Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Лавра - Служение
Страницы истории
Литургическая жизнь
Общественное служение
Московская Духовная Академия
Церковноархеологический кабинет
Обеты монашества
Что говорят о Лавре гости
Краткий указатель книг, статей
Краткая летопись Лавры
Собор Радонежских святых
Молитва ко Пресвятей Троице
Алфавитный указатель

      

Московская Духовная Академия  

1 
 2
 
3 
 4
 
5 
 6

Академия сегодня

Со времени передачи важнейших исторических сооружений монастыря в ведение Московской Патриархии, Русская Православная Церковь уделяет исключительное внимание их сохранению.

В Лавре на средства всей Церкви проведены весьма значительные реставрационные работы. Возвращено былое великолепие древним соборам. Восстановлены в традиционном благолепии и содержатся в прекрасном состоянии храмы.

Трудами ученых-реставраторов, мастеров, рабочих и братии воссоздана древняя красота многих памятников зодчества.









С 1957 года при Московских Духовных школах в иконописном классе проводятся занятия по изучению техники рисунка, живописи и реставрации. До 1981 года эти занятия проходили под руководством М. Н. Соколовой (монахини Иулиании). Она же руководила многими реставрационными работами.

Бережно хранится богатство национальной культуры— слава русского народа, а научные и популярные издания о Лавре являются свидетельством этого.

Никогда в истории нашей страны так тщательно не изучались и не реставрировались архитектурные памятники Лавры, сокровища древнего искусства, как это делается в наше время.

В Лавре можно видеть в прекрасном сочетании памятники архитектуры и живописи. Собранные в едином ансамбле, они создают удивительную картину полноты живой традиции, вошедшей из глубин истории в нашу современность [217, с. 25—26].

 





Празднование 600-летия победы на Куликовом поле в Троице-Сергиевой Лавре.
Празднование 600-летия победы на Куликовом поле в Троице-Сергиевой Лавре. Торжественный акт в академическом храме Покрова Пресвятой Богородицы 21 сентября 1980 года.

8/21 сентября 1980 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, Троице-Сергиева Лавра была свидетельницей яркого выражения русского религиозного и глубокого патриотического самосознания в связи с празднованием юбилея 600-летия победы на Куликовом поле.

Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода Русской Православной Церкви, прочитанное в тот исторический день во всех храмах Московского Патриархата, выразило это самосознание всех чад Русской Церкви следующими словами:

«... В свершении богатырского народного подвига—великой победы русского воинства в Куликовской битве особое значение имела благодатная сила веры Христовой, духовно-нравственное влияние и патриотическое служение Русской Православной Церкви, которая никогда не взирала безучастно на исторические судьбы народа. С самого начала своего, ныне тысячелетнего, бытия она содействовала культурному, национальному и государственному утверждению Руси. В предшествовавший Куликовской эпопее период и в тот критический момент истории Отечества нашего Церковь была тем неоскудеваемым источником духовных сил народа, который помог Руси успешно противостоять иноземному засилию, сбросить иго завоевателей, объединиться и стать великой Россией. Особое место в этом святом всенародном подвиге принадлежит пламенному патриоту родной земли Преподобному и Богоносному отцу нашему Сергию, игумену Радонежскому, основателю Свято-Троицкого монастыря — духовной, а нередко и военной опоры первопрестольной Москвы. Благословение Аввы Преподобного Сергия, преподанное великому Московскому князю Димитрию Иоанновичу, и его патриотическое воззвание к русским войскам явились вечным символом участия Русской Церкви в исторических судьбах нашей Родины.

Житийная икона Преподобного Сергия. XVII в.
Житийная икона Преподобного Сергия. XVII в.

Победа на Куликовом поле, эхо которой было услышано во всей Европе и в Византии, имела огромное историческое значение. Ценой величайших жертв Русь не только нанесла сокрушительный удар могуществу Золотой Орды, ослабивший ее господство над русскими землями и ускоривший ее последующий распад, но и спасла государства Европы, заслонив их от грозного иноплеменного нашествия. Куликовская битва предзнаменовала и исторически предрешила конечную победу народов Юго-Восточной Европы в их борьбе за национальную независимость» [142, с. 5].

Гонец приносит грамотку Димитрию Донскому.
Гонец приносит грамотку Димитрию Донскому. Миниатюра из Лицевого Жития Преподобною Сергия. XVI в. ГБЛ. ф. 304/1П № 21 (М 8663) л. 244

Лицевой Летописный свод. БАН. 17.17.9, л. 55.
Лицевой Летописный свод. БАН. 17.17.9, л. 55.

Со многих уголков мира стеклись гости в Троице-Сергиеву Лавру для участия в знаменательном торжестве.

В Московской Духовной Академии, где проходил торжественный акт, посвященный 600-летию великой победы на поле Куликовом, профессор архиепископ Волоколамский Питирим открыл новые черты гениальной личности благоверного великого князя Димитрия Иоанновича Донского. «Военная мудрость князя Димитрия,— отметил он в своем слове,— превзошла Мамаеву и принесла заслуженную победу русскому воинству. Потери были огромные. Конкретные цифры, приводимые летописцами и историками, иногда противоречат друг другу, не оспаривается только то, что девять из десяти русских воинов полегли на Куликовом поле. Восемь дней русские воины хоронили своих братьев на крутом берегу Непрядвы. Летописи указывают, что после Куликовской битвы опустела Русская земля...

Над русским народом тяготела угроза не только физического уничтожения, но и духовной гибели под монголо-татарским игом. Победа на Куликовом поле дала мощный импульс национальному самосознанию, положила начало созиданию патриотических традиций нашего народа, непрерывно развивавшихся на протяжении истекших 600 дет.

Однако духовное и историческое значение личности великого князя Димитрия следует оценивать не только в блеске победоносной битвы. Он был одним из первых выдающихся миротворцев Древней Руси, воспитанным в лоне Церкви величайшими ее духовными руководителями — святым Митрополитом Алексием и Преподобным игуменом Сергием... Среди главных врагов Москвы, Руси и лично князя Димитрия, наряду с внешними врагами с запада и юго-востока, опаснейшим был внутренний враг: сепаратизм, своекорыстие и вероломство удельных князей. И если с внешними врагами он говорил на языке воинского оружия, то внутренним он противостоял величием своего духа. Его нравственная сила превозмогла...

Возложение венка к памятнику Димитрию Донскому членами Священного Синода Русской Православной Церкви.
Возложение венка к памятнику Димитрию Донскому членами Священного Синода Русской Православной Церкви.

Общенародное празднование 600-летия Куликовской битвы 8 сентября 1980 года.
Общенародное празднование 600-летия Куликовской битвы 8 сентября 1980 года.



Миниатюра из Лицевого Летописного свода. ВАН. 17.17.9, л. 174
Миниатюра из Лицевого Летописного свода. ВАН. 17.17.9, л. 174

Храм-памятник во имя Преподобного Сергия Радонежского на поле Куликовом, на Красном холме.
Храм-памятник во имя Преподобного Сергия Радонежского на поле Куликовом, на Красном холме.

Основы миротворчества, которые заложил князь Димитрий, строя свои взаимоотношения с русскими князьями, созидая общегосударственную политику, воспитывая в народе любовь и патриотизм, восприняли и развили последующие поколения нашего народа и Русская Православная Церковь во всей полноте.

Наша Церковь свято хранит заветы благоверного князя любить и хранить Родину. Вместе со своим народом она переживала и тяжкие годины, и горечь потерь, и славу своего Отечества. Вдохновляя своих сынов на ратный подвиг, она молилась о победе русского оружия, совершала заупокойные молитвы за отдавших жизнь на поле брани, благословляла своих чад на священную борьбу за свободу Отечества» [262, с. 19].

В Троицкой Обители и поныне торжественно, с участием Лаврской братии, при множестве богомольцев совершается поминовение воинов, на Куликовом поле брани убиенных. Поминовение воинов было совершено Преподобным Сергием в Троицкой Обители 20 октября 1380 года по просьбе благоверного князя Димитрия, прибывшего с дружиной благодарить Авву Сергия за поддержку.

«Сказание о Мамаевом побоище» об этом повествует: «... Поиде князь великий в монастырь к Живона-чальной Троице в Радонеж, к преподобному игумену Сергию, и помолися со слезами Господу Богу и Пречистой Его Матери и всем святым, и благословися у Преподобнаго игумена Сергия и рече ему: „Отче, твоими святыми молитвами победихом измаилтян; и аще не бы твой чюдный послушник инок Пересвет Александр убил великого богатыря татарскаго, то убо пити было от него многим чаши смертны; и ныне убо, отче, Божиим попущением за многия грехи наша избьено бысть от татар многое множество воиньства христианьскаго, и что бы тебе пети панихиды и служити обедни по всем по ним избьенных"» [БАН, Лицевой Летописный свод, Остермановский том 2, л. 119 об.—120].

Панихида по воинам, павшим на Куликовом поле.
Панихида по воинам, павшим на Куликовом поле.





В Святой Церкви Русской по почину благоверного князя Димитрия было положено начало поминовениям русских воинов в субботу перед 26 октября/8 ноября— днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского, Небесного покровителя Димитрия Донского. Эти поминовения явились первыми русскими родительскими субботами.

...Велик Синодик Троице-Сергиевой Лавры (см. с. 64). Велика и молитва Сергиевой Обители, в которой ежегодно наряду с именами героев— благоверного князя Димитрия, схимонаха Александра (Пересвета) и схимонаха Андрея (Осляби)— возносятся молитвенно имена воинов всех времен, жизнь свою за Отечество положивших [263, с. 26—27].











—   Что пришел еси, брате, припадая ко святому жертвеннику, и ко святей дружине сей?

—   Желая жития постническаго, честный отче.

Братие, возмогайте во Господе и в державе крепости Его. Облецытеся во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу кознем диавольским, яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным. Сего ради приимите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют и вся содеявше стати. Станите убо препоясани чресла ваша истиною, и оболкшеся в броня правды, и обувше нозе во уготованне благовест-вования мира. Над всеми же восприимше щит веры, в немже возможете вся стрелы лукаваго разжженныя угасити, и шлем спасения восприимитс, и меч духовный, иже есть глагол Божий (Еф. 6, 10—17).