|
|
«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами».
|
|
«Похвала Пресвятой Богородице». Пелена. 1510 год. ЗГИХМЗ, № ВХ-106, 60x60 см. Предназначалась для прославления Богоматери
в «Субботу Акафиста», к одноименной иконе «Похвалы Пресвятой Богородицы». По полям вышит текст Акафиста Благовещению. Порядок
смыслового прочтения образа круговой — от Книги Священного Писания с пророчествами о Богоматери, на «Престоле уготованном»
или «Кивота Завета», в окружении Херувима и Серафима — к пророкам, возвестившим о пришествии в мир Спасителя, открывающему
«Дверь спасения», и Евангелистам, свидетельствующим об исполнении обетования Божия. Надмирным утверждением этого свидетельства
изображены по углам четыре Херувима, Честнейшей которых явилась Приснодева Мария.
|
|
Икона Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевьг Марии из иконостаса Троицкого собора.
|
Посредницей между Небом и земной жизнью Господь за каждой Литургией являет Богоматерь. Ту из рожденных на земле, Которая
явилась «Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим» и без молитвы к Которой не совершаются тайнодей-ствия
в Церкви Христовой. Вот почему и по претворении святых Даров в Тело и Кровь Христовы особое благоговейное поклонение усердно
совершают молящиеся и прежде всего иноки: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице
нашей Богородице и Приснодеве Марии».
Предстоятель воспоминает Ее святое имя с возношением фимиама, принося жертву духовную во «исполнение Царствия Небеснаго»,
воспоминая также и все лики, от века Богу угодивших — Праотцев, Отцев, Патриархов, Пророков, Апостолов, Проповедников, Евангелистов,
Мучеников, Исповедников, Воздержни-ков.
Во время пения молитвы «Достойно есть, яко воистинну, блажити Тя, Богородицу...», вновь братия творят,
во главе с предстоятелем, поминовение всех от века усопших в вере и надежде Воскресения и просят Господа упокоить их в недрах
Вечного Блаженства. «Да не обленимся убо,— увещевает святой Иоанн Златоуст,— отшедшим помогающе и принося-ще о них молитвы:
ибо общее предлежит очищение вселенныя» [11, с. 199J. И этой высоты в молитве о Вселенной предстоящие достигают через молитвенную
Похвалу Божией Матери. Затем совершается оздравная молитва.
Монашеское чествование Матери Божией в Лавре соединено с воспоминанием Ее явления с Апостолами Петром и Иоанном Преподобному
Сергию во время Рождественского поста, когда после чтения Преподобным Сергием благодарственного канона с акафистом Она произнесла:
«Не бойся, избраннице Мой! Я пришла посетить тебя. Молитва твоя об учениках твоих, о которых ты молишься,
услышана, и об
Обители своей не тужи более: отныне она оубет всем изобиловать, и не только пока ты находишься в этой
жизни, но и по отшествии твоем к Богу Я неотступна буду от Обители твоей, подавая неоскудно все нужное» [43,
с. 104].
Все праздники в честь Божией Матери проходят в Лавре торжественно и с благоговением, но особенно— когда совершается престольный
праздник в честь Успения Божией Матери и когда в Лаврских храмах возносятся молитвы радости и надежды на Ее обетования.
Проходят века, но вновь слышится возглас, призывающий народ и обращенный от лица народа к Небесному Престолу Святой Троицы:
Благодарим Господа.
|
Чин Погребения Богоматери совершается в Лавре ежегодно 15/28 августа.
|
Божественная Евхаристия является пасхальной вечерей нового избранного народа — Церкви. Бог указует нам, как выражать
Ему наше благодарение, потому что хочет избавить нас от греха и привести к Небу, чтобы мы участвовали в Ангельском славословии.
Святитель Иоанн Златоуст.— один из составителей чина Божественной литургии — отмечает: «Если мы, вспоминая благодеяния
людей, больше согреваемся любовью, то тем более, постоянно вспоминая дары Владыки, будем более усердными к заповедям Его.
Ибо самым лучшим сохранением благодеяния является память об этом благодеянии и постоянное благодарение. Поэтому и Страшные
Таинства, преисполненные величайшего спасения, совершаясь за каждым собранием, именуются Евхаристией, потому что это есть
воспоминание благодеяний и показывает вершину Промысла Божия, научая за все благодарить» [22, с. 124].
Здесь, в Троице-Сергиевой Лавре, с Божественной Евхаристией связаны особые воспоминания о жизни Преподобного Сергия Радонежского,
которые невольно предносятся духовному взору всякого инока, ежедневно прочитывающего знаменательные строки акафиста: Радуйся,
во Святую Литургию в Благодати Божией весь аки во огни стоящий [29, л. 18].
Господь близ верующих во всех церковных службах (ибо Он сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там
Я посреди них»), но особенно — за Божественной литургией. В иных церковных службах Он близок Своей Благодатию, а в Литургии
— Пречистым Телом и Животворящей Кровию Своею.
Евхаристия, будучи источником и центром благодатного единения с Распятым и Воскресшим Христом, явилась также источником
бессмертия и Вечной Жизни согласно обетованию, данному Спасителем в Капернаумской беседе: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою
Кровь имеет Жизнь Вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть Пища, и Кровь Моя истинно есть Питие
(Ин. 6,54—55). Обетование это было воспринято христианами. Уже на стенах древних катакомб и на отдельных надгробиях они
символически изображали евхаристические образы Тела и Крови Христовых как залог Вечной Жизни. Тема Евхаристии нашла отражение
и в алтарных фресках Успенского собора Лавры.
|
Фелонь Преподобного Сергия. ЗГИХМЗ, № 3197.
|
|
Священные сосуды Преподобного Сергия. ЦАК МДА.
|
В Лицевом Летописном своде XVI века сохранилось повествование о таком эпизоде из литургической жизни Троицкой Обители
во времена Преподобного Сергия: «Не по мнозе же времени, служащу святому Божественную литургию, бяше бо тогда прежеречнный Симон
параклисиарх, в добродетелях совършен сый егоже святый сведетельствоваше имуща совръшено житие, служащу же
святому, сей же Симон зрит чюдное видение. Божественный бо огнь ходя во святом жрътвенику осеняше престол окружая окрест
святыя трапезы, последи же святаго трижды окру-жившю, яко мнетися во оном огню от главы и до ногу быти. И внегда хотяше святый
причаститися, той огнь свится якоже некая Божественая плащаница, и вниде во святый потыр. И тако святый тем причастися, тъй
Симон дивляшеся и неизреченному оному видению, и трепеташе от страха. Егдаже преподобный изыде от святаго жрътвеника, разумев
Духом Святым, и той Симон видению сподобльшеся быти, и призвав рече ему чадо Симоне почто устрашися дух твой. Он же к нему
зело рече устрашихся. Видех чюдное видение Божественый огнь паче же благодать Святаго Духа действующиа с тобою. Святый рече никому
же да возвестиши яже виде, дондеже Бог сотворит яже о мне смотрение, и произведет
мя от мира сего. Опще же хвалу Богу въздаша творящему дивная и преславная яже видеста очи наши» (БАН, 31.7.30, т. 2, л. 433
об.—434).
|
«Евхаристия». Фреска 1684 г. из алтарных росписей Успенского собора.
|
Через Литургию все обновляется и объединяется. Новая земля и новое небо, которых мы чаем, по обетованию Божию, есть та
реальность, которая переживается через Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа. Христос, однажды принеся Себя в жертву,
через священнодействие в Церкви берет на Себя грехи многих (Евр. 9, 28). Евхаристическая жертва изливает Пасхальную
благодать, наполняющую светом и Небо, и землю, и преисподнюю.
Перед нами не историческое событие, однажды совершившееся в определенный момент и в определенном месте. Перед нами Таинство,
спасающее мир, чудо вечно повторяющееся и неизменно пребывающее в сердцевине бытия, не ограниченное временем и местом. Мы
в вечности, и нам открывается смысл самого великого и святого в жизни [23а, с. 67].
|
Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст — составители Чинопоследований Божественной литургии. Фреска
1684 г. в алтаре Успенского собора.
|
|
«Евхаристия». Вторая часть фрески из алтарных росписей Успенского собора.
|
О Пасха Велия и Священнейшая, Христе! О Мудросте, и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися
в невечернем дни Царствия Твоего.
Этими словами священноинок, совершающий Литургию, опуская частицы с дискоса в потир, свидетельствует о тайне неизреченной
Божественной любви Святой Троицы, которая будет окончательно открыта для человека только в будущем веке, в Царстве
Славы Божией, где общение святых душ с Богом будет общением бесконечной взаимной любви. Сейчас же лишь предвкушается эта
неизреченная пасхальная радость Вечного блаженства. Агнец Божий в виде бескровной жертвы приносится ежедневно на престолах
Обители Живоначальной Троицы для единения верующих со Христом в Таинстве Святого Причащения до того дня, как сказал
Сам Христос, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего [23, с. 60, 64].
|
Крестный ход у Троицкого собора перед Пасхальной заутреней.
|
Божественная литургия — это и особый чин церковного Богослужения, и созидающая благодатная сила в Церкви Христовой. Она
и древо жизни, и Пасха нетления. Она кладезь живой воды и святейшее тайнодействие. Она живой
голос многовекового церковного сознания и непрерывно длящееся воспоминание о жертвенной любви к людям Сына Божия.
Совершаясь во времени, она совершается в Вечности. Совершаясь на престоле земном, она творится и на Престоле Небесном. И
все это потому, что высочайшей, спасительной, действенной силой ее является Сам Христос, давший обетование пребывать в Церкви
до скончания века [23, с. 68]. Человек же должен соделать храмину своей души достойной Святых Даров — приснотекущего
источника святыни.
В Евхаристии открывается душе христианина великий и славный день Второго Пришествия, «который принесет с собой не только
Страшный суд для одних, но и непосредственное, тесное Евхаристическое единение со Христом для других». Основанием для этого
служат слова Спасителя: Не буду есть Пасхи и пить от плода виноградного, пока не приидет Царствие Божие (Лк.
22, 16, 28; Мк. 14, 25). «Надежда на это будущее единение содержится в пасхальной эсхатологической молитве на Божественной
литургии: О Пасха велия и священнейшая, Христе!., подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего
[23, с. 67].
Литургия есть Божественное установление не только в том смысле, что она была установлена Сыном Божиим на Тайной Вечери
для Церкви земной,— подчеркивает профессор протоиерей Александр Ветелев, один из виднейших литургистов нашего времени (t
1976),— но и в том, что она от века совершается и на Небе, как Евхаристическая трапеза предвечной Триипостасной любви Божией.
Агнец — средоточие этой любви, как предназначенный к закланию прежде создания мира (1 Пет. 1, 19—20) и закланный
от создания мира (Отк. 13, 8) по соизволению Предвечного Совета Святой Троицы, чтобы ниспослать Духа Святаго новому творению
[23, с. 65].
Духа Источник пришед на землю, во огненным реки разделялся мысленно, Апостолы орошаше просвещая: и бысть
им Облак орошаяй Огнь, просвещали тех, и одождяяй пламень, имиже мы прияхом Благодать, огнем же и водою. Свет
прииде Утешителя, и мир просвети.
| |