|
Церковноархеологический кабинет |
|
|
Моралес. Страждущий Христос, XVI в.
|
|
Неизвестный нидерландский художник. Христос, нач. XVI в.
|
Отдельный зал ЦАК посвящен западноевропейскому искусству. Имея общие корни с византийской иконописью, оно в дальнейшем
выработало собственный художественный язык, базировавшийся на подражании формам внешнего мира. Трагической экспрессией проникнута
картина испанского художника XVI века Моралеса «Страждущий Христос». О средневековой строгости в понимании задач искусства
напоминает изображение Христа, выполненное в традициях нидерландской живописи конца XV — начала XVI века.
Экспозиция Церковноархеологического кабинета завершается работами русских художников XVIII — начала XX века, когда живопись
развивалась в отрыве от древних традиций, хотя и не порывала связи с религиозной тематикой. Качественно новый период в истории
отечественной церковной живописи связан с именем В. М. Васнецова, который, отвергнув как холодный академизм, так и шаблоны
натурализма, вновь обратился к древним источникам. О сложности первых попыток преодолеть устоявшуюся рутину свидетельствует
его эскиз росписи конхи центральной апсиды Владимирского собора в Киеве — «Богоматерь с Младенцем». Его современник великий
русский мастер исторической живописи В. И. Суриков, пользуясь средствами реалистического искусства того времени, создал
картину на сюжет из IX главы Евангелия от Иоанна—«Исцеление слепорожденного», в которой с глубиной психологического проникновения,
близкого по своей силе к творчеству Ф. М. Достоевского, показал момент пробуждения от греховной мглы к видению Света Христова.
Незабываемое впечатление производят и картины М. В. Нестерова— тонкого лирика религиозной живописи, вдумчивого поэта русского
монашества, острого и проникновенного портретиста. Многое в жизни мастера значил образ Преподобного Сергия Радонежского.
Как некое религиозно-художественное кредо художника воспринимается его картина «Страстная седмица», изображающая у подножия
Распятия Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, священника, крестьянина и крестьянку на фоне полного внутренней тишины русского
пейзажа.
|
Икона святого Архистратига Божия Михаила и святого Апостола Андрея Первозванного, Московских писем, XVI в.
|
При Церковноархеологическом кабинете имеется также мемориальный музей Святейшего Патриарха Алексия, возглавлявшего Русскую
Православную Церковь с 1945 по 1970 год. Экспозиция подробно рассказывает о жизни и деятельности этого выдающегося первос-вятителя,
его вкладе в миротворческое и экуменическое движение современности.
Церковноархеологический кабинет расположен в так называемых Царских Чертогах, одном из интереснейших сооружений 80-х
годов XVII века в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Чертоги — своеобразная веха в истории московской архитектуры. До этого
дворцы представляли собой большей частью сложные по планировке постройки, живописные и причудливые. Чертоги с их строгим
единым объемом предвосхитили дальнейшее развитие московской архитектуры в сторону «регулярности». Окна верхних парадных
помещений декорированы фигурными наличниками из цветных изразцов. Южный фасад расписан разноцветными шашками, создающими иллюзорное
впечатление рельефа. Однако первоначально убранству фасадов далеко не соответствовало оформление интерьеров. Только в 40-х
годах XVIII века была предпринята работа по декорировке внутренних помещений Чертогов. Второй парадный этаж Чертогов, где
и располагается сейчас Церковноархеологический кабинет, делится продольной стеной на две анфилады комнат, скульптурно декорированных
по эскизам «рисовальных и живописных дел мастера» Н. С. Каменского. Лепной декор в залах южной анфилады выполнен И. Саевичем.
Убранство плафонов отличается пышной декоративностью: лепные раковины, корзины с цветами, гирлянды, фантастический мир образов
эпохи позднего барокко. Лепная отделка северной анфилады более скромна. Возможно, над ней работали местные мастера. Два
угловых западных зала — столовая и спальня дочери Петра Великого императрицы Елизаветы — декорированы мастером Гофинтендантской
конторы Михаилом Зиминым.
|
Участники XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов на экскурсии в Церковно-археологическом кабинете, 30 июля 1985
года
|
|
Макет-реконструкция Царских Чертогов Лавры в XVII веке
|
До нашего времени сохранились в обоих покоях уникальные изразцовые печи XVIII века. Кроме постоянной экспозиции Церковноархеологический
кабинет обладает разнообразными фондами. Хранящиеся в них иконы, картины, рисунки, гравюры, произведения прикладного искусства
постоянно используются для организации выставок, которые устраиваются как в залах ЦАК, так и в коридорах учебного корпуса.
В их оформлении сотрудникам кабинета
активно помогают студенты. Тематика выставок отражает многостороннюю, насыщенную жизнь Московской Духовной Академии,
вехи церковной и отечественной истории, юбилеи великих писателей, художников, композиторов. В последние годы был развернут
целый ряд выставок к 1000-летию Крещения Руси, дающих представление о крупнейших центрах нашего церковного искусства. Церковноархеологический
кабинет регулярно организует показ работ учащихся, занимающихся в иконописном кружке.
Научные сотрудники и реставраторы ЦАК постоянно делятся своим опытом со студентами. За годы пребывания в стенах Академии
перед ними раскрывается глубокий смысл православного искусства, возрастает чувство ответственности за те духовные сокровища,
которые вверяет им Церковь. ЦАК становится для учащихся подлинной школой возвышения человеческого духа от образов к Источнику
Красоты, к Божественному Первообразу, и каждый посещающий Церковноархеологический кабинет не может не ощутить этой особой,
непередаваемой атмосферы напряженной духовной работы, творчества, поиска. Поэтому недаром, по давней традиции, знакомство
с Московской Духовной Академией начинается именно здесь.
Общение с красотой, чувство живой связи с лучшими традициями православной художественной культуры — все это щедро дарит
Церковноархеологический кабинет своим посетителям и прежде всего тем, для кого он и был создан — студентам Московской Духовной
Академии.
|
Иконный зал № 1
|
|
Двучастная икона Божией Матери «Оранта» и святого великомученика Георгия Победоносца, IX—XIII вв.
|
|
Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы», Византийских писем, XV в.
|
|
Икона Божией Матери « Млекопитательница», Италия, XIV в.
|
|
Донская икона Божией Матери, Московских писем, сер. XVI в.
|
|
Икона святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Московских писем, 2-я пол. XVI в.
|
|
Икона святого великомученика Георгия Победоносца, XVI в.
|
|
Икона преподобного Авраамия Городецкого, XVII в.
|
|
Владимирская икона Божией Матери, шитье, кон. XVI — нач. XVII в.
|
|
Московский «Апостол» диакона Иоанна Федорова, 1564 г.
|
|
|
Панагия, XVI в.
|
Крест, XVI в.
|
|
|
Деревянный резной крест, XVII в.
|
Напрестольный крест, XVIII в.
|
|
Острожская Библия, 1581 г.
|
|
Праотец Ной с сыновьями, XVIII в.
|
|
Богоматерь с Младенцем. Эскиз В. М. Васнецова к росписи алтарной апсиды Владимирского собора в Киеве
|
|
В. И. Суриков. Исцеление слепорожденного
|
|
К. В. Лебедев. Рождество Христово (акварель)
|
|
М. В. Нестеров. Страстная седмица
|
|
М. В. Нестеров. Христос благословляет отрока Варфоломея (Преподобного Сергия Радонежского)
|
|
1 сентября 1985 года. Профессора, преподаватели и учащиеся Московских Духовных школ
|
|
Страница из Книги отзывов Церковноархеологического кабинета
|
| |