Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Куликово поле на марках

 

21 сентября (8 числа по юлианскому календарному исчислению) 1380 года стали первой ступенькой на пути к самостоятельности Российской государственности. Сцены из Куликовской битвы неоднократно служили сюжетами при разработке изображений для почтовых марок.

В 1968 году художник Г. Комлев отобразил на марке фрагмент известной картины М.И. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем», которая была написана в грозном 1943 году. Почтовая марка продолжила выпускаемую серию «Государственный Русский музей, Ленинград». По историческим данным святой Сергий Радонежский в Троице-Сергиевской лавре благословил на отпор Мамаю князя Дмитрия Донского и отправил с ним двух иноков Осляблю и Пересвета. С единоборства двух богатырей началось сражение на Куликовом поле. Пересвет смог совершить невозможное, пронзить Челубея копьем. При этом он и сам получил смертельную рану. Однако Пересвет смог найти в себе силы доехать до Русского войска и только тогда он упал с коня.

Серию советских почтовых марок «600 лет Куликовской битве» выпустили в 1980 году. Художником А. Смирновым для основного изображения (справа) был выбран фрагмент картины Бубунова А. «Утро на Куликовом поле», которую любители живописи смогли увидеть в 1947 году. Слева на марке размещен памятник-монумент Великому князю Дмитрию Донскому установленный на Красном холме Поля Куликова. Торжественное открытие которого состоялось 8 (21) сентября 1850 года. Как сообщала пресса того времени: «Жители из Тульской и Рязанской губерний присутствовали на этом мероприятии в значительном количестве».

Российская почтовая марка «Дмитрий Донской», которую выпустили в 1995 году, стала продолжением серии «История Российского государства». Сюжет ее разработан художником Зайцевым А., который поместил в центре портрет Дмитрия Донского. Сергий Радонежский в Загорске благословил Дмитрия Ивановича на Куликовскую битву. Для оформления марочного пространства слева от Великокняжеского портрета была избрана часть Московского Кремля с белокаменными башнями и стенами. Справа художником показана победа русского войска на Куликовом поле.