Духовную Академию и Московскую Духовную Семинарию. По благословению Святейшего Патриарха Алексия, с отеческой заботой способствовавшего их процветанию, Московские Духовные школы вновь разместились в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в 1947 году. Особым вниманием пользуются Академия и Семинария со стороны Святейшего Патриарха Пимена; Его Святейшество непосредственно окормляе...

38. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (7)

а хотя буде и постраждете, и вам в том Бог простит и разрешит в сем веце и в будущем; а в городы, для грамот, посылати их же, а велети им говорити моим словом. А вам всем от нас благословенье и разрешенье в сем веце и в будущем, что стоите за веру неподвижно; аз я, должен за вас Бога молить» (Творения Святейшаго Гермогена, Патриарха Москов...

39. Монастырь и посад в XVIII веке

К середине XVIII века Троице-Сергиева лавра имела 214 тысяч десятин земли и 106 501 душу крепостных крестьян мужского пола, в то время как у самой богатой после нее Александро-Невской лавры насчитывалось всего 25 тысяч крепостных. Владения Троице-Сергиевой лавры располагались в 15 губерниях страны — она имела 150 подворий в 45 городах и 13 «приписных» монастырей. Троицкий монастырь в первой половине XVIII века. Гравюра И. ф. Зубова Частые богомольные «...

40. Успенский собор (1559—1585 гг.)

Пять горизонтальных поясов фресок, расположенных на трех стенах, посвящены евангельским сюжетам, сценам из акафиста Богоматери и Вселенским соборам; нижний пояс расписан традиционными полотенцами, а вся западная стена отведена композиции «Страшный суд». На столбах и оконных откосах размещены изображения в рост святых, мучеников, благов...

41. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (6)

В Литургии особенно обнаруживается многогранное его проявление— каждая его сторона определенно связывается духовными узами с соответствующей ей символической частью Богослужения, а через Богослужение с Пастыреначальником нашим, Господом Иисусом Христом. Так, во время пения Херувимской песни совершается вхождение всех служащих и молящихся в тайну иного бытия через внутреннее изменение духа, к которому призывает Церковь: «Иже Херувимы, тайно образующе, и Животворящей Троице Трисвятую песнь припев...

42. Музей-заповедник: Резьба по камню

Борнуковские камнерезы умело используют природную красоту обладающего богатейшими расцветками мрамороподобного ангидрита. Этот полупрозрачный камень легко полируется. Оригинальные скульптуры известного резчика П. А. Баландина «Полярный медведь» и «Тигр» были в 1937 году на Международной выставке в Париже отмечены золотой медалью. Полосатые разводы в пластичной по форме и движению фигурке отдыхающего тигра очень искусно выявлены светлыми прожилками желтоватого камня, ...

43. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (4)

Председатель Всемирной конференции митрополит Минский и Белорусский Филарет сказал о большом интересе, вызванном этим миротворческим форумом в религиозных и общественных кругах всего мира, и подчеркнул, что доклады и выступления ее участников содержат богатый материал, отражающий богословский взгляд представителей различных религий на проблему сохранения мира и жизни на земле. Он привел слова известного американского проповедника пастора доктора Билли Грэма: «Человеческая жизнь священна не только потому, что ее ...

44. Музей-заповедник: Лицевое шитье

При дворах князей, бояр, богатых служилых людей имелись свои мастерские — светлицы, работой которых руководила, как правило, сама хозяйка дома. В отличие от икон произведения шитья часто имеют вкладные надписи, помогающие определению мастерских, а порой раскрывающие и идейное содержание произведения. Подбор тем и сюжетов в шитье никогда не был случаен. В нем находило отражение сложное переплетение религиозных и политических воззрений вкладчиков...

45. Музей-заповедник: Золотое и серебряное дело

Таким образом, собрание древнерусского искусства в Загорском музее необычайно богато и представлено всеми его видами. Среди хранящихся здесь произведений много уникальных, составляющих гордость русского искусства. ...

46. Музей-заповедник: Декоративные ткани

Предельная насыщенность и яркое цветовое горение достигается живой игрой света и тени, придающей краскам удивительную глубину и звучность, а также неожиданными красочными переходами с богатой градацией оттенков и интенсивным цветом узора, резко выступающим на контрастном фоне — черном, красном, синем, зеленом, голубом, оранжевом, желтом, белом. Р. Н. Филимонова. Ткань портьерная «Русская». Смоленский льнокомбинат Современные декоративные ткани свидетельствуют об успешном развитии оте...

47. Трапезная с церковью Сергия (1686—1692 гг.)

(Площади трапезных палат самых богатых столичных монастырей — Симонова, 1680—1683, и Ново-Девичьего, 1685—1687,— соответственно составляли лишь 338 и 390 кв. м.) Крупные по рисунку и сочные по формам скульптурные картуши и вставки из растительных мотивов украшают своды этой величественной палаты, а переходы в малую трапезную и церковь обрамлены порталами с парными витыми колонками. Описи первой половины XVIII века...

48. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (1)

Вскоре митрополит Феогност назначил Стефана игуменом Богоявленской обители, а великий князь и знатные бояре избрали его своим духовником. «Бог, как сердцеведец,— отмечает составитель Жития Преподобного Сергия,— Един сведый сердечная, Един ведущий тайное, провидя о нем [Варфоломее], будущее, зная, что он носит в сердце своем многие добродетели и усердную любов...

49. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)

Из слова на собеседовании с финскими богословами.— Журнал Московской Патриархии, 1972, № 2, с. 53—55. 254. Остапов Алексий, протоиерей, профессор МДА. Служение Троице-Сергиевой Лавры христианскому единству и миру. Актовая речь, посвященна...

50. Монастырь-крепость и посад в XVI веке

Популярность, а вместе с этим и богатство Троицкого монастыря росли и ширились. К концу XVI века в его владениях было уже более 2780 поселений. Монастырские власти не упускали случая напомнить царю, что и ему «свою царскую обитель подобает прославити понеже...

51. Музей-заповедник: Орнаментальное шитье

Фрагмент Мастерская Старицких. Явление Богоматери Сергию Радонежскому. Пелена. XVI век Произведения орнаментального шитья XVII века необычайно разнообразны. В них нашли отражение характерные черты эпохи — красочность, узорчатость, богатство и многообразие декоративных элементов. Особенное распространение получило ...

52. Музей-заповедник: Живопись

Доверенное лицо Екатерины II, законоучитель наследника престола, друг известного екатерининского вельможи князя Потемкина, Платон стремился играть роль просвещенного иерарха, которому не чужды современный светский образ жизни, прогресс науки и искусства, нововведения в быту и обрядах, но всегда оставался при этом верным идеологом самодержавия. Большой пышностью и богатством в Троицком монастыре отличались и предметы церковного культа, на которых также сказалось влияние стиля эпохи. Значительная часть предметов убранства жилых покоев духовенства и церковной утвари XVIII—XIX веков составила коллекцию этого отдела. Перед входом в экспозицию находится позол...

53. Пятницкая и Введенская церкви (1547 г.)

Основным элементом декора фасадов церкви, расчлененных плоскими лопатками и увенчанных килевидными закомарами с широкими лентами профилей, служат богато развитые наличники больших оконных проемов с завершениями в виде стрельчатых кокошников; они занимают почти всю высоту стен алтаря и трапезной. В верхней части стен церкви располагается декоративный пояс, более с...

54. Музей-заповедник: Живопись второй половины XIV века

О нерусском происхождении иконы говорят и темное письмо ликов, и изысканный колорит лиловато-коричневых, темно-синих, золотисто-оранжевых тонов, и превосходный рисунок, подчеркивающие необыкновенную утонченность и аристократичность образов. Богоматерь Владимирская. Икона московской школы. Конец XIV — начало XV века. Вклад М. В. Образцова Неповторима и своеобразна живопись древнего Пскова. Некоторое представление о ней дает образ Богоматери Тихв...

55. Музей-заповедник: Стекло и фарфор

Ленинград О высоком орнаментальном и композиционном мастерстве, о колористическом богатстве свидетельствуют виртуозные росписи. В произведениях заслуженного художника РСФСР и лауреата Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина А. В. Воробьевского предельная красочность...

56. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (2)

На прощание игумен Митрофан благословил инока: «Тебя вручаю Богу, Который не даст преподобному Своему видети истления. Не даст жезла грешных на жребий праведных. Не бает нас в ловитву зубом их. Господь любит праведники, и не оставит преподобных своих, но во век сохранит их. Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое отныне и до века. Аминь». В пустынном уединении Преподобный Сергий прожил около двух лет в Богомыслии и молитве. Постепенно под его кров стали стекаться иноки, жаж...

57. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (3)

В этом греческом монастыре святого Григория Богослова Богослужение с XII века совершалось так же, как и во многих византийских монастырях. Греческие монахи не могли не оставить в душе будущего строителя Дома Живоначальной Троицы то лучшее, что они принесли с собой. (Быть может, не случайно среди книг Преподобного Сергия сохранились списки «Слова святого Григория Богослова на Пасху», которое наряду с другими святыми книгами переписывалось в Троицком монастыре.) «Григорьев Затвор» в Ростове Великом. С «Григорьевым Затв...

58. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (5)

В особо торжественные для Троице-Сергиевой Лавры дни богослужение в Лавре совершает ее Священноархимандрит — Святейший Патриарх Пимен, в иные воскресные и праздничные дни — его наместник в сослужении братии Обители. Большое число молящихся стекается к Божественной литургии, совершаемой в 6 и 10 часов утра, чтобы стать причастника...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................