Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Лавра - Служение
Страницы истории
Литургическая жизнь
Общественное служение
Московская Духовная Академия
Церковноархеологический кабинет
Обеты монашества
Что говорят о Лавре гости
Краткий указатель книг, статей
Краткая летопись Лавры
Собор Радонежских святых
Молитва ко Пресвятей Троице
Алфавитный указатель

      

Литургическая жизнь  

1 
 2
 
3 
 4
 
5 
 6
 
7 
 8

Согласно Египетским Церковным Постановлениям (III век), при внесении в молитвенное собрание светильника (с которым Христос Спаситель как бы духовно предносится присутствующим) епископ призывает народ к прославлению Того, Кто невидимо входит в собрание вместе с внесенным светильником:

«Мы благодарим Тебя, Боже, через Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, за то, что Ты просветил нас откровением Невещественного Света. Кончив долготу дня и достигнув начала ночи, насытившись дневным светом, сотворенным Тобой для нашего довольства, мы теперь не имеем недостатка и в вечернем свете по Твоей милости,— святим и славим Тебя чрез единого Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, чрез Него Тебе с Ним слава, сила и честь ныне...» [7, с. 9].



Это понимание значения светильника в храме за Вечерней поэтически выражено в гимне:

Свете Тихий Святыя Славы, Безсмертнаго Отца Небеснаго, Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе: пришедше на запад солнца, видевше Свет Вечерний, поем Отца Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй: Тем же мир Тя славит.



Искусство пения в Троице-Сергиевой Лавре удивительно сочетается с искусством колокольного звона, которое имеет свои уставные особенности и богатейшие художественные традиции, хранимые звонарями Лавры.

Колокол Преподобного Никона, или «Чудотворцев», имеет такую надпись: «IC.XC.HK. И в славу Святыя и Живоначальныя Троица совершен си колокол в лето благочестиваго Великаго князя Василия Дмитриевича и архиепископа Фотия, митрополита Киевского и всея Руси, во обитель Преподобного отца нашего Сергия, при настоятельстве отца нашего Никона игумена, в лето 6928 (1420), индикта 13, месяца Августа 15, на Успения Пречистыя Владычица нашея Богородица Марии». Старейший звонарь Лавры игумен Михей отмечает, что этот колокол при звучании создает глубокую вибрацию, двойной звук — «фа» и «соль бемоль».

Колокол «Лебедь» - дар царя Бориса Федоровича Годунова:

«Лета 7102 (1594)...

Сей колокол в дом Святыя и Живоначальныя Троицы и Преподобнаго и Богоноснаго отца нашего Чудотворца Сергия велел слить слуга и конюшей боярин Борис Федорович Годунов с своею дщерью Ксенией и с сыном своим Феодором».

Сейчас это самый большой колокол. «Лебедь» имеет основной звук «си бемоль» (звук приятный, приглушенный, как бы плывущий по небу), но слышится его обертон на квинту вверх — в ноту «фа».

На колоколе «Переспор» имеется такая надпись: «В славу Святыя Троицы вылит сей колокол 1780 года во обитель Преподобных и Богоносных отец Сергия и Никона игуменов Радонежских Чудотворцев... при Настоятеле оныя Лавры Святейшего Правительствующего Синода члене их Императорских высочеств учителе в законе Преосвященнейшем Платоном Архиепископом Московским и Калужском Лаврскою суммою».



Ниже другая надпись: «Из стараго колокола весу 315 пуд 28 фунтов лит в Москве на заводе Асона Стурговшикова лил мастер Михаила Крючков».

На колоколе имеются иконы, выполненные в виде медальонов — Святая Троица, Успение Пресвятой Богородицы, Святитель Николай, Преподобный Сергий.

В колокол «Переспор» совершают благовест ко всем будничным и великопостным службам. С ним также связан бой курантов. Он имеет основной тон «фа диез», его обертон на квинту вверх — в ноту «до диез». При звоне «во вся» «Переспор» как бы перебивает—«переспоривает» звучание других колоколов.

Колокол 1598 года «поставил в дом Живоначальныя Троицы и Великому Чудотворцу Сергию раб Божий чернецъ Варсонофий Акимов». Имеет ноту «фа диез», звук заунывный, но приятный.

Колокол 1648 года отлит «При благоверном Государе Царе и Великом Князе Алексие Михайловиче в Троице-Сергиевом монастыре при архимандрите Андреяне да при келаре старце Симоне да при казначее старце Каллинике перелит старой колокол, а лил колокол Троицкий мастер Игнатей». Основной звук «фа», обертоны не прослушиваются.

Восемь малых колоколов, от трех пудов до четырех-пяти килограммов, предназначенных для трезвона и для отсчета четвертей во время боя башенных часов, имеют такое звучание, начиная с нижних нот: 1) «ми бемоль», 2) «фа», 3) «соль», 4) «ля бемоль», 5) «си бемоль», 6) «ми бемоль», 7) «ми бемоль» 8) «соль». С 1-го по 5-й колокола звучат в первой октаве, а с 6-го по 8-й — во второй.

Церковный Устав предусматривает следующие виды благовеста: праздничный, воскресный, будничный (трех степеней торжественности), постный и похоронный. «Благовест сообразуется в торжественности не только с днем, но и со службой [3, с. 10] — простой, полиелейной, бденной и в честь великих праздников. Особой торжественностью выделяется пасхальный звон. Типикон предписывает к началу Богослужения благовест производить с благословения игумена монастыря» [14, с. 491. Благовест благовествует, передает благую весть о спасении, которую возвещает в храме в эти священные минуты предстоятель чтением Евангелия.







В состав Вечерни за Всенощным бдением входит лития (с греч. λιτη) — моление) с пением литийных стихир в монастыре — в похвалу Пресвятой Троицы, Матери Божией или Преподобного Сергия. В дни престольных праздников иноки Обители обходят Успенский собор крестным ходом при покаянном возношении литийных прошений и молитв. В другие праздники и за воскресными всенощными бдениями лития совершается в западном притворе храма.



«Мы молимся как бы пред вратами Небесными... подобно Адаму, мытарю, блудному сыну... В литии церковь исходи! из своей облагодатствованной среды во внешний мир — в собственном смысле, или же в притвор, как часть храма, соприкасающуюся с этим миром, открытую для всех, не принятых в церковь или исключенных из нее, с целью молитвенной миссии в этом мире. Отсюда всенародный и вселенский характер (о всем мире) литийных молитв» [3, с. 163—164].

Первоначально литии совершались во время общественных бедствий-—морового поветрия, войн, голода. Нынешний литии — это наследие праздничных иерусалимских литий.

Торжественно исходят из алтаря иноки в мантиях, им предносятся светильники, которые являют «всегда преизливающееся и никогда не оскудевающее во Святых просвещение Духа в тайнозрениях Божественных...— по уточнению Блаженного Симеона Солунского,— чрез воск, из тьмочисленных цветов составленный, наше всецелое Богу возложение, и от всех имений приношение» [11, с. 14, 16].

На литии возносятся смиренные моления о спасении людей, о благословении всего достояния Божия, о священной иерархии, о всяком граде и стране, о всех прежде усопших, об избавлении от глада [голода], губительства [эпидемий], труса [землетрясения], потопа, огня, от нашествия врагов... Эти прошения сопровождаются поминовением святых, к заступничеству которых прибегает Церковь. Затем иноки с предстоятелем при пении стихир «на стиховне» возвращаются на середину храма, где уготован тетрапод (стол) с пятью хлебами, пшеницей, вином и елеем.

Завершается пение стихир, прославляющих святых или праздник, молитвой святого Симеона Богоприимца Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко (Лк. 2, 19—32). Молитва эта исполнена «благодарности и спокойствия пред лицом смерти, происходящих от постоянной мысли о мире и народе, их просвещении и спасении». Называя Спасителя Светом, эта молитва на исходе вечера напоминает о закате нашей жизни [3, с. 178—179].

По традиции Православной Церкви, отпустительный тропарь или тропарь воскресной вечерни включает в себя песнь в честь Божией Матери: Богородице Лево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою. Благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. Эта Боговдохновенная песнь Приснодеве Марии особенно дорога иночествующим, призванным хранить себя в такой же чистоте и непорочной святости. Нередко у монахов этот тропарь находит повседневное употребление, обычно в молитве за страждущих и заблудших (150 раз).

В великие праздники поется тропарь праздника.

Во время пения тропаря архидиакон (или иеродиакон), получив благословение от предстоятеля, кадит трижды кругом стола в знак освящения приношений.



Благословение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея полно глубокого исторического и таинственного смысла: при этом историческое и таинственное совпадают в символическом действии. Возглашением слов «Сам [Господи] благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елей»,— предлежащие вещества включаются в род и число тех пяти хлебов, которые Господь чудесно умножил как Владыка и Творец всяческих (Ин. 6, 5—14). «Одноестественность же этих веществ с веществами, вне храма находящимися, переносит и на них благословение Божие. Этим евангельское слово показывает свою непрерывно действующую силу» [12, с. 78]. Затем благословенный хлеб раздробляется и раздается народу во время помазания елеем при чтении канона на Утрени.

Слава в Вышних Богу, и на земле Мир, в человецех благоволение—этим хвалебным гимном (Лк. 2, 14), которым Ангелы воспевали явление на земле Божественного Мира (Примирителя) [15, с. 62], начинается Утреня в честь Святой Троицы. Гасятся светильники, храм погружается в безмолвие. На середине храма чередной инок читает Шестопсалмие, как бы составляющее в сокращении всю Псалтирь (Пс. 3, 37, 62, 87, 102, 142).

Устав так говорит о слушании этих псалмов: «Егда глаголется Шестопсалмие, тогда подобает со вниманием слушанию прилежати, покаяния бо псалмы исполнены суть и умиления. Глаголем же сия псалмы с благоговением и страхом Божиим, яко Самому Богу невидимо беседующе...»

В это время через псалмы воспоминается рождение Сына Божия и говорится о тридцатилетнем Его пребывании в безвестности. Надежда, благодарность, любовь к Богу и восторженное, глубокое внутреннее славословие перемежаются с печалью, горьким раскаянием, переживанием скорби, мрака и смерти. «В них (псалмах) слышатся плач души о грехах, мольбы о пощаде, самоукорение, жажда очищения, призыв о помощи... Смена настроений в псалмах говорит о неустойчивости человеческого сознания, склонного к надломам, соблазнам и падениям» [16, с. 63].

С этой молитвой иноков и народа сливается укрепляющая всех молитва предстоятеля. Псалмопевец причину своих страданий видит в собственной греховности. Молится он, а с ним и все предстоящие, чтобы Бог отвергающим гневом не наказал бы его. «Его [Псалмопевца] постигло тяжкое наказание Божие (Пс. 37,3), он сильно страдает вследствие своих грехов и телом, и душою [«от воздыхания сердца» — от внутренней боли (стихи 4, 5, 6, 9)]. Чтобы показать Господу, что он не только нуждается в Его помощи (ст. 3—13), но и достоин ее, псалмопевец выставляет на вид, как он вел себя в отношении к врагам своим: он не воздавал им за их ругательства и клеветы (ст. 14,15), но с доверчивостью представлял свое дело Богу, от Которого ожидал быть услышанным (ст. 16)... Многочисленны и могущественны враги его (ст. 20); он им делал одно только добро, и вот они за правду его преследуют его (ст. 21); против них только Бог может помочь ему (ст. 22—23)» [17, с. 83].



Псалмопевец потому так ясно представлял себя перед лицом Божиим и размышлял о Нем, что для него Бог и милость Божия гораздо выше самой жизни; и он верит в милость Божию, он твердо убежден, что Бог поможет ему, и этим приведет вновь к Его прославлению (устне мои похвалити Тя— Пс. 62, 4—5) [17, с. 140]. Это настроение Богодухно-венных псалмов передается всем молящимся и особенно инокам, призванным к сугубому покаянию и молитве за весь мир.

Страдания тяжелым бременем лежат на молящемся Псалмопевце, но он неизменно устремляет взор свой ко Господу, хотя ему и представляется, по-видимому, что Бог оставил его, так как страдания продолжаются слишком долго... Молящийся с самой юности много страдал, и всякий раз, когда Бог возвышал его и благословлял пережить счастливые времена, снова поражало его несчастье (Пс. 87, 16), которое оказывалось так велико, что лучшие друзья оставили его (ст. 17—19).

Многие святые отцы называют 87-й псалом «Мессианским», прообразующим страдания Христа [17, с. 212—214].

Вместе с Псалмопевцем предстоящие в Обители прославляют Господа всей душой за многочисленные Его благодеяния: Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив (Пс. 102, 8). Он безмерно милостив (ст. 11) и бесконечно готов прощать народ Свой, как любящий Отец — сына своего (ст. 13). Человек слаб и беспомощен (ст. 15—16), и существование его было бы безутешным, если бы Бог не принимал его под Свою защиту. Милость же Господня от века и до века на боящихся Гго, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, творити я (ст. 17). Вот почему душа верующего благословляет Бога на всяком месте владычествия Его [17, с. 248].

Конечно, если Бог поступит по строжайшей правде, рассуждает далее Псалмопевец, то он как грешник достоин наказания. Потому и молится он, чтобы Бог не наказал его по строгой правде и не входил в суд с рабом Своим (Пс. 142, 2—4). Ободряет воспоминание о явлениях вспомоществующей Благодати Божией в древние времена (ст. 5). Да приидет помощь вскоре (заутра), ибо он пребывал в надежде (уповах к Тебе, взях душу мою) на действительную помощь (слышану сотвори), и эта помощь да будет в назидание — как поступать правильно (ст. 7—8). Дух Святой руководит прямым путем добродетели и освободит от опасности смерти и избавит от власти врагов (ст. 10—12) [17, с. 339].

Священноинок в таинственной безмолвной беседе с Богом перед царскими дверьми совершает молитвы Утрени. Подобно семи «светильничным молитвам» на Вечерне, которыми освящается предстоящая ночь, двенадцатью светильничными молитвами Утрени освящается каждый последующий час грядущего дня, инок же предваряет его сугубым ходатайством пред Богом о всех предстоящих.

С благодарностью за пробуждение к настоящей службе просит он помощи Божией достойно совершить каждому свое служение и тем восхвалить неисповедимую Благость Божию.

Молится о вразумлении, чтобы все совершали правду и святыню в страхе Божием, чтобы Господь помянул по имени и услышал каждого молящегося, сохранил каждую душу, спас, благословил и освятил и даровал миру мир.

Молится о научении всех правде Божией, просвещении от внутреннего мрака, соблюдении жизни нашей Духом Святым и наставлении нас на путь мира.

Он молится, чтобы Господь принял благодарение наше (также и то, которое предстоит совершить в таинстве Евхаристии — Благодарения) и удостоил милости и вечных благ присутствующих, а также повсюду находящихся братии наших, в разных уголках земли, на море и «на всяком месте владычествия Его», чтобы все спасшиеся душой и телом могли дерзновенно славить имя Божие, чтобы Отец Небесный принял «как кадило в пренебесный и мысленный Свой жертвенник» всех бодрствующих и поющих во славу Святой Троицы.

Предстоятель благодарит за благодеяния всей жизни, чтобы Господь подал благодать и силу к разумному пению и непрестанной молитве тем, кто в страхе и трепете совершает дело своего спасения.