1. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (2)
ЗГИХМЗ № 3199. Из Четвероевангелия Преподобного Никона. ГБЛ,
ф. 304/Ш, л. 186 об.—187. Благословение на подвиг безмолвия Преподобного Исаакия Молчальника. ГБЛ, ф. 304/Ш, № 21 (М. 8663),
л. 211. Запрестольный крест работы Преподобного Амвросия, Троицкого резчика. Оборотная сторона. ЗГИХМЗ, № 2389. Покров с
гробницы Преподобного Никона. ЗГИХМЗ, № 2418. Колокол Никона Чудотворца. В XV...
6. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (6)
Миниатюра на пергамене, выполненная Преподобным Андреем Рублевым (?), из Евангелия
XV века. Вклад боярина Хитрово в Троице-Сергиев монастырь. ГБЛ, ф. 304/Ш, № 3 (М. 8657), л. 51 об. Икона Преподобного Сергия
Радонежского с Житием. Работа келаря Троице-Сергиева монастыря старца Евстафия Головкина, 1591 год. ЗГИХМЗ, № 279. Икона
написана на доске от гробницы Преподобного...
7. Троице-Сергиева Лавра. Обеты монашества
Желаеши ли сподобитися ангельскому образу, и вчинен быти
лику инокующих? — Ей, Богу содействующу, честный отче... Вольным ли своим разумом, и вольною ли своею волею приступавши ко
Господу? — Ей, Богу содействующу, честный отче... Не от некия ли нужды или насилия? — Ни, честный отче. Отрицавши ли ся мира
и сущих в мире по заповеди Господней? — Ей, честный отче. Пребудеши ли в монастыри сем, или в немже ти от святаго послушания
повел...
9. Музей-заповедник: Резная кость
Древний центр этого искусства — Холмогоры Архангельской области.
В XVIII и первой половине XIX века искусство холмогорских мастеров достигло расцвета. Из слоновой, мамонтовой и моржовой
кости изготовлялись разнообразные изделия: гребни, ларцы, коробочки, шкатулки и т. д. В XVIII веке применялась рельефная
и ажурная (сквозная) резьба, цветная гравировка, окрашенная кость. Узор щедро покрывал стенки и крышки ларцов и шкатулок.
Ларец. Архангельская область. XVII...
10. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (7)
Кондак, глас 4: Правило веры, столп благочестия, был еси Богоносне Дионисие, явив в себе образ и пример преуспеяния добродетели
и подвигов: сею Евангельскою мрежею многих уловил еси подражателей,
подая блестящею на Пебеси славою своею ревность к содействованию на пользу правоверных. Тем же мы ныне воспевающе сия, молим
тя, да ходатайствуеши о людсх и о всех Церкви исполнении. В печальную годину смугы и разбоя в стране Троице-Сергиева Обител...
12. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (2)
Слава в Вышних Богу, и на земле Мир, в человецех благоволение—этим хвалебным гимном (Лк. 2, 14), которым Ангелы воспевали явление на земле Божественного Мира (Примирителя) [15, с. 62], начинается Утреня
в честь Святой Троицы. Гасятся светильники, храм погружается в безмолвие. На середине храма чередной инок читает Шестопсалмие,
как бы составляющее в сокращении всю Псалтирь (Пс. 3, 37, ...
13. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (1)
Спас на Престоле с предстоящими: БожиеЙ Матерью, Иоанном Предтечей, Архангелами
Михаилом и Гавриилом, Апостолами Андреем, Петром и Павлом, Святителями Иоанном Златоустом и Спиридоном Тримифунтским, Мучеником
Евдокимом, Преподобным Феодором Студитом, святым князем (или Пророком — ?) Даниилом, Великомученицей Анастасией Узорешительницей
и святой Мученицей Феодосией Девой. В подписи — слова тропаря: «Более отец наших, творяй присно с нами по твоему [Твоей кротости]».
В Описи 1641 года на л. 85 об. запись: «Кробица серебряная з двема зат...
17. Монастырь-крепость и посад в XVI веке
Покинув Россию, он выступил с планом завоевания Московского государства с севера, от Архангельска, и очень рекомендовал при продвижении к Москве разграбить Троицкий монастырь, для захвата
которого, по его расчету, достаточно «1000 человек, наполовину пеших, наполовину конных». Однако дальнейшие события показали,
сколь ошибочной была такая оценка мощи этой русской крепости.
...
19. Музей-заповедник: Домовая резьба по дереву
Среди промыслов этого района выделялось судостроение, с которым, по всей вероятности, и связано зарождение домовой резьбы.
Охлупень-«конек». Архангельская область. XIX в. Музей обладает
очень богатой коллекцией волжской резьбы. Редким экспонатом является деревянный резной фронтон избы работы мастера Михаила
Малышева, привезенный из деревни Большие Вишенки Кстовского района Горьковской области. Сохранилась дата: «1882 год». По
краям лобовой доски вырезаны буквы СД и ИМ. Это, видимо, сокращенные слова «сей дом» и инициалы владельца....
20. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (2)
Мало спасающихся, а потому и мало избранное Христово стадо, о котором Господь в Евангелии сказал: Не бойся малое стадо, яко благоизволи Отец ваш дати вам Царство [43, с. 38—48J.
В братстве был принят особножительный устав. Каждый сам сооружал себе келлию и питался своим трудом, подражая Преподобному.
Никто не выходил за пределы Обители для сбора милостыни. Братия ежедневно пела в храме Святой Троицы полунощницу, утреню,
часы с изобразительными, а также вече...
24. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (7)
Бог указует нам, как выражать Ему наше благодарение, потому что хочет избавить нас от греха и привести к Небу, чтобы мы участвовали
в Ангельском славословии. Святитель Иоанн Златоуст.— один
из составителей чина Божественной литургии — отмечает: «Если мы, вспоминая благодеяния людей, больше согреваемся любовью,
то тем более, постоянно вспоминая дары Владыки, будем более усердными к заповедям Его. Ибо самым лучшим сохранением благодеяния
является память об этом благодеянии и постоянное благодарение. Поэтому и Страшные Таинства, преисполненные величайшего спасения,
совершаясь за к...
25. Колокольня (1741-1769 гг.)
Однако духовенство, считая постановку статуй в монастыре делом «вообще непристойным», с трудом соглашалось лишь на установку
скульптур, изображающих «от священного писания лиц» — мучеников, евангелистов,
апостолов, Ухтомский твердо настаивал на своем, и эти разногласия приняли крайне острую форму; они стали предметом рассмотрения
в Сенате и Синоде, а затем переданы на окончательное решение директору Академии художеств И. И. Б...
26. Уточья башня
Однако, в отличие от Уточьей, башня ратуши выполнена в дереве и увенчана крупным «глобусом» с летящим ангелом. Известно, что Пост издал серию гравюр с изображением своих произведений; альбом таких гравюр
имелся в библиотеке Петра I (Рукописный отдел библиотеки АН СССР в Ленинграде). Ленинградский исследователь М, Микишатьев
обратил внимание, что в этом же альбоме наряду с гравюрами, где представлена ра...
27. Историко-художественный музей-заповедник
Среди них: „Апостол Павел" и „Архангел Гавриил"
из деисусного чина, „Крещение", „Преображение" и „Жены-мироносицы" из праздничного ряда. Ярко и образно очерчен
характер апостола Павла, предстающего во взволнованном обращении деисуса ( в переводе с греческого — „моление") энергичной
и сильной личностью. Цельная и напряженная по письму икона отличается большим колористическим богатством. Вишневый, темно-зеленый,
коричневый и се...
30. Музей-заповедник: Золотое и серебряное дело
Следуя старым традициям, он не закрыл живописных изображений на иконе, а украсил лишь поля, свободный фон-свет и венцы ангелов. Мастера, искусно сочетая здесь плотные чеканные рельефы с гладкими
золотыми дробницами, где чернью наведены изображения святых, и массой крупных камней — зеленых изумрудов, красных рубинов,
синих сапфиров, достигли небывалой пышности и богатства декора. В последующие века оклад был дополнен. В 1626 году царь Михаил
Федорович подвесил к иконе золотые цаты, сделанные по образцу...
31. Музей-заповедник: Жемчужное шитье
Мастера, имевшие богатый опыт в шитье, извлекали различный декоративный эффект в зависимости от фактуры и цвета ткани, служившей
фоном, расположения жемчуга отдельными бусинами или нитью, сплетающейся в сложный узор, или плотным густым настилом одинаковых
по размеру бусин. Кокошник. Архангельская область. XIX в.
Отвечая запросам своего времени, они обращались к поискам новых выразительных качеств древнего материала, использовали новые
мотивы узора. Характер церковного жемчужного шитья также подчинен стилю времени,...
32. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (1)
В воскресные и праздничные дни, когда совершаются всенощные бдения, иноки вычитывают келейно 9-й час, повечерие с канонами
и полунощницу, присоединяя к ним канон с акафистом Иисусу Сладчайшему, канон с акафистом Божией Матери, канон Ангелу Хранителю. Существенной частью литургической жизни Троице-Сергиевой
Лавры является пение, которое находится в ряду особых послушаний ее насельников. Ныне Лавра остается хранительницей древнерусских
традиций певческого искусства. Она сохранила свои образцы Знаменного распева. Певческое искусство Лавр...
34. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (4)
Силой Креста Христова монахи ограждают себя в течение всего подвига несения своего жизненного креста, ибо «Крест — хранитель
всея вселенныя: Крест красота Церкве: Крест верных утверждение: Крест Ангелов
слава и демонов язва». Во время воздвижения креста на восток, запад, юг, север и снова на восток все молящиеся преклоняются
пред ним, простирая свой духовный взор к созерцанию собственного жизненного креста, на который указал Сам Спаситель: Кто
хочет идти за Мною, отвергнись себя, и ...
35. Историко-художественный музей-заповедник
Незаурядным произведением прикладного искусства XVIII века является оклад Евангелия
1754 года, украшенный чеканными орнаментальными картушами сложного рисунка и великолепными живописными эмалями работы неизвестного
мастера. В Загорском музее есть коллекции, начало формирования которых относится уже к XX веку. Таковы, прежде всего, собрания
отделов русского народного искусства XVII — начала XX веков и советского декоративно-прикладного искусства, открытие современных
экспозиций которых было приурочено к ...
36. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (5)
На гранях — образы Спасителя, Богоматери, Иоанна Предтечи, Архангелов
Михаила и Гавриила, Апостолов Петра, Павла. Филиппа и Фомы. По верхнему краю основной чаши выгравирована историческая запись:
«В лет 6913 (1405) сичс кадило создан (есть) к с(вя)тей Тр(ои)цы замышленьм игуменом никоном при бл(а)говернем князи великом
Ва(сил)ьи Дмитреве». Работа Троицкого мастера. 21 х 10,4x6,5 см. ЗГИХМЗ, № 332. Служебник Преподобного Никона Чудотворца.
Из Ризницы Троице-Сергиевой Лавры. ГБЛ, ф. 304/Ш, № 8 (М. 8670). На с. 51 приведены лл. 1 об.—2. Сколь...
40. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (2)
Суриков, пользуясь средствами реалистического искусства того времени, создал картину на сюжет из IX главы Евангелия от Иоанна—«Исцеление слепорожденного», в которой с глубиной психологического
проникновения, близкого по своей силе к творчеству Ф. М. Достоевского, показал момент пробуждения от греховной мглы к видению
Света Христова. Незабываемое впечатление производят и картины М. В. Нестерова— тонкого лирика религиозной живописи, вдумчивого
поэта русского монашества, острого и проникновенного портретиста. Многое в жизни масте...
42. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (2)
«Мы принадлежим к различным Церквам,— сказал он,— но у нас вера в одного Христа и у нас одно Его святое Евангелие. А учение Евангелия — это учение о любви, мире, дружбе, братстве, правде, равенстве перед
Богом». Этим духом евангельского миролюбия и христианского единства и были проникнуты беседы и дискуссии римо-католиков,
протестантов, православных. Молодые христиане отмечали, сколь важно в...
43. Музей-заповедник: Головные уборы
Кокошники Каргопольского района Архангельской области сплошь
покрыты мелким речным жемчугом. Поверх кокошников принято было надевать белые платки, шитые золотом, или узорные шали. «Кика»
— женский головной убор. Рязанская область-XIX в. Узкий и высокий по форме женский головной убор Костромской области украшала
жемчужная поднизь, спускающаяся до бровей, а кокошники Псковщины делали с «шишками» тоже из жемчуга, что придавало ...
45. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (1)
Святейший Патриарх Алексий в Церковноархеологическом кабинете С большой полнотой представлена также иконография Богоматери
«Одигитрии» (Путеводительницы), которая, согласно Церковному Преданию, восходит к иконе, написанной святым апосто лом и евангелистом Лукой и благословленной Самой Божией Матерью «благодать Моя
с иконой сей да будет». На Руси особенно распространилось поясное изображение «Одигитрии». Многочисленные варианты этого
иконографического типа, известные под названием «Смоленской», «Тихвинской», «Грузинской»,...
47. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (5)
Аще бо и мощей твоих рака пред очйма нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со Ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами у Престола Вседержителя предстоящи,
достойно веселится. Веду-ще бо тя воистинну и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся, еже молитися о нас Всесильному
Богу о пользе душ наших и испросити время на покаяние, и о невозбранном преитии от земли на Небо, мытарств же горьких, бесов,
воздушных князей, и вечныя муки избавитися, и Неб...
48. Музей-заповедник: Живопись конца XVI - начала XVI века
Свидетельством высокого мастерства столичных иконописцев являются иконы «Никола» и «Иоанн Предтеча — ангел пустыни», бывшие, возможно, створками какого-то киота. В стройных пропорциях изображений еще
чувствуется прошлая величавость, они интересны по колориту, особенно фигура Иоанна Предтечи. Но образам их недостает глубокого
внутреннего содержания, их отличает некоторая застылость и сухость. Складень-иконостас. Первая треть XVIIв. Фрагмент Второе
направление в живописи э...