Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Лавра - Служение
Страницы истории
Литургическая жизнь
Общественное служение
Московская Духовная Академия
Церковноархеологический кабинет
Обеты монашества
Что говорят о Лавре гости
Краткий указатель книг, статей
Краткая летопись Лавры
Собор Радонежских святых
Молитва ко Пресвятей Троице
Алфавитный указатель

      

Общественное служение  

1 
 2
 
3 
 4

30 июля 1957 года Лавру посетили молодые христиане, участники проходившего в Москве VI Всемирного фестиваля молодежи. Гостей из многих стран приветствовал постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви, член Всемирного Совета Мира митрополит Крутицкий и Коломенский Николай.

«Мы принадлежим к различным Церквам,— сказал он,— но у нас вера в одного Христа и у нас одно Его святое Евангелие. А учение Евангелия — это учение о любви, мире, дружбе, братстве, правде, равенстве перед Богом». Этим духом евангельского миролюбия и христианского единства и были проникнуты беседы и дискуссии римо-католиков, протестантов, православных. Молодые христиане отмечали, сколь важно в обстановке международной разобщенности прийти к единому христианскому пониманию мира как нравственной идеи, воплощающейся в братской любви и справедливости между людьми. Древний Рим, например, прилагал немало усилий для поддержания мира в обширной империи. Любая смута подавлялась тогда с кровавой жестокостью. Но такой мир, основанный на насилии, не был прочным. Римская империя оказалась неспособной явить нравственную идею равенства народов и на ее основе привести населяющие ее народы к единству, что явилось причиной ее распада.

Створка для храмовой иконы Святой Троицы. Вклад Бориса Годунова. ЗГИХМЗ, № 393.
Створка для храмовой иконы Святой Троицы. Вклад Бориса Годунова. ЗГИХМЗ, № 393.

Участники встречи констатировали, что нельзя упрочить мир на земле, ограничиваясь только словами о мире,—так, США имеют наибольшее количество проповедников, принадлежащих к самым различным Церквам, однако именно эта страна сбросила атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки.

Русские православные христиане изложили гостям понимание идеи мира с точки зрения православия, приведя как образец патриотического служения этой идее основателя Обители Преподобного Сергия Радонежского, а также опыт минувшей Великой Отечественной войны, когда Русская Православная Церковь в единстве с народом выступила против фашистских захватчиков. В те годы митрополит Ленинградский Алексий (будущий Патриарх Московский и всея Руси) отказался эвакуироваться в тыл из осажденного сражавшегося Ленинграда. В тяжелейших условиях блокады и голода, под постоянными артобстрелами богослужения совершались ежедневно. Но Церковь боролась не только посредством слова. В первый год войны в помощь фронту по всем приходам Москвы было собрано свыше 3 миллионов рублей. В храмах голодавшего Ленинграда — 5,5 миллиона рублей. На эти средства была построена авиационная эскадрилья имени Александра Невского и танковая колонна имени Димитрия Донского.

В XVII веке, во время лихолетья и смуты, когда российский престол стал объектом притязаний самозванцев и разбойничьи шайки чужестранных завоевателей безнаказанно грабили беззащитные села и города, Архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Преподобный Дионисий вместе с келарем монастыря Авраамием Палицыным возглавили в стране освободительную борьбу. Во все концы летели из Обители грамоты с патриотическими призывами «сразиться с врагом московского государства и до конца постоять за веру и Отечество». Набатом отозвался их призыв в сердцах русских людей, и в короткий срок было собрано народное ополчение. Во главе с Космой Мининым и Димитрием Пожарским ратники выбили чужеземцев из Московского Кремля, изгнали их за пределы русского государства.

Верующая молодежь, которой больше, чем комулибо, свойственна жажда правды, вера в добрые начала, поиск общения и дружбы, обращаясь к истории и осуждая войны агрессивные, захватнические, пытается в сегодняшней борьбе за мир найти достойное христианина место.

В апреле 1966 года в Троице-Сергиевой Лавре состоялась Консультация представителей Церквей— членов Христианской Мирной Конференции, региональных комитетов ХМК, христианских и экуменических советов. Это было второе совещание в рамках Христианского мирного движения после встречи в Чехословакии в 1965 году. Христиане различных исповеданий, «вестники и строители мира», как назвал их в приветственной речи Святейший Патриарх Алексий, свидетельствовали о возросшей популярности ХМК, отметив рост числа христиан-миротворцев и создание новых региональных комитетов.

В Лавру прибыли христиане, представлявшие страны разных континентов, люди различных политических взглядов, рас и социального положения.

Участники Конференции говорили о необходимости воспитания чувства ответственности, о сострадательном отношении к жертвам жестокости, угнетения и преследования, о расширении взаимных связей с Церквами и религиозными обществами всех стран в целях сближения и взаимопонимания народов. Конференция, возвысив свой голос в защиту многострадального вьетнамского народа, потребовала признать Фронт национального освобождения Южного Вьетнама в качестве его единственного законного представителя, призвала всех честных американцев использовать все доступные средства, чтобы остановить кровопролитие, особо отметив, что участие в этой войне христиан несовместимо с их верой. В знак солидарности с борющимся вьетнамским народом присутствующие совершили совместную молитву, которая в тяжкие годы Великой Отечественной войны произносилась в храмах Русской Православной Церкви.

Выступавшие на Конференции представители стран Африки высказывались в защиту позиции невмешательства во внутренние дела суверенных государств.

Разрешить проблемы голода, болезней, проблему ликвидации последствий колониализма в развивающихся странах невозможно без совместных усилий людей доброй воли, и здесь немало могут сделать участники христианского мирного движения, «старающиеся о добром не только пред Господом, но и пред людьми».

С 5 по 8 июля 1966 года под сенью Обители Живоначальной Троицы в рамках ХМК работала Комиссия «Экономика и развивающиеся страны» в составе 30 участников из 18 стран. В своей речи митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим отмечал, что, «имея нравственный критерий как главное начало своей деятельности в мире, христиане не могут стоять в стороне от вопросов экономических и политических ».

Участники Комиссии провозгласили, что лучшей формой экономических отношений является экономическое сотрудничество, и особо выделили значение национальных Церквей в решении этих вопросов в своих общинах. Именно они призваны помогать общественности своих стран усваивать наиболее прогрессивные формы экономического и политического развития и воспитывать членов общин в духе христианской свободы и справедливости. На встрече было подчеркнуто, что насилие противно воле Божией. В силу этого обстоятельства христиане не могут стоять в стороне от процессов создания нового общества в развивающихся странах, от их национально-освободительных движений, борьбы с колониализмом и неоколониализмом, ибо экономическая помощь может быть эффективной только там, где устаревшие социальные структуры устранены.

В июле 1967 года под кровом Преподобного Сергия собрались члены Рабочего комитета ХМК, чтобы обсудить вопросы подготовки III Всехристианского Мирного Конгресса, который должен был открыться в Праге весной 1968 года. Комитет собрался в те дни, когда на Ближнем Востоке вспыхнул новый очаг войны; комитет осудил израильскую агрессию. «Мы скорбим,— сказал митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим,— о гибели тысяч жизней братьев — людей, утративших родную землю, кров, пищу, одежду». Комитет изложил свою точку зрения на происходившие события в «Заявлении о положении на Ближнем Востоке».



Участники встречи выразили поддержку несправедливо изгнанным со своей земли арабам, призвали к прекращению огня с обязательным выводом всех израильских войск за пределы границ, существовавших до 4 июня 1967 года. Нельзя ликвидировать войну, преодолеть ненависть и унижение, не проявив уважения к культурному наследию исламского мира, не отказавшись от расистского и шовинистского высокомерия.

Рабочий комитет отметил взаимосвязь всех очагов кризиса в мире, в частности связь ближневосточного конфликта с истребительной войной, которую США вели во Вьетнаме. Работать во имя мира на Ближнем Востоке — значит выступать и за прекращение вьетнамской войны. «Мы просим Церкви не забывать об этих взаимосвязях»,— было подчеркнуто в Заявлении.

Указав на необходимость устроения «более человечного мира» и оказания развивающимся странам такой помощи, которая бы не посягала на их право самостоятельно устраивать свои внутренние дела и свободно выбирать тот тип общества, который они предпочитают, участники заседания высказали надежду, что усилия всех церковных людей помогут прийти к таким отношениям в мире, при которых человечеству не будет тесно на Земле. Если бы все христианские Церкви, объединяющие свыше шестисот миллионов верующих, включились в движение сторонников мира, то своим участием и христианским единодушием они могли бы сделать его подготовительной ступенью к подлинному миру, где все люди Земли избавлены были бы от нищеты, голода и насилия.

Обращение к участникам заседания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия прочитал митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен.

Святейший Патриарх Сербский Герман поздравляет Святейшего Патриарха Алексия с 90-летием.
Святейший Патриарх Сербский Герман поздравляет Святейшего Патриарха Алексия с 90-летием.

13 июля 1962 года, в дни Всемирного конгресса за всеобщее разоружение и мир, проходившего в Москве, 350 его участников, среди которых были представители буддийского духовенства, посланцы африканских и азиатских стран, христиане прибыли в Троице-Сергиеву Лавру. Здесь десять лет назад было положено начало миротворческому движению религиозных деятелей нашей страны. Напомнив об этом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий сказал, что теперь в стенах древней Обители собрались религиозные деятели многих стран.

Лавра встретила гостей колокольным звоном, и этот мирный благовест возвестил о том, что под нее так, как призваны воевать против греха» [260, с. 17].

Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян Вазген I подчеркнул, что невозможно разрешать вопросы общественного, политического, национального или международного характера путем войны.

сенью русской Обители собрались столь несхожие обитатели Земли — представители многочисленной армии поборников мира.

«Как люди верующие,— сказал Святейший Патриарх Алексий,— мы не должны оставлять надежды на конечное торжество добра и правды, потому что, как говорит Премудрый в книгах Священного Писания, «злой не имеет будущности» (Притч. 24, 20), и «Бог... не поддерживает руки злодеев» (Иов 8, 20) [260, с. 15].



Святейший Патриарх Болгарский Кирилл в своем выступлении говорил об ответственности всех членов общества за сохранение мира на Земле. «Война — богоненавистное дело, и мы должны воевать против

Делегат из Индии К. Калелкар, последователь учения Махатмы Ганди, сказал, что религиозные деятели мира сегодня «должны выбирать между эгоизмом и самопожертвованием».

«Атомная война была бы войной всех против всех»,— сказал Коннан Махама, президент ассоциации ислама в Мали [260, с. 25].

Осудив холодную войну, навязанную народам мира американскими милитаристами, участники совещания призвали всех людей доброй воли бороться за разоружение, ибо только уничтожение смертоносного оружия устранит зловещий призрак войны и избавит человечество от грозящей ему катастрофы.

С 1 по 4 июля 1969 года в Троице-Сергиевой Лавре проходила «Конференция представителей всех религий в СССР за сотрудничество и мир между народами». 176 делегатов различных национальностей Советского Союза и гости — видные религиозные деятели 44 стран Азии, Африки, Северной и Южной Америки и Европы в условиях продолжающегося обострения международной напряженности собрались здесь по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, чтобы всесторонне рассмотреть основные проблемы современной обстановки в мире и наметить задачи, осуществление которых верующими людьми могло бы реально содействовать упрочению мира.

Сегодня борьба во всем мире — это борьба за изменение мира, в первую очередь за переустройство социально-экономических структур. Не вливают нового вина в старые мехи,— говорится в Евангелии,— ибо новое вино разорвет старые мехи, как непригодные [Мф. 9, 17]. Новые времена требуют обновления жизни и прежде всего ее социальных устоев. А наиболее действенным инструментом, преобразующим мир, как отмечали выступавшие делегаты, является любовь.

«Любить человека,— говорил в своем докладе архиепископ Львовский и Тернопольский Николай,— надлежит потому, что он «образ Божий», отблеск Божества, что все, что в нем есть — его существо, его психофизиологическая структура, его разум, способности, творческие потенции, таланты — все это обожествлено». Глава буддистов в СССР Бандидо Хамбо лама Гамбоев привел слова Будды о том, что на свете нет ни одного живого существа, жизнь которого не была бы ему дорога. Пророк Магомет учил своих последователей терпимости, говорили выступавшие на конференции мусульмане.

Христианство осознает себя религией любви, отмечали православные делегаты, но любовь эта не есть ни сентиментальная, ни бездеятельная благожелательность, ни беспринципное примиренчество. Активная борьба со злом — вот что такое любовь в ее истинно христианском понимании.

Делегаты конференции выступили с требованием прекратить войну во Вьетнаме и на священной земле Ближнего Востока. Четко прозвучала в их выступлении мысль, что существует опасность привыкания к вьетнамской войне, опасность равнодушия к эскалации бесчеловечности. Напомнив, что долг Церкви — пробуждать совесть всех церковных людей, они призвали молиться за терзаемый вьетнамский народ и оказывать ему практическую помощь.



Долг Церквей состоит еще и в том, чтобы принимать участие в ликвидации неграмотности, оказывать помощь в борьбе с отсталостью, содействовать созиданию национальных кадров в развивающихся странах. Человеческий род происходит от единой крови, и, значит, все люди — единокровные братья. Участники конференции, решительно осудив дискриминацию человека из-за цвета кожи, расовой принадлежности и социального происхождения, приняли «Заявление по проблемам колониализма, неоколониализма, расизма и апартеида», в котором было сказано, что всякое притеснение народов, как основанное на ложном принципе неравноценности людей, противно Закону Божию и справедливости.