|
Московская Духовная Академия |
|
Из истории Московской Духовной Академии
|
Святейший Патриарх Московский и всея России Иоаким (1637—1690)
|
|
Богоявленский монастырь (основан при святом благоверном князе Данииле Московском)
|
Московская Духовная Академия на протяжении своей трехсотлетней истории является крупнейшим центром богословского образования в
Русской Православной Церкви. Основана Академия в 1685 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея России Иоакима.
Ее возглавили два крупных греческих богослова — братья иеромонахи Иоанникий и Софроний Лихуды, прибывшие в Москву с рекомендательной
грамотой от Восточных Патриархов. Обладавшие энциклопедическими знаниями, доктора Коттонианской Академии в Падуе, проповедники и мыслители,
они прилагали свои силы к организации первого на Руси высшего Духовного учебного заведения. Сразу же после их приезда занятия начались
в древней Московской Богоявленской обители. В том же, 1685 году было предпринято строительство нового здания для Академии в монастыре
Всемилостивого Спаса, известного под именем «Заиконоспасского», по месту его нахождения «за иконным рядом», куда на следующий год
торжественно переезжают Лихуды со своими учениками.
|
Местоблюститель Патриаршего престола Митрополит Рязанский Стефан (Яворский; 1658—1722)
|
|
Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил (Петров; 1730—1801)
|
|
Митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин; 1737—1812)
|
Славяно-греко-латинская Академия, именовавшаяся первоначально греческими или Спасскими школами, унаследовала лучшие
церковно-богословские традиции Православия.
Уже первые ее выпускники внесли значительный вклад в отечественное духовное просвещение своими переводами и самостоятельными
трудами.
Начало XVIII века — время петровских реформ — ознаменовало новый этап в жизни Академии: расширилась научно-богословская
деятельность, возросло число наставников и учащихся, вводится преподавание латинского языка, увеличилась библиотека. Подъему Духовной
школы содействовал выдающийся иерарх того времени Митрополит Рязанский Стефан (Яворский). К числу наиболее значительных
событий в жизни Академии относится работа над новым изданием славянского перевода Священного Писания, начатая в 1712 году
архимандритом Феофилактом (Лопатинским), учениками Лихудов — монахом Феологом и Феодором Поликарповым и законченная
в 1751 году иеромонахом Варлаамом (Лящевским), удостоенным за этот труд должности ректора Академии.
|
Заиконоспасский монастырь
|
Большого расцвета Московская Духовная школа достигла при митрополите Московском и Коломенском Платоне (Левшине) в последнюю
четверть XVIII столетия. При митрополите Платоне закладываются основы русской церковноисторической науки, в Академии начинается
преподавание на русском языке, ограничившее влияние западноевропейской схоластики и латыни. Особое внимание уделяется изучению
Церковного Устава. Вводится ряд новых предметов: церковная и гражданская история, история философии, физика, медицина,
придавших академическому курсу полноту и многосторонность. С отеческим, сердечным участием митрополит Платон относился
к жизни Московской Академии и навсегда остался в ее благодарной памяти.
|
Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов; 1782—1867)
|
|
Архиепископ Московский и Коломенский Августин (Виноградский; 1766—1819)
|
К концу XVIII века Славяно-греко-латинская Академия пришла со значительными результатами. Ее выпускники— видные иерархи,
клирики, блестящие проповедники и церковные писатели, историки, поэты, переводчики. Среди питомцев Духовной школы — первый русский
сатирик Ан-тиох Кантемир, великий ученый-энциклопедист М. В. Ломоносов, математик Л. Ф. Магницкий и многие другие выдающиеся
деятели русского просвещения. Ректор Академии, впоследствии митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил (Петров),
вице-президент Российской Академии наук, изданием «Добротолюбия» во многом способствовал подъему духовной жизни
в русских монастырях конца XVIII — начала XIX века. Предпринятой в начале XIX века реформой церковного образования раскрылись
широкие горизонты. Изменилось и место пребывания Московской Духовной Академии. Решением Святейшего Синода, по ходатайству
архиепископа Московского и Коломенского Августина (Виноградского), Академия была переведена из Москвы, где ее помещения
значительно пострадали во время пожара 1812 года, в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.
|
Профессор протоиерей Феодор Голубинский (1797—1854)
|
|
Профессор протоиерей Александр Горский (1812—1875)
|
После преобразования Академии по новому учебному уставу ее открытие состоялось в день праздника Покрова Пресвятой
Богородицы—1/14 октября 1814 года. Местопребывание
Академии в стенах обители, основанной Преподобным Сергием Радонежским, издревле особо почитаемым в Русской Православной
Церкви, способствовало духовному углублению и совершенствованию академической науки. Этому также содействовало водительство
митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова). С 20-х по 60-е годы XIX века он всемерно способствовал
развитию богословской мысли в Академии.
|
Здание Московской Духовной Академии, XIX век
|
В тот период сложилась школа исследователей русской церковной истории во главе с ректором Академии архимандритом Филаретом
(Гумилевским; 1835—1841) и профессором протоиереем Александром Васильевичем Горским (1833 —1875), благодаря самоотверженным
трудам которого уникальные источники отечественной истории и культуры стали доступными для изучения во всех четырех Духовных
Академиях, куда были переданы рукописи из основных монастырских хранилищ. Годы его ректорства (1862— 1875) считаются золотым временем Академии.
|
Профессор Митрофан Дмитриевич Муретов (1851 — 1918)
|
|
Профессор Василий Осипович Ключевский (1841 — 1911)
|
|
Профессор священник Павел Флоренский (1882—1943)
|
Наряду с историческим направлением в Московской Духовной Академии складывается направление христианской метафизики,
онтологии и истории философии, чем Академия по праву заслужила наименование «школы верующего разума». Традиции этой школы
были заложены выдающимся философом профессором протоиереем Феодором Голубинским (1818—1854)
и получили дальнейшее развитие в трудах профессора В. Д. Кудрявцева-Платонова (1828—1891), профессора А. И. Введенского
(1861 —1913) и профессора священника Павла Флоренского (1882—1943).
|
Троице-Сергиева Лавра (вид с юга)
|
|
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон (1865—1925)
|
|
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий (1867 — 1944)
|
Во второй половине XIX — начале XX века в истории Академии известно много новых имен почти во всех областях богословского
знания. Особенно значительными достижения были в области изучения Священного Писания и в развитии церковноисторической науки.
Приобрели широкую известность труды профессора М. Д. Муретова (1851 — 1917), профессора Г. А. Воскресенского (1849—1918), профессора В. О. Ключевского(1841
—1911), профессора А. П. Лебедева (1845—1908), академика Е. Е. Голубинского (1834—1912). Во всем многообразии научных интересов,
методов, поисков чувствуется единая традиция, сообщившая удивительную целостность и своеобразие Московской Духовной Академии.
Верность этой традиции она хранит и поныне.
| |