|
|
Крест-мощевик. Вклад Марфы Владимировны Старицкой XVI в. 15,5x9x1,6 см. ЗГИХМЗ, № 180.
|
Все ветхозаветные преобразования и пророчества, положенные святыми вдохновенными песнотворцами в основу ирмосов и тропарей
девяти песней, исполнились на Приснодеве Марии.
Девять песен канона составляют тройственный образ Пребожественной Троицы. Церковь поет их каждый день.
Святой Иоанн Дамаскин (VIII в.) создал основной цикл Богослужебных канонов и записал открытое ему осьмогласие, ныне содержащееся
в книге «Октоих» [20].
Завершается Утреня Великим славословием, на пение которого оба клироса, по монастырскому обычаю, сходятся на середине
храма.
В праздник Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября), Великим Постом в Неделю 3-ю, Крестопоклонную, и 1/14 августа
— в день Происхождения (явления) Честных Древ, в который совершилось Крещение Руси в 988 году, святой крест ежегодно износится
для поклонения народу в соответствии с особыми указаниями Устава Троице-Сергиевой Лавры, сообразно практике всей Русской
Церкви.
Приидите вернии, Животворящему Древу поклонимся: на немже Христос Царь Славы волею руце распростер, вознесё
нас на первое блаженство, яже прежде враг сластию украд, изгнаны от Бога сотвори. Приидите верный, Древу поклонимся,
ымже спо-ддбыхомся невидимых враг сокрушйты главы. Прииди-те вся отечествыя языков, Крест Господень пёснми почтим.
Радуйся Кресте, падшаго Адама совершенное избавление: Тя ныне со страхом христиане целующе, на тебе пригвоздйвшагося
Бога славым глаголюще: Господи, на том прыгвоздйвыйся, помилуй нас, яко благ и Человеколюбец.
С этой же мыслью предносится Животворящее Древо духовному взору христианина в Неделю Крестопоклонную, дабы поддержать
слабый дух в дни
Великого поста и совершить поклонение и ума, и души, и тела Святому Кресту и получить воодушевление на дальнейший жизненный
путь.
Преполовением постов Всечестнбе Древо всех в поклонение призывает, елйцы страстьмй своими, Христовым
страстём достойно спослёдуют: приидите ecu верный, поклонимся Древу страшнаго таинства.
Лощения путь преполовйвше, ведущий ко Кресту Твоему Честному, Твой день видети, егоже виде Авраам, и
возрадовася яко из гроба холма жива Исаака приём. Благоволи и нас верою избавившихся от врага, и Вечери причастытыся
тайней, в мире зовущих: Просвещение и Спасителю наш, слава Тебе.
Господи, Твой Крест, зрящее предлежащий днесть, приступаем верно, в пениих и песнех, облобызающе его
в страсе и радости: освяти рабы Твоя, умири мир Твой, сего явлением Едйне Многомилостиве.
Богослужебные тексты наиболее глубоко раскрывают крестную природу Церкви и, соответственно, смысл совершающихся в монастыре
чинопоследований.
Днесь Владыка твари, и Господь славы, на Кресте пригвождается, и в рёбра прободается, жёлчи и оцта вкушает,
сладость церковная: венцем от терния облагается покрывали небо облаки, одеждею облачится поругания: и заушается
брённою рукою, рукою создавый человека, по плещема биен бывает, одеваяй небо облаки, заплевания и раны приемлет, поношения
и заушения, и вся терпит мене ради осуждённаго: Избавитель мой и Бог, да спасет мир от
прелести, яко благоутробен.
Силой Креста Христова монахи ограждают себя в течение всего подвига несения своего жизненного креста, ибо «Крест —
хранитель всея вселенныя: Крест красота Церкве: Крест верных утверждение: Крест Ангелов слава и демонов
язва».
Во время воздвижения креста на восток, запад, юг, север и снова на восток все молящиеся преклоняются пред ним, простирая
свой духовный взор к созерцанию собственного жизненного креста, на который указал Сам Спаситель: Кто хочет идти за Мною,
отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8.34).
|
Спас в Силах. Икона из собора Живоначальной Троицы.
|
Светилен: Процвел ecu, яко финике Давидски, отче, и обитель явился ecu Духа
Всесвятаго, иже славна тя вселённей показа, о нас непрестанно Христа моли, почитающих верою пречестную память
твою, Преподобие Сергие.
С рассветом братия собирается к честным и многоцелебным мощам своего Аввы — Преподобного Сергия в собор Живоначальной
Троицы. Совершаемые здесь Братский молебен, Утренние молитвы и Полунощница составляют, пожалуй, самую характерную часть литургической
жизни Обители. В молитвах поминается множество имен тех, кто составляет духовное единство с подвизающейся здесь братией.
Нередко в этот ранний час приходят сюда студенты и воспитанники Духовных Академии и Семинарии, благочестивые местные жители,
а также паломники, прибывшие из разных епархий Русской Православной Церкви, чтобы разделить
с братией эту раннюю молитву.
Цель монашеского подвига — сохранить единство общежительного братства, основанного Преподобным Сергием, и тем внести
свой вклад в дело укрепления единства разделенного мира. Утверждая мир в себе через подвиг смирения, священноиноки служат
приходящим к ним на исповедь многочисленным паломникам своим добрым советом, умиротворяя их смятенные души. Разные жизненные
обстоятельства приводят в Лавру верующих людей. Нередко притекают сюда за советом и благословением православные из других
стран. Члены православных делегаций, прибывая в Обитель, просят принять их исповедь и разрешить недоуменные вопросы. На
многие вопросы приходится отвечать инокам ввиду все расширяющихся контактов с инославным миром. Ответственность перед людьми
требует укрепления внутренних сил и воли для этого общественного служения, которое начинается уже в эти ранние часы Полунощницы.
|
|
В монолитный хор сливаются мужественные голоса монахов, пробуждая в душах к жизни лучшие внутренние дарования, напоминая
себе и другим известные Евангельские истины.
Се, Жених грядёт в полунощи, и блажен раб, егдже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа.
Блюди убо, душе моя, не сном отяготйся, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворйшися, но воспрянй
зовущи: Свят, Свят, Свят ecu, Боже, Богородицею помилуй нас.
День он страшный помышляющи, душе моя, побдй, вжигающи свещу твою, елёем просвещающи: не веси бо, когда
прийдет к тебе глас глаголющий: Се Жених. Блюди убо, душе моя, да не воздрёмлеши, и пребудеши вне толкущи, яко пять дев:
но ббдренно пожди, да усрящеши Христа елёем маститым, и даст ти чертог Божественный Славы Своея.
Тебе, Необоримую Стену, спасения утверждение, Богородице Дево, молим: сопротйвных советы разори, людей
Твоих печаль на радость преложи, град Твой огради, о мире мира моли, яко Ты ecu, Богородице,
упование наше.
В этих предупреждающих и вместе с тем обнадеживающих словах душа обретает бодрость и утверждение в себе самой при благодатной
помощи свыше.
Немало и других мотивов пронизывает иноческое сознание за Братским молебном и Полунощницей. Так, при чтении 17-й кафизмы
«Блажени непорочнии в путь, ходящий в законе Господни...» мысль связует прошлое, настоящее и будущее в жизни каждого монаха
и в истории Обители особенно. Ибо слова псалмов этой кафизмы выражают прежде всего от лица всех от века усопших молитву к
Богу о прощении грехов, сознавая нарушение законов духовной жизни — заповедей Господних. Сознание своей греховности и греховности
усопших отец и братии побуждает иноков с присущей им детскостью взывать к Отцу Небесному: «Руце Твои сотвористе мя, и
создаете мя: вразуми мя, и научуся заповедем Твоим... Твой семь аз, спаси мя: яко оправданий Твоих взысках... Призри
на мя и помилуй мя по суду любящих Имя Твое».
|
Иконостас собора Живоначальной Троицы.
|
|
Задолго до начала общей молитвы монахи приходят к гробнице Преподобного, чтобы при тихом мерцании лампад собрать воедино
все свои душевные силы.
|
В соборе Живоначальной Троицы ежедневно на Братском молебне Игумену Земли Русской — Преподобному Сергию Радонежскому
иноки творят поминовение о здравии всех, кто внес свои имена в Синодики Троице-Сергиевой Лавры, наряду с поминовением братии
Обители. По этим же Синодикам совершается поминовение за Божественной литургией и за вечерними Богослужениями, за которыми
читаются и другие заупокойные Синодики — с именами всех от века усопших.
| |